Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание результатов

ОТЧЕТ О НАБЛЮДЕНИИ

 

Объектом наблюдения выступали прихожане православной церкви во время утреннего воскресного богослужения города Уфы.

Время службы 9:00- 11:00

Период наблюдения: наблюдение происходило в течение двух воскресных служб, первая служба проходила на Пасху (15.04.2012), вторая служба в следующее воскресенье (22.04.2012)

Цель наблюдения – описать состав посещающих службы в православной церкви и их поведение.

Описание результатов

Пасхальное служение, не смотря на его ежегодность, необходимо отнести скорее к явлениям уникальным, состав участников сильно разнится год от года (с учетом количества людей, посещающих эту службу и количество самих служб, проведенных в этот день). Представленные ниже выводы сделаны на основе наблюдения двух воскресных служений- праздничного и обыденного.

Состав участников утреннего богослужения весьма разнородный, для удобства разобьем всех присутствующих на несколько категорий.

1 категория это молодежь в возрасте от 15 до 30 лет (подавляющее большинство в этой группе составляют студенты и школьники старших классов).

2 категория – люди в возрасте от 30 до 55 лет

3 категория – пожилые люди.

В отдельную 4 категорию стоит выделить людей, пришедших с маленькими детьми.

Категории являются весьма условными и можно даже сказать, что основной для их выделения является не столько возраст, сколько различия в степени и формах участия людей данных возрастных групп в происходящей службе.

Опишем все 4 категории более подробно.

1 категория.

Стиль одежды можно охарактеризовать как повседневный (легкие куртки, джинсы, легкие ботинки или кроссовки, у девушек обувь без каблука или на небольшом каблуке, словом обувь, в которой можно комфортно простоять время службы) Около 60-70% представителей этой группы – девушки. Исходя из правил служения, обязательным атрибутом для девушек является платок, покрывающий волосы, менее важным является юбка. Все представительницы женского пола в этой группе в платках, чего не скажешь о юбках, длинные юбки одели совсем не многие, отсюда можно лишний раз сделать вывод, о том, что является обязательным требованием, а что только желательным.

В большинстве своем представители этой группы располагаются ближе к концу помещения, то есть дальше всех от священнослужителей. Для группы характерной является определенная свобода поведения во время служения, знакомые могут тихо разговаривать между собой, перемещаться во время службы, для того что бы поставить свечи, после чего непременно возвращаясь на «свое место» в конце помещения. Участие в службе этой группы можно назвать минимальным. Основная форма проявления участия (или даже в какой-то мере солидарности) – перекреститься в необходимый момент (Необходимый момент определяется людьми, стоящими впереди). Группа доброжелательно реагирует на все происходящее во время службы, но воспринимает все довольно поверхностно. Без раздражения относится к внешним обстоятельствам (к плачу детей, тесноте, разговорам и пр.). С учетом участия и местонахождения этой группы прихожан, для удобства дальнейшего описания можно условно назвать их арьергардом.

Поведение и активность группы меняется за время служения. В первые полчаса группа старается проявить максимальное внимание и участие в происходящем, стоят тихо, взоры направлены вперед. По истечению получаса заинтересованность падает, начинаются первые перешептывания, перемещения, взгляды разбегаются по сторонам. К 10 часа в рядах группы появляется некая скука и сонливость. Начиная с 10-30, группа вновь начинает активизироваться, ожидая окончание службы. Окончание службы встречается улыбками, тут же начинаются разговоры – дело сделано =).

Зачастую в арьергарде помимо молодежи находятся и люди с маленькими детьми – что, по видимому, обусловлено необходимостью иметь возможность быстро выйти из помещения при необходимости, группа также, как правило, принимает минимальное участие в служении (сложно сказать, являются ли причиной этого объективные причины - такие как присмотр за ребенком), поэтому представители этой группы являются неотъемлемой частью структуры, которую мы назвали арьергардом. Поведение этой группы людей во время служения сочетает в себе черты молодежи и возрастной группы 30-55 лет описанной далее.

 

2 Категория прихожан - люди в возрасте от 30-55 лет. Люди в этой группы почти в равной степени представлены как женщинами, так и мужчинами. Стиль одежды более строгий, нежели у молодежи, тем не менее, выглядит ничем не примечательно, так же может быть охарактеризован как повседневный. Степень участия в служении значительно выше, чем у представителей арьергарда. Способы участия помимо перекрещивания дополняются поклонами, реже пением псалмов вместе с богослужителями. Степень их участия в богослужении близка к максимальной, выглядит наиболее естественной в стенах церкви. Во время всей службы эта часть населения (в большинстве своем) старается вникать в происходящее. Как и молодежь, спокойно относится к внешней среде, без раздражения и недовольства реагирует на плач детей, спокойно относятся к тихим разговорам молодых людей, все их внимание поглощает происходящее богослужение. В этой категории прихожан одновременно выделяется как авангард (люди стоящие наиболее близко к священнику, степень их участия в служении максимальна) так и промежуточный слой, отделяющий авангард от арьергарда (степень участия среднее, можно сказать, что они «внемлют» всему происходящему впереди). Однако необходимо отметить, что между авангардом и промежуточным слоем не существует четких, «осязаемых» границ, люди, представляющие эти структуры, могут перемещаться в области описанной зоны (от самых первых «рядов» до середины помещения)

Помимо людей в возрасте от 30 до 55 лет эти структуры включают в себя и достаточно большую часть пенсионеров. Входя в их состав, пенсионеры полностью принимают формы участия в служении этих структур, отличаются от большинства представителей лишь возрастом и в меньшей мере одеждой.

Во время всего служения поведение этой группы (сюда входят и люди от 30 до 55 и часть пенсионеров) остается максимально ровным – все внимание от начала и до конца посвящено происходящему, люди не отвлекаются ни на что другое. Складывается ощущение, что именно эти люди точно знают зачем они пришли. Они пришли, потому что хотели, а не потому что нужно. По окончанию службы их лица проявляют сдержанную радость, однако отличную от радости молодежи. Скорее всего, ее тоже можно назвать радостью от совершенного, но в данном случае не от завершенного необходимого дела, а от совершенного добровольного действия.

3 категория – пожилые люди. Характерным является то, что подавляющее большинство в этой группе - женщины, их удельный вес в составе группы на глаз можно определить как 90-95%. Стиль одежды строгий, длинные юбки, платки, предпочтение отдается серым и темным тонам. Формы участия в служении – молитвы, пение псалмов, интенсивные перекрещивания и низкие поклоны.

Представителей этой категории можно разделить на 2 части.

Первая часть – это обычные прихожане, по способам участия, активности, месторасположению во время служения имеют те же черты что и представители промежуточной группы и авангарда- поэтому выделять их в отдельную структуру и отдельно описывать не имеет смысла.

Вторая группы людей имеет отличительные черты. Наиболее нетерпимы к условиями внешней среды, не относящимся к служению. Участники группы будто возложили на себя некую контрольную, надзирательную функцию, а так же функцию поддержания традиций и устоев. Неприемлемым для группы считаются разговоры, шум и т.д., однако считается нормальным и уместным сделать замечание «нарушающим» порядок и ход службы(замечания могут быть высказаны чуть ли не во весь голос, безусловно отвлекая людей много больше, нежели те кому эти замечания делаются), участники группы стараются пресечь любые формы активности других групп, не относящиеся к службе (инструментами контроля являются замечания, в гораздо более редких случаях это активные действия – подвязывание платков девушкам (или же их вручение) и «опоясывание» тех, кто пришел не в юбках (вокруг пояса повязывается ткань, на манер юбки) – так выражается функция поддержания традиций).

Стоит сказать, что возложение на себя этих функций лишь отчасти является самостоятельным. В случае возникающих у людей вопросов,

(в основном таких как: А что это за икона? А где ставить свечи за здравие? и т.д.) люди обращаются именно к представителям этой группы.

Основной контроль со стороны этой группы осуществляется за группой молодых людей.

Чаще всего представители группы располагаются возле икон и мест для свечей, в основном расположенных по стенам помещения, поэтому места скопления представителей этих групп можно назвать флангами.

Наиболее активно эта группа проводит начало и конец службы. В начале, когда люди только собираются, представители группы активно «советуют» кому и где встать, как и куда смотреть, кому поставить свечу и прочее. В середине службы, когда новые люди уже фактически не приходят, представители группы стараются принять участие в служении, однако, не перестают оглядывать все помещения, стараясь выявить очередного нарушителя, не надевшего платок или юбку, держащего руки в карманах или же просто разговаривающего. К концу служения представители группы вновь активизируются, наблюдая за действиями людей, что бы никто не начал шуметь раньше времени и др.

Как ни странно, зачастую внимание священнослужителей бывает направленно именно на представителей группы флангов. В основном это внимание заключается в легком доброжелательном порицании действий членов группы - священнослужители многим менее консервативны в сравнении с представителями старшего поколения.

По отношению ко всем остальным группам священнослужители относятся доброжелательно. Основные форму привлечения к участию со стороны группы - призыв к молитве, обращение, проповедь.

 

В целом во время службы взаимодействия между представленными группами людей (так же как и взаимодействие между выделенными структурами) практически отсутствует, выражено лишь в формах описанных выше.

Наиболее частые контакты происходят между фланговой группой и арьергардом (односторонняя связь, выраженная в постоянном контроле), а так же между авангардом и промежуточным слоем (перетекание людей между структурами).

 

 

Праведников А.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...