Учетная политика организации
Содержание ВведениеГлава 1. Понятие и формирование учётной политики1.1. Понятие и формирование учётной политики.1.2. Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учёта.Глава 2. Содержание и основы разработки учетной политикиГлава 3. Учетная политика предприятия организационный аспект3.1 Организационная форма бухгалтерской службы.3.2 Уровень централизации учета.3.3 Выделение подразделений предприятия на отбельный баланс.3.4 Внутрипроизводственный контроль.ЗаключениеИспользованная литература
Введение Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии долженосуществляться по определенным правилам. Проблема заключается вустановлении такой совокупности правил. Реализация которых обеспечила бымаксимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случаепонимается своевременное формирование финансовой и управленческойинформации, ее достоверность и полезность для широкого кругазаинтересованных пользователей. Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставкибухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный исмешанный. При первом подходе ведение учета регламентируется из единогоцентра. При чем особого значения не имеет, государственный это орган илиобщественное объединение. Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерскогоучета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечиваетмаксимальную адекватность учетных процедур характеру деятельностипредприятия, в современных условиях хозяйствования он неприемлем. Наконец, возможно разумное сочетание элементов первого и второгоподходов. Мировой опыт подсказывает, что при данном способе зацентрализованным регулированием остается установление основополагающихправил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезностьфинансовой информации. Содержательное такое регулирование состоит видентификации этих правил и принципов, а также в определении кругаобщественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила ипринципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условийдеятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала,имеющейся технической базы управления. Иначе говоря, хозяйствующие субъектыразрабатывают и проводят собственную учетную политику. Этот подход избран вРоссии для современной постановки бухгалтерского учета. Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утвержденыприказом Министерства финансов РФ от 20.03.1992г. №10) в практикуотечественного бухгалтерского учета введен термин “учетная политикапредприятия”. Использование указанного термина быстро входит в практику итеорию бухгалтерского учета также в нормативные (инструктивные) материалы,регулирующие организацию учета на предприятиях. Этому способствовалоутверждение в конце 1992г. парламентом страны Государственной программыперехода РФ на международную систему учета и статистики. Думается, что ещерано говорить об укоренении этого понятия, тем более, что термин “учетнаяполитика предприятия” вошел в употребление путем большого перевода нарусский язык английское словосочетание “accounting policies” (вмеждународных стандартах бухгалтерского учета). Кроме того, никакаяполитика, не строится по международным стандартам. Поэтому было быцелесообразно использовать термин, например, “Положение по бухгалтерскомуучету предприятия” или “Правила и принципы организации и ведениябухгалтерского учета предприятия”. Согласно приказу Министерства финансов РФ (приложение от 02.07.1994г.№100) основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (приданиягласности) учетной политики едины и обязательны: в части формирования – длявсех предприятий независимо от формы собственности; в части раскрытия – дляпредприятий публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью иличастично согласно законодательству РФ, учрежденным документом либо особственной инициативе.
Глава 1. Понятие и формирование учётной политики 1.1. Понятие и формирование учётной политики. Основным документом по учётной политике является Положение побухгалтерскому учёту "Учётная политика организаций" ПБУ 1/98. ДанноеПоложение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) ираскрытия (придание гласности) учётной политики организаций, являющихсяюридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций). Согласно ПБУ 1/98 под учётной политикой организации понимаетсяпринятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичногонаблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итоговогообобщения фактов хозяйственной деятельности. Положение распространяется: - в части формирования учётной политики – на организации, независимо от организационно–правовых форм; - в части раскрытия учётной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся натерритории РФ, могут формировать учётную политику исходя из правил,установленных в стране нахождения иностранной организации, если последниене противоречат Международным стандартам финансовой отчётности. Учётная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером)организации на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителеморганизации.При этом утверждается: - рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности; - формы первичных учётных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности; - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; - методы оценки активов и обязательств; - правила документооборота и технология обработки учётной информации; - порядок контроля за хозяйственными операциями; - другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта. При формировании учётной политики предполагается что: - активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности); - организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности); - принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому (допущение последовательности применения учётной политики); - факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определённости факторов хозяйственной деятельности). Учётная политика организации должна обеспечивать: - полноту отражения в бухгалтерском учёте всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты); - своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности (требование своевременности); - большую готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); - отражение в бухгалтерском учёте факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); - тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); - рациональное ведение бухгалтерского учёта, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности). При формировании учётной политики организации по конкретномунаправлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбородного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативнымиактами по бухгалтерскому учёту. Если по конкретному вопросу в нормативныхдокументах не установлены способы ведения бухгалтерского учёта, то приформировании учётной политики осуществляется разработка организациейсоответствующего способа. Принятая организацией учётная политика подлежит оформлениюсоответствующей организационно–распорядительной документацией (приказами,распоряжениями и т.п.) организации. Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные организацией приформировании учётной политики, применяются с первого января года,следующего за годом утверждения соответствующегоорганизационно–распорядительного документа. При этом они применяются всемифилиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включаявыделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. Вновь созданная организация оформляет избранную учётную политику всоответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерскойотчётности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридическоголица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организациейучётная политика считается применяемой со дня приобретения правюридического лица (государственной регистрации). На Канашской мебельной фабрике разработана учётная политика на 1999год главным бухгалтером и Михайловой Ф.Н. и утверждена директоромКиселёвой Л Изменение учётной политики организации может производиться в случаях: - изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учёту; - разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта. Применение нового способа ведения бухгалтерского учёта предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учёте и отчётности организации или меньшую трудоёмкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации; - существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. Не считается изменением учётной политики утверждение способа ведениябухгалтерского учёта фактов хозяйственной деятельности, которые отличны посуществу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые вдеятельности организации. Изменение учётной политики должно быть обоснованным и оформляетсясоответствующими организационно–распорядительными документами. Изменение учётной политики должно вводиться с 1 января года (началафинансового года), следующего за годом его утверждения соответствующиморганизационно–распорядительным документом. Последствия изменения учётной политики, оказавшие или способныеоказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежныхсредств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются вденежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий измененийучётной политики производится на основании выверенных организацией данныхна дату, с которой применяется изменённый способ ведения бухгалтерскогоучёта. Последствия изменения учётной политики, вызванного изменениемзаконодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учёту,отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности в порядке, предусмотренномсоответствующим законодательством или нормативным актом. Еслисоответствующее законодательство или нормативный акт не предусматриваютпорядок отражения последствий изменения учётной политики, то этипоследствия отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности исходя изтребования представления числовых показателей минимум за два года, кромеслучаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношенииэтих последствий в отношении периодов, предшествующих отчётному, не можетбыть произведена с достаточной надёжностью. При соблюдении указанного требования отражения последствий измененияучётной политики следует исходить из предположения, что изменённый способведения бухгалтерского учёта применялся с первого момента возникновенияфактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствийизменения учётной политики заключается в корректировке включенных вбухгалтерскую отчётность за отчётный период соответствующих данных запериоды, предшествующие отчётному. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчётности.При этом никакие учётные записи не производятся. В случае, когда оценка в денежном выражении последствий измененияучётной политики в отношении периодов, предшествующих отчётному, не можетбыть произведена с достаточной надёжностью, изменённый способ ведениябухгалтерского учёта применяется к соответствующим фактам хозяйственнойдеятельности, совершившимся только после введения такого способа. Изменения учётной политики, оказавшие или способные оказатьсущественное влияние на финансовое положение, движение денежных средств илифинансовые результаты деятельности организации подлежат обособленномураскрытию в бухгалтерской отчётности. Информация о них должна, как минимум,включать: причину изменения учётной политики; оценку последствий измененийв денежном выражении (в отношении отчётного года и каждого иного периода,данные за который включены в бухгалтерскую отчётность за отчётный год);указание на то, что включённые в бухгалтерскую отчётность за отчётный годсоответствующие данные периодов, предшествующих отчётному, скорректированы. Изменения учётной политики на год, следующий за отчётным, объявляютсяв пояснительной записке в бухгалтерской отчётности организации. На ЗАО "Канашская мебельная фабрика" с 1 января 1999 года донастоящего времени никаких изменений в учётной политике не производилось.
1.2. Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учёта. Разработка рабочего плана счетов. Организация самостоятельноразрабатывает рабочий план счетов на основе утверждённого плана. Она вправеиз всей совокупности систематических счетов выбрать действительнонеобходимые для себя, вводить (с разрешения МФ РФ) новые систематическиесчета, используя свободные коды счетов. На основе системы субсчетов, предусмотренной утверждённым Планомсчетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяютперечень используемых субсчетов, при необходимости объединения, исключаяили добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитическихсчетов и их кодовые обозначения. В соответствии со ст.6 Закона о бухгалтерском учёте, и также п.6Положения по ведению бухгалтерского учёта ЗАО "Канашская мебельная фабрика"имеет разработанный на основе утверждённого Плана счетов бухгалтерскогоучёта рабочий план счетов для отражения необходимых коммерческих ифинансово–хозяйственных операций. Выбор формы бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбираетформу учёта (журнально–ордерная, мемориально–ордерная, упрощённая,машинно–ориентировочная), перечень применяемых учётных реестров, ихпостроение, последовательность и способы записи в них. На мебельной фабрике применяется в соответствии с учётной политикойжурнально–ордерная форма счетоводства в соответствии Инструкции поприменению единой журнально–ордерной формы счетоводства, утверждённойпланом Минфина СССР от 08.03.60 г. №63 (с учётом рекомендаций по применениюучётных реестров бухгалтерского учёта на предприятиях, приведённого вписьме МФ РФ от 24.07.92 г.). На предприятии составляются следующиежурналы–ордера: 1, 2, 4, 6, 7, 10, 10/1, 11, 12, 15. Организация бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбираеторганизационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учёт иотчётность могут осуществляться специализированной организацией илисоответствующим специалистом на договорных началах. Организация можетвыделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а такжефилиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения,входящие в состав предприятия. В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, егообязанности могут выполняться главным бухгалтером или другими работникамипо письменному распоряжению руководителя организации.
СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРИИ Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества иобязательств. При проведении обязательных инвентаризаций для составлениягодовой отчётности организациям предоставлено право проводитьинвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов –один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере иприравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материаловможет проводиться в период их наименьших остатков. Количествонеобязательных для инвентаризации основных средств в отчётном году, датыпроведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемыхпри каждой из них, устанавливаются самой организацией. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта ибухгалтерской отчётности в организации проводится инвентаризация имуществаи обязательств, согласно приказа МФ РФ №49 от 13.06.95 г., в ходе которойпроверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации заисключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Глава 2. Содержание и основы разработки учетной политики Термин “учетная политика предприятия” вошел в употребление в концевосьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский языксловосочетания “accounting policies”, употребляемого в стандартах,издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. Вначале 1992г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете иотчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкоераспространение в учетной литературе и на практике. В экономической литературе приводятся разнообразные определения:“Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов иправил, регламентирующих методические и организационные основы ведениябухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базына данный момент времени” (5.С.48); “… совокупность способов ведениябухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующихусловий хозяйствования” (2.С.7); “… это совокупность конкретных методов иформ ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя изобщепринятых правил и особенностей своей деятельности” (7.С.10). Вприложении к приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 подучетной политикой предприятия понимается “…совокупность способов ведениябухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения,текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной ииной) деятельности” (1.С.5). Данное определение совпадает с определениемметода бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета как наука сложился 500 лет тому назад иникакой общественно – экономический строй, как показывает практика, неможет поменять его. Изменения же происходят только в техническом иорганизационном плане с целью более рационального и эффективногоиспользования метода бухгалтерского учета. Поэтому международные стандартыпредусматривают не совокупность методов и способов ведения бухгалтерскогоучета, а принципов и правил организаций и технологической основы реализацииего способов. Поэтому, учетная политика предприятия представляет собойсовокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологииреализации способов (метода) бухгалтерского учета на предприятии с цельюформирования максимально оперативной, полной, объективной и достовернойфинансовой и управленческой информации предприятия. Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики предприятиянаглядно отражена на рисунки приведенном ниже.
Глава 3. Учетная политика предприятия организационный аспект 3.1 Организационная форма бухгалтерской службы. Бухгалтерский учет на предприятии может осуществляться: - бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением данного предприятия; - специализированной профессиональной организацией на договорных началах, том числе централизованной бухгалтерией; соответствующим специалистом на договорных началах. В первом случае речь о средних и крупных предприятиях, на которыхвыделение бухгалтерского учета из общего управленческого процессанемыслимо. Остальные варианты ведения учета используются малымипредприятиями, которых подчас содержание собственной бухгалтерии –дорогостоящее и нерациональное занятие. Независимо от того, имеет предприятие собственную бухгалтерию илипользуется услугами сторонней организации, ответственность за организациюбухгалтерского учета несет руководитель предприятия. В его обязанностивходит создание необходимых условий для правильного ведения бухгалтерскогоучета, выполнения всеми подразделениями и службами, работникамипредприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтераотносительно порядка оформления и представления для учета документов исведений. Главный бухгалтер или лицо, исполняющее его функции, несетответственность за соблюдение общих методологических принциповбухгалтерского учета. Основные его функции состоят в обеспечении контроля иотражении на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятиемхозяйственной операции, предоставление оперативной информации, составлениив установленные сроки бухгалтерской отчетности и осуществлении (с другимиподразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия.
3.2. Уровень централизации учета. Структура бухгалтерской службы. В зависимости от конкретных условий деятельности предприятия учет нанем может быть организован по централизованной, децентрализованной илисмешанной форме. При централизации учета все работы по текущему обобщению исистематизации информации, составлению бухгалтерских отчетов,экономическому анализу и контролю сосредоточиваются в едином подразделениипредприятия. Это обеспечивает возможность рационального разделения труда иорганизации действенного контроля со стороны учетного аппарата за работойпроизводственных подразделений. При децентрализации учета наряду с центральной бухгалтериейпредприятия в отдельных подразделениях создаются свои бухгалтерии. Ониосуществляют законченный цикл учетных работ, вплоть до составленияотдельного бухгалтерского баланса, активы и пассивы которого включаются вобщий баланс предприятия. К несомненным достоинствам децентрализованнойформы необходимо отнести приближение учетного персонала к производственнымподразделениям, повышение оперативности и аналитичности учета. Предприятия может применять и смешанную форму организации учета, когдалишь некоторые (наиболее крупные) подразделения составляют отдельный баланслибо когда бухгалтерские службы подразделений выполняют только частьучетных работ (приемку и проверку первичных документов, учет расчетов сработниками, группировку информации в разрезах, необходимых для руководстваподразделением, и др.). Состав и соподчиненность отдельных бухгалтерских подразделений иработников определяют исходя из численности персонала и объема учетно-контрольных работ, вытекающего из масштабов хозяйственной деятельностипредприятия, качества и рациональности постановки самого учета. На небольших предприятиях функции ведения бухгалтерского учетараспределяются между исполнителями, как правило, по предметному признаку:каждый исполнитель осуществляет весь комплекс работ на определенном участкеучета (учет материальных ценностей, учет производственных затрат и т.д.).Все работники бухгалтерской службы подчиняются главному бухгалтеру. На крупных и средних предприятиях в составе бухгалтерской службыпредусматривается ряд подразделений (отделы, сектора). Они, как правило,выделяются так же по предметному признаку. Внутри этих подразделений работаможет распределяться между исполнителями по линейному (когда работникобслуживает целиком какое-либо производственное подразделение) илифункциональному (когда работник выполняет определенную группу операций)признаку. Например, в состав бухгалтерии предприятия может быть расчетный,материальный, производственный, сводный отделы и другие подразделения.Расчетный отдел обычно занимается комплексом работ по учету расчетов пооплате труда, расчетов с Фондом социального страхования, Пенсионным фондоми другими подобными органами, а также соответствующей отчетностью.Материальный отдел отвечает за ведение учета и осуществление контроля заналичием и движением материальных ресурсов. Производственный отдел ведетучет затрат на производство, исчисляет себестоимость продукции. На сводныйотдел возлагается обобщение данных бухгалтерского учета, составлениебухгалтерской отчетности. Специальные подразделения бухгалтерии могутзаниматься учетом капитальных вложений (при большом объеме капитальногостроительства), учетом готовой продукции и реализации, финансово-банковскими операциями, расчетами по налогам и неналоговым платежам вбюджет.
3.3. Выделение подразделений предприятия на отбельный баланс. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФпредприятие может выделять на отдельный баланс свои производства ихозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другиеобособленные подразделения, входящие в его состав. Активы и пассивыотдельного баланса включаются в бухгалтерский баланс предприятия. Выделение того или иного подразделения предприятия на отдельный баланспредставляет собой не что иное, как способ бухгалтерского оформленияразделения учетного труда на предприятии. Его цель – упростить ирационализировать учетный процесс на предприятии и работу бухгалтерскойслужбы. Выделение структурного подразделения на отдельный балансосуществляется в случае 1) территориальной удаленности этого подразделенияот остальных подразделений предприятия и 2) относительной обособленностипроизводственного, коммерческого, финансово-хозяйственного процессов. Эти факторы предопределяют и относительное обособление учетногопроцесса в данном подразделении. С территориальной удаленностью связаныопределенные сложности для централизованной обработки. В связи собособленность деятельности подразделения возникает необходимостьиспользования специфических способов и приемов бухгалтерского учета,осуществления практически завершенного учетного цикла, а также формированиясистемы показателей, характеризующих экономическую ситуацию в данномподразделении предприятия. Вместе с тем выделение на отдельный баланс ни в коем случае нельзярассматривать в качестве полного обособления структурного подразделения отпредприятия. Бухгалтерский баланс, составляемый структурным подразделением,характеризует его имущественное и финансовое положение лишь отчасти. Понему невозможно достоверно исчислить финансовый результат деятельностиподразделения. Точнее, результат, представляемый в отдельном балансе,следует рассматривать лишь в качестве внутреннего хозрасчетного результата,но никак не конечного финансового результата деятельности, о котором идетречь в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Отдельный баланс не отражает реального обеспечения долгов предприятия,перед его кредиторами выступает не подразделение, а предприятие какюридическое лицо, субъект гражданских правоотношений. Руководствоподразделения не имеет права действовать от своего имени; оно вступает влюбое правоотношения только по доверенности от руководства предприятия. Отдельный баланс является частью баланса предприятия. С этой точкизрения отбельный баланс – сугубо внутренний документ, предназначенный длязавершения учетного процесса на предприятии. В этом его отличие отсамостоятельного баланса. Причем в данном случае не имеет никакого значениятот факт, что структурное подразделение может иметь некоторые черты,свойственные юридическому лицу.
3.4. Внутрипроизводственный контроль. Для обеспечения сохранности имущества, законности и целесообразностифинансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных иотчетных данных на предприятии создается система внутрипроизводственногоконтроля. Основными задачами такого контроля являются предотвращениянепроизводительных расходов и потерь, неэффективного расходованияресурсов, использования средств не по назначению, а также оценкаэффективности работы каждого подразделения предприятия. При организации внутрипроизводственного контроля следует иметь в виду,что никакая система, сколь бы идеальной она ни была, не сможет абсолютнонадежно защитить предприятие от посягательств на его активы, от искаженияучетной и отчетной информации. Системы внутрипроизводственного контролясоздают не для того, чтобы полностью исключить все злоупотребления игарантировать безубыточную работу, а для того, чтобы снизить до минимумавероятность попыток незаконных действий, обеспечить их выявление испособствовать достижению максимального эффекта каждым подразделением,службой и исполнителем. При этом необходимо исходить из следующего: любаясистема контроля целесообразна лишь настолько, насколько она приноситвыгоду предприятию. Сложность контроля и затраты на его осуществлениедолжны компенсироваться реально приносимой им пользой. Наиболее существенными элементами организации внутри-производственногоконтроля, применяемыми предприятиями с учетом конкретных особенностей ихдеятельности, являются следующие. 1. Отделение функций по осуществлению реальной коммерческой и финансово- хозяйственной деятельности от функции по ведению бухгалтерского учета. Один и тот же сотрудник предприятия не должен распоряжаться материальными ценностями и денежными средствами и вести бухгалтерский учет операции с этими актами. Такой подход обеспечивает объективность и независимость учета и создает основу для действительного внутрипроизводственного контроля. 2. Разделение функций по ведению бухгалтерского учета. При распределении обязанностей между работниками бухгалтерской службы необходимо добиваться, чтобы один сотрудник не осуществлял контроль за ведением всего участка бухгалтерского учета, выполняя одновременно с этим какую-либо одну операцию на том же участке. 3. Установление ответственности каждого работника предприятия. При подборе персонала предприятия необходимо точно определить меру ответственности конкретных исполнителей за правильностью приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, за соблюдением норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии, за правильное оформление и составление первичных учетных документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете. Четкое распределение ответственности не только даст психологический эффект, ни и позволит определять результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей. 4. Система утверждений. Внутренними правилами и регламентами предприятия должен быть определен круг должностных лиц, которые имеют право подписи документов на отпуск материальных ценностей, на расход денежных средств, на принятие к учету командировочных и представительских расходов. Особо должно быть ограничено число лиц, которым предоставлено право распоряжаться дефицитными ценностями и дорогостоящим имуществом. Может быть установлен порядок, при котором материалы, признанные дорогостоящими и дефицитными, выдаются лишь при наличии на расходных документах визы уполномоченного работника бухгалтерской службы. 5. Использование бланков строгой отчетности. Бланки отдельных видов первичных документов, которыми оформляются операции движения определенных ценностей, могут быть отнесены к бланкам строгой отчетности, за движением которых устанавливается особый контроль. 6. Организация хранения ценностей. Перечислим некоторые предпосылки действительного контроля за сохранностью ценностей: соответствующее оборудование складских помещений и их специализация; материалы должны быть размещены таким образом, чтобы можно было быстро их найти; необходимо оснастить места хранения соответствующими весовыми, измерительными и контрольными приборами и приспособлениями, мерной тарой; денежные средства должны храниться в специально изолированных помещениях. 7. Средства охраны. Вероятность хищений материальных ценностей и денежных средств, утери соответствующих документов снижается при надлежащей организации охраны, применении средств сигнализации, установление сейфов, ограничении доступа к ценностям и денежным средствам. 8. Внезапные проверки. Хозяйственную деятельность периодически должны контролировать бухгалтерская служба, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, независимая аудиторская организация, лица, уполномоченные правлением или дирекцией. В частности, один раз в месяц целесообразна внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом всей наличности и проверкой других ценностей, находящихся в ней; работники бухгалтерской службы должны систематически проверять фактическое наличие тех или иных материальных ценностей, особенно дорогостоящих и дефицитных; в ходе аудиторской проверки может быть проведена выборочная проверка наличия и состояния каких- либо ценностей. 9. Квалификация персонала. На предприятии должно быть организовано систематическое обучение персонала правилами приемки и отпуска материальных ценностей и денежных средств, технике составления и оформления первичной учетной документации в соответствии с положениями и требованиями действующего хозяйственного законодательства.
Заключение. Таким образом, каждое предприятие имеет возможность выбрать любойприемлемый для себя вариант учета по тем или иным вопросам в зависимости отспецифики деятельности предприятия. Эту возможность предприятия имеютблагодаря учетной политике. Понятие "учетная политика" впервые появилось вистории российского бухгалтерского учета в связи с отказом нашей страны отпрежней административно - хозяйственной системы и перехода к рыночнойэкономике. Благодаря гибкости учетной политики ее использованиепредполагается всеми организациями независимо от организационно-правовыхформ. В работе был рассмотрен перечень вопросов, на которые должна ответитьучетная политика. Необходимо отметить, что на самом деле он гораздо шире.По данному вопросу в ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" сказано: "Еслипо конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способыведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политикиосуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя изнастоящего и иных положений по бухгалтерскому учету". Такое расширение"области" учетной политики оправдано, поскольку диктуется многообразиемреальной хозяйственной жизни организации и вытекает непосредственно изанализа применения норм бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности.Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики и должнообеспечить ""обратную" связь теории и практики. Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первуюочередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету.Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могутпредусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с чемпредприятия вынуждены разрабат
Воспользуйтесь поиском по сайту: