Понятие об эргономике и инженерной психологии
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Инженерная психология Оглавление:
1. Понятие об эргономике и инженерной психологии........................................................ 2 2. Нормирование загрязнений атмосферы, гидросферы, литосферы................................. 7 3. Понятие об ударной волне, ее характеристики.............................................................. 10 4. Защитное заземление......................................................................................................... 12 5. Организация работ по ликвидации ЧС (общие положения)......................................... 13 Список литературы................................................................................................................ 22 Понятие об эргономике и инженерной психологии
Требования эргономики и инженерной психологии к машинам, технологическим процесса и производственным помещениям. Усложнение производственных процессов и оборудования изменили функции человека в современном производстве: возросла ответственность решаемых задач; увеличился объем информации, воспринимаемой работающим, и быстродействие оборудования. Работа человека стала сложнее, возросла нагрузка на нервную систему и снизилась нагрузка физическая. В ряде случаев человек стал наименее надежным звеном системы "человек-машина". Возникла задача обеспечения надежности и безопасности работы человека на производстве. Эту задачу решает эргономика и инженерная психология. Эргономика (от греческого ergon - работа и nomos - закон) - научная дисциплина, изучающая человека в условиях его деятельности, связанной с использованием машин. Цель эргономики - оптимизация условий труда в системе "человек-машина". Эргономика определяет требования человека к технике и условия ее функционирования. Эргономичность техники является наиболее обобщенным показателем свойств и других показателей техники.
Инженерная психология - научная дисциплина, изучающая закономерности информационного взаимодействия человека и техники для проектирования, создания и эксплуатации СЧМ. Инженерная психология исследует процессы приема, хранения, переработки и реализации информации человеком. На основании закономерностей психических, психофизиологических процессов и свойств человека она определяет требования к техническим устройствам и построению СЧМ, а также требования к свойствам человека-оператора. В качестве обобщенных показателей деятельности оператора и СЧМ инженерная психология использует эффективность, надежность, точность, быстродействие. Научную основу эргономики составляют анатомия, физиология и психология. Анатомия составляет теоретическую основу антропометрии и биомеханики. Антропометрия - измерение человека позволяет получить данные, необходимые для правильного расположения органов управления и определения размеров рабочих пространств. Важным моментом при этом является определение границ колебаний размеров, в которых учитывается потребный объем выборки, выражаемый в перцентилях. Так, 90-й перцентиль представляет результаты измерений, показывающих, что 90% измеряемой группы имеют определенные размеры меньше, а 10% больше средних для данной группы. На практике любая конструкция рассчитывается на 90% населения. Биомеханика - изучает приложение сил телом человека. Она дает рекомендации, как необходимо эффективно прилагать силы: усилие должно создаваться массой тела, а не мышц; наиболее полно должны использоваться мышцы, передвигающие сустав вокруг его центрального участка. Физиология в эргономике дает закономерности процесса производства энергии организмом человека. Вырабатываемая энергия организма оценивается по потреблению кислорода. Психология вносит в эргономику теорию деятельности человека, основанную на информационной модели человека-оператора; теорию обучения и теорию организации, связанную с проектированием работы.
Задачами эргономики как прикладной дисциплины являются: - проектирование системы "человек-машина", то есть распределение функций между человеком и машиной; - проектирование рабочего пространства так, чтобы физическое окружение соответствовало характеристикам человека; - проектирование окружающей среды в соответствии с требованиями оператора; - проектирование рабочих ситуаций (продолжительность рабочего дня, перерывы для отдыха и т.п.). Инженерная психология, как это следует из вышеизложенного, является практически составной частью эргономики, решающая задачи организации СЧМ путем: - распределения функций между человеком и машиной; - анализа функций, выполняемых человеком в СЧМ; - проектирования системы информации, выбора чувствительного канала; - конструирования средств управления; - проектирования рабочих мест; - обеспечение удобства технического обслуживания машин; - подбора кадров и их профессиональной подготовки. В РФ действуют ряд ГОСТов по эргономике, как-то: 16035-70 "Качество продукции. Общие эргономические показатели. Термины", ГОСТ 16456-70 "Качество продукции. Эргономические показатели. Номенклатура" и др. Учет, эргономических требований должен осуществляться на всех этапах проектных решений и включает: - Разработку профессиограммы, определяющей цели и задачи трудовой деятельности, ее психофизиологические характеристики, требования к человеку и технике. - Анализ и уточнение назначения, принципов действия и конструкции техники, ее характеристик применительно к целям трудовой деятельности. - Распределение функций между человеком и техникой на основе оценки качества выполнения задач человеком и машиной и общей эффективности системы. - Установление последовательности выполняемых человеком операций и определение объема и формы представления информации. - Ориентационную оценку надежностных, временных и точностных требований к деятельности человека. На основании рассмотренных работ определяется: состав специалистов, их функции и организация работы; состав средств отображения информации, органов управления рабочих мест и пультов управления; компоновка средств отображения информации и органов управления, размещение рабочих мест в производственных помещениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|