Легоконструирование на занятиях по обучению грамоте
Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми С нарушениями речи.
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему своё отношение. Традиционные формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения характеризующие современность. Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего-конструктору, и не зря! Использование лего-технологий способствует: · развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета; · развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение); · тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму; · сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения; · конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.) В работе с лего-конструктором у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждений. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается: память, внимательность, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, познавательная активность и эмоционально - волевая сфера. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. Лего-конструктор – это универсальный дидактический материал, который можно использовать на любых занятиях. Закрепление сенсорных представлений и пространственного восприятия с помощью лего-конструирования: · Для развития слуховой памяти и увеличения объёма произвольного слухового внимания используется упражнение «Волшебный диктант», где тетрадный лист заменяется планшет - пластиной, а карандаш – лего-деталями. При формировании у ребенка пространственных представлений и усвоении их словесных обозначений используется геометрическая мозаика. Сначала ребёнок должен научиться показывать, какие геометрические фигуры располагаются вверху и внизу от центральной фигуры, а какие - справа и слева от неё. В последующем, по словесной инструкции, дети сами располагают фигуры на пластине. Данные задания помогают детям в игровой форме усвоить такие понятия, как «вверху - внизу», «выше - ниже», «справа – слева». Собирая пирамиду или другую постройку, дети познают трёхмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над», «под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Все описанные виды работ активизируют зрительное внимание ребёнка, приучают его присматриваться к предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия.
Примеры дидактических игр для младших дошкольников: «Найди кирпичики, как у меня» Цель: закреплять цвет, форму детали. «Разложи по цвету» Цель: закреплять цвета. «Что изменилось?» Цель: закреплять цвет, форму, внимание «Собери модель по памяти» (из 4-6 деталей), «Простые логические цепочки». В старшем дошкольном возрасте при знакомстве и закреплении состава числа на занятиях активно используется лего-мозайка.
Легоконструирование на занятиях по обучению грамоте Важная роль при подготовке к школе отводится развитию мелкой моторики. Предлагая детям работу с мелкими элементами, требующими тонких и точных движений пальцев и четкого согласования движения руки и глаза, мы готовим руку ребенка к письму. На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей с термином «звук». С этой целью используются лего-человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных костюмчиках изображают гласные звуки, в синих и зелёных - согласные звуки (цветовая гамма помогает усвоить их «твёрдость» и «мягкость»). Для уточнения предлагаем детям самостоятельно построить домики для своих героев.
На занятиях мы учим детей не только различать звуки, улавливать разницу между оппозиционными звуками и выделять заданный звук, но и обучаем звуковому анализу и синтезу. Манипулируя «человечками», переставляя их местами, ребёнок экспериментирует, получает новые слоги. В последующем разноцветные «человечки» заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для составления схем слов. Таким образом, детей знакомим с понятием «схема слова». По аналогии используем лего при составлении схемы предложения. Для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется лего-конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается на планшете с помощью лего-элементов.
К концу дошкольного периода дети знают буквы, большинство из них умеют читать. Лего-конструирование при закреплении лексических тем в разной деятельности помогает детям, более эмоционально проявляют свои познавательные возможности. Можно использовать различные задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений, транспорта, строительства зданий, при закреплении ПДД. Лего-конструктор приходит на помощь в тех случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке.
Сначала они строят своих героев из конструктора, и, репетируя, озвучивают их.
Поправляя детей, педагог указывает на ошибки их героев, а не их самих, что позволяет некоторым ребятам перестать бояться совершить ошибку. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Воспитатель МБДОУ № 17 «Белочка» г.Сургут:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|