Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система воспитания как совокупность идей и учреждений

Введение

 

Вопрос воспитания и образования волнует человечество еще со времен Платона и Аристотеля, однако это был вопрос элитарного воспитания. И лишь в ХХ веке он становится важным для всех слоев населения. И сейчас, по прошествии почти двух десятилетий с распада СССР, этот вопрос более чем болезнен и актуален. Новые стереотипы, новые идеалы, новые цели, возможности и невозможности, новые интересы и проблемы породили ряд новых вопросов и тенденций в этой области. Чтобы решить вопрос детской наркомании, алкоголизма, проституции, и еще большее количество менее глобальных проблем, необходимо совершенствовать, а кое-где и создавать заново систему воспитания подрастающего поколения.

Цель работы охарактеризовать существующую систему воспитания, выявить ее достоинства и недостатки, как на общероссийском, так и на региональном уровнях.

Задачи исследования:

выявление особенностей системы воспитания на различных исторических этапах;

выявление места и роли детских учреждений в системе воспитания;

определение роли социально-культурных институтов в системе внешкольного воспитания

характеристика системы воспитания, существующей на территории Пермской области, средств, методов, форм работы учреждений для детей;

Предметом исследования является система воспитания подрастающего поколения в Российской Федерации, детские учреждения и организации.

Объектом исследования являются формы, средства, методы работы с детьми и подростками социально-культурных институтов, история их становления.

Проблема не является новой, поэтому широко разработана в педагогических трудах таких ученых, как А. Макаренко, Азаров и т.д. Если говорить об учебных пособиях, то наиболее глубоко тему раскрывает И.Н. Ерошенков "Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков".


Глава 1. Система воспитание подрастающего поколения и место детских учреждений в ней

Система воспитания как совокупность идей и учреждений

 

В данном параграфе система воспитания будет рассмотрена как совокупность идей и учреждений, охарактеризовано место и роль в ней социальных и социально-культурных институтов.

Каждое общество формирует систему воспитания подрастающего поколения в зависимости от его социальной установки. В дореволюционной России существовала тенденция к подавлению личности. Об этом писал, например, Н.А. Бердяев: "Личностей не было была однородная масса, потому что каждая личность духовно оскоплялась уже на школьной скамье... Формализм сознания лучшее нивелирующее средство в мире"

Эта же линия на нивелировку личности продолжалась и в советское время. Только нынешняя Конституция России объявила личность высшей ценностью, поставив ее на первое место. Однако реализация этого конституционного права требует реформирования всего общества, в том числе и системы воспитания подрастающего поколения.

Под системой воспитания мы понимаем формирование всесторонне развитой личности посредством различных социальных институтов.

Система идей внешкольной работы включает обеспечение целенаправленного воздействия и взаимодействия детей и подростков в свободное от учебы время, развитие творческих способностей, удовлетворение их разносторонних интересов и запросов в области культуры, создание условий для развития общественной активности и самостоятельности, обеспечение условий для отдыха детей и подростков. А всестороннее развитие личности в современных условиях предполагает формирование идейной направленности, т.е. воспитание патриота, демократа и гуманиста, соблюдающего законы природы и общества. Социально-экономическая направленность означает воспитание труженика, творца, профессионально грамотного, ответственного и делового человека. А духовное богатство включает в себя нравственную чистоту и эстетическое совершенство. Всестороннее целостное развитие личности включает в себя также и физическое совершенство.

В систему воспитания входит также система социальных, социо-культурных институтов. Попытаемся конкретизировать понятие " социально-культурный институт". Философия под социальным институтом понимает элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни. Социология под этим же термином понимает организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества [13, с.122]. В свою очередь необходимо подчеркнуть и широкий диапазон термина "социально-культурный институт". Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного о6разования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы, цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки, спортивно-оздоровительные, курортно-санаторные учреждения и т.д.

Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга, и называется социально-культурным институтом [ 6, с.50].

В завершении параграфа можно сделать следующий вывод, неотъемлемой частью системы воспитания являются социальные, социально-культурные институты. Сфера их деятельности, основные цели и задачи определяются действующей в обществе идеей воспитания, которая строится согласно нравственным и политическим реалиям времени, тем требованиям, которое общество предъявляет своему гражданину.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...