Термины и определения.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Министерство образования и науки РФ КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ Т.Ю. Лустгартен ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ Методические указания к лабораторной работе № 3 Кострома КГТУ УДК 658.3.043
Лустгартен Т.Ю. Оценка производственного шума на рабочих местах: методические указания к лабораторной работе №3 / Т. Ю. Лустгартен. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2011. – 26с.
Методические указания содержат краткие теоретические сведения по исследованию шума на рабочих местах, приведены методики измерений. Методические указания соответствуют учебным планам по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей и факультетов.
Рецензенты: кафедра технологии художественной обработки материалов, художественного проектирования, искусства и технического сервиса КГТУ канд. техн. наук, доцент, Лебедева Т.В.; кафедра промышленной экологии и безопасности КГТУ канд. техн. наук, доцент, Бойко С.В., старший преподаватель Шабарова О.Н., Шапкина И.В.
© Костромской государственный технологический университет, 2011
ВВЕДЕНИЕ
Источниками шумана производстве являются транспорт, технологическое оборудование, системы вентиляции, пневмо- и гидроагрегаты, а также источники, вызывающие вибрацию, т. к. колебания твердых тел вызывают колебания воздушной среды. Источники шума формируют звуковые волны, возникающие в результате нарушения стационарного состояния воздушной среды [1]. Шум является одним из наиболее существенных негативных факторов производственной среды. Длительное воздействие шума оказывает отрицательное влияние на организм человека, вызывая расстройство органов слуха (неврит слухового нерва), кровообращения, пищеварения, центральной нервной системы. Воздействуя на кору головного мозга, шум оказывает раздражающее действие, ускоряет процесс утомляемости, ослабляет внимание и замедляет психологические реакции. По этим причинам сильный шум в условиях производства может способствовать возникновению травматизма, так как на фоне этого шума не слышно сигналов транспорта, автопогрузчиков и других машин.
Таким образом, шум на производстве является вредным производственным фактором и вызывает профессиональные заболевания. Борьба с производственным шумом ведется по двум основным направлениям: 1. Борьба с шумом в источнике его образования – целесообразно реализовать при создании новой шумобезопасной техники, а также при замене износившихся деталей оборудования; 2. Борьба с шумом на пути его распространения – реализуется строительными мероприятиями – применением средств и методов коллективной защиты [2] – устройством звукоизолирующих преград на пути распространения шума (стены, перегородки), звукоизолирующие кожухи, экраны, кабины, а также облицовкой шумных помещений шумопоглощающими пористыми материалами. Для ослабления вредного влияния шума на организм работающих используют средства индивидуальной защиты (СИЗ) от шума – наушники, беруши и пр.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ Общие требования безопасности 1. К лабораторной работе допускаются студенты, прошедшие инструктаж по охране труда и изучившие методические указания. 2. В лабораторной работе используются приборы и устройства,питающиеся от сети напряжением 220 В: стенд, имитирующий помещения, измеритель шума ВШВ-003-М2. Опасными местами являются токоведущие части, корпуса розеток, штепсели вилок. Напряжение 220 В, подаваемое на приборы и устройства, представляет опасность для жизни!
Требования безопасности перед началом работы Убедиться в исправности стенда, прибора ВШВ-003-М2, соединительных проводов путем внешнего осмотра и пробных включений. Ознакомиться с расположением и назначением переключателей на лабораторном стенде и на передней панели измерительного прибора ВШВ-003-М2.
Требования безопасности во время работы
После полного усвоения теоретических сведений и порядка выполнения работы приступить к выполнению лабораторной работы. Измерительный прибор не закреплен на лабораторном столе. Соблюдать осторожность, чтобы не уронить прибор на пол. При обнаружении неисправностей прибора или лабораторного стенда отключить их от сети питания и сообщить преподавателю. При выключении питания браться только за вилку, а не за шнур. ЗАПРЕЩАЕТСЯ включать приборы в электрическую сеть влажными руками! Внимание! Включать источник шума только на время замеров уровней шума.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. Электрические приборы (прибор, стенд) немедленно отключить: · при попадании человека под напряжение; · при появлении дыма, огня или специфического запаха, возникающего при нагреве изоляции; · при сильном нагреве корпусов приборов и оборудования; · при обнаружении опасной ситуации на других лабораторных стендах. 2. При повреждении элементов электросети (штепсельные вилки, розетки, изоляции электропроводов) работу приостановить и поставить в известность преподавателя, ведущего занятие.
3. При поражении человека электрическим током необходимо: · освободить пострадавшего от действия электрического тока, для чего отключить электропроводку (шнур с вилкой, выключатель, рубильник) или освободить его от контакта с токоведущими частями другими способами (оттянуть пострадавшего за сухую одежду). · Немедленно вызвать: скорую медицинскую помощь по телефону 03– городская связь, 112 – единая служба спасения – мобильная связь. · Если у пострадавшего отсутствует пульс и дыхание, необходимо немедленно произвести искусственное дыхание, чередуя его с непрямым массажем сердца.
· Если сердцебиение сохранилось, но отсутствует дыхание, производить только искусственное дыхание.
· Если сохранялось и сердцебиение, и дыхание, пострадавшего нужно уложить на твердую, гладкую поверхность (стол, скамья), расстегнув стесняющие части одежды. 4. При эвакуации соблюдать спокойствие, действовать быстро, но без паники. Требования безопасности по окончании работы
1. Отключить электроприборы и стенд от сети. 2. Привести в порядок рабочее место. 3. Сообщить об окончании работы преподавателю. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Исследовать и оценить шум в производственных помещениях.
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Термины и определения Акустическими колебаниями называют колебания упругой среды. Понятие акустических колебаний охватывает как слышимые, так и неслышимые колебания воздушной среды [1]. Акустические колебания в диапазоне частот 16...20 кГц, воспринимаемые ухом человека с нормальным слухом, называют звуковыми. Акустические колебания с частотой менее 16 Гц называют инфразвуковыми, выше 20 кГц – ультразвуковыми. Область распространения акустических колебаний называют акустическим полем. Часто акустические колебания называют звуком, а область их распространения – звуковым полем. Шум – это сочетание звуков различной частоты и интенсивности [1]. С физиологической точки зрения, шум – это любой нежелательный для человека звук. Физиологической характеристикой шумов является громкость. За единицу уровня громкости принимается 1 фон. Это уровень звукового давления, равный 1 дБ на стандартной частоте 1000 Гц. Параметры, характеризующие акустические колебания (шум). · Звуковое давление Р (Па) – разность между мгновенным значением полного давления и средним давлением, которое наблюдается в невозмущенной среде [1]. · Скорость распространения звука (скорость звука) с (м/с) – скорость распространения звуковой волны. При нормальных атмосферных условиях (температура 20°С, давление 105Па) скорость распространения звука в воздухе равна 344 м/с.
При распространении звука со скоростью звуковой волны происходит перенос энергии, которая характеризуется интенсивностью звука. · Интенсивность звука I (Вт/м2) – это энергия, переносимая звуковой волной в единицу времени, отнесенная к площади поверхности, через которую она распространяется. (1) где P – звуковое давление, Па; r – плотность среды, кг/м3; с – скорость звука в среде, м/с.
В природе величины звукового давления и интенсивности звука, создаваемые различными источниками шума, меняются в широких пределах: по давлению – до 108 раз, а по интенсивности – до 1016 раз. Поэтому для характеристики уровня шума используют не абсолютное значение интенсивности звука и звукового давления, которыми неудобно пользоваться, а их логарифмические значения - уровни интенсивности звука и уровни звукового давления. За единицу измерения уровня (силы) звука принят бел (Б) – это десятичный логарифм отношения определяемой интенсивности (силы) звука в данной точке к пороговой интенсивности. Эта единица является относительной и соответствует изменению силы интенсивности звука в 10 раз. Ухо человека способно фиксировать изменение силы звука на 0,1 Б и эта величина получила название децибел (дБ). Уровень интенсивности (силы) звука (дБ) определяется:
(2) где I –текущее значение интенсивности звука, Iо – пороговоезначение интенсивности звука, равное 10-12 Вт/м2 (интенсивность едва слышимого звука-12). В качестве пороговых значений приняты минимальные значения звукового давления и интенсивности звука, которые слышит человек при частоте звука в 1000 Гц, поэтому они получили названия порогов слышимости. Важной характеристикой, определяющей распространение шума и его воздействие на человека, является его частота (f), Гц. 1 Гц – число колебаний в секунду. Для анализа шума чаще всего пользуются графическим изображением его характеристик в зависимости от частоты или времени. Графическое распределение интенсивностей по частотам в прямоугольной системе координат называется спектром или спектрограммой. Шум нельзя разложить на отдельные чистые тоны, т.к. его спектры непрерывны по частоте. Поэтому частотные параметры шума оценивают, разделяя спектр на отдельные октавы. Октава– диапазон частот, в котором верхняя граница частоты вдвое больше нижней. Для построения спектра слуховой диапазон частот разбивают на полосы, характеризуемые верхней fв и нижней fн граничными частотами. Каждую полосу в спектре представляют среднегеометрической частотой: ( 3)
В акустических измерениях и нормировании шума приняты следующие стандартные среднегеометрические частоты октавных полос: 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц. Таблица 1 Частоты и диапазоны октавных полос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|