Искусство глазами современной молодежи
Проблема создания и восприятия прекрасного волновала человечество всегда. Даже об эволюции человеческого разума мы сейчас судим по предпринимаемым древним человеком попыткам украсить свой быт, по тем частицам материальной культуры, которые пощадило время. В отношении человека к искусству всегда доминировала оценочная составляющая «хорошо – плохо», «нравится – не нравится». Особенно остро на обыденном уровне обсуждается вопрос об отношении к искусству современной молодежи. Молодежь ругали всегда – и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что «молодежь пошла не та», что утрачена прежняя чистота нравов. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме. Причиной же столь низкого уровня морального и интеллектуального развития молодежи критики считают как раз отсутствие интереса к высокому искусству, повышенное внимание к материальным ценностям и отсутствие такового к ценностям духовным. Действительно ли эстетические предпочтения современной молодежи так ужасны? Каковы основные направления формирования художественной культуры молодых? Многочисленные исследования, проводимые социологами, философами, педагогами, не дают однозначного ответа на вопрос: «Изменились ли эстетические вкусы современной молодежи в худшую сторону по сравнению с предпочтениями старших поколений?». Как пишет в своей статье Р. Перескоков: «Эти дети «воспитаны» неполной семьей, улицей, «тусовкой», кровожадными американскими фильмами с мордобоем, убийствами и почти животным сексом, которые телевидение бесстыдно гоняет ежедневно. С отрицательным значением этих факторов надо бороться и перевоспитывать детей в нужном, гуманитарном направлении».
Ему вторит представитель Московского Патриархата при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Илларион, обеспокоенный уровнем вкуса современной российской молодежи: «К сожалению, наш век – век поп-культуры, когда вкусы определяются модой, когда детей и молодежь приучают к самому примитивному, самому дешевому виду искусства – так называемой поп-музыке». «То, что молодежь слушает попсу, – это не просто недостаток нашего общества, это, с моей точки зрения, настоящая национальная трагедия», – отметил представитель Русской Церкви. При этом епископ Илларион выразил убеждение, что поколение, которое слушает попсу, «не сможет построить полноценное сильное государство, не сможет создать духовно полноценную нацию». Результаты научных исследований, в общем, дополняют печальную картину. Социологический опрос, проведенный в Ростове-на-Дону, показал, что 73,3% молодых зрителей в возрасте от 16 до 18 лет обосновывают свой выбор фильмов возможностью «отключится» от повседневной реальности и «уйти» в яркий, незнакомый мир кинематографа; 46,6% – стремлением развлечься и снять отрицательные эмоции; 30,0% – желанием увидеть на экране любимых актеров. И только 6,6% опрошенных молодых ростовчан объяснили свои экранные предпочтения склонностью к размышлениям о каких-либо жизненных проблемах. Для сравнения был проведен опрос юных москвичей. Среди зрителей, ориентированных на проблемность и размышления по поводу просмотренного на экране было и того меньше (5,1%). Несомненно, также, что в системе социокультурных предпочтений молодежи театральное искусство все более перемещается на второй план. Объяснить это можно малой доступностью театрального искусства для широкой аудитории (концентрация театров в крупных городах, высокие цены на билеты как местных, так и гастролирующих театров). Но не только это обусловливает низкий интерес к театральному искусству. Можно с грустью констатировать неразвитость у значительной части молодежи зрительской театральной культуры, низкий уровень общегуманитарной подготовки.
Косвенным подтверждением тому является абсолютизация сюжетной канвы пьесы и недооценка других структурных компонентов театрального спектакля. Многие молодые люди (по материалам упоминавшегося уже опроса) искренне полагают, что у театра нет будущего, что его из культурного пространства постепенно вытеснят видео, телевидение и Интернет». Наряду с упадком интереса к театру отмечается низкая посещаемость музеев изобразительного искусства современной молодежью (как правило, современные молодые люди оказываются в музеях в группе коллективных экскурсантов от конкретных учебных заведений, самостоятельное посещение музейных залов практикуется ими гораздо реже). Основными мотивами посещения молодыми зрителями кинозалов, театральных спектаклей, выбора ими видеокассет, компьютерных дисков, DVD, CD, интернетных сайтов, как правило, являются внехудожественные мотивы – стремление развлечься, отдохнуть «расслабиться», сменить обстановку и т.д. Художествено-эстетические мотивы для большей части аудитории носят вторичный характер или вовсе не имеют никакого значения. Однако все эти справедливые обвинения, на мой взгляд, относятся вовсе не к проблеме сугубо молодежной культуры. Это давняя проблема конфликта массовой и элитарной культуры. Разве родители современной молодежи все поголовно почитатели классической музыки? Разве все, кто родился до 1970, яростные поклонники Достоевского и Толстого? Культура советского времени ставила первейшей своей задачей воспитание и утверждение идеологии, развлекательная же составляющая культуры была незначительной. За неимением альтернативы люди потребляли то, что им поставляло государство. Параллельно официальной, доминирующей культуре, развивалась культура «андерграунда», и далеко не все в ней было высокохудожественно – традиции блатной лирики, «шансона» идут именно оттуда.
Вот уже почти двадцать лет массовая культура в нашей стране – это товар, который надо выгодно продать. Элитарное кино, литература, поэзия не находят себе места на телеэкране и в СМИ. Молодежь потребляет сегодня ту культуру, которую скармливает ей телевидение, под обильную и безвкусную рекламу. Безусловно, на формирование зрительского опыта молодежи наибольшее влияние оказывают сверстники, близкие друзья. Однако семейная традиция может сыграть в этом не последнюю роль, и в семье, где интересуются искусством, молодой человек обретает некоторую защиту от китча, проникающего повсеместно. Профессиональная художественная критика, масс-медиа, увы, не играют какой-либо заметной роли в развитии эстетических вкусов юных зрителей, читателей и слушателей. Более того, нынешнее поколение молодых людей нередко вступает в диалог с искусством в условиях определенной дегуманизации и деморализации искусства. Это можно увидеть в частности, в попытках средств массовой информации принизить, умалить фундаментальное значение народного искусства, классики и реализма и, наоборот, чрезмерно пропагандировать авангардистское искусство и моду, зачастую не содержащих позитивного мировоззрения, и искажающих этико-эстетические ценности (добро, красота, истина, гуманизм). В содержании современного искусства молодежь нередко сталкивается с принижением, деформацией и разрушением образа человека. В произведениях искусства изобилуют эпизоды и сцены насилия и жестокости, которые зачастую противоречат нравственности и оказывают негативное влияние на молодежь – это проблема не только нашей страны но и, практически, всех мировых культур. Тем не менее, молодежь продолжает творить искусство. Увлечение танцами и восточными единоборствами (а с ними – и восточной философией), новое слово в современной художественной культуре – граффити, боди-арт, ролевые игры как средство художественного самовыражения, литературные опыты – все это показывает, что искусство, эстетизм не чужды современной молодежи, и негодование старшего поколения в значительной степени можно переадресовать им самим. Спросите: «Что смотрят и читают ваши дети? А вы сами? К какому виду элитарного искусства приобщали вы вашего ребенка?».
Конечно, проблема современной молодежной культуры не может быть исчерпана ответами в духе «сам такой». Идеальной моделью развития молодежной культуры было бы целенаправленное, как семейное, так и школьно-вузовское формирование потребности в художественно-творческой деятельности. Такая деятельность, как возможность самовыражения без жестких рамок, без давления и проведения резких границ «классика – хорошо, рок – плохо» поможет молодому человеку раскрыть внутренний потенциал и обрести спасение от обезличивающей массовости в собственном творчестве. В заключении хотелось бы сказать несколько слов о противостоянии массовой и элитарной культуры. В современном обществе массовая культура может находиться на достаточно высоком художественном уровне, и, развлекая человека, отвлекая его от повседневных проблем, обучать его, приобщать к мировой культуре, науке, философии. Пример такого явления – детективные романы Б. Акунина, которые содержат много интересных фактов из истории России XIX века. Создание качественного продукта массовой культуры, который мог бы успешно конкурировать с бессмысленно-развлекательными зрелищами – задача для тех, кого действительно волнует проблема воспитания художественного вкуса молодежи.
Список использованной литературы
1. Гуревич П. С. Человек и культура М.: «Дрофа», 2006 г. 2. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с. 3. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Радугина - М. Изд. “Центр” 2007. 4. Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 2006 г. 5. Негодаев И.А. Информатизация культуры. - ЗАО «Книга», 2003. - 320 с. 6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: «Гардарики», 2007.-344 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|