Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамические характеристики детского коллектива

А.А.Данилков

Детский коллектив, как и любое социально-педагогическое явление, имеет свои характеристики. Эти характеристики являются интегративными, т.е. включенными в поле не только данного коллектива и каждого его члена, но и в общее образовательное или воспитательное пространство, в котором данный коллектив осуществляет свою жизнедеятельность. Более того, эти характеристики являются динамическими, изменяющимися и это очень важно. К таким характеристикам мы относим:

1. Структура детского коллектива (как формальная, так и неформальная). Любой организованный детский коллектив имеет свою формальную (выборную или назначенную) структуру. Более того, как и в любом коллективе, существует ещё и неформальная структура. Она складывается вокруг неформальных, неофициальных лидеров. По своему составу эти структуры, в большинстве случаев, не совпадают, поэтому могут нести разный смысловой, ценностный и деятельностный потенциалы и выполнять разные (порой прямо противоположные) функции. Мечта любого педагога – совпадение формальной и неформальной структур детского коллектива.

2. Система отношений, связывающая его членов через деловые контакты, возникающие при выполнении ролей, межличностное общение (избирательные отношения), эмоциональные переживания, объединяющие их как членов одной общности. Многие исследователи называют это коллективистическими отношениями. Но необходимо отметить, что очень часто в детских коллективах это общение формируется и развивается в относительно замкнутых детских группах, входящих в коллектив. Задача педагога сделать эти отношения общеколлективными, а не только внутригрупповыми. Развитые внутриколлективные отношения влияют на формирование благоприятного психологического климата – следующей характеристике детского коллектива.

3. Эмоциональный (психологический) климат. По сути, речь идет об очень важных явлениях: об уровне развития отношений между детьми. Стихийно складывающиеся отношения зависят от множества факторов: нравственной направленности детей, их культурного уровня, наличия лидеров, сформированных у детей ценностей, педагогического руководства и т.д. Но в данном процессе есть одна особенность: у большинства детей нет опыта самостоятельного формирования позитивных, конструктивных отношений. Многие дети, попадая в новый коллектив (например, в детском лагере) показывают высокий уровень ситуативной тревожности, агрессивности, а иногда проявляют и антисоциальное поведение. Но это, в любом случае, влияет на отношения сплоченности и активность. Именно поэтому, психологический климат коллектива может быть негативным, неблагоприятным как для отдельного ребенка, так и для всего коллектива. Этот процесс должен быть управляемым. Именно педагог устанавливает определенные планки, ниже которых отношения не должны опускаться. Это могут быть правила поведения, «законы жизни», «кодекс чести», простая договоренность с детьми об отношениях друг к другу и т.д. Но для реализации такого поведения в коллективе необходимо качественное психолого-педагогическое подкрепление. В нашей практике для этого и существуют игры на установление взаимодействия, игры на доверие и другие коммуникативные игры. Именно они и формируют позитивные отношения, эмоциональный климат всего детского коллектива. Подкрепляющие действия педагогов, систематичность предъявляемых к детям требований по нормам отношений друг с другом становятся фактором, который дополняет данные игры.

4. Поле коллектива, определяющее его нравственный облик, эмоциональное состояние и интеллектуальную атмосферу в нем. Поле коллектива проявляется и отражается в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных нормах, психологическом климате коллектива. Влияние коллектива на личность ребенка зависит от характера и развитости поля коллектива, а также от положения ребенка в системе коллективных отношений. (Последнее может быть как благоприятным, так и неблагоприятным для его личностного развития.). Поле коллектива обладает одним очень важным свойством – оно распространяется не только на данный коллектив, но может выходить и за его рамки (трансляция отношений, ценностей, традиций, включенность в жизнедеятельность более крупного детского сообщества – школы, детского лагеря и т.д.). Педагогу важно понимать, что не только поле его коллектива влияет на поля других детских коллективов, но и наоборот – влияние других коллективов на его коллектив тоже существует.

5. Сплоченность. Когда детский коллектив только формируется, дети совершенно не знакомы друг с другом, уровень коммуникативных связей коллектива равен нулю – например, в детском оздоровительном лагере в самом начале сезона (если, конечно, в коллектив не попадают дети, уже знающие друг друга ранее). Как, правило, у детей остро встает вопрос знакомства и налаживания взаимодействия друг с другом. Игры-знакомства, игры на взаимодействие и установление контакта – это эффективный способ формирования как межличностных, так и внутригрупповых отношений. Именно в них начинают формироваться отдельные микрогруппы детей, объединенные по разным критериям. Такая первичная сплоченность – начальный этап формирования всего детского коллектива. Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы как можно больше «перераспределять» детей в этих микрогруппах и создавать отношения конструктивного взаимодействия между ними. Чем с большим количеством детей каждый ребенок вступит в контакт и будет осуществлять разнообразную коммуникативную деятельность, тем больше вариантов выбора определенных коммуникативных стратегий он освоит. При таком подходе складываются отношения поверхностной сплоченности, которые постепенно должны перерастать в отношения более глубокой сплоченности. В данном случае ребенок часто сам определяет с кем из детей (или групп детей) ему более комфортно и уютно с эмоциональной точки зрения.Но формирование микрогрупп и сплочение детей внутри них – это всего первый этап сплочения. Необходимо параллельно с этим решать и последующие актуальные задачи: более прочное и глубокое сплочение детей внутри этих микрогрупп и сплочение всего детского коллектива.

6. Активность. То, что также должно управляться педагогом. На первых порах становления детского сообщества активность всего коллектива достаточно низкая из-за несформированности двух последних вышеназванных характеристик (психологический климат и сплоченность). А если некоторые дети (или группы детей) активны, то это проявление или их психологических особенностей (гиперактивность), или стихийного влияния отдельных детей на определенную группу. Очень часто это влияние имеет негативный характер и может привести к деструктивному развитию отношений, что скажется на эмоциональном климате и сплоченности детского коллектива. Разноплановая игровая деятельность в сочетании с совместной творческой деятельностью может помочь педагогу в разрешении данного положения дел. Именно в этой деятельности приоритет и влияние на коллектив оказывают позитивно настроенные дети. Именно их творческая активность постепенно перерастает в позитивно направленную активность всего коллектива. Этот процесс также немыслим без психолого-педагогического руководства, вмешательства и помощи педагогов. Но степень активности детского коллектива не может расти постоянно и бесконечно. В его жизни должны быть периоды подъемов и спадов, повышенной активности и отдыха от этой активности. Кстати, «отдых от активного отдыха» необходим в первую очередь из-за того, что дети могут быстро эмоционально «выгорать». Данное явление мы иногда можем наблюдать в детских оздоровительных лагерях в начальный период лагерной смены, когда темп и ритм деятельности весьма высок и педагог не дает детям ни минуты отдыха. В данном случае происходит эмоциональное истощение, вызванное чрезмерной эмоциональной нагрузкой.

Дело в том, что нестабильная детская психика плохо справляется как с периодами низкой активности (что приводит к дисфории, а иногда и к депрессии), так и с периодами длительной эмоциональной активности (что в итоге приводит к тому же). Но правильно выстроенный ритм жизни детского коллектива, динамика развития отношений, частая сменяемость деятельности – это то, что помогает детям чередовать периоды высокой эмоциональной, творческой, физической активности с периодами «затишья».

7. Ценности детского коллектива. Ценности – это одна из особенностей, которая отличает один коллектив от другого (как, впрочем, и людей друг от друга). В контексте нашей проблематики необходимо говорить о формировании целой системы ценностей детского коллектива. Именно системы, а не просто ценностей! Одно должно вытекать из другого, соотноситься с ним, а вся система ценностей должна быть взаимозависима. Более того, эта система должна быть открытой, т.е. доступной для других и питаться из системы общечеловеческих ценностей. А сами ценности должны транслироваться за рамки данного коллектива, быть доступными и понятными даже «не членам» этой детской группы. Самость, уникальность этой системы – это то, что и отличает один детский коллектив от другого. Более того, ценности всего детского коллектива оказывают прямое влияние на личностный рост каждого члена детского коллектива. Существующие и принятые в детском коллективе ценности в конечном итоге влияют не только на развитие самого коллектива, но и на формирование ценностей каждого его члена. И процесс формирования коллективных и личностных ценностей намного более глобален, чем это принято считать в традиционной педагогике и психологии. Ещё раз подчеркиваем, что когда речь идет о коллективе (в том числе и детском) уместно ставить своей целью формированиеименно системы ценностей, т.к. именно она влияет на стиль поведения ребенка и его взаимоотношения не только в самом коллективе, но и за его пределами. Это и есть трансляция ценностей – важнейший инструмент общественного устройства человеческих сообществ. Известный американский социолог Элвин Тоффлер писал, что будущее, которое человечество выбирает, будет зависеть, в частности и конечном счёте, от ценностей, которые определяют процесс принятия им решений. А это, по его мнению, будет зависеть от того, насколько ясно можно предсказать изменения в целостной архитектонике ценностей, которые регулируют человеческое поведение.

8. Направленность. Характеристика, в большей степени зависящая от того в какой из образовательных систем развивается детский коллектив: школа, детский лагерь, учреждение дополнительного образования и т.д. Но это так называемая формальная или внешняя направленность. Существует и вторая сторона направленности – внутренняя. Она зависит от многих вышеназванных характеристик и определяет морально-нравственные характеристики коллектива. Ведь ни для кого не является секретом, что, например, во внешне здоровом учебном детском коллективе могут преобладать скрытые низкие морально-нравственные отношения: вещизм, моббинг, сквернословие, ложь и т.д. Внешне такой коллектив выглядит очень прилично: и показатели в учебе у него высокие, и в общественной жизни может участвовать на уровне. А внутренне – происходит разложение, которое скрыто от педагогов, родителей и других взрослых. Именно поэтому формированию этой характеристики детского коллектива необходимо уделять как можно больше места. Позитивизм, взаимоуважение, самоуправляемость, взаимовыручка, доброжелательность – эти и многие другие конструктивные качества детского коллектива должны закладываться с первых моментов его возникновения. Но достигнув высокого уровня развития этих качеств, педагогу нельзя успокаиваться, нужно работать над данной характеристикой постоянно!

9. Настроение. У нормального человека диапазон такой эмоции как настроение может колебаться от дисфории (крайне пониженного настроения) до эйфории (крайне повышенного настроения). Это зависит от темперамента человека, жизненной ситуации, состояния здоровья и ещё многих факторов. В жизни детского коллектива этот диапазон примерно такой же. Само же качество настроения детского коллектива (как и отдельного человека) оценивается по преобладающему настроению. Малая насыщенность, недостаточная активность приводит к застою, снижению настроения. «Лекарство» от такого коллективного недуга – деятельность, а если быть более точными, то активная коммуникативная деятельность. Именно в ней, при хорошей организации и структурированности, жизненный тонус коллектива может достигнуть своего апогея. Кстати, к собственно коммуникативной деятельности мы можем отнести не только коммуникативные игры, но и коллективно-творческую деятельность, коллективное творчество в любых его проявлениях и т.д. Если же умело применять коммуникативные игры в сочетании с творческой деятельностью, то эффект может быть потрясающий. Необходимо только добавить, что данная деятельность должна носить явно выраженный социально направленный характер. Именно тогда удовлетворенность от своей деятельности, её значимости, приводит к повышению настроения и самооценки как отдельных детей, так и всего детского коллектива. Это может быть решающим шагом в формировании ценностей детского коллектива и отдельных детей.

В конце статьи хочется напомнить читателям, что данные характеристики являются динамическими, т.е. изменяемыми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...