Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация видов наблюдения. Опыт их использования в социологическом исследовании.

Метод наблюдения. Планирование наблюдения. Этапы его проведения. Программа и документы наблюдения.

Под Н. в соц. подраз-ют прямую регистрацию событий очевидцем. В широком смысле Н. понимается как любая полевая процедура, связ. с получением эмпирической инф. В узком смысле, Н. - спец-кий метод сбора первичной инф. Здесь Н. целенаправленное непосредственное восприятие определенной ситуации (события), а также регистрация результатов восприятия в соотв. документах. Н. имеет свою специфику, как опред. м-да:

1. целенаправленность, что делает его отличным от обыденного Н., встреч-ся в повседневной жизни. Целенаправленность Н. предполагает четкое выделение его целей и задач.

2. непосредственность восприятия - одновременнсть и синхронность события и его наблюдения, прямая регистрация события. Но это событие по-разному схват-ся в колич. (через визуальн. фиксации выделенных переменных) и качест. (ч/з понимание целостного поведения, в том числе и речевого) парадигмах. Класс. соц. рассм. Н. как допол. метод к др. методам сбора первичной инф. и работает только на разведовательном этапе. А качест. соц. видит данный метод как основной, не притендуя на широкое обобщение. Сегодня представленно несколько класс-й этого м-да:

1. полевое и лабораторное (в эксперем-й сит-ии)

2. структурированное и бесструкт-е

3. включ-е и невключ.

4. контролируемое и неконтролируемое.

Можно выделить промежут. виды, характеризующиеся разной степенью включ-ти (разные роли наблюдателя):

1. участник-наблюдатель – преимущественно включенный. Наблюдатель –участник ситуации при этом открыто декларирует свой статус исс.

2. наблюдатель-участник - преимущщественно невкл. – характер. большей отстраненностью исс-ля от изучаемой ситуации, минимум контатов, хотя не скрывает своих науч. целей.

Невкл. структур. набл.

Использование невкл. набл. предшествует серьезная теорет. работа, направленная на разработку целей и задач исс., выделение предмета, выдвижение гипотез и определние тех структурных эл-тов поведения, которые нужно набл-ть. Значит предполаг. разработка прог-ммы набл., как документа, в котором тщательно обоснов. логика выбора тех или иных объектов и ситуаций набл., ориетированных на проверку гипотез. Метод-ий документ этого вида набл. – карточка (протокол). Она предназначена для фиксиров. эл-ов набл. поведения в стого формал. форме. Помимо эл-тов набл. карточка вкл. в себя такие графы как: где проводилось, объект, дата проведения, тема исс., кто проводил, время (начало и окон). Для повышения достоверности можно использовать контролируемое набл. Карточка явл-ся унифицированным интрументом. Качество инф. получаемой этим методом зависит от карточки наблюдения, необходима процедура пилотажа карточки набл., т.е. опробование интрумента. Затем происходит обработка получ. данных в соотв. с проверяемой гипотезой.

Планирование и документы вкл. бесструк. набл.:

Документом такого вида набл. выст-ет дневник набл., в кот-ром в свбодной форме исс-ль записывает наблюдаемое события, реплики, обрывки разговоров, фрагменты интервью, а также свои впечатления, размышления, аналитичекие пометки. Дневник должен сохранять естест. словарь участников, с др. стороны записывая фрагменты услыш-го исс-ль осущест. отбор, т.е. подправляет их, подвергает их интерпр-ции. При ведении заметок дневника важную роль играет фиксации невербального поведения, исс-ль может фиксировать даже пространт. располож. участников. Пример исп-я вкл бесстр. набл.: иссл-е У.Ф. Уайта, описавшего структуры взаимодействия, а также неписанные правила, организ-ие повсед-ю жизнь бедного итальян. р-на одного курпного города Америки.

Классификация видов наблюдения. Опыт их использования в социологическом исследовании.

Под Н. в соц. подраз-ют прямую регистрацию событий очевидцем. В широком смысле Н. понимается как любая полевая процедура, связ. с получением эмпирической инф.

В узком смысле, Н. - спец-кий метод сбора первичной инф. Здесь Н. целенаправленное непосредственное восприятие определенной ситуации (события), а также регистрация результатов восприятия в соотв. документах. Вся совокупность вариантов наблюдения может быть разделена на виды по разным критериям:

1. степень включенности исследователя в изучаемый процесс (4 вида). На полюсах находятся включенное и невключенное. В промежутках виды наблюдения с различной степенью участия. ВН – это такой вид набл., когда соц-г выступает полноправным участником набл. ситуации.

ВН обладает рядом достоинств и недостатков.

Достоинство: повышение степени глубины изучения явления.

К недостаткам следует отнести возможную узость позиций исс-ля, когда он теряет свою исс-кую позицию и оказывается на позиции набл-ых, трудности реального осуществления этого вида набл. (организационные).

В российской социологии существует всего несколько примеров организации ВН. Опыт Ольшанского, который изучал ценностные ориентации рабочих, работая рабочим.

Результаты ВН представляются в форме некоего эссе, некоторых заметок по поводу набл. ситуации. Доказательством является, как правило, дневник набл., где соц-г фиксирует результаты, запомнившиеся факты, интересные штрихи своих ежедневных набл. Это качественное, неструктурированное описание наблюдаемой ситуации. Оно осуществляется в контексте определенной исследовательской задачи. Здесь очень велика степень субъективизма исследователя. ВН – это разновидность набл., характерная для качест. соц. Применительно к ВН вопрос о надежности данных не ставится вообще, ибо включенное наблюдение представляет собой метод в рамках качест. парадигмы, где вопрос о достоверности полученного знания не ставится в принципе.

Типичным методом класс. соц. является НН. НН - соц-г находится вне набл. ситуации. Например, наблюдение за поведением людей рядом с нищими.

Достоинства: объективизм исс-ля; меньшие организационные затраты.

Ограничения: поверхностность знания; упрощение ситуации.

Доказательством этого вида набл. выступает чаще всего карточка набл.; однако, могут использоваться и дневниковые записи, не требующие колич. обработки.

Можно выделить и промежуточные виды, характеризующие разный уровень включенности исс-ля и находящиеся между полюсами: включенное/невключенное набл. Эти промежуточные виды характеризуются соответствующими ролями набл-ля: набл., в котором набл-ль занимает позицию участник-наблюдатель. Такой вид набл. м/б бы назвать преимущественно включенным (участвующим); Набл., в котором набл-ль занимает позицию наблюдатель-участник - это преимущественно невключенное наблюдение. В рамках преимущественно-включенного набл. набл-ль становится участником изучаемой ситуации, но при этом открыто декларирует свой статус иссл-ля: другие участники ситуации (изучаемые люди) знают об истинных целях, которын его привели в бригаду, организацию, в ту или иную соц. группу в целом. Как правило, это не мешает установлению нормальных, дружественных отношений между набл-ем и др. членами изучаемой группы. Преимущественно невключенное наблюдение характеризуется большей отстраненностью исследователя от изучаемой ситуации, контакты с членами изучаемой группы минимальны, исследователь не скрывает своих научных целей.

2. Степень формализованности: структурированное и бесструктурное.

СТ: структурируется поведение, которое наблюдается, то есть, поведение представляется как совокупность всех возможных элементов поведения. В рамках СТ за каждым наблюдателем закрепляется группа наблюдаемых (как правило, не превышающая 5-7 человек). Наблюдаемая совокупность разделяется на группы. При этом объект изучения наблюдается несколькими наблюдателями одновременно. Например, поведение людей в студенческой группе наблюдается 5-10 наблюдателями. Итогом набл. за объектом должен выступать некий общий результат. Выбор в качестве группы наблюдения 5-7 человек объясняется психологическими возможностями человека. По данным психологии человек не может одновременно наблюдать за большим числом людей. Инструмент наблюдения – карточка набл. Разговор о повышении надежности набл. относится, прежде всего, к СТ, которое протекает в рамках классической парадигмы социологии, потому что именно в рамках этой парадигмы ставится вопрос о достоверности информации.

3. Способ организации набл.: полевое (естественное) и лабораторное.

В рамках качест. подхода ЛН не используется. В рамках класс. подхода может использоваться и то, и другое.

4. степень контроля результатов - контролируемое и некотролируемое.

КН, при котором осуществляется контроль за результатами. Главная идея такого контроля данных – повышение их достоверности, близости к реальности. Это достигается двумя способами: одна и та же ситуация наблюдается несколькими набл-ми, после чего полученные результаты перепроверяются или происходит интенсификация набл. за одним и тем же объектом: резко увеличивается их количество. Перепроверка может происходить в рамках бесструктурного набл., когда разные исс-ли «сверяют»свои впечатления, свое видение наблюдаемой ситуации с целью выявить общее, присутствующее в ряде исс-ких интепретаций. Это может происходить как на разведывательном этапе традиционного соц. исс., так и в качест. исс. в том его направлении, которое тяготеет к научному и стремится глабже понять изучаемую реальность.

Существует вопрос, следует ли набл-лю вмешиваться в изучаемый процесс. Ответ на это вопрос зависит от цели исс.. Если основная цель – диагностика ситуации (как в случае изучения собрания в качестве одного из каналов выражения общественного мнения), вмешательство в ход событий исказит реальную картину, и, как следствие, будут получены ненадежные данные. Если же цель исс. познавательно-аналитическая, или практически-прикладная, и состоит, главным образом, в принятии упр. и орг. решений, активное вмешательство не только возможно, но и полезно. Именно этим целям служит стимулирующее включенное наблюдение – наблюдающее участие. Здесь наблюдатель провоцирует нестандартные ситуации и исследует реакцию объекта. Таким образом, во-первых, регистрируется отношение к нововведениям вообще, и к разным способам их реализации, во-вторых.

Набл. со стороны предусматривает постепенное вхождение в изучаемый объект так, чтобы люди привыкли к набл-лю.

В лабораторных условиях остаться незамеченным невозможно, поэтому необходимо отвлечение от истинных целей. При соучаствующем набл. единственный способ снять помехи от вмешательства исс-ля – полное вхождение в изучаемую среду

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...