Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие психологической черты. Каковы критерии выделения черт?




Черты – элементы психологической структуры свойств, которые являются относительно стабильными образованиями, проявляющимися в разных ситуациях, и различаются по своей выраженности у разных людей.

 

В качестве примера черты можно назвать экстраверсию. Экстравертированность проявляется по-разному – в способности легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, в большом количестве дружеских связей, в выборе занятий, связанных с общением с другими людьми, в склонности получать информацию от других людей, а не из книг и т.д. При этом одни люди оказываются более экстравертированными, чем другие.

Для того, чтобы выявить существенные и устойчивые отличия людей друг от друга, теория черт предлагает сравнивать их по психологическим чертам. Сравнивая людей по каждой конкретной черте, можно определить, как люди друг от друга отличаются – насколько широки индивидуальные различия.

 

Есть три основных подхода к выделению психологических черт:

 

1) концептуализация-поиск черт, которые бы соответствовали теоретическим представлениям об изучаемом психологическом явлении.

 

В работах, проводившихся в конце прошлого века, концептуализация была единственным способом выделения психологических черт. О том, каким образом отбирались в это время черты, можно понять по работе петербургского психолога Александра Федоровича Лазурского (1874-1917) – создателя науки о характерах, понимаемой им как психологической области, изучающей индивидуальные различия. А.Ф. Лазурский, положивший начало исследованию индивидуальных различий в отечественной психологии, считал наиболее важной задачей психологии индивидуальных различий, которую он называл “характерологией или индивидуальной психологией”, поиск элементов психологической структуры (в его терминологии – наклонностей). Реализуя свой подход к исследованию индивидуальных различий, Лазурский как особо важные выделил 4 психологические сферы – внимание, моторику (и психомоторику), эмоции и волю (которая включала в себя также и мотивационные особенности). Список конкретных свойств, определяющих эти 4 психологические сферы, составил немногим менее ста характеристик, диагностику одной части которых предполагалась проводить на основании экспериментальных процедур, а другой – на основании наблюдения.Способ концептуализации лежал и в основе создания интеллектуальных тестов. В начале века французская система школьного образования столкнулась с проблемой неравноценности умственного развития детей, обучающихся в одних и тех же классах.

 

В современных исследованиях концептуализация используется только как первый этап выделения черт. Дальнейший анализ – выяснение соотношения между чертами и сокращение их числа до нескольких наиболее общих проводится следующими методами:

 

1) семантическое сходство; способ выделения психологических черт на основании сходства их значения, которое существует в языке. Каждое слово, существующее в языке, имеет определенное значение (определенную семантику). Слова, которые обозначают психологические черты, не являются исключением. Выделение черт на основании их семантического сходства предполагает, во-первых, отбор слов, обозначающих различные психологические характеристики, и, во-вторых, их группировку на основании того сходства, которое существует между словами в языке

 

2) ассоциативный эксперимент;

 

3) метод классификации; Этот метод, разработанный в первую очередь Дж. Миллером.

4) метод субъективного шкалирования;Суть самой методики чрезвычайно проста: испытуемым предлагается классифицировать материал (обычно слова) в произвольное количество групп, причем в группу может входить произвольное количество объектов (слов). Результаты классификации суммируются в матрицу, где мерой семантического сходства пары объектов выступает количество отнесений их испытуемыми в один класс.Достоинством метода классификации является то, что его удобно использовать для семантического анализа как вербального, так и невербального материала,

 

Метод субъективного шкалирования. Этот метод, заимствованный из классической психофизики, является простым и прямым методом получения матрицы семантического сходства. Перед испытуемыми ставится задача оценить сходство значений с помощью некоторой градуальной шкалы

 

5) метод семантического дифференциала;Метод СД принадлежит к методам экспериментальной семантики и является одним из методов построения субъективных семантических пространств. Этот метод был разработан в 1952 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов.

 

Метод СД является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В методе СД измеряемые объекты (понятия, изображения, персонажи и т.п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (трех-, пяти-, семибалльных) шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить пучки таких высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. Психологическим механизмом, обеспечивающим взаимосвязь и группировку шкал в факторы, Ч. Осгуд считал явление синестезии.

 

Синестезия – психологический феномен, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности, как, например, переживание цветового образа в ответ на музыкальную фразу в цветомузыке.

 

6) метод личностных конструктов Дж.Келли; В основе этого метода лежит теория личностных конструктов, выдвинутая Дж. Келли в 1955 г. В его работах была развита мысль Дж. Брунера об индивидуально-личностных эталонах восприятия окружающего мира и предложен метод операционального изучения “имплицитных теорий личности”. По Дж. Келли, личностные процессы направляются по руслам конструктов, которые служат средствами предвидения событий. Личностные конструкты отражают своеобразие индивидуальной системы антонимии. Например, описание взрослыми испытуемыми сказочных героев по униполярным шкалам и последующая группировка шкал в факторы показали, что существительное “плакса” противопоставляется по одному из факторов качествам “драчливый”, “храбрый” у испытуемых мужчин и качествам “грубый”, “злой” у женщин, т.е. женщины трактуют слово “плакса” как полюс конструкта “слабый, но хороший” в оппозиции “сильному, но плохому”.Чем шире набор личностных конструктов у субъекта, тем более многомерным, дифференцированным является образ мира, себя, других, т.е. тем выше его когнитивная сложность

 

7) факторно-аналитическое выделение черт. статистический метод, позволяющий описать большое число коррелирующих друг с другом черт с помощью нескольких, лежащих в их основе переменных

 

Факторный анализ представляет собой статистический метод, позволяющий описать большое число коррелирующих друг с другим черт с помощью нескольких, лежащих в их основе переменных (факторов). Не касаясь математической базы факторного анализа, требующей для понимания хорошего знания статистики, мы рассмотрим логику, лежащую в основе факторно-аналитического выделения черт.

Допустим, при исследовании нескольких психологических характеристик по каждой из них были обнаружены индивидуальные различия, что статистически может быть выражено дисперсиями этих характеристик. Представим эти дисперсии графически в виде кругов

 

Различные личностные теории оперируют разными конструктами, имеющими неодинаковый уровень как теоретических обобщений, так и степени абстракции. Но наиболее распространенным является понятие черты, описываемой, как правило, каким-либо существительным или прилагательным, а также рассматриваемой в качестве предиктора поведения личности.

 

Понятие личностной черты, впервые предложенное Г.Оллпортом, было достаточно всеобъемлющим:

 

Генерализованная и сфокусированная нейропсихическая система (характерная для индивидуума), обладающая способностью воспроизводить функциональный эквивалент, релевантный множеству стимулов, а также инициировать и регулировать устойчивые (эквивалентные) формы адаптивного и экспрессивного поведения (Allport, 1937). Исходя из этого определения можно предположить, что множество признаков, характеризующих форму взаимодействия субъекта с миром, упорядочивается за счет введения двух начальных координат, относящихся к адаптивному и экспрессивному типам поведения.

 

В современных теориях (Phares & Chaplin, 1997) выделяется несколько базовых признаков черты как психологического конструкта:

черта не есть состояние и поэтому обозначает некую общую тенденцию поведения и ожиданий (McAdams, 1995). Я впечатлительный означает устойчивую характеристику, тогда как меня впечатляют твои успехи описывает лишь временное состояние эмоционального реагирования;

черта является количественным измерением, позволяющим сравнивать степень выраженности конкретной характеристики у разных людей;

черта может иметь иерархическую организацию, то есть более широкая черта включает в себя несколько специфических черт. Дескриптивные системы, базирующиеся на анализе черт, позволяют описывать личность через множество уровней;

•черта как конструкт создает основу для общего языка не только между различными формальными теориями личности, но между формальными теориями и неформальными описаниями человеческой личности в повседневной жизни.

 

Устойчивость многих личностных черт во времени подтверждена экспериментально. Различия между детьми в агрессивности, доминировании, зависимости, социабель-ности и застенчивости сохраняются на протяжении всего периода, начиная со среднего и позднего детства через подростковые годы вплоть до взрослости (Huesman et ai, 1984). В дополнение к этому, клинические наблюдения показывают, что детям, имеющим в возрасте десяти лет поведенческие проблемы, довольно сложно избавиться от них во взрослой жизни (Patterson, 1982).

 

Психологическая черта кроме описательного аспекта поведения включает в себя и каузальный. Поэтому теории черт ставят своей целью анализ индивидуальной психодинамики с точки зрения поиска причинных механизмов:

 

В своей наиболее простой форме диспозиции и их поведенческие проявления связаны, по определению, непосредственно — чем более выражена у личности черта добросовестности, тем более добросовестно его (субъекта. — А.Л.) поведение (Mishel & Shoda, 1995).

 

Эти два аспекта, дескриптивный и каузальный, присутствуют во всех наиболее развитых концепциях личностных черт. Мы рассмотрим в качестве примера только немногие из десятков развиваемых на сегодняшний день концепций.

 

ЭКСТРАВЕРСИЯ/ИНТРОВЕРСИЯ

 

Понятие экстраверсии—интроверсии было сформулировано для описания наиболее фундаментальных различий в человеческом поведении швейцарским психологом Карлом Юнгом, недолгим последователем Зигмунда Фрейда. Как димензиональная черта эта характеристика личности, впервые представленная так Г.Айзенком (Eysenk, 1947), в последнее время изучается в самых различных контекстах (см. Zuckerman & Сото, 1983). Наиболее общие характеристики этой черты выглядят следующим образом:

•Интроверсия

•Ориентация на внутренние стимулы;

•заторможенность поведения;

•низкий уровень вовлеченности

•в различные формы активности.

•Экстраверсия

•Стремление к стимуляции извне;

•расторможенность поведения;

•интенсивное вовлечение в разные формы активности.

•Активность/социабельность/эмоциональность

 

Концептуально эти личностные свойства связаны с соответствующими темпераментальными параметрами. Называя эти черты личностными, авторы трехкомпо-нентной концепции личности (Buss, Plomin, 1984) фактически отождествили уровни темперамента и личности. Неудивительно, что все три параметра, как показывают многочисленные исследования, удовлетворяют критериям выделения психобиологических черт — наследственности, стабильности и эволюционной значимости. Проявляясь уже у младенцев, эти черты сохраняются и в личности взрослых.

 

Тревожность

 

Тревожность (выступающая также под названиями нейротицизм и эмоциональная нестабильность) считается одним из важнейших измерений личности, связанным со спецификой индивидуальных реакций на стресс. С одной стороны, тревожность сопряжена с возбуждением нервной системы, проявляющимся в сердечно-сосудистых и дыхательных ритмах, гастроэнтерологических симптомах, уровне кровяного давления. С другой стороны, показана тесная связь тревожности с оценочными процессами, с тем, воспринимает ли человек для себя данную ситуацию как угрожающую (Spielberger, 1966).

 

Как стабильная черта — а не вызванное ситуативным влиянием состояние — тревожность впервые начала изучаться Тэйлор (Taylor, 1953), на основе разработанной клинической шкалы измерения хронической тревожности. Концептуальная модель развивается ведущим специалистом в этой области Чарльзом Спилбергером (Флоридский университет, США) обосновавшим рассмотрение тревожности как черты, A(anxiety)-trait, и состояния, A-state. По определению, тревожность-как-черта есть проявление в поведении индивидуума тенденции воспринимать большинство ситуаций, объективно ничем не угрожающих, как опасные (Spielberger, 1983).

 

Гнев

 

Выделившись в качестве одного из подизмерений тревожности в экспериментах Чарлза Спилбергера (Spielberger, 1988; 1994), гнев как устойчивая черта личности стал предметом самостоятельных исследований. Автор концепции определяет гнев как эмоциональную характеристику, описывающую ощущения, интенсивность которых варьирует от средне выраженного раздражения или досады до ярости и бешенства, что сопровождается активацией автономной нервной системы (там же, с. 6). В руководстве к опроснику, измеряющему гнев-как-черту и гнев-как-со-стояние (STAXI), указывается, что гнев является более элементарным состоянием по сравнению с враждебностью или агрессией. Модель гнева-как-черты имеет несколько примечательных характеристик:

•гнев рассматривается как предиспозиция или тенденция воспринимать широкий спектр ситуаций как провоцирующие;

•различается гнев как характеристика темперамента (гневливость без связи с провоцирующий ситуацией) и как реакция (вызванная, например, критикой, неприятным обращением и пр.);

•пункты шкалы сконструированы таким образом, чтобы оценить степень выраженности стремления подавлять гнев (Anger-In), проявлять гнев вовне (Anger-Out), а также контролировать гнев (Anger-Control).

 

Исследование описанной модели на русскоязычной выборке (Eckhard, Kassinove, Tsytsarev & Sukhodolsky, 1995) показало высокую консистентность адаптированных субшкал и выявило средние значения, совпадающие с данными американской выборки. При этом в российской выборке (исследование было проведено в Санкт-Петербурге) мужчины характеризовались более высоким уровнем проявления гнева (Anger-Out), чем женщины.

 

Застенчивость

 

По мнению профессора Стэнфордского университета (Stanford University, USA) Ф.Зимбардо, застенчивость — не личностное расстройство, а, скорее всего, определенный паттерн или черта, связанная со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов (Zimbardo, Weber, 1997). Вполне возможно, что застенчивость есть проявление своего рода социальной фобии, но, независимо от интерпретации, остается главный вопрос — где скрываются корни этого явления? В главе 18 мы будем более подробно рассматривать этот вопрос, здесь же отметим связь застенчивости с одной из темпераментальных тенденций, обнаруживающихся уже у младенцев, которую Дж.Каган (Kagan et ai, 1994) назвал сдерживанием. Предрасположенность к такому типу поведения может затем развиваться в форму социальной тревожности, рассматриваемой как выученные реакции. Влияние широкого культурного контекста становится решающим фактором в развитии имеющейся предрасположенности, а также в формировании выученной застенчивости. В последнее десятилетие число американцев, считающих себя застенчивыми, возросло с 40% до 50% (Carducci & Zimbardo, 1995). Среди наиболее влиятельных факторов, определяющих этот сдвиг показателей, Зимбардо выделяет:

•компьютерные технологии и информационную действенность интеракций, позволяющих людям, сохраняя дистанцию, поддерживать контакты с другими без непосредственного личного общения;

•автоматизация работы, уменьшающая процесс живого общения;

•влияние бесконтрольной криминализации общества, воспитывающее в людях страх, удерживающий их от контактов;

•необратимые изменения в семейных структурах, отражающие в несколько раз возросшее число разводов, семей с одним родителем или отсутствием родителей дома из-за чрезмерной занятости. Все это обучает детей стереотипам взаимодействия, которое они позднее переносят в свою жизнь;

•снижение ценности совместного отдыха, благодаря развитой индустрии развлечений.

 

Вполне возможно, что культурологические предпосылки развития застенчивости будут разными в других странах, но это не исключает перспективы исследования застенчивости как феномена, наиболее ярко отображающего взаимодействие социальных и биологических факторов в формировании личностных черт.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...