Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Освоение природных богатств Донбасса

Начало промышленного освоения Донбасса в первую очередь связано с добычей соли. С давних времен рапа Торских соляных озер использовалась для производства соли. Активизировался этот процесс в конце XVI в., когда сотни жителей Левобережной Украины и южных уездов России стали приезжать на Тор за солью. К 70-м гг. XVII в. на промыслы ежегодно приезжало до 10 тыс. чумаков, которые добывали и вывозили до 600 тыс. пудов соли. Летом 1664 г. на Торских соляных озерах создаются три казенные варницы. В 1740 г. М. В. Ломоносов по поручению правительства занимался изучением соляных промыслов в Бахмуте.

Поселенцы-казаки, кроме соли, находили залежи угля и железных руд в оврагах и балках, по разрезам почвы определяли их место залегания. Казаки удачно организовали также поиски свинцовых руд в районе Нагольного кряжа, а затем выплавляли из них металл в ковшах.

По указу российского императора Петра I геолог Г. Капустин в 1721 г. открыл залежи каменного угля близ притока Северского Донца — реки Курдючьей и доказал пригодность его применения в кузнечном и металлургическом производствах.

В 1827-1828 гг. экспедиция горного инженера А.Оливьери в районе пос. Старобешево обнаружила несколько угольных пластов. В 1832 г. экспедиция горного инженера А. Иваницкого начала поисковые работы в районе реки Кальмиус. Известный ученый и горный инженер Е. Ковалевский в 1827 г. составил первую геологическую карту Донбасса, на которую нанес 25 известных ему месторождений минералов. Именно Ковалевский впервые ввел понятие «Донецкий горный бассейн», «Донецкий бассейн» или Донбасс. В «Горном журнале» за 1829 г. сообщалось, что в Донбассе насчитывалось 23 прииска каменного угля. На тот период наиболее крупными месторождениями считались Лисичанское, Зайцевское (или Никитовское), Белянское и Успенское, открытые в нач. XIX в.

В 1842 г. по приказу новороссийского губернатора М. Воронцова, для организации поставок топлива на паровые корабли Азово-Черноморской флотилии, инженером А. В. Гурьевым были введены в эксплуатацию шахты Гурьевская, затем — Михайловская и Елизаветинская. С этих пор донецкий угольный бассейн, равный по площади всем угольным месторождениям. Западной Европы, приобрел мировую известность.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ДОНБАССА

К 1913 г. в Донбассе добывалось более 1,5 млрд. пудов угля. Удельный вес Донецкого бассейна в каменноугольной промышленности России составлял 74%. В Донбассе добывались почти все коксующиеся угли России.

Рост угольной промышленности способствовал развитию черной металлургии. В 1858 г. на территории современного города Енакиево был заложен Петровский доменный завод. В 1869 г. англичанин Джон Хьюз (Юз) приобрел концессию на производство чугуна и рельсов и построил на берегу реки Кальмиус первое крупное металлургическое производство.

К 1900-му г. в Донбассе выпускали продукцию «Русский Провиданс», Юзовский, Дружковский, Петровский, Донецко-Юрьевский, Никополь-Мариупольский, Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий металлургические заводы, имевшие самые большие в России доменные печи, на которых применялся метод горячего доменного дутья. Всего существовало около 300 предприятий металлообрабатывающей, химической и пищевой промышленности. Строительство заводов в основном шло за счет американских, английских, французских, бельгийских и германских иностранных инвестиций. К концу XIX в, правления 19 донецких акционерных обществ находились в Брюсселе, Париже. Лондоне и Берлине.

В 1901 г. на XXVI съезде горнопромышленников юга России была сформулирована программа по созданию синдикатов в сфере «железоделательной'» промышленности. Как следствие, в 1902 г. в Донбассе было создано акционерное общество «Продаметж объединившее 30 предприятий по производству металла и металлоконструкций, с основным капиталом в 900 тыс. руб. В 1906 г. возник трест «Продуголь». контролировавший добычу 75% каменного угля в Донецком бассейне.

Интенсивное развитие промышленности послужило стимулирующим толчком для роста железнодорожного строительства. В 1870-1890 гг. открылось движение по Константиновской (Никитовской). Донецкой каменноугольной и Екатерининской железным дорогам, соединившим внутренние районы Донбасса, а также Донецкий каменноугольный с Криворожским железорудным и Никопольским марганцеворудным бассейнами. В 1870 г. новороссийский генерал-губернатор П. Коцебу предложил заложить в устье реки Кальмиус морской порт, способный принимать крупнотоннажные суда. 29 августа 1889 г. в районе бывшей Зинцевской балки близ Мариуполя пароход «Медведица» принял на борт почти 1000 т угля и металла для поставок на рынки Константинополя и Петербурга.

С развитием промышленности начался быстрый рост численности населения, формировались заводские поселки. Согласно переписи населения 1897 г., в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии проживало более 333 тыс., а в Мариупольском — более 254 тыс. чел.

В начале XX в. крупными промышленными центрами донецкого края стали города Горловка — 30 тыс., Бахмут (Артемовск) — более 30 тыс., Макеевка — 20 тыс., Енакиево — 16 тыс., Краматорск — 12 тыс., Дружковка — более 13 тыс. жителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...