Система юридической психологии
Юридическая психология имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы: [7] 1) Методологический раздел, включающий в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развития юридической психологии. 2) Правовая психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правореализации, психологические закономерности правовой социализации личности, а также психологические изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации. 3) Криминальная психология - раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как в целом преступного поведения, так и отдельных видов преступного поведения (насильственная преступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), а также психологию преступных групп. 4) Следственно-оперативная психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений. 5) Судебная психология - раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы. 6) Психология исправительной деятельности - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания. Заключение
Современное состояние психологической науки можно оценить как период значительного подъема в ее развитии. В течение последних десятилетий расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Разрастается круг разрабатываемых в психологии проблем, изменяется ее понятийный аппарат. Совершенствуются методология и методы исследования.
Психология непрерывно обогащается новыми данными, интересными гипотезами и концепциями, относящимися ко всем основным областям ее проблематики. Психологическая наука все более активно включается в решение различных задач, возникающих в разных сферах общественной практики. Сложный и многоплановый курс юридической психологии призван обеспечить понимание юристами социально-психологической сущности правового регулирования, психологических особенностей поведения человека в сфере отношений, регулируемых правом. Правовое регулирование объективно обусловлено социальными и социально-психологическими закономерностями. Лишь синтезировав правовые знания со знанием психологии человеческого поведения, юрист может стать компетентным специалистом. Изучая юридическую психологию, юрист познает закономерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия формирования социально адаптированного и девиантного поведения личности, психологические факторы криминализации личности. Юридическая психология вооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным подходом к организации следственной и судебной деятельности. Возникнув как самостоятельная отрасль знаний в конце XIX в., юридическая психология в настоящее время становится составной частью юридического образования, интегрируя все отрасли права на их единой основе - на основе "человеческого фактора". Контрольное тестирование
1. Предмет юридической психологии: А - закономерности возникновения, особенности протекания психических процессов у человека; Б - закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом;
В - пограничные психические расстройства личности; 2. К задачам юридической психологии относятся: А - синтез психологических и юридических знаний; обеспечение морально психологической закалки юристов; раскрытие психических особенностей различных субъектов правоотношений; Б - раскрытие особенностей протекание нейрофизиологических процессов в мозге; установление психологических контактов с больными людьми; В - синтез психологических и юридических знаний; научная организация труда педагогов; морально-политическая закалка личности. 3. Раздел юридической психологии, изучающий проблемы психического отражения правозначимых явлений, психологические аспекты правотворчества, правосознания - это: А - криминальная психология; Б - возрастная психология; В - правовая психология. 4. Раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты имущественных, экономических и личных отношений, регулируемых гражданским правом - это: А - судебная психология; Б - психология гражданско-правового регулирования; В - криминальная психология. 5. Раздел, изучающий психологию десоциализации личности, психологические механизмы делинквентного и преступного поведения,, психологию личности преступника и преступных групп - это: А судебная психология; Б - криминальная психология; В - психология исправительной деятельности; 6. Психология исправительной деятельности решает проблемы: А - установления вменяемости - невменяемости; установление формы вины; изучения социального окружения; Б - ресоциализации и реадаптации осужденных после отбывания наказания; проблемы исполнения уголовного наказания; В - проблемы исполнения уголовного наказания; проблемы эстетического воспитания. 7. Методологическую основу исследований по юридической психологии составляю: А - системный подход, детерминизм, научная обоснованность; Б - анкетирование, тестирование, системный подход; В - детерминизм, эксперимент, включенное наблюдение. 8. Наиболее древним по происхождению является раздел юридической психологии, изучающий: А - психологию преступного умысла; Б - правовое мировоззрение; В - психологию судебной деятельности.
9. Самый первый фундаментальный труд "Криминальная психология" принадлежит: А - Г. Гроссу, Б - Ч. Ломброзо; В - Пиаже. 10. Основатель антропологической школы, автор теории преступных типов: А Фрейд; Б - Юнг, В - Ломброзо; 11. Русские судебные ораторы, впервые интегрировавшие в своей деятельности знания по праву, психологии и социологии: А Бехтерев, Плевако; Б - Фрезе, Кони; В - Кони, Плевако. 12. Автор научных концепций, пограничных между психологией и психиатрией, а также трудов по патопсихологии: А - Сербский; Б) Кони; В) - Петражицкий. 13. Биологическую основу для формирования личности составляют: А - характер, темперамент, тип нервной деятельности; Б - темперамент, экстраверсия, нейротизм; В - знания, умения, навыки. 14. Психологическое состояние, связанное с накоплением отрицательных эмоций в результате невозможности удовлетворения желаний " конфликт желания " - это: А - Фрустрация; Б - апатия; В - аффект. 15. Человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы его деятельности и поведения - это: А - индивид; Б - личность; В - индивидуальность. 16. Индивидуально-психологические особенности личности, в которых отражается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов: А - поведение; Б - темперамент; В - талант. 17. Крайний вариант нормы, который при определенных условиях может стать патологией: А - адаптация; Б - интеграция; В - акцентуация. 18. Поведенческий подход к изучению личности, теория, на базе которой выделены аверсивные стимулы: А - бихевиоризм; Б - фрейдизм. 19. Выработка социального опыта, усвоение социальных норм личностью: А. - ресоциализация; Б - десоциализация; В - социализация. 20. Система доминирующих личностных ценностных ориентации, ее интересы, установки, идеалы, желания составляют: А - направленность личности; Б - характер личности; В - способности личности. 21. Отклоняющееся от нормы поведение подростков, выражающееся в систематическом совершении незначительных проступков:
А - ситуативное поведение; Б - дезадаптивное поведение; В - делинквентное поведение. 22. Стремление подростка высвободиться от опеки, самоутвердиться: А - реакция группирования; Б - реакция компенсации; В - реакция эмансипации. 23. Качество психики, обеспечивающее человеку возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью: А - эмоции; Б - воля. 24. Эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью, бурное проявление и кратковременное: А - стресс; Б - прострация; В - аффект. Список использованной литературы
1. Васильев ВЛ. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: Юрид. лит., 1991. - 464с. 2. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях) Часть II "Юридическая психология". Учебник. - М.: Юрид. лит., 1996. - 560 с. 3. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. Учебное пособие. - М.: Издательство БЕК, 1997. - 330с. 4. Журбин В.И. Опыт изучения психологической защиты подследственного в ситуации допроса. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 450с. 5. Розин В.М. Психология для юристов. Учебное пособие для высшей школы. - М.: Издательский Дом "ФОРУМ", 1997. - 128 с. 6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998 - 488 7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М. Право и Закон, 1997. - 320с. [1] Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях) Часть II "Юридическая психология". Учебник. - М.: Юрид. лит., 1996. - с. 25 [2] Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях) Часть II "Юридическая психология". Учебник. - М.: Юрид. лит., 1996. – с. 27 [3] Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998 — с. 16 [4] Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М. Право и Закон, 1997. – с. 45 [5] Васильев В. Л. Юридическая психология. — 3-е изд. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — с. 75 [6] Васильев В. Л. Юридическая психология. — 3-е изд. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — с. 115 [7] Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М. Право и Закон, 1997. – с. 31
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|