Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Этапы развития культуры Древней Греции

Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять:

1) Крито-микенский период (XXX – XII вв. до Р.Х.). По названию двух важнейших культурных центров на территории Древней Греции - остров Крит и город Микены, расположенные на Пелопонесском полуострове.

Уже в 3-м тыс. до Р.Х. на Крите существовала мощная цивилизация царского типа, сходная с деспотиями Ближнего Востока. Она включала в себя систему "дворцовой экономики", сложную чиновничью иерархию, алфавитное письмо, развитую археологическую культуру (производство меди, бронзы, сплавов), ювелирное дело, гончарный круг. Искусство характеризовалось созерцательностью, особенно известна критская фресковая живопись, изображающая женщин, "морские сюжеты". Ряд важных сюжетов древнегреческой мифологии (о Тезее, Ариадне и Минотавре, Посейдоне и Пасифае) связаны с Критом. Критская цивилизация погибла в результате мощного землетрясения, вызванного извержением вулкана Санторин.

Микенская культура известна образцами городской архитектуры, дворцами крепостного типа. В шахтовых гробницах Микен были обнаружены золотые погребальные маски, украшения, оружие. Повышенная военизация микенского общества, вызванная войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринф, Микены, Аргос представляли собой укрепленные поселения. Искусство характеризуется творческой активностью, диалогичностью: широко представлены танец, творчество рапсодов, игра на лире и флейте. Музыка носила сакральный характер. Микенская цивилизация погибла либо вследствие военного вторжения дорийских племен, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения.

2) Гомеровский (царский) период (XI – VIII вв.до Р.Х.). Характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ – храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосе. Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку он известен по двум поэмам – "Иллиада" и "Одиссея", относящимся к концу IX - началу VIII в. до Р.Х. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена ахейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис, сын царя Трои Приама, похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. "Илиада" описывает один из эпизодов троянской войны – ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. "Одиссея" - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Гомер жил сотни лет спустя после военного похода ахейцев под Трою. Историческое ядро его сюжетов сложилось на основе коллективной памяти потомков победителей Трои, оказавшихся, в свою очередь, побежденными. Дорийское нашествие XII –XI вв. до Р.Х. уничтожило крупные города и разметало ахейцев по Восточному Средиземноморью. Дорийские племена, сокрушив ахейские царства, не стали сами воссоздавать централизованную монархию. Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из крупнейших сдвигов в эволюции культуры.

3) Архаический период (VII – VI вв. до Р.Х.) начинаетсяс интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них – Коринф (25 тыс.жителей), Афины (25 тыс.жителей), Милет (30 тыс.жителей). Начинает формироваться полисная система, создаются институты демократии. Полис был основной формой античного социального мира, это был самостоятельный город-государство. Именно в границах полиса его гражданин чувствовал себя полноправным человеком: она находился под защитой своих богов, покровительствовавших данному городу. Полис представлял собой не только общественную, но и сакральную ценность. С VII в. уже чеканится монета. До этого в качестве денег в Греции использовались быки и металлические бруски. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов (например, Периандр из Коринфа, Питтак из Митилены на Лесбосе, Писистрат из Афин и др.).

В конце архаического периода наступил кризис тирании, и в ярде полисов устанавливается демократическое или олигархическое правление. Реформы Клисфена (VI в. до Р.Х.) в Афинах привели к победе демократии в этом полисе.

Архаическая поэзия и музыка.

С VII в. вместо излагающих мифологию эпических поэм, например, космогоническая поэма "Теогония" ("Происхождение богов") Гесиода (VII в. до Р.Х.), дидактическая – "Труды и дни" - приходит более индивидуалистическая и анархичная лирика. Известная условная дата рождения античной лирики: 6 апреля 648 г. до Р.Х.: в этот день состоялось солнечное затмение, описанное лириком Архилохом. Более древняя лирика – лирическая песня. Имена древних лирических певцов – Орфей, Мусей, Филаммон, Лин. Греческие поэты стихи не читали, а пели. Среди известных лириков периода архаики можно назвать Анакреонта, жившего на о.Теос в Малой Азии (сер. VI в. до Р.Х.), певца пиров, вина и любви.

К чему раздумьем сердце мрачить, друзья?

Предотвратим ли душой грядущее?

Вино – из всех лекарств лекарство

Против унынья. Напьемся ж пьяны.

Поэт Алкейс острова Лесбос (кон.VII - VI вв. до Р.Х.) создавал военные марши и застольные песни. На о.Лесбос родилась еще одна поэтесса Сапфо, которая писала гимны Афородите, " порабощающей сердце заботами и огорчениями ":

"Снова терзает меня расслабляющая члены любовь,

сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты".

Была развита в Греции и хоровая лирика, объединявшая поэзию, музыку и танец. Она стала прообразом греческого театра. Из музыкальных инструментов использовались лира, и ее более совершенный вариант – кифара, авлос (наподобие флейты). Ни полифонии, ни гармонии в нашем понимании греки, по-видимому, не знали. Музыкальные инструменты обычно использовались для сопровождения пения. Выдающимися хоровыми лириками были Алкман, Стесихор из Гимеры, Симонид с Кеоса, Пиндар из Фив.

Изобразительное искусство.

Найдено огромное количество расписных ваз, написанных в геометрическом стиле, например, Дипилонская амфора, найденная в Афинах. Различают чернофигурную и краснофигурную роспись. Некоторые вазы достигали по размерам человеческого роста и являлись надгробными памятниками.

Скульптура.

Российский философ XX в. Алексей Федорович Лосев (1893-1988) полагал, что основанием античной культуры является интуиция человеческого тела как существенная характеристика бытия. Античное мироощущение, по существу своему языческое, связанное с землей и в существе своем телесное, прежде всего дает опору для земных и телесных утешений, лишая их характера разгула и порочности, но в то же время не уничтожая их во имя чисто духовных идеалов. Тело в античности есть живое и одухотворенное тело. Прекрасное в античности – то, что биологически и жизненно отвечает своей цели, прекрасное – добротное, сильное, здоровое, живое. В античной культуре биологически-прекрасное и было религиозно значимым. Пластическо-скульптурное мировидение отличало всю греческую культуру в целом, но наиболее зримо оно воплотилось в скульптуре. Это так называемые куросы ("архаические аполлоны") – фигуры обнаженных молодых людей в характерной позе: с выставленной вперед ногой, руки по швам, кулаки иногда сжаты. Аналогичны изображения женщин (коры), облаченных в длинные одежды (например, статуя Геры на о. Самос (VII-VI вв. до Р.Х.). До IV в. греки редко изображали женщин, для них образ истинной гармонии духа и тела являл находившийся в центре внимания художников мужчина. Статуи характеризовались условностью. Скульпторы не могли придать статуям гармонии и целостности, что выражалось, например, в "архаической улыбке" - застывшей гримасе куросов и кор.

Философия.

Складывается ранняя – милетская – школа натурфилософии, представители которой задавались вопросом о первоначале всего. Так, Фалес считал, что мир и все живое происходит из воды, Анаксимен – что из воздуха; Анаксимандр выделил некое беспредельное первовещество (апейрон), из которого все произошло.

4) Классический период (V - IV вв. до Р.Х.) продолжался до установленияФилиппом Македонским господства над Грецией в результате победы в битве при Херонее в 338 г. до Р.Х. Классика - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, наивысший подъем античной демократии, время формирования мощной классической культуры античного полиса.

Античная трагедия.

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900)в книге "Рождение трагедии из духа музыки" выделил два основных начала, формировавших греческую культуру: аполлоновское и дионисийское. Аполлоновское начало есть чувство меры, мудрого самоограничения. Дионисийское же начало есть "блаженный восторг", выход из размеренного и упорядоченного мира. Греческая культура есть борьба аполлоновского и дионисийского начал и их противоречивое соединение. Аттическая трагедия и рассматривалась Ницше как наивысший синтез дионисизма и аполлинизма.

Культ бога виноделия Диониса стал одним из истоков трагедии. На процессиях в его честь запевала дифирамба (букв. "песнь топора" - обрядовая хоровая песня, сопровождавшая принесение жертвы) постепенно становился актером, а хор – основой греческой трагедии. Трагедия (букв. - "песнь козлов") – шутливое представление, связанное со спутниками Диониса – козлоногими существами – сатирами. Первым афинским трагиком считается Феспид, который на Великих Дионисиях в 534 г. до Р.Х. поставил свою трагедию, использовав наряду с хором актера-декламатора. Затем свои трагедии поставили Фриних и Пратин. Сюжеты для трагедий черпались из греческой истории и мифологии, которые преломлялись и истолковывались в духе Диониса – бога героев.

Первый трагик мировой литературы Эсхил (525-456 до Р.Х.) воспевал победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. Создал более 80 произведений, дошло 7 ("Персы", "Семеро против Фив", "Прометей прикованный" и др.). До Эсхила трагедия представляла собой диалог между одним актером и хором. Эсхил ввел на сцену второго актера. Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды, справедливости и блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло.

Другой великий трагик Софокл(496-406 до Р.Х.), создал 120 трагедий, дошли 7 ("Антигона", "Царь Эдип", "Электра" и др.). Увеличил число актеров до 3-х человек. Воля богов у Софокла прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы.

Младший из классических трагиков - Еврипид (484-406 до Р.Х.). Известны его трагедии, написанные в первые годы войны между Афинами и Спартой: "Медея", "Вакханки", "Ифигения в Авлиде" и др. Его интересует внутренний противоречивый мир человека, который вступает в борьбу с жестокими и пристрастными богами. Например, в "Медее" жена предводителя аргонавтов Язона, дочь царя Колхиды Медея, желая отомстить изменившему ей мужу, убивает его вместе со своими детьми и новой супругой. Но преступление не приносит Медее удовлетворения.

Цель античной трагедии состояла в достижении катарсиса души – очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям.

В V в. до Р.Х. формируется комедия (от греч. - "совершать шествие"), которая также восходит к дионисийским празднествам. Известными комедиографами были Эвполид, Кратин, Аристофан. До нашего времени целиком дошли только комедии Аристофана (ок.446-ок.385 до Р.Х.): "Облака", "Мир", "Женщины в народном собрании".

Скульптура и архитектура.

"Ничего лишнего" - принцип, положенный в основу греческого искусства. Скульптуры раскрашивали яркими красками (образ белоснежных статуй возник лишь в эпоху Возрождения). Внимание уделялось пластике тела, а не выражению лица. В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название "суровый". Создатели его: Калон, Главкиад из Эгины, Агелад из Аргоса, Пифагор из Регия.

Идеал человека был воплощен великим Фидием (нач. Vв. до Р.Х. – 432-431 гг до н.э.) в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованный золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского.

Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон (сер. V в. до Р.Х.), передающий напряженное движение (статуя "Дискобол"); экспрессию страстей ("Афина и Марсий").

Третьим великим скульптором был Поликлетиз Аргоса (втор.пол. V в. до Р.Х.). Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Например, его статуя копьеносца Дорифора составлена из математически точных пропорций. Канон Поликлета более ста лет ориентировал скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие.

Однако уже в позднеклассическую эпоху в IV в. до Р.Х. большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это проявилось в творчестве Праксителя (ок.390-ок.330 до Р.Х.), его скульптура "Афродита Книдская" стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.

Другой известный скульптор Скопас (IV в. до Р.Х.)создал патетический стиль. Его танцующая "Менада" - сгусток энергии, "воплощенная буря". Менады – вакханки в римской традиции – женщины, сопровождавшие Диониса и участвовавшие в его оргиях. Победа дионисийского начала заметна в творчестве Скопаса.Скопас украшал одну из чудес света – гробницу индийского сатрапа Мавзоля.

Под влиянием Скопаса находился Леохар (сер. IV в. до Р.Х.), создатель бронзового оригинала знаменитой скульптуры Аполлона Бельведерского.

Скульптор Лисипп (2-я пол. IV в. до Р.Х.) после изготовления определенной статуи клал в копилку золотую монету, когда он умер, в копилке оказалось 1,5 тыс. монет. У него было поразительное оптическое, а не пластическое восприятие скульптуры как искусства. Лисипп – мастер схватывания мгновенного действия человека. Его статуя "Апоксимен" (юноша, счищающий с себя грязь после состязаний) воплощает гармонию физического развития и внутренней утонченности. Лисипп оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского.

Строительство храмов.

Греческий храм умеренный по своим размерам. Основной тип храма представлен периптером – храмом прямоугольной формы, окруженным со всех сторон колоннадой. Были и более простые формы: простиль – такой храм имел четыре колонны по фасаду, амфипростиль – храм имел колоннаду с переднего и заднего фасадов. Светские постройки были очень непрочными и скромными. В VIII в. до Р.Х. были выявлены системы пропорции зданий, три ордера. Ордер (в архитектуре) – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Наиболее показательны различия колонн ордеров:

· Дорический ордер имеет простую и строгую колонну, покрытую продольными желобками – каннелюрами), ее капитель (венчающая часть) сделана в виде каменной подушки без украшений. Колонны часто заменялись статуями атлантов. Это суровый мужской стиль (например, храм Посейдона в Пестуме (ок. 460 г. до Р.Х.).

· Ионический ордер имеет колонны, которые венчают женские завитки, локоны. Иногда колонны заменялись статуями девушек (например, портик храма Эрехтейона).

· Коринфский ордер имеет колонны, которые заканчиваются листьями аканфа.

Афины с VI в. до Р.Х. становятся символом высших достижений культуры греков. Один из современников говорил: "Если ты не видел Афин, то ты пень, если видел и не был восхищен, то ты осел, а если по своему желанию их покинул, то ты верблюд". "Верблюд" - одно из самых обидных прозвищ в античности. Акрополь –архитектурный комплекс в Афинах, включающий в себя святилище, укрепление, общественный центр, библиотеку, картинную галерею. Окончательное оформление получил при Перикле. Иктин и Калликрат перестроили Парфенон (святилище Афины), а Фидийв центре воздвиг ее огромную статую с расчетом, что отблеск острия копья Афины Паллады будет издали виден подплывающим к городу кораблям. Комплекс Акрополь связан с окружающим ландшафтом. Храм сливается с ним. Античные храмы, как и статуи, раскрашивались: вертикальные части – черным цветом, а горизонтальные – красным. Входом в Акрополь служили Пропилеи (архитектор Мнесикл), слева от них – Пинакотека (1-ая картинная галерея), справа – храм Ники Аптерос (Бескрылой): крыльев ее лишили для того чтобы богиня победы никогда не покидала горд.

Наука. Философия.

В V-IV вв. до Р.Х. были разработаны почти все разделы элементарной геометрии. Медицина получила теоретическое обоснование в трудах Гиппократа (460-377 гг. до Р.Х.). Он разработал систему наблюдения за больными, оставил описание многих болезней, хирургических операций, методов лечения.

Демокрит (460-370 гг. до Р.Х..) ввел в науку понятие атома – качественно однородной частицы материи.

"Отец истории" Геродот (485-425 гг. до Р.Х.), автор "Истории греко-персидских войн" открыл плеяду историков: Ксенофонт (430-354 гг. до Р.Х.), Фукидид (460-400 гг. до Р.Х.), автор "Истории Пелопонесской войны".

В Древней Греции начинает развиваться искусство убеждения – риторика. На рубеже V-IV вв. до Р.Х. заявил о себе выдающийся судебный оратор Лисий (459-380 до Р.Х.), речи которого считаются образцом аттической прозы. Великолепным стилистом был оратор Исократ (436-338 до Р.Х.). В 391 г. до Р.Х. он открыл первую риторическую школу с регулярным платным обучением. Выдающимся оратором был Демосфен (ок.384-322 до Р.Х.).

На протяжении V в. до Р.Х. становился популярным новый рационализм Афинского Просвещения. Во главе его стояли софисты, защищавшие среди прочего и тезис о недоказуемости существования богов. Человек, учили софисты, опирается на то, что ему полезно, а не на религиозные верования. Софисты отвергли поиски абсолютной истины и призвали учиться практическим искусствам. Греческая система образования и воспитания называлась "Пайдейя" и объединяла гимнастику, грамматику, риторику, поэзию, музыку, математику, географию, историю. Но великий греческий философ Сократ (469-399 до Р.Х.)подверг подобное образование критике. Знание, утверждал Сократ, должно не только приносить пользу, но и давать основания подлинной нравственности. Подобные основания могут состоять только в знании того, что есть добро. Сократ призывал человека к самопознанию и предложил " майевтику " – искусство ведения спора, в процессе наводящих вопросов рождается истина.

Ученик Сократа Платон (427-347 до Р.Х.) разработал системное учение об идеях, известны его диалоги "Пир", "Федон", "Тимей" и др.

Следующий великий мыслитель, учитель Александра Македонского Аристотель (384-322 до Р.Х.) создал философские основания целой системы наук: метафизики, физики, логики, психологии, этики, риторики, экономики и др. Его работы "Метафизика", "Риторика", "Политика", "Физика" и др.

5) Эллинистический период (III – I вв. до Р.Х.). Начало этого периода – 338 г. до Р.Х. – год военной победы Македонии над Грецией. Конец эпохи эллинизма считают 31 г. до Р.Х., когда после победы римского императора Октавиана над Антонием и Клеопатрой перестало существовать последнее эллинистическое государство – эллинистический Египет. Эллинистический период завершает историю самостоятельного развития культуры древней Греции. В эпоху эллинизма центры производства и торговли переместились на Восток. Греция почти обезлюдела и превратилась в страну бедную и незаметную. И хотя в ней сложились две новые политические организации: Ахейский и Этолийский союзы, все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции. Главными эллинистическими государствами было царство Птолемеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, царство Антигонидов в Македонии и Греции.

Эллинистическая культура – это не только культура Греции под верховенством Македонии и Рима: это греческая культура, распространившаяся благодаря завоеваниям Александра Македонского (356-323 до Р.Х.) далеко на юг, в Африку, и на восток, в Азию. Возникает особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социально-культурным явлением. Человек перестал быть гражданином суверенного города-государства и превратился в подданного, затерянного среди сотен тысяч ему подобных. Патриотизм сменяется космополитизмом (отечество – весь космос), крушением расистских предрассудков по поводу различий между греками и варварами.

Помимо космополитизма, принципиальными чертами эпохи эллинизма стали: индивидуализм и фатализм.

Религия приобретает личностный характер. К другим ее проявлениям относятся:

· Скептицизм (культ богини Тюхе, богини Случая, Фортуны), который утверждает, что миром руководит безжалостный слепой случай;

· Обращение к царям как к высшим заступникам в земной жизни ("Другие боги далеки, или у них нет ушей, или они не существуют"), укрепились царские культы.

· Смешение традиционных греческих культов с восточным учением (мистерии Исиды, Исида отождествлялась с Деметрой; Амон – с Зевсом, Осирис – с Дионисом).

Философия. Проблемы этики и морали.

Школа Эпикура (341-270 г. до Р.Х.), его работа "Трактат о Природе". Школа "философов Сада" возникла в Афинах в конце VI в. до Р.Х. и располагалась в постройке в саду (огороде), в предместье Афин. Счастье, по эпикурейцам, это вытеснение страдания и беспокойства. Все живое стремится к удовольствию, но истинное наслаждение есть отсутствие страдания и состоит в овладении внутренними инстинктами, а не в удовлетворении их, и добродетель – средство для достижения счастья. Счастье для Эпикура – это атараксия, невозмутимость. Для ее достижения следует освободиться от трех видов страха: страха перед богами, страха перед необходимостью, страха перед смертью.

Стоицизм. Основатель – Зенон из Китиона (ок. 336-264 до Р.Х.) в Афинах в конце IV в. до Р.Х. Не будучи афинянином, Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои занятия в портике - открытой с одной стороны галерее на колоннах или столбах. В греческом языке слово "портик" - stoa, и последователи Зенона – стоики. Для стоиков цель жизни – достижение счастья. Счастье состоит в том, чтобы следовать природе. В природе царит необходимость. Человек, обладая разумом, можем осознать эту необходимость судьбы – в этом и состоит его свобода. Не уклоняться от мира, а наоборот, полностью принять его не только физически, но и душевно, идти навстречу необходимости. Путь к счастью преграждают аффекты, чувства, страсти. Выход – аскеза, бесстрастие. Счастье – это апатия, величественный покой души, бесстрашие перед миром.

Скептицизм. Основатель Пиррон из Элиды (ок.360-ок.270 до Р.Х.). Сомневались во всем, и в стоицизме, и в эпикурействе. Воздержание от суждений и есть суть жизни – афасия.

Особенности эллинистического искусства.

В эллинистический период появились первые списки 7 чудес света:

1. Египетские пирамиды

2. Висячие сады Семирамиды

3. Статуя Зевса (Фидия)

4. Галикарнасский Мавзолей

5. Храм Артемиды в Эфесе

6. Фаросский (Александрийский) маяк,

7. Статуя Гелиоса на острове Родос.

Литература и искусство расцветают при дворах диадохов – полководцев Александра Македонского, в особенности прославилась египетская Александрия, ставшая в правление Птолемеев мировым центром науки и искусства. Литература эллинизма определялась своей погруженностью в бытовую жизнь, почти исключавшую всякую мифологию, магию. Наиболее удобной формой для этого стала новоаттическая комедия, представитель – Менандр Афинский (кон.IV-нач. III в. до Р.Х.), автор свыше 100 комедий, полностью дошла 1 – "Человеконенавистник".

Аполитичность проявилась в творчестве Феокрита из Сиракуз (кон. IV -1-я пол.III в. до Р.Х.), создателя жанра идиллии, прославляющего сельскую жизнь на лоне природы. Герои Феокрита оставляют город ради прелестей деревенской жизни. Главные герои идиллии – влюбленные пастухи и пастушки, восторженно и поэтически настроенные, всегда красивые и изящные. Изображение быта процветало и в романах, например, "Дафнис и Хлоя" Лонга, "Левкиппа и Клитофонт" Ахилла Татия.

Среди известных риторов эпохи были – исторический писатель Дионисий Галикарнасский, философ и государственный деятель Деметрий, Псевдо-Лонгин и др.

Скульптура и архитектура.

Скульптурные композиции передают дух эллинизма с его эклектикой греческого и восточного, традиционного и экзотичного. Например, изображение борьбы богов и титанов – гигантомахия на алтаре Зевса в Пергаме характеризуется запутанностью композиции, боязнью пустого пространства. Ужасом перед лицом варварства и смерти веет от статуи Лаокоона, прорицателя, который, по преданию, предсказал троянцам гибель от деревянного коня, созданного по предложению Одиссея. Пророк и два его сына представлены в последних конвульсиях, когда их душит змей, посланный в наказание Аполлоном. Вкус ко всему мрачному, болезненному, уродливому свидетельствует о вывихнутости сознания, о разрушении цельности мира и человека в нем. Суть нового искусства – изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Например, статуи пьяной старухи; галла, убивающего свою жену; Марсия, с которого содрали кожу; мальчика, душащего гуся и проч.

Построенный в сер. IV в. до Р.Х. мавзолей в Галикарнасе высотой 50 метров (архитекторы Сатир и Пифей) относится к одному из Чудес Света и сочетает в своей композиции черты восточной и греческой архитектуры. Мавзолей представлял собой высокое призматическое сооружение, расчлененное на два яруса и увенчанное пирамидальным завершением. В первом ярусе, решенном как подиум ионической коллонады, оформлявшей второй ярус, находилось погребение, выше, над ним – заупокойный храм.

Наука.

Птолемей I (322-283 до Р.Х.) создал в Александрии Мусейон - научный центр, считавшийся храмом муз, дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, в котором античные интеллектуалы занимались филологией, астрологией, алхимией, ботаникой, математикой, зоологией. Формально ученые считались служителями муз, некоторые занимались отправлением культа, другие – научными изысканиями. При Мусейоне находилась знаменитая Александрийская библиотека, насчитывавшая около 700 тысяч папирусных свитков, античные рукописи Гомера, Гесиода и др. Возглавлял Библиотеку грамматик Зенодот, кторый составил каталог книг, подготовил первое издание поэм Гомера, и, возможно, разделил "Илиаду" и "Одиссею" на 24 книги. Именно в Александрии примерно во II в. до Р.Х. был сделан первый перевод на греческий язык книг Ветхого Завета – Септуагинта ("перевод 70 толковников"). Дионисий Фракийский составил первую "Греческую грамматику". Александрийским библиотекарем считался также Каллимах (ок.310-240 до Р.Х.), который являлся законодателем эллинистической поэзии.

В области математики прославился Евклид (III в. до Р.Х.), его труд "Начала". Евклид завершил построение математики как дедуктивной науки, исходящей из определений, постулатов и аксиом. К александрийской науке принадлежал математик и инженер Архимед из Сиракуз (ок.287-212 до Р.Х.), изобретатель рычага и "архимедова винта" для подъема воды при искусственном орошении. Дошло 30 его сочинений: "О сфере и цилиндре", "Плавающие тела", "Измерение круга" и др. Сведения о гелиоцентрической системе (Солнце находится в центре Вселенной, а Земля вращается вокруг него) содержалось в учении Аристарха Самосского (ок.320-ок.250 до Р.Х.). Его идею поддержит и разовьет Клавдий Птолемей (90-160 от Р.Х.) в своем главном труде "Великое построение".

Формируется школа естественных наук (зоологические ботанические сады). Достижения в медицине: открыта нервная система, система кровообращения, исследования в области анатомии и хирургии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...