Результаты второго этапа констатирующего эксперимента
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В целом у детей наблюдаются недоразвитие коммуникативной стороны речи, эхолалии, неологизмы, склонность к автономной речи. У обеих испытуемых не сильно выраженно монологическая речь без предшествующего ей диалога. У Насти Г. Не сильно выражена «попугайная» речь. «Штамповая речь» больше наблюдается у Насти Г. чем у Игоря П.. Эхолалия, Аграмматизм, Неологизмы, одинаково выраженно у обоих испытуемых. Отмечается повышенная ранимость, особенно в процессе общения. При разговоре у испытуемых замедленный темп речи. Насти Г. к концу фразы повышает тон голоса, это можно отметить как специфическую модуляцию голоса. Игорь П. в отличие от Насти Г. больше идёт на контакт.
По результатам второго опыта констатирующего эксперимента, представленным в таблице 2, Настю Г. можно отнести к 4 группе. В которой для неё характерно повышенная аффективная и сенсорная ранимость, тормозимость, робость, особенно в процессе общения. Первые слова и фразы появляются своевременно, но наблюдается оторванность новых слов от потребностей ребенка. По данным Т.И. Морозовой, для них часто характерен регресс в речевом развитии в возрасте 2—2,5 лет, однако он не достигает полногомутизма. Между тем отмечается высокое развитие внутренней речи, а также нарушения звукопроизношения, замедленный темп речи. Игоря П. мы отнесли ко второй группе. У него раннее речевое развитие происходит несколько быстрее, чем у здоровых детей. Отмечается бурное развитие словарного запаса, раннее освоение сложной фразовой речи. Наблюдается склонность к рифмотворчеству и словотворчеству. Однако коммуникативная функция речи у него нарушена. Часто произносит длинные монологи на аффективно значимые темы, но испытывает существенные затруднения в процессе речевого взаимодействия с собеседником. В аффективно значимых ситуациях ребенок способен к диалогу, может использовать в речи правильные грамматические конструкции, представляющие собой заимствованные штампы. Наблюдается задержка в использовании личных местоимений. По данным Т.И. Морозовой часто наблюдаются нарушения звукопроизношения, темпа речи, имеет место специфическая модуляция голоса с повышением тона к концу фразы.
Таким образом, используя метод наблюдения и не прямой контакт с детьми, мы увидели особенности их развития и поведения. Вывод по II главе: Проведенное нами исследование показало, что коммуникативная сфера речевого развития воспитанников детского сада комбинированного вида характеризуется рядом значительных специфических особенностей: 1. Присутствует небольшая задержка речевого развития. Также, у таких детей отмечено отставание в способности правильного использования в своей речи личных местоимений. Малыш может долго называть себя "ты", "он". Ребенок с аутизмом не задает вопросов и может не отвечать на обращения – избегает речевого общения. Это происходит вследствие того, что аутичный ребенок не «не хочет», а «не может» вступать в контакт с окружающими в силу своего заболевания; 2. Основным патопсихологическим синдромом является повышенный страх, ранимость, зажатость при вступлении в контакт с другими людьми; 3. Ограниченное повторяющиеся и стереотипное поведение, интересы и активность. В заключение данной главы отметим, что на наш взгляд, для успешного развития у детей младшего дошкольного возраста коммуникативной сферы необходима специальная, коррекционно-направленная работа, целью которой является приспособление ребенка с РДА к окружающему миру, а так же развитие коммуникативной функции речи. Заключение Данная работа посвящена изучению коммуникативных навыков детей с РДА дошкольного возраста. С целью выявления особенностей коммуникативной функции речи. В I главе представлен анализ литературы по особенностям данного заболевания. Мы отметили, что РДА редкая форма патологии. Основными проявлениями синдрома являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома.
Дети с РДА очень ранимы, у них нарушено внимание, отмечается хорошая механическая память, первая активная речь может запаздывать, отсутствовать или быть обеднённой. Дети, страдающие аутизмом, не в состоянии приспособится к меняющимся окружению, среде, обстановке. Нарушение эмоционально-волевой сферы может проявиться после рождения. Они склонны к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. Во II главе описана методика констатирующего эксперимента по выявлению особенностей речевого развития детей с РДА дошкольного возраста, и полученные результаты, которые показали, что у детей с РДА присутствует небольшая задержка речевого развития. Основным патопсихологическим синдромом является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими, присутствие различных нарушений в речи (эхолалия, аграмматизм, неологизмы и т.д.). Таким образом, в результате проведённого исследования представленная нами гипотеза о том, что коммуникативная функция речи у детей с РДА младшего дошкольного возраста имеет ряд специфических особенностей, полностью доказана. Список использованной литературы 1. Ананьев, Б.Г. Теория ощущений. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1961 – С.456. 2. Башина, В.М. Аутизм в детстве. // Дефектология. – 1999 – С.123. 3. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М.: Соцэкгиз, 1934 – С.323. 4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии. Мышление и речь. – М.: 1982 – С.504. 5. Иванов, Е.С. Детский аутизм: Диагностика и коррекция: Учеб.пособие / Е.С. Иванов, Л.Н.Демьянчук, Р.В. Демьянчук; МУСиРим. Р. Валленберга, Ин-тспеи. педагогики и психологии. СПб.: Дидактика Плюс, 2004. 6.Исаев, Д.Н. – Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения// психология. – 2002 – С.411. 7. Иванов, С. Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия. СПб.: МУСиР им. Р. Валленберга, 1997.
8. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста. // психология. - 2001 – C.343. 9. Каган, В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина/ - 1981 – C.198. 10. Каган, В.Е., Исаев, Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей, Л.: ЛПМИ. - 1976 – C.455. 11. Лебединская, К.С., Никольская, О.С., Баенская, Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм.// Дефектология – М.: - 2007 – С.128. 12. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, - 2007 — 23с. 13. Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм психологические и нейропсихологические механизмы. // Манелис Н.Г. М.: Просвещение. – 1999 – С.143. 14. Мастюкова, Е.М., Ульянова, Р.К. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом, проявляющимся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС //Дефектология. - 1990 - № 5 - 66-71с. 15. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах: пособие для учителя-дефектолога/ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. - 2007 – 27-28с. 16. Москаленко, А.А. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. // Дефектология. – 2008 - №2 – С.92. 17. Никольская, О.С. Проблемы обучения аутичных детей. // Дефектология – 2006 – С.214. 18. Власовой, Т.А., Лебединского, В.В., Лебединской, К.С.. Ранний детский аутизм //Под ред. (ротапринт). М.: - 1981 – С.112. 19. Сатмари, П. Дети с аутизмом / П.Сатмари. - СПб.: Питер, - 2005 – С.224. 20. Хаустов, А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма / А.В. Хаустов // Дефектология. - 2004 - №4 - 69-74с. 21. Стернин, И.А. – Понятие коммуникативного поведенияи проблемы его исследования [Электронный ресурс]: Режим доступа commbehavior.narod.ru/RusFin/RusFin2000/Sternin1.htm. 22. Детский аутизм – Причины возникновения [электронный ресурс]: Режим доступа autist-ru.narod.ru/prichini.html. 23. Психология – Симптомы аутизма [Электронный ресурс]: Режим доступа referat.yabotanik.ru/psihologiya/simptomy- autizma/71715/67903/page1.html. 24. Социальная психология общения - Структура и функции общения [Электронный ресурс]: Режим доступа www.psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=3. 25. Эрик Мэш, Дэвид Вольф – Детская патопсихология. [Электронный ресурс]: Режим доступа bookap.info/genpsy/kidspat/gl75.shtm. 26. Википедия – Невербальное общение [Электронный ресурс]: Режим доступа ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80 %D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5. 27. Конспекты занятий с детьми с различными отклонениями в развитии [Электронный ресурс]: Режим доступа www.moska-sd.narod.ru/evs_abstract.html. 28. Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека [Электронный ресурс]: Режим доступа www.vitaminov.net/rus-anatomy-face-section492-20197.html. 29. Куприянов В.В., Стовичек Г.В.Лицо человека [Электронный ресурс]: Режим доступа www.vitaminov.net/rus-anatomy-face-section492-20193.html. 30. Энциклопедия – Пантомимика [Электронный ресурс]: Режим доступа psi.webzone.ru/st/076000.html.
31. Ребенок - сайт родителей – Психическое развитие ребенка третьего года. жизни [Электронный ресурс]: Режим доступа www.kid.ru/forum/ index.php?showtopic=28650 32. Детский консультационно-развивающий центр «Зазеркалье» – Общая характеристика детей с аутизмом [Электронный ресурс]: Режим доступа www.za-zerkalye.ru/harakteristika-detey-s-autizmom.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|