Полное электрическое сопротивление акустических систем. Параметры Смола-Тиля.
Полное входное электрическое сопротивление (импеданс) имеет важное значение при согласовании АС с усилителями мощности. Эл. сопротивление реальных многополосных АС имеет сложный, зависящий от частоты характер. В нац. и межд. стандартах предусматривается запись частотной зависимости модуля эл. сопротивления: в соответствии с ГОСТ 16122-88 запись может проводиться в режиме постоянства сопротивления или в режиме постоянного тока. При записи в режиме постоянства тока значение резистора R1 выбирается не менее ем в 20 раз больше предполагаемого максимального значения модуля полного эл.сопр. ГГ в заданном диапазоне частот. Сначала производится запись частотной зависимости уровня напряжения на ГГ, затем вместо ГГ включается резистор R2 и на нем записываются частотная зависимость уровня напряжения.
Модуль электрического сопротивления, где - напряжение на ГГ, дБ; - напряжение на резисторе R2. Поскольку эл.сопр. ак. излучаетелей есть комплексная функция частоты, то важную информацию дает также запись фазочастотной характеристики полного эл. сопр. (рис). Обычно номинальные значения выбираются из ряда 4, 8, 16, 25, 50 Ом (для АС с ном.сопр. 8 Ом, min.значение ддолжно быть не менее 6,3 Ом). В современных цифровых комп.станциях измеряются комплексные частотные характеристики (амплитудные и фазовые) входного эл.сопр. импульсными методами с последующей обработкой БПФ. Созданные за посл.годы методики расета на ЭВМ характеристик АС различного назначения (бытовых, профессиональных и др.) в области НЧ требуют у ГГ, входящих в их состав, целого ряда электро-механических параметров, называемых «параметры Small-Thiele” (по имени ученых, разработавших эти методы): активного сопротивления звуковой катушки ; частоты основного резонанса ; добротностей: (полной), (электрической), (механической); эффективной площади излучения ; эквивалентного объема ; максимального смещения звуковой катушки и др. Некоторые из этих параметров можно определить из записанной частотной характеристики входного эл.сопр.:
◦ частота основного резонанса значение модуля полного эл.сопр. имеет первый главный максимум полного. Частота может измеряться непосредственно или определяться из записанной частотной характеристики модуля полного эл.сопр. В некоторых случаях, особенно при измерениях ВЧ ГГ, более тонным является определение резонансной частоты из фазочастотной характеристики (как частоты, при ФЧХ проходит через ноль). ◦ добротности – полная , механическая и электрическая в эл.-ак. преобразователях связаны между собой соотношением = Наиболее распространены методы их определения, использующие измерения частотной хар-ки модуля полного эл.сопр. на синусоидалном сигнале или измерения параметров переходного процесса в эл.цепи излучателя. Измерения проводятся по схеме (рис. 1): при плавном изменении астоты определяется частота f0, при которой показания вольтметра будут максимальными Umax; затем определяется частота fэм, соответствующая минимаьным показаниям Umin, а также отмечаются две частоты f1 и f2, расположенные в области f1< f0<f2, на которых напряжение = , где - сопротивление ГГ на постоянном токе, а - макс.значение модуля. В этом случае механическая добротность , (13) полная добротность , (14) электрическая добротность из (12). Для излучателей, у которых отношение меньше 4дБ, рекомендуется определить значения добротностей по измерениям параметров переходного процесса на звуковой катушке. ◦ Эквивалентный объем воздуха, имеющий акуст.гибкость, равную гибкости подвижной системы ГГ: , где - резонансная частота ГГ без оформления, - резонансная частота ГГ, помещенного в закрытый корпус объемом с хорошей гермитизацией.
Однако в настоящее время цифровая техника позволяет использовать более быстрые и точные методы определения всей совокупности этих параметров: записывается переходная характеристика ГГ (в соответствующем корпусе) по напряжению в звуковой катушке. Затем численными методами идентифицируются коффициенты эл.цепи, переходная характеристика которой совпадает с измеренной и из полученных таким образом характеристик вычисляются выше указанные параметры. Этот метод реализован в совр.цифровых метрологических станциях. Разработанные на базе вышеуказанных параметров пакеты программ позволяют осуществлять анализ и синтез характеристик АС с различными типами оформлений (закрытыми, открытыми, с фазоинвентором, пассивным излучателем и др.) Методы организации субъективных экспертиз электроакустической аппаратуры. Условия измерений(требования к выбору помещения, расстановке АС, размещению экспертов), выбор программного материала, требования к экспертам, методы сравнения. Методика оценок. Субъективная экспертиза - обязательная процедура оценки всех звеньев звукозаписывающих и звуковоспроизводящих трактов.
Тестирование Процедура тестирования включает в себя несколько важнейших этапов. Выбор материала программ. Фрагменты программ должны быть подобраны таким образом в тестовую программу, чтобы максимально полно идентифицировать пространственные и тембральные характеристики звучания. В последних рекомендациях AES-20-1996 предлагается использовать в основном цифровые записи, т.к. они сохраняют свои характеристики во времени и могут точно копироваться. Тестовая программа должна содержать записи отдельных инструментов (рояль, скрипка, виолончель, духовые и струнные инструменты и т.д.), записи симфонического оркестра, хора, мужских и женских поющих голосов и речи. Речь предпочтительно записывать в безэховых камерах, остальные записи должны быть выполнены в профессиональных студиях и концертных залах (преимущественно запись "живого" звука микрофоном без дополнительной обработки). Акустически записанные выборки могут быть дополнены электронными инструментами для тестирования электронной музыки. Кроме того, для предварительной проверки испытуемых систем и установки уровня громкости могут использоваться технические сигналы: розовый шум и скользящий тон. В настоящее время в МЭК рассматривается международный стандарт записи. В практике пректирования аудиоаппаратуры в основном используется два метода субъективного прослушивания. Метод парного сравнения, когда, например, испытуемая акустическая система сравнивается со специально отобранным эталонным образцом. При этом слушатели оценивают большую или меньшую близость звучания этих систем. Прослушивание должно производиться "вслепую" через визуально непрозрачный, но акустически прозрачный экран. Влияние экрана не должно приводить к изменению частотной характеристики изделия больше, чем на 1 дБ (в рекомендациях AES-20-1996 уточнено, что это должен быть спад АЧХ к высоким частотам не более 1 дБ на 10 кГц). "Метод абсолютной оценки качества звучания". Сравнение звучания испытуемого образца с "живым" звуком, сохраненном в памяти экперта. Второй метод используется, в основном, для оценки высококачественной аппаратуры и требует привлечения экспертов, имеющих большой опыт слухового контроля и постоянную практику прослушивания натуральных звучаний (звукорежиссеры, музыканты и т. д.). Длительность прослушивания каждого фрагмента звучания должна составлять 30-60 с AES-20-1996) или 20-40 с (МЭК 218-B) с перерывом 1-2 с. При прослушивании методом парного сравнения один фрагмент программы (A) должен переключаться на образец и на изделие с интервалом 1-2 с, переход на другой фрагмент (B) должен происходить с интервалом 10-15 с. Уровни громкости прослушиваемых программ также оказывают существенное влияние на результаты сравнительной и абсолютной оценки. Желательно, чтобы уровень громкости воспроизводимого сигнала был близок к громкости оригинального источника. Однако это требование бывает не всегда реализуемым (например, прослушивание симфонического оркестра потребовало бы уровня громкости 95 дБ). Поэтому в зависимости от вида программы используется несколько уровней громкости, которые выбираются ступенчато через 10 дБ (например: 65, 75, 85 дБ). Требуемый уровень устанавливается шумометром на розовом шуме по шкале А. При парном сравнении уровень испытуемого изделия и образца выравнивается на слух по указанию экспертов. При прослушивании многоканальной системы также выравниваются уровни громкости всех входящих в нее громкоговорителей тем же методом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|