Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов

Регистрация данных наблюдения в форме дневника заключается в описании поведения испытуемого в отдельные ограниченные промежутки наблюдений. В данном исследовании избираемые промежутки времени различны (от нескольких минут до нескольких часов), в зависимости от продолжительности интересующих наблюдателя ситуаций. Схема наблюдения, задающая ситуации, которые должен наблюдать исследователь, основана на шкале субъективных оценок реактивности испытуемого, предложенной М. Гроднер и модифицированной А. Крымовым.

Предполагается оценивание поведения объекта наблюдения по параметрам, приведенным в шкале оценок. Студент-наблюдатель фиксирует применительно к соответствующим ситуациям свои оценки в дневнике наблюдения.

Каждый поведенческий параметр оценивается по пятибалльной шкале: балл 1 означает полное отсутствие данного качества у человека, балл 5 — максимальную интенсивность проявления, а баллы 2-4 — градации умеренной интенсивности. После проведения шкалирования все баллы суммируются. Полученное число — показатель реактивности испытуемого: если оно близко к 30 — реактивность, если к 20 — средняя, если к 10 — минимальная. Уровень реактивности тем ниже, чем большее число баллов получает испытуемый. Шкала оценок реактивности в двух вариантах представлена в Приложениях I и II.

Обучение наблюдателей использованию единиц наблюдения —важный этап работы при выполнении задания.

Список ситуаций с указанием параметров оценки реактивности, которым они могут соответствовать, приводится в таблице.

Два варианта использования ситуации наблюдения

№ п/п Ситуации Параметр
      Вариант 2
  В библиотеке: чтение научной литературы, конспектирование, написание рефератов. То же дома (в общежитии). Работа во время лекции   1,2
  Ответ на семинаре, на зачете, при защите отчета в практикуме   3,4,5,6
  Поведение в ситуациях общественных мероприятий (общественная работа)   1,3,4,5,6
  Занятия спортом, выступления на соревнованиях; работа в художественной самодеятельности. Походы, экскурсии   1,3,4,6
  ситуации (например, общение с контролером, штрафующим испытуемого за безбилетный проезд, или с вахтером, который требует пропуск, когда студент его забыл, и т.п.)   4,5,6

Примечание: Цифры в графе «Параметр» соответствуют номерам позиций в шкале оценок.

Шкала оценок для измерения реактивности (вариант 2)

Оценка   Единица наблюдения 1 – 2 – 3 – 4 - 5
       
  Способен ли работать длительное время без перерывов (например, несколько часов)? Поминутно отрывается Несмотря на продолжительную работу, не испытывает утомления
  Способен ли к устойчивой концентрации внимания? Не может сосредоточиться, посторонние раздражители сильно отвлекают Целиком поглощен работой, посторонних раздражителей не замечает
  Охотно ли выполняет ответственную работу? Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу, охотнее подчиняется Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия
  Обладает ли стойкостью перед неудачами, препятствиями? При неудачах травмируется, препятствие вызывает отказ от работы При неудачах еще больше мобилизуется, препятствия не отбивают охоту к работе, верит в успех
  Ведет ли себя как обычно при общении с начальством, преподавателями? При общении с начальством конфузится, избегает его Ведет себя как обычно
  Проявляет ли нервозность перед важным заданием? Даже будучи хорошо готовым, при ответе на семинаре, на зачете сильно нервничает Не воспринимает такие ситуации как исключительные, спокоен

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...