Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность антикризисных мер (российских и международных)

Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики.

Здесь следует начать с того, что совсем недавно были опубликованы результаты исследований, проведенных экспертами аудиторской компании ФБК, которые разработали модель интегрального Индекса антикризисной эффективности, чтобы сравнить результативность мер в разных странах (до ФБК попытки комплексно оценить эффективность антикризисных мер правительств не предпринимались). Сравнительный анализ охватывает восемь государств, статистика по которым предоставляется наиболее оперативно: Россия, США, Франция, Канада, Германия, Великобритания, Украина, Казахстан. Модель интегрального Индекса антикризисной эффективности учитывает показатели ВВП, инвестиции в основной капитал, золотовалютные резервы, промпроизводство, объем производства в сельском хозяйстве, оборот розничной торговли, инфляцию, уровень безработицы. Значения индекса рассчитаны с июля 2008г по январь 2009г. Выводы, сделанные экспертами таковы: антикризисные меры правительств Украины и России наименее результативны. В октябре индекс для России оказался самым низким (-0,443), чуть лучше показатель был на Украине (-0,345). С тех пор Россия и Украина прочно обосновались на дне индекса. В январе индекс для России был -0,6, еще меньше у Украины - -1,083. Замыкал тройку «неэффективных» Казахстан с индексом -0,059. Из развитых стран своими успехами выделяется Германия: в июле-августе 2008г. она была третья снизу в списке исследуемых стран, после чего стала подниматься – эффективность антикризисных мер правительств ФРГ стабильно растет. Это относится и к Великобритании: с последнего места в августе-сентябре она в январе поднялась на первое. Остальные страны, включая США, выразительной динамики роста по индексу за данный период не показали.[10]

Далее, об эффективности антикризисных мер более подробно.

В первую очередь, внимание всего мирового сообщества обращено к США, состояние экономики которых в значительной мере является индикатором ситуации в мировых финансах. В октябре 2008г. Конгрессом США был одобрен так называемый «план Полсона» по поддержке по поддержке финансового сектора в 700 млрд долл. Федеральная резервная система выделила 100 млрд долл. на приобретение облигаций таких гигантов ипотечного рынка, как Freddie Mac и Fannie Mae. В рамках программы по развитию рынка кредитования 450 млрд долл. направляются на обеспечение ипотечных кредитов, 200 млрд долл. — на поддержку потребительских кредитов. Принят комплекс мер в области налогообложения, предусматривающий существенное улучшение условий для физических лиц, а также налоговые стимулы для инновационного бизнеса и производителей “альтернативных” видов энергии. Президент США Барак Обама еще до своей инаугурации объявил о том, что намерен существенно увеличить размер антикризисной программы. В центре его стратегии инвестиции в национальную инфраструктуру и меры поддержки экономики, предусматривающие создание по меньшей мере 2,5 млн новых рабочих мест к 2011 году. Программа затрагивает реформы образования и здравоохранения, а также помощь национальному автопрому, в рамках которой Белый дом рассчитывает усилить госконтроль над этой стратегической для США отраслью народного хозяйства. В целом бюджет антикризисной программы Обамы составит до 1 трлн. долл.

Финансовый кризис напрямую затронул также Евросоюз, для которого нынешние экономические проблемы стали крупнейшим испытанием со времен основания. Несмотря на ряд проведенных встреч на высоком уровне, единой позиции по антикризисной политике ЕС достичь не удалось. В итоге страны Евросоюза вынуждены спасаться от последствий экономического спада самостоятельно.

Первой серию антикризисных мер предприняла Великобритания. Первоочередной мерой стал подготовленный премьер-министром страны Г. Брауном план борьбы с ипотечным кризисом. Он предусматривает прямую помощь семьям, находящимся на грани дефолта по ипотеке, а также поддержку строительства доступных доходных домов. Другой мерой стало выделение правительством 50 млрд фунтов на выкуп привилегированных акций крупнейших британских банков. Кроме того, Банк Англии предоставил в распоряжение британских банков 200 млрд фунтов стерлингов в виде краткосрочных кредитов сроком до трех месяцев. Правительство Великобритании также приняло решение об инвестировании 37 млрд фунтов в три ведущих банка страны: Royal Bank of Scotland, Lloyds TSB и HBOS. В настоящее время Великобритания начинает второй этап помощи банковской системе, в ходе которого правительство направит на поддержку банков дополнительно 300 млрд фунтов стерлингов. Кроме того, в начале 2009 года была принята программа поддержки малых предприятий стоимостью 22 млрд фунтов.

Правительством Германии с момента раскрутки кризиса на европейских рынках приняты три пакета мер по стабилизации экономики. Размер первого стабилизационного пакета — 500 млрд евро, большая часть из которых направлена на создание гарантийного фонда на случай банкротства банков и неисполнения ими своих обязательств перед клиентами. На прямую скупку банковских акций и поддержку финансовых институтов направлены 80 млрд евро. Однако этих мер оказалось недостаточно, и германский парламент одобрил новый пакет для поддержки экономической конъюнктуры в стране. Одна из важных мер — отмена на ближайшие два года налога на транспортные средства для тех граждан, которые приобретут новые автомобили. Выделяются субсидии на программы капитального ремонта зданий и на реализацию 44 новых проектов в области транспортной инфраструктуры. Предполагается, что это позволит сохранить примерно 1 млн. рабочих мест. 14 января 2009 года А. Меркель представила новый, третий по счету, пакет антикризисных мер, предусматривающий выделение 50 млрд. евро до 2010 года. В целом основные направления антикризисной политики остаются теми же — снижение налогов, инвестиции в образование и строительство инфраструктуры.

Важнейшую роль в обуздании мирового кризиса будет играть развитие ситуации на растущих азиатских рынках, и в первую очередь в Китае. 9 ноября 2008 года Госсовет КНР утвердил пакет мер по стимулированию экономики общим объемом 4 трлн юаней (или 586 млрд долл. по ноябрьскому курсу). Данные средства будут потрачены до 2010 года в рамках 10 государственных программ. Приоритетами китайской антикризисной программы названы строительство новых городских территорий и рост субсидий на строительство жилой недвижимости, развитие транспортной инфраструктуры и социальная поддержка. Планируется провести налоговую реформу, цель которой — снижение фискальной нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса. Кроме того, с 2009 года снижается НДС и ряд других налогов, вводятся налоговые льготы компаниям-экспортерам. План Госсовета предусматривает “умеренно активную” денежную политику и активизацию налоговой политики с ориентацией прежде всего на поддержку внутреннего спроса в Китае. Также будут изменены принципы кредитования коммерческих банков, включая снижение или отмену ограничений на выдачу ими кредитов частному сектору, что должно привлечь дополнительные инвестиции в сельское хозяйство, малый и средний бизнес и инновационные технологии. Кроме этого, Пекин не исключил возможности девальвации юаня для поддержки национальных экспортеров. [11]

Анализ основных антикризисных мер, предпринимаемых в США, Европе и Китае, показывает, что все они сводятся преимущественно к поддержке финансового сектора (в том числе путем частичной национализации банковских и инвестиционных структур), попыткам увеличить потребительский спрос и не допустить массового закрытия предприятий и роста безработицы.

Антикризисные меры, предпринимаемые Правительством России, в целом находятся в русле общемировых тенденций: выделяются средства на рекапитализацию банковской системы, снижается налоговая нагрузка на предприятия, оказывается избирательная поддержка отдельным отраслям народного хозяйства и градообразующим предприятиям. Программным документом в рамках борьбы с кризисом стал “План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики”. Основные меры, предпринятые Правительством России под руководством премьер-министра В. Путина с сентября 2008 года, таковы: предоставление финансовой помощи из бюджетных и внебюджетных государственных источников, а также резервов Банка России банковскому сектору страны в размере 3,8 трлн. руб. (почти 150 млрд. долл.); выделение 50 млрд. долл. для рефинансирования внешнего долга российских корпораций; снижение налоговой нагрузки; организационная и финансовая поддержка стратегических экономических субъектов, активизация по борьбе с кризисом в стратегических отраслях. Правительство РФ утвердило список предприятий различных отраслей экономики, которым будет оказана приоритетная помощь. Точечные преференции также получили автопроизводители, сельхозпроизводители, строительные и нефтяные компании, предприятия оборонно-промышленного комплекса.[12]

Какими бы результативными ни были действия властей на национальном уровне, они могут не достичь своих целей, если не будет стабилизации мировой экономической системы. Между тем в целом в мире борьба с кризисом пока идет не слишком активно — мощности государственного регулирования и возможных финансовых вливаний заведомо на порядок меньше потерь экономических агентов. Не достигаются и цели, поставленные авторами большинства антикризисных программ, — несмотря на безусловный декларируемый приоритет сохранения рабочих мест, галопирующими темпами растет безработица, предприятия различных отраслей промышленности сворачивают производство и закрывают еще недавно считавшиеся перспективными проекты, а макроэкономические показатели демонстрируют вход экономик в затяжную рецессию.


Список литературы

1. Олейникова И.Н. Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов. – М.: Магистр, 2008 г.

2. Деньги. Кредит. Банки Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2009 г.

3. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов».

4. Федеральный закон от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации».

5. Кузнецова Е.И. Деньги. Кредит. Банки. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009 г.

6. Исследование Всемирного банка, № 18, 2009 г.

7. Столбов М.И. Финансовый сектор. Теория и российская действительность. – М.: Научная Книга, 2006.

8. Маргарет Мэй Трансформирование функции финансов / Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2009 г.

9. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Дашков и Ко, 2009 г.

10. Global Economics Weekly / Barclays Capital, 2009.

11. Россия и мировой финансовый кризис. А.Кудрин / Вопросы экономики, №1, 2009 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...