Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

организационных форм капитала.

Середина 90-х – подъём, достижения в области техники. Внедрение, обновление отраслей, создание новых, с/х, транспорт, связь, строительство, военное дело. Ядро – открытие новых источников энергии, новые двигатели. Электричество (с конца 40-х), телеграф. В 60-х – возможность превращения мех. энергии в электрическую à генераторы (1866 – Сименс, динамо-машина, 1879 – Эдисон, лампа накаливания, дуговая лампа). После 1891 в Германии решили проблему передачи токов высокой частоты трансформаторами, промышленные цели. Электроэнергетика, электротехника. Начало теснить паровой двигатель, вытеснил в межвоенный период. Двигатель внутреннего сгорания (1860, Ленуар). Топливо – бензин, мазут. Новые средства транспорта. 1859, Пенсильвания – нефть. Керосин для бытовых нужд, на рубеже веков транспорт не определял. Перед Первой Мировой – 3% флота на нефти. 1903 – братья Райт. 1919 – регулярные воздушные сообщения. 90-е годы – автомобили только на заказ. Уголь не потерял значения. Упрочил положение. 50-е годы, Бессемер (Англия) – новый способ переработки чугуна в сталь, сокращение плавки до 20 минут. 1878 г., Томас – сталь из фосфористых руд, П. Мартен – печи. Сталелитейная промышленность Германии и Франции. Основной конструкционный материал. Сырьё для химической промышленности. Многоотраслевой комплекс (1856 – анилиновые красители из каменного угля, искусственные удобрение, смола, каучук, взрывчатые вещества для горного дела). Значение машиностроения, инвестиции. С/х – трактора, элеваторы. Пишущие машинки, швейные машинки. В создании индустриальной культуры участвовали и американцы, немцы, французы, шведы. Общее достояние. США, Германия – сразу осваивали. Оттеснили Англию. Мировое хозяйство. Роль производства как фактора конкуренции. Крупные предприятия. Риск рос – основание для отказа от борьбы, соглашения с конкурентами. Были низкие цены на товары, подталкивали к договорённостям (по квотам и ценам, разделу рынка, слияния). Инициатива объединения – банки. До конца 19 в. – в основном краткосрочные ссуды, учёт векселей. Потом – долгосрочное кредитование, вложения в ценные бумаги ж/д и промышленных компаний. Размещение на денежном рынке, расчёты по текущим счетам, осведомлённость о делах предприятия. Вводили своих представителей в правления à финансово-промышленные группы, предприятия в сотрудничестве с банками, которые составляют ядро. «Финансовый капитал». Монополии при контроле 60% сбыта, стабилизация цен, устойчивость. Повышение цен не всегда. Иногда снижались (мало издержек). Но нет контроля и открытого выбора. Профсоюзы, кооперативы. Отраслевые объединения. Коллективные договоры об условиях найма. Защита прав потребителей – потребительская кооперация. Совместная закупка у производителей. Мелкие производители, аграрный сектор. Государство оказало влияние. Законы по охране труда, соц. обеспечению, изымает ж/д и связь из частных рук. В некоторых странах – условия деятельности. Шаги к трудовому законодательству (Берлин, Брюссель, Бёрн – конференции, регламентация, горные предприятия). 1900, Базель (Швейцария) – Международное бюро труда. Профобъединения, союзы работодателей, государство – силы, определяющие баланс.

14. Экономическое выдвижение США и Германии в кон. XIX – нач. ХХ вв.

США в это время выходят на 1-е место по промышленному производству. В американской пром-ти в это время происходят структурные изменения: ведущее место стала занимать тяжелая пром-ть вместо легкой, т.к. начали развиваться новые отрасли в связи с достижениями науки и техники. В80-х гг. появляется фирма Эдисона, которая затем переросла в крупнейшую электротехническую корпорацию «Дженерал Электрик». Генри Форд основывает серийное производство автомобилей. Одной из первых монополий США стал основанный Рокфеллером нефтяной трест «Стандарт Ойл» (перерабатывал нефть). Тресты появляются в различных отраслях. Появляются «короли» вагонов, мясных консервов. В 1890 году был принят антитрестовский закон Шермана: запрещалось объединения, стеснявшие свободу конкуренции, т.е. формально запрещались монополии. После этого закона усиленное распространение получает новая форма монополий – холдинг-компании. Холдинг – это общество, кот. держит пакет акции разных фирм, получает дивиденды и распределяет их между пайщиками. Параллельно с концентрацией пром-ти и образованием монополий идет концентрация банков и образование финансовых групп. К началу первой мировой войны во главе двух крупнейших банков стояли Морган и Рокфеллер. Продолжало в это период развиваться и с/х. США заняло первое место по производству и экспорту зерна, стали основным поставщиком сельскохозяйственных продуктов для Европы. Главный промышленный район – Север был районом развитого с.\х. на бывшем рабовладельческом Юге т ехнический уровень с/х был значительно хуже, т.к. там сохранялись крупные землевладельцы, кот. сдавали землю в аренду и применялась примитивная техника. На Дальнем Западе продолжалась колонизация. Таким образом, не вся еще территория страны была полностью хозяйственно освоена. Продолжался процесс внутренней колонизации страны. Промышленное производство в германии 1870-1913 развивалось опережающими темпами, германская пром-ть обогнала английскую и французскую и вышла на 1-е место в Европе и 2-е в мире. Впереди шла тяжелая пром-ть. Успехи были связаны с рядом политических обстоятельств. 1. с 1871г. Германия стала единым государством, что способствовало ускорению экономического развития. 2. в 1871 г. в рез0те победы над Францией Германия получила в присоединенных землях богатые залежи железной руды, а также контрибуцию в 5 млрд. франков, кот. была использована для развития пром-ти.

Высокая концентрация производства облегчала образование монополий и в начел 20в. Германия становится классической страной монополий. Среди германских монополий особое место занимал концерн Круппа. Создан он был при участии государства и по государственной программе и стал государством в гос-ве. В начале 20в. в германии образуется bokbitr капиталов, кот. не находят применения внутри страны. Германии нужны колонии. Хоть она и имела колонии в Африке, но этого было мало, т.к. у Англии было намного больше колоний. Германия начинает вынашивать планы передела колоний. Германия начинает строительство железной дороги «Драй Б»-Берлин-Белград-Багдад, кот. ведет к Индии (сердцу британских колоний на востоке). Англия пыталась затормозить строительство дороги, но немцы не идут на уступки. Германия развязывает Первую мировую войну.

 

15. Англия в условиях утраты промышленной монополии в конце XIX-начале XX в.

Больше половины всех колоний на Земле принадлежало Англии. Колонии обеспечивали Англии огромные преимущества перед другими странами, но именно эти преимущества затормозили рост экономики. Причины: 1. английская пром-ть оказалась в привилегированном положении. Она имела в колониях дешевые источники сырья рынки сбыта. Т.е. Англия имела гарантированные прибыли и не было стимула к совершенствованию предприятий. Оборудование Англии же устарело по сравнению с Германией и США, т.к. строилось раньше. 2. наиболее выгодным употреблением капитала был вывоз его в колонии: там прибыли были выше, т.к. ниже была оплата труда. Новые капиталы увозились в колонии, а не вкладывались в свою пром-ть. 3. главным рынком сбыта английской пром-ти были колонии: в основном это были товары легкой пром-ти. А в это время в Германии и США активно развивается машиностроение. Англия отставала особенно и электротехнической и химических отраслях. Эти обстоятельства привели к потере Англией промышленной монополии. Она перестала быть «фабрикой мира». По объему промышленного производства она отходит на 3-е место. Замедленными темпами в Англии идет концентрация производства, а, следовательно, и образование колоний. Монополии раньше всего образуются в военной пром-ти. А в других отраслях образование монополий замедляла политика свободной торговли. Если несколько фирм объединять в монополию и договорятся о повышении цен, то потребители станут покупать более дешевые импортные товары. Но особенно затормозила колониальная империя развитие с/х Англии. Дешевые с/х-ые продукты шли из колоний, также шел приток дешевого хлеба из Америки. В итоги английские фермеры разоряются (ведь им надо было еще платить арендную плату ленд-лордам). Получая огромные доходы от колоний, Англия стала богатейшей страной мира. Занимала первое место по вывозу капитала, причем большая часть капитала вывозилась в колонии и вкладывалась в хозяйство колоний. Прибыли этого хозяйства возвращались обратно в Англию. Прибыли от вывоза капитала стали основной статьей национального дохода Англии. Теперь она жила в основном за счет доходов от хозяйств других стран и могла вообще не иметь своего хозяйства, т.к. на нее работало множество колоний.

16. Рационализация экономики США в 1920-е гг.

Первая мировая война, подорвав хозяйства европейских стран, выдвинула США на роль лидера капиталистического мира. Воюющим странам были необходимы товары, кот. уже не производила их пром-ть, переведенная на военные рельсы. Эти товары можно было купить у единственной невоюющей большой индустриальной страны – у США. За годы войны экспорт американских товаров вырос в 1,5 раза. Война требовала больших затрат, поэтому все необходимые деньги занимали у США, В итоге за годы войны США превратилась из должника европейских стран в их кредитора. В 1920-21гг. американская экономика пережила небольшой спад, после кот. начался промышленный подъем 21-29 гг, кот. называется эпоха «просперити»(процветания). Особенно высокими темпами развивается автомобильная пром-ть. Старые отрасли – металлургическая, угольная, текстильная – испытывала застой. Т.е. после первой мировой войны усилилась неравномерность развития различных отраслей пром-ти. Рационализация американского хозяйства – переход к наиболее экономичному способу использованию всех ресурсов (утилизация отходов; переход к новой системе государственного снабжения, на предприятия запасы делаются только на 2-4 дня а не на месяц). Большинство деталей подвергаются стандартизации, в большинстве компаний начинают прибегать к внутреннему планированию. Большую популярность начинает приобретать школа Тейлора: затраты и методы ведения хозяйственной деятельности должны определяться на основе изучения отрасли и притом индивидуально. На практике это свелось к тому чтобы работники не совершали «лишних (с точки зрения производства) движений». В результате сильно сократился трудовой цикл, повышается производительность труда. Однако человек при этом работает, что называется на износ. Происходит снижение продолжительности рабочего дня, а условия найма становятся более благоприятными для работника.

17. Антикризисное регулирование экономики США в 1930-х гг. («новый курс» Ф.Д.Рузвельта).

На выборах 1932г побеждает президент Ф.Д. Рузвельт. Он провозгласил систему мер оздоровления экономики – так называемый «новый курс». При правительстве была создана NIRA «Национальная администрация по восстановлению промышленности». Во главе ее встал «мозговой трест» - совет из крупнейших экономистов и промышленников. Эта организация осуществляла государственное регулирование хозяйства. Пром-ть была разделена на 17 отраслевых групп. Во главе каждой группы был поставлен свой орган и для каждой группы были введены свои правила – «кодексы честной конкуренции», кот. устанавливали объем производства, цены и т.д, т.е. ставили производство в производственные рамки. Другим направление курса Рузвельта была организация больших работ – строительство новых дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений. Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары, да и для самих работ приобретались с рынка стройматериалы. Соответствующие меры были приняты и в с/х. Гос-во стало скупать земли у фермеров, оставляя эту скупленную землю как пустошь, без использования, стало выплачивать премии за сокращение поголовья скота, за сокращение продукции, т.е. старалось сократить объем сельскохозяйственного производства.

Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал политику Рузвельта противоречащей конституции, и в1934г. большинство мероприятий нового курса было запрещено.

19. Бреттон-Вудсская конференция создание системы международных экономических учреждений в 1944-1948 гг.

20. План Дж. Маршалла в послевоенном восстановлении Европы

Необходимость создания после войны нового мирового экономического и политического поряд­ка, способного эффективно противостоять военным угрозам, ранее всего была осознана в США. Отсюда исходила инициатива создания важнейших междуна­родных учреждений, призванных направлять политический и экономический процесс., на которые возлагалась задача регули­рования валютно-финансовых отношений в миро­вом масштабе.

1—22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе, на северо-востоке США, проходила конференция по валютным и экономическим вопросам послевоенного мирового устройства, созванная по инициативе прези­дента Рузвельта с участием представителей 45 стран, будущих участниц ООН. Соглашения, заключенные 23 июля 1944 г., предусматривали создание Междуна­родного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и содержали концепцию третьего из бреттон-вудсских учреждений, облекшегося несколько позже в форму Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ)- ВТО. МВФ был основан как инструмент стабилизации обменных курсов валют на многосторонней основе. Страны-члены МВФ принимали на себя обязательст­во о свободной конвертации их валют и о поддержа­нии их фиксированного курса к золоту. Рыночные отклонения от фиксированного курса допускались в пределах 1% в ту и другую сторону. Основная задача МВФ состояла в предоставлении займов странам-членам фонда при возникновении де­фицита платежного баланса (от которого и зависит в конечном счете обменный курс валют). МБРР или Всемирный банк был предназначен для оказания финансовой помощи в восстановлении стран послевоенной Европы, позже главным направле­нием его деятельности стало оказание поддержки эко­номического развития бедных регионов мира. МБРР организован по принципу акционерного общества, предоставляющего займы своим членам (членство в МВФ — условие вступления в МБРР). Его средства составляются из вступительных и годовых взносов стран-членов, но главным образом он мобилизует не­обходимые средства путем продажи облигаций, а так­же предоставления гарантий займам частных банков нуждающимся в них странах.

октябре 1947 г. было создано ГАТТ1995 г. преобразовано во Всемирную торговую организацию, ВТО. Задача ГАТТ состояла в борьбе с протекционизмом и достижении наибольшей от­крытости рынков в интересах экономического роста. Одним из краеугольных принципов деятельности ГАТТ явился принцип наибольшего благоприятство­вания, в соответствии с которым льгота, предостав­ляемая одному партнеру по торговле, должна быть предоставлена всем остальным. Организация экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР), в которую была преобразована Орга­низация экономического сотрудничества, созданная в поддержку плана Маршалла. ОЭСР со штаб-кварти­рой в Париже имеет целью создание единого информационного поля для стран-участниц. В ее составе более сотни специальных комитетов и рабочих групп, осуществляющих наблюдение за экономическим и финансовым положением в мире и контроль за нацио­нальной экономической политикой стран-участниц. В 60-е гг. Международная ассоциация развития при Всемирном банке (1960), предоставляющая странам с низким ВНП надушу на­селения беспроцентные займы; В развертывании стратегии глобализации важ­ный этап отмечен начавшимися в 1975 г. ежегодными встречами глав государств и правительств семи эко­номически наиболее развитых стран мира — США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Канады, Италии. Их вклад в мировой ВНП, промышленное производство и мировой экспорт (более 50% по всем трем позициям) - высокую степень влияния на мировой экономический процесс. План Маршалла в процессе экономического восстановления ЕвропыИз Второй мировой войны США вышли еще бо­лее могущественными. Предприятия вновь работали с полной нагрузкой, производственные мощности США выросли, производство увели­чилось, безработные вернулись на свои рабочие места.Европейские страны, напротив, были сильно ослаб­лены. Неурожай 1946 г. и сохранение карточной системы снабжения населения продовольствием, нехватка угля холодной зимой 1946—1947 гг. и перебои на транспорте, безработица создавали почву для социальных кон­фликтов и усиления политической нестабильности в европейских странах. Недостающее сырье, машины и продовольствие могли предоставить только США.Новый подход к проблеме экономической помощи разоренной войной Европе был сформулирован в ре­чи государственного секретаря США Дж. Маршалла, 5 июня 1947 г. Вместо займов отдельным странам США выра­зили готовность оказать крупномасштабную помощь Европе при условии, что европейцы представят совме­стную программу восстановления, что должно было составить начальный этап экономической интеграции и политического сплочения этих стран. Вместе с тем страны-получатели помощи должны были заключать с США двусторонние соглашения, которые обязывали их предоставлять регулярные отчеты об использова­нии полученных средств, обеспечивать финансовую стабильность валют, сотрудничать с другими страна­ми в снижении торговых барьеров и не препятство­вать американским инвестициям в экономику.После того как комитет европейских экспертов представил рассчитанную на четыре года программу восстановления, конгресс США 3 апреля 1948 г. принял закон о помощи иностранным государствам («план Маршалла) Благодаря плану Маршалла Западная Европа впервые выступила в качестве единого экономического целого.

 

18. Экономическая политика национал-социалистов в Германии в 1933-1939 гг.

Фашизм в Германии родился как мелкобуржуазное политическое движение. Движение людей не очень богатых, не очень образованных и теряющих устойчивое положение в обществе – это были представители мелкой буржуазии. Ведь во время 1-ой мировой войны этот слой общества пострадал больше всего. Массовое разорение этой части населения Германии активизировало ее, это и сделало партию Гитлера достаточно сильной. Также за Гитлером пошли и рабочие – ведь его партия называлась национал-социалистической рабочей партии. Придя к власти, Гитлер отбросил прежнюю программу и стал проводить такую политику, кот. была нужна не мелкой, а монополистической буржуазии. В 1934г. Гитлер устраивает «ночь длинных ножей».

Фашизм после прихода к власти изменил свою социальную сущность. Он стал особой формой государственно-монополистического капитализма, государственного управления хозяйством, доведенного до крайней степени. Все хозяйство страны было подчинено органам государственного управления, в кот. решающую роль играли лидеры монополистической буржуазии. Во главе был поставлен Генеральный совет хозяйства, кот. были подчинены «хозяйственные группы», возглавляющие главные отрасли хозяйства, а тем, в свою очередь – «отраслевые группы». С самого начала фашистское гос-во приступило к регулированию цен, нарушив рыночные отношения. Был установлен низкий уровень цен на товары народного потребления, в рез-те они исчезли и пришлось вводить карточки на продовольствие. Под контроль гос-ва было поставлено и с/х. с/х-ая продукция учитывалась и должна была сдаваться гос-ву по установленным ценам.

Таким образом, все хозяйство Германии было переведено в централизованную систему, кот. по линии гос-ва управляли лидеры монополистической буржуазии. Установив контроль над хозяйством, гитлеровское гос-во начинает экономическую подготовку к войне. Была поставлена цель производить в германии все, необходимое для ведения войны. 1.Военное производство развивалось за счет невоенных отраслей. Предприятия, не попавшие в категорию важных для ведения войны, подлежали ликвидации. 2. Из оккупированных стран доставлялись ресурсы для военного производства. 3.Развитию промышленности способствовали специфические фашистские источники ее финансирования: захват собственности демократических организаций. 4.развитию пром-ти способствовало резкое сокращение расходов на зар.плату. принимали на работу безработных, кот. платили меньше. Введен принудительный бесплатный труд молодежи, заключенных концлагерей. Таким образом, в организации военного хозяйства преобладали принудительные, внеэкономические методы.

21. НТР и структурные сдвиги в экономике развитых стран Запада во второй половине 20 века.

Новую технологическую революцию научно-техниче­ской революции, НТР. Первенство в этой области при­надлежит крупным компаниям США, которые уже с 1920-х гг. обзаводились собственной исследователь­ской базой. Это позволило, например, синтетическое волокно нейлон(1924), одну из первых инноваций третьей технологической волны. В рамках деятельности промышленных компаний развилось особое, приклад­ное направление науки — научные исследования и опыт­но-конструкторские разработки (НИОКР). В 70—80-х гг правительства ведущих стран Запада вступили на путь проведения национальной научно-технической политики, стимули­рующей приоритетные направления НТП. Интересы компаний и поощрительная политика государства обес­печили крупные капиталовложения в сферу НИОКР. На этапе НТР, закончившемся в 70-е гг., когда определились основные направления преобразова­ний производственной базы общества, внедрение инноваций в промышленное производство еще от­личалось дискретностью, прорывом на отдельных, быстрее всего поддающихся преобразованиям уча­стках. В начале 70-х гг. появились признаки новой волны НТР. С середины десятилетия они ширятся и растут, а в 80-х гг. поднимают всю технологическую

революцию на новую ступень. С этого времени пере­стройка производства обретает целостный, системный характер. Автоматизацию отдельных участков произ­водства сменяет компьютеризация всех фаз производ­ственного цикла. Наряду с автоматизированными линиями, обслуживаемыми промышленными робота­ми (их широкое внедрение в автомобиле- и авиастрое­нии, в электротехнике началось в 70-х гг.) появляются полностью автоматизированные производства, заво­ды-автоматы, в которых участие человека сведено до минимума. В 80-е гг. набирают силу новые направления НТП. Среди них — биотехнология, сопоставимая по ее революционизирующему воздействию на энергоемкие производства с электроникой. Новой сферой общест­венного производства становится информатика. В прошлом рабочая сила, вытесняемая из сельского хозяйства, поглощалась другими секторами экономики, в основном промышленностью. В услови­ях автоматизации производства и растущего с 70-х гг. применения промышленных роботов, заменяющих до пяти человек и способных работать 24 часа в сутки, сокращается занятость и всюду в промышленности. В наиболее наукоемких отраслях — производстве ЭВМ, авиастроении, радиоэлектронике — трудосбере­гающий эффект компенсируется созданием новых рабочих мест. Пока автоматизация делала первые шаги в 50—60-х гг., безработица была уме­ренной в странах Запада, с 70-х и особенно в 80-е гг. развилась структурная безработица, отражавшая процесс интенсивного преобразования технической базы обрабатывающих отраслей. Вытесняемая из них рабочая сила заново распределяется по секторам, главным образом перемещаясь в сферу услуг. Рост за­нятости в этой сфере отмечался в развитых странах уже в 50—60-х годах. Процесс глубокой структурной перестройки эконо­мики западных стран описывается также с помощью понятия «деиндустриализации». Однако индустрия на Западе отнюдь не умирает. Деиндустриализация выражается в свертывании многих традиционных производств и структурных сдвигах в обрабатываю­щей промышленности в сторону новых. С 70-х гг. в развитых странах шло крупное перераспределение инвестиций в перспективные наукоемкие отрасли. Их выдвижение сопровождалось освобождением промышленно развитых стран от материале- и энергоем­ких технологий, экологически грязных производств, концентрирующихся все больше в развивающихся странах. В 80-х гг. отошел в прошлое высокий уровень потребления сырья. Показательно сокраще­ние или стагнация выплавки стали в странах, тради­ционно лидировавших в мировой металлургии. Оно отражает не кризис отрасли, а ее технологическую перестройку. Производство дешевых сортов стали остается за развивающимися странами. Ввозя ее к се­бе, США, ФРГ, Япония производят и отправляют на экспорт высококачественные, специализированные дорогие сорта.

22. Методы и цели государственного регулирования экономики в странах Запада в 1950—1970-х гг. и причины отхода от них в 1980-х гг. Государственный сектор в экономике.

На национальном уровне экономическое разви­тие стран Запада после 1945 г. проходило под исклю­чительно сильным для мирного времени воздействи­ем государства. В европейских странах государство играло значительную роль уже в ходе восстановитель­ного процесса, предоставляя частному сектору значи­тельные средства на восстановление и реконструкцию предприятий. Одновременно, уже в 40-х —.нача­ле 50-х гг. в ряде стран Европы были проведены круп­номасштабные мероприятия по изъятию из частных рук целых отраслей экономики. Так, во Франции в 1946 г. была проведена национализация угольной и газовой промышленности, электроэнергетики, в собственность государства перешли автомобильные заводы фирмы «Рено» и Французский банк. В Англии национализации подверглись наряду с угольной и газовой отраслями электроэнергетика, металлургия, железнодорожный транспорт и Английский банк. Управление расширившимся государственным сектором в экономике само по себе требовало формирования целенаправленной политики со стороны государства.. Государственное регулирование охва­тило весь экономический процесс в большинстве ве­дущих стран и привело к созданию новой системы экономических отношений между частным сектором и государством. За основу была взята концепция регулирования экономического роста, предложенная английским эко­номистом Д.М. Кейнсом, чьи идеи доминировали в качестве экономической доктрины на Западе до кон­ца 70-х гг. Кейнс считал главной проблемой капитали­стической экономики предвоенных лет безработицу и низкие темпы роста. Соответственно основной целью экономической политики должны быть экономическая стабильность, устойчивый рост и полная занятость. Под влиянием этих идей почти все правительства за­падных стран, начиная с 60-х гг., использовали для достижения установленных Кейнсом целей политику стимулирования совокупного спроса. Задача состоит в том, чтобы склонность к инвестициям и расширению текущего спроса получала перевес над склонностью к сбережениям (помещению денег в банки). Подтолк­нуть владельцев свободных денежных средств к рас­ходованию денег на рынке и приобретению ценных бумаг может низкий процент по вкладам и более высокий — в виде дивидендов. Это происходит в условиях инфляции. Инфляция стимулирует расшире­ние спроса — люди торопятся обратить свои деньги в реальные ценности прежде, чем инфляция сократит их сбережения. Закачивание денег в экономику производилось с помощью разнообразных социальных программ — со­циального обеспечения населения в разных формах, пособий по безработице. Они служили каналами передачи средств прежде всего слоям населения с низким уров­нем доходов и вели к увеличению спроса. В структуре налоговых поступлений решаю­щее значение приобрели подоходный налог и налог на прибыль компаний, обеспечивавшие до 80% нало­говых поступлений в бюджет такой страны, как США.Текущее регулирование экономического процесса дополнялось в ряде стран Западной Европы долгосроч­ным регулированием с помощью программ сбалансиро­ванного развития, составлявшихся сроком на 5—15 лет. Программы, выполненные в отраслевом, региональ­ном или национальном разрезе, были обязательны для государственных предприятий; частные предприятия не были обязаны придерживаться их, но налоговые и кредитные льготы привлекали и их к работе согласно плановым ориентирам в рамках программ. Смена экономического курса в начале 80-х гг. сопро­вождалась отказом от политики полной занятости, по­следствием чего был демонтаж значительной части государственной собственности. Главным мотивом развернувшейся распродажи государственного имуще­ства служила убыточность или низкая рентабельностьбольшинства предприятий, находившихся в руках государства. В промышленности государственный сектор служил средством поддержания занятости и был переполнен избыточными рабочими местами, ликвидировать которые предыдущие правительства не решались по социальным соображениям. Государ­ственные предприятия страдали от неэффективного управления и колебаний инвестиционной политики ведомств. К концу 70-х гг. положение в государствен­ном секторе рассматривалось уже как угроза экономи­ческому росту, и в передаче его предприятий в частные руки консервативные политики видели средство к оз­доровлению экономики. Наиболее масштабный характер распродажа го­сударственной собственности приняла в Великобри­тании, где консервативное правительство М. Тэтчер в 80-х гг. передало в частные руки 17 из 51 крупных национальных компаний, обещавших повышение рентабельности под частным контролем. Не все государственные предприятия могли при­влечь интересы частных инвесторов. Государство осталось владельцем предприятий старых отраслей, от которых частный капитал держится в стороне, — производства угля, стали, гражданской авиации и железнодорожного транспорта, автомобилестроения, составляющих ядро государственного сектора. Одна­ко и полной приватизации предприятий, имевших шанс быть проданными, при консерваторах не про­исходило. Акции государственных компаний редко поступали в продажу полностью. За немногими исключениями государство удерживало за собой, как правило, 49—25% акций, сохраняя таким образом свое присутствие в экономике и по крайней мере пра­во на участие в прибылях проданных предприятий.Распродажу государственного имущества в 80-е гг. осуществили правительства более 50 стран. Не выглядел полным и окончательным отказ государства от регулирующего воздействия на экономический процесс.

 

23. Западноевропейская экономическая интеграция

Преодоление таможенных барьеров и расшире­ние рынков, над которыми в глобальном масштабе работало с 1947 г. ГАТТ, принесли наиболее значи­тельный плод на региональном уровне. В Западной Европе — сформировались общие рынки товаров, охватываю­щие национальные рынки нескольких стран. Однако лишь в наиболее ранней из таких региональных груп­пировок в составе стран Западной Европы рыночная интеграция послужила началом широкомасштабной экономической интеграции.В 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)(Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция).. Этапы интеграции: 1.Создание зоны свободной торговли на территории стран участниц.Правительства Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, идерландов и Люксембурга обязались в Риме отме­нить таможенные пошлины и количественные ограни­чения (квоты) в торговле друг с другом, что должно было преобразовать их национальные рынки в еди­ный региональный рынок. В процессе рыночной инте­грации, на которую отводилось 12 лет, предполагалось добиться согласования и проведения в дальнейшем общей таможенной политики по отношению к третьим странам. Однако превращение 2. зоны свободной торговли, каковой ЕЭС было на первых порах, в таможенный союз представляло собой лишь одну из целей Сооб­щества. Римский договор предусматривал наряду со свободным движением товаров также свободное пере­мещение в рамках Сообщества факторов производст­ва — капиталов, рабочей силы и услуг. В дальнейшем экономическую интеграцию должно было 3. дополнить проведение единой налоговой, кредитной, валютной, транспортной, сельскохозяйственной политики. Этап рыночной интеграции стран ЕЭС был за­вершен досрочно в 1968 г., когда между ними были полностью устранены таможенные перегородки. С 1973 г. проведение еди­ной внешнеторговой политики превратило Общий рынок в таможенный союз. Объем торговли в ЕЭС увеличился в шесть раз к концу 60-х гг. Больше половины вывозимых товаров поглощалось внутри них. Создание такого емкого рынка на континенте привлекло многих, но не все были «за» и разделяли политические цели сообщества. По инициативе Англии в январе 1961г. Австрия, Швейцария,, Португалия и Скандинавские страны образовали Европейскую Ассоциацию Свободной Торговли (ЕАСТ) это была альтернативная ЕЭС организация. Но дальше таможенных договоров этот союз не пошел. Емкий внутренний рынок ЕЭС промышленных товаров увеличивал привлекательность членства в ЕЭС для других стран. В 1973 г. в состав ЕЭС вошли Велико­британия и Дания, и Ирландия. К доступу на рынок ЕЭС с его высокими ценами на продукцию сельского хозяйства стремились аграрные страны. В 1981 г. членом ЕЭС стала Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия. В середине 80-х гг. ЕЭС включало вместо шести двена­дцать стран с населением в 320 млн. чел.С 1979 г. стал действовать Европейский пар­ламент, избираемый прямым голосованием населе­нием стран ЕЭС сроком на пять лет. Компетенция органов ЕЭС первоначально распространялась на сферу торговли, сельского хозяйства и регулирования условий конкуренции (например, транспортных та­рифов). Конкретные цели промышленной политики ЕЭС были сформулированы в 1973 г. - освобождении от всякого рода ограничений, в частности в беспрепятственном доступе промышленных компаний к государственным рынкам и заказам. Иначе обстояло дело с сельским хозяйством. 1966 г. Единая сельскохозяйственная политика ЕЭС преследовала структурные улучшения в сельском хозяйстве стран-членов путем поощрения в первую очередь крупных хозяйств, повышение конкурентоспо­собности европейских фермеров, производительности их хозяйств и достижение самообеспечения стран Со­общества продовольствием.Долгое время ЕЭС покровительствовала развитию с/х политика преследовала цель само обеспечения продуктами питания. Устанавливаются единые цены. Здесь был предусмотрен рыночный механизм воздействия на цены. Был создан Аграрный фонд1962 г.,, который осуществляет закупку с/х продукцию по ценам установленным министрами. В результате политики происходит отток с/х продукции в закрома фонда. На рынке увеличивается спрос что влечет увеличение цен. Таким образом, фонд способствует выравниванию цен. Цены фонда по кот производились закупки всегда были выше рыночных.Эта политика привела к увеличению с/х продукции, начинается импорт продуктов с/х. Но эта политика, будучи искусственной, привела к тому что на рынке розничные цены повысились на 30%. Систематические закупки фонда привели к залежам продукции. Рост из­лишков продукции сельского хозяйства, превратился в 80-х гг. в одну из самых острых проблем в ЕЭС. Превращение ЕЭС в валютно-экономический союз (следующая ступень интеграции) В 13 марта 1979 г.,- была принята введена в действие Европейская валют­ная система, предусматривавшая допустимый предел отклонения курсов валют от установленного паритета в 2,25% в верхнюю и нижнюю сторону (то есть в ампли­туде в 4,5%). Тогда же при расчетах между

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...