Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стимулирующую и контрольную.

Кругооборот и оборачиваемость оборотных средств

По характеру участия в производственно-торговом обороте оборотные производственные фонды и фонды обращения тесно взаимосвязаны и постоянно переходят из сферы обращения в сферу производства и наоборот по следующей схеме:

Д - ПЗ...ПР... ГП - Д1,

где Д - денежные средства, авансируемые хозяйствующим субъектом;
ПЗ - производственные запасы;
ГП - готовая продукция;
Д1 - денежные средства, полученные от продажи продукции (стоимость потребленных средств производства, прибавочный продукт, добавленная стоимость);
...ПР... - процесс обращения прерван, но процесс кругооборота продолжается в сфере производства.

Принято выделять три стадии кругооборота.

1. Оборотные средства выступают в денежной форме и используются для создания производственных запасов - денежная стадия.
2. Производственные запасы потребляются в процессе производства, образуя незавершенное производство и превращаясь в готовую продукцию.
3. В результате процесса реализации готовой продукции получают необходимые денежные средства для восполнения производственных запасов.

Затем кругооборот повторяется и, таким образом, непрерывно создаются условия для возобновления процесса производства.

Экономическая оценка состояния и оборачиваемости оборотных средств характеризуется следующими показателями.

 

48. Основные средства и их кругооборот.

 

Основные средства — это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.

 

1. Здания (корпуса цехов, складские помещения, производственные лаборатории и т. п.);

2. Сооружения (инженерно-строительные объекты, создающие условия для осуществления процесса производства: эстакады, автомобильные дороги, туннели);

3. Внутрихозяйственные дороги;

4. Передаточные устройства (электросети, теплосети, газовые сети);

5. Машины и оборудование, в том числе:

6. Транспортные средства (вагоны, автомобили, кары, тележки);

7. Инструмент (режущий, давящий, приспособления для крепления, монтажа), кроме специального инструмента;

8. Производственный инвентарь и принадлежности (стеллажи, рабочие столы и т. п.);

9. Хозяйственный инвентарь;

10. Рабочий, продуктивный и племенной скот;

11. Многолетние насаждения;

12. Прочие основные средства (сюда входят библиотечные фонды, музейные ценности).

Воспроизводство основных фондов - это непрерывный процесс их обновления путем приобретения новых, реконструкции, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта.

Основная цель воспроизводства основных фондов – обеспечение предприятий основными фондами в их количественном и качественном составе, а также поддержание их в рабочем состоянии.

В процессе воспроизводства основных фондов решаются следующие задачи:

- возмещаются выбывающие по различным причинам основные фонды;

-увеличивается масса основных фондов с целью расширения объема производства;

- совершенствуется видовая, технологическая и возрастная структура основных фондов, т.е. повышается технический уровень производства.

 

49. Денежные накопления коммерческих предприятий, формирование, использование.

 

Денежные накопления предприятий представляют собой выраженный в денежной форме чистый доход организации, созданный в процессе материального производства и реализованный в цене продукции данного предприятия.

Одной из важных форм денежных накоплений является прибыль предприятия. По экономическому содержанию прибыль есть денежное выражение части стоимости прибавочного продукта (чистого дохода).

Как экономическая категория прибыль выполняет следующие функции:

Воспроизводственную,

стимулирующую и контрольную.

Воспроиз­водственная функция характеризует прибыль как один из основных источников финансирования расширенного воспроизводства. Выполняя стимулирующую функцию, прибыль отражает интересы участников экономической деятельности. Через контрольную функцию прибыль выступает как один из основных показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия и формируется непосредственно на самом предприятии, а затем часть ее направляется в государственный бюджет в виде обязательных платежей и получается чистая прибыль. Налог на прибыль в доходах федерального бюджета составляет около 20%.

Общий объем прибыли предприятия представляет собой балансовую прибыль.

 

В составе балансовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности:

 

– прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

– прибыль от прочей реализации и услуг нетоварного характера;

– доходы (за вычетом расходов)от внереализационных операций.

 

Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, которые относятся на прибыль называется чистой прибылью и используется по следующим направления м:

 

– формирование денежных фондов предприятий (см. 2-й вопрос данной темы);

– финансирование затрат по развитию производства, на научные исследования, осуществление природоохранных мероприятий;

– выплата работникам материальной помощи, премий, покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства и др.;

– выплата дивидендов акционерам;

– финансирование строительства жилья и других объектов непроизводственного назначения;

– уплата штрафных санкций за нарушение налогового законодательства и др.

 

50. Финансирование и кредитование инвестиций на коммерческих предприятиях.

существует два основных источника финансирования инвестиций — это внутренние средства предприятий (прибыль и амортизационные отчисления) и внешние источники финансирования (например, бюджетные, корпоративные, кредитные). Неустойчивое финансовое положение большинства предприятий не позволяет надеяться на существенное оживление инвестиций только за счет внутренних источников.

Бюджетное финансирование подразумевает, что государство часть

установленных законодательством поступлений от субъектов предпринимательской деятельности направляет на инвестиции. Государство может также прибегнуть к внешним заимствованиям у других стран и у международных финансовых организаций. Однако такой вид финансирования ведет к увеличению внешнего долга страны.

Корпоративное финансирование осуществляется через механизмы и инструменты фондового рынка. На Западе практически все инвесторы вкладывают денежные средства в финансовые активы различных видов, из которых институциональные инвесторы, т. е. финансовые посредники, формируют инвестиционные портфели, служащие источниками реальных инвестиций — прямых капиталовложений в реальный сектор экономики. В России финансовые рынки все еще находятся на стадии формирования, доверие частных инвесторов к финансовым учреждениям и

даже эмитентам из реального сектора достаточно низкое.

Таким образом, в современных российских условиях основными источниками финансирования, компенсирующими недостаток внутренних средств предприятия, могут стать кредитные ресурсы.

Участие коммерческих банков в инвестиционном процессе предполагает реализацию механизма

долгосрочного кредитования. В условиях российской действительности долгосрочными считаются кредиты, выданные на срок более одного года. Это сильно отличается от западных стандартов, согласно которым кредиты считаются долгосрочными, если они выданы на срок более

пяти лет [17]. Главной особенностью долгосрочного кредитования является кредитование инвестиционного проекта (ИП). Кредитование ИП основано на том, что основной гарантией

возврата заемных средств могут быть будущие (расчетные) финансовые

потоки, генерируемые самим проектом.

Банк осуществляет выдачу кредитов организациям, имеющим самостоятельный баланс и собственные средства, а также индивидуальным предпринимателям.

Кредиты предоставляются заемщикам на коммерческой, договорной основе при соблюдении принципов срочности, платности, возвратности и целевого использования полученных средств, которые определяются в соответствии с условиями договора о кредитовании.

Предоставление кредита юридическим лицам осуществляется как в национальной валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах с соблюдением требований действующего законодательства.

Заемщиками могут являться являтся предприятия и организации, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность, а также частные лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, удовлетворяющие основным требованиям Банка.

Основные требования к клиентам, желающим получить кредит в банке (у всех банков разные требования):

· опыт работы по основной деятельности - не менее 3-х месяцев,

· хорошее финансовое состояние, произведенной на основе бухгалтерской отчетности клиента),

· отсутствие у клиента текущей просроченной задолженности по финансовым обязательствам перед ОАО КБ «Центр-инвест»,

· отсутствие просроченной задолженности клиента перед бюджетом и внебюджетными фондами на дату рассмотрения запроса на кредит,

· ликвидное обеспечение,

осуществляет все виды кредитования, не противоречащие действующему законодательству РФ.
В зависимости от потребностей своих клиентов следующие основные виды кредитования:

· «Овердрафт» – оплата платежных документов заемщика при отсутствии или недостаточности денежных средств на расчетном счете в рамках установленного лимита;

· «Стандартный кредит» – единовременное перечисление на расчетный счет клиента суммы кредита;

· «Кредитная линия с лимитом выдачи» – перечисление денежных средств на счет заемщика траншами (частями) по мере необходимости, при этом частичное погашение кредита не увеличивает свободный лимит кредитования;

· «Кредитная линия с максимальной ссудной задолженностью» – перечисление денежных средств на счет заемщика траншами(частями) по мере необходимости, с возобновляемым лимитом (т.е. свободный (неиспользованный) лимит увеличивается на сумму погашенной ссудной задолженности);

· «Банковские гарантии» – предоставляются клиентам Банка по выполнению ими платежных обязательств перед третьими лицами по контрактам и договорам, оказанию услуг и возврату кредитов.

· Гарантия исполнения (договорная);

· Гарантия предложения (тендерная);

· Гарантия в пользу таможенного органа;

· Контргарантия;

· Иные виды гарантий в соответствии с действующим законодательством.

В качестве обеспечения по кредиту может выступать:

· Имущество, принадлежащее заемщику, либо третьим лицам, на праве собственности.

· Автотранспорт, принадлежащий заемщику, либо третьим лицам, на праве собственности.

· Производственные, нежилые помещения, складские помещения, незавершенное строительство.

· Оборудование.

· Готовая продукция, товар в обороте, сырье.

 

51. Особенности организации финансов некоммерческих организаций.

финансы некоммерческих организаций являются отношениями, связанными с формированием и дальнейшем использованием финансовых средств организаций для достижения целей, предусмотренных в уставе организации.

Особенности бюджетных учреждений заключаются в следующем:

1. Учредителями организации должны быть органы государственной власти, субъекты, органы местного самоуправления Российской Федерации.

2. В качестве целей создания бюджетной организации в учредительных документах могут быть установлены только функции, носящие некоммерческий характер. Это не исключает возможность бюджетной организации оказывать спектр платных услуг, но оказание платных услуг не может быть целью функционирования бюджетного учреждения и все заработанные подобным образом средства обязаны направляться исключительно на развитие и расширение основной деятельности.

3. Бюджетные учреждения должны финансироваться за счет средств местного органа власти, бюджета Российской Федерации и ее субъектов.

У бюджетных организаций, деятельность, которых связана с социальной сферой, основным источником является бюджетное финансирование. Второй источник доходы от предпринимательской деятельности, которые должны отправляться на расширение деятельности.

Основами финансового планирования является смета доходов и расходов. Бюджетные организации классифицируются по ряду признаков:

a) в зависимости от выполняемых функций по роду деятельности: государственное управление, муниципальное управление, судебная власть, международная деятельность.

b) в зависимости от источников финансирования: за счет федерального бюджета, за счет средств субъектов, за счет местных бюджетов.

c) по источникам формирования средств: оказывающие платные услуги, не оказывающие.

Особенностями финансов бюджетных учреждений являются: исключительная связь с бюджетом, результатом является недополучение средств бюджета, которое приводит к недофинансированию расходов организации; отсутствие самостоятельности в расходовании средств, осуществляется контроль со стороны государства за экономным и рациональным использованием бюджетных средств.

Основные принципы организации финансов бюджетных учреждений:

- целевое использование средств;

- жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств, по каждой группе составляется смета по их расходованию. При недостатке бюджетных средств организации разрешено использовать средства от предпринимательской деятельности, но не предусматривается их возмещение из бюджета.

Сущность сметно-бюджетного финансирования с остоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.
Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.

 

52. Особенности организации финансов в таможенных органах.

 

Финансы таможенных органов занимают особое место в финансовой системе страны. Являясь одним из звеньев финансов непроизводственной сферы, таможенные администрации полностью финансируются из федерального бюджета, но, в отличии от других бюджетных учреждений, например, правоохранительных, сами зарабатывают эти средства. Таможенные структуры активно участвуют в распределительном процессе стоимости ВВП и его части - национального дохода, используя сбалансированные меры тарифного и нетарифного государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В результате в доходы федерального бюджета перечисляются возрастающие объемы налоговых и неналоговых таможенных платежей.

В отличие от всех других структур, получающих бюджетные ассигнования, таможенная служба сама формирует собственные доходные источ ники, состав которых определен ст. 403 «Иные средства» Таможенного кодекса РФ. Это различного рода сборы и платежи за таможенные услуги и нарушение таможенного законодательства, которые до 2000 г. являлись источниками формирования целевого бюджетного фонда развития таможенной системы, а с 2000 г. - неналоговыми доходами федерального бюджета.

В настоящее время происходит процесс реформирования бюджетного процесса, в т.ч. и в таможенных органах как бюджетополучателях, по следующим направлениям:

1) переход от сметного к целевому формированию бюджета - от индексации сложившихся затрат к их определению по схеме «цели - задачи - показатели достижения целей и решения задач - затраты на реализацию программы - расходы по ведомству»;

2) внедрение среднесрочного трехлетнего бюджетного планирования.

53. Роль финансов и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.

Основными видами внешнеэкономической деятельности предприятия являются:

1.
Внешняя торговля (товары, услуги, интеллектуальная собственность, информация).

2.
Международное инвестиционное сотрудничество (инвестиции, кредитование, акции, обращаемые облигации, авторские права).

3.
Международное перемещение трудовых ресурсов (иностранных работников, специалистов).

4.
Международное производственное сотрудничество (передача лицензий на использование прав, продажа комплектующих, передача технологических линий, совместное проведение НИОКР, подрядная кооперация, создание совместных предприятий).

5.
Валютные и финансово-кредитные операции (казначейские векселя, депозитные сертификаты, иностранные банковские кредиты, государственное кредитование и приобретение прав собственности).

 

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами:

1. Существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги.
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

2. Без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства.

3. Наличие государства. С появлением государства возникли налоги как материальная основа его существования. Поскольку государство несет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функцию, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов.

В рыночной экономике кредит выполняет следующие важные функции:

1. Расширяет рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливаются наличным количеством имеющегося предложения денег.

2. Выполняет функцию перераспределения, превращая частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства в ссудный капитал, направляя их в прибыльные сферы экономики.

3. Содействует экономии издержек обращения, росту безналичного денежного оборота, поскольку в процессе развития кредита появляются разнообразные инструменты использования банковских счетов и вкладов (кредитные карточки, депозитные сертификаты).

4. Способствует ускорению движения денежных потоков, концентрации и централизации капитала.

В зависимости от того, какая внешнеэкономическая сделка покрывается за счет заемных средств, различаются:

· коммерческие кредиты, непосредственно связанные с внешней торговлей и услугами;

· финансовые кредиты, используемые на любые другие цели, включая прямые капиталовложения, строительство инвестиционных объектов, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности, валютную интервенцию;

· промежуточные кредиты, предназначенные для обслуживания смешанных форм вывоза капиталов, товаров и услуг (например, в виде выполнения подрядных работ – инжиниринг).

 

54. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций (бюджетных учреждений), источники, структура, направления использования.

 

Финансовые ресурсы бюджетных учреждений это – денежные средства, поступающие из различных источников для целей обеспечения их деятельности. Источники финансовых ресурсов регламентируются законодательством Российской Федерации.

Источники:

 бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных), в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией;

 поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет;

 выручка от реализации продукции собственного производства (например, учебно-производственных мастерских в школах), покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия;

 выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду;

 выручка от оказания посреднических услуг;

 доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций;

 доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним;

 доходы от иных внереализационных операций (курсовых разниц при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих счетах в кредитных организациях и др.);

 добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан

Направления использования финансовых ресурсов, независимо от источника их образования, определяются в строгом соответствии с подразделениями экономической классификации расходов Бюджетной классификации РФ, устанавливающими конкретные цели расходования средств.

Основные направления использования средств связаны с финансовым обеспечением достижения некоммерческой организацией уставных целей. Выделяются следующие группы расходов:

 

1. Административно-хозяйственные расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации. К данной группе относятся расходы по оплате труда административно-хозяйственного персонала, уплате единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, амортизационные отчисления, расходы на ремонт помещений и оборудования, платежи за коммунальные услуги и т.п. Эти затраты относительно постоянны, так как их величина не зависит от изменений в объеме деятельности организации.

2. Расходы по выполнению программ и мероприятий, осуществляемых за счет целевых поступлений и бюджетных ассигнований.

3. Средства, полученные некоммерческой организацией в форме бюджетных ассигнований, должны быть использованы непосредственно на те цели, которые предусмотрены в программе. Бюджетные средства, использованные не по назначению, подлежат взысканию в бюджет, из которого было произведено финансирование.

4. Расходы по осуществлению предпринимательской деятельности. Они учитываются раздельно от других расходов организации. К ним относятся расходы, связанные с закупкой сырья и материалов (при производстве продукции и оказании услуг), расходы на оплату труда персонала, участвующего в осуществлении данной деятельности, уплату единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы для осуществления расчетов с кредиторами, на рекламу, транспортные расходы и т.д.

Все расходы делятся на две основные группы: текущие и капитальные расходы. В первую группу входят расходы на оплату труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог, уплачиваемый в государственные вне бюджетные фонды), приобретение продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря, расходы на командировки и служебные разъезды, оплата различных видов услуг (коммунальных, транспортных, услуг связи и др.), выплата стипендий и т.д. Во вторую группу включаются затраты на капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования и инвентаря и т.д.

Состав расходов и их соотношение различно в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы. Общим для всех учреждений является преобладающий уровень расходов на оплату труда с начислениями на нее.

 

55. Финансовые службы коммерческих предприятий.

 

Для организации финансовой работы хозяйствующий субъект создает специальную финансовую службу. Деятельность финансовой службы подчинена главной цели — обеспечению финансовой стабильности, созданию устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.

Важнейшими направлениями финансовой работы коммерческой организации являются:
1)финансовое планирование;

-разработка проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами;
- определение потребности в собственном оборотном капитале;
- выявление источников финансирования хозяйственной деятельности;
- разработка плана капитальных вложений с необходимыми расчетами;
- участие в разработке бизнесплана;
- составление кассовых планов в учреждения банка;
2) оперативная работа;

- обеспечение в установленные сроки платежей в бюджет, выплат процентов по краткосрочным и долгосрочным ссудам банков, выдачи заработной платы работникам и других кассовых операций, оплата счетов поставщиков за отгруженные товарноматериальные ценности, услуги и работу;
- обеспечение финансирования затрат плана;
- оформление кредитов в соответствии с договорами;
- ведение ежедневного оперативного учета: реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана;
- составление сведений о поступлении средств и справок о ходе выполнения показателей финансового плана и финансового состояния.
3) контрольноаналитическая работа

постоянный контроль за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, планов по прибыли и рентабельности, следят за использованием по назначению собственного и заемного оборотного капитала, за целевым использованием банковского кредита. В осуществлении контрольноаналитической работы большую помощь оказывает бухгалтерия, совместно с которой проверяется правильность составления смет, расчет окупаемости капитальных вложений, анализируются все виды отчетности, контролируется соблюдение финансовой и плановой дисциплины.

На российских предприятиях финансовый менеджер все чаще становится главной фигурой в управлении финансами. В круг его должностных обязанностей включены следующие вопросы:
- организация финансовой работы хозяйствующего субъекта;
- разработка перспективных и текущих финансовых планов и контроль за их выполнением;
- организация оперативной финансовой работы;
- осуществление кредитной политики;
- проведение валютной политики;
- формирование финансовой документации (банковской, статистической и т.п.);
- анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и эффективности использования финансовых ресурсов.

56. Управление, планирование, контроль за финансами некоммерческих организаций (бюдж. уч.)

 

Стадии: финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль.

 

а) Планирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с принципами сметного финансирования. При этом в смете доходов и расходов бюджетного учреждения отражаются как средства, получаемые из бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов, так и доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. на основе оперативно-сетевых показателей и норм расходов

б) Оперативное управление финансами некоммерческих организаций предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций

в) Государственному финансовому контролю подвержены процесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетных учреждений

 

Для целей финансового управления целесообразно разделять значения слов смета, бюджет, финансовый план.

Смета - расчет затрат на мероприятие, процесс.

Бюджет - таблица доходов и расходов на определенный период

Финансовый план овеществляет собой решения и политику организации в отношении вида, уровня и приоритетов программных мероприятий, необходимых для решения задач и достижения целей данной организации. В нем находят свое выражение решения о распределении обычно ограниченных ресурсов.

 

57. Мировая валютно-финансовая система: структура, механизм функционирования, тенденция развития.

Мировая валютная система – форма организации валютных отношений, закрепленная межгосударственными соглашениями.

Цель: платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.

Базируется на резервных валютах (доллар США, английский фунт стерлингов) и коллективных валютах (специальные права заимствования СДР, евро)

Валюта – банкноты, монеты, чеки иностр. государств.

Валютный курс – цена национальной валюты, выраженная в валютах других стран.

Конвертируемость – способность нац. денежных средств обмениваться на иностранные.

Котировка – определение и установление курса иностр валюты к национальной

Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.

В своем развитии мировая валютная система прошла несколько этапов. Каждый этап отличается основными принципами функционирования системы, но имеет определенную преемственность по отношению к предыдущему.

Выделяют следующие этапы:

1. Парижская валютная система (с 1867 г. по 20-е годы XX в.);

2. Генуэзская валютная система (с 1922 г. по 30-е годы);

3. Бреттон-Вудская валютная система (с 1944 г. по 1976 г.);

4. Ямайская валютная система (с 1976—1978 годов по настоящее время).

Первая мировая валютная система сложилась стихийно в результате промышленной революции XIX века и на базе расширения международной торговли в форме золотомонетного стандарта. Данную мировую валютную систему называют Парижской в соответствии с местом, где состоялись переговоры о принципах ее функционирования. В этот период национальная и международная валютные системы были тождественны, и только золото выполняло функцию мировых денег, попадая на мировой рынок, где платежи принимались по весу.

Основными принципами золотомонетного стандарта являлись следующие:

1. установлено золотое содержание национальных денежных единиц;

2. золото выполняло функцию мировых денег, а следовательно, всеобщего платежного средства;

3. находящиеся в обращении банкноты эмиссионных центральных банков свободно обменивались на золото. Обмен производился на базе их золотых паритетов, то есть весового количества содержащегося в них чистого золота;

4. курс валюты мог отклоняться от монетных паритетов в пределах «золотых точек»;

5. кроме золота, в международном обороте был признан английский фунт стерлингов;

6. поддерживалось жесткое соотношение между национальным золотым запасом и внутренним предложением денег;

7. дефицит платежных балансов покрывался золотом.

Относительную устойчивость валютных курсов обеспечивало свободное передвижение золота между странами.

Перерастание капитализма свободной конкуренции в монополистический привело к тому, что классический золотомонетный стандарт перестал соответствовать масштабам хозяйственных связей, тормозил регулирование экономики, денежной, валютной систем в интересах монополий и государства. В начале века выросла экономическая мощь США и Франции, что подорвало позиции Великобритании в МВС. Во время первой мировой войны размен банкнот на золото в капиталистических странах, кроме США, был приостановлен и золотой стандарт распался. Золото изымалось из внутреннего обращения и заменялось банкнотами, неразменными на золото. В международном платежном обороте было запрещено свободное движение золота между странами.

Окончание первой мировой войны и восстановление внешнеэкономических связей стран привели к необходимости разработки новых принципов МВС, так наступил второй этап в эволюции МВС, называемый золотодевизным стандартом или Генуэзской валютной системой. На международной конференции по экономическим и финансовым вопросам в Генуе в 1922 году отмечалось, что имеющиеся запасы золота капиталистических стран недостаточны для урегулирования расчетов по внешней торговле и других операций. Кроме золота и английского фунта стерлингов, рекомендовалось использовать так же доллар США. Обе валюты, призванные выполнять роль международного платежного средства, получили название девизных. Большинство стран, таких как Германия, Австралия, Дания, Норвегия, ввели золотодевизный стандарт.

Основные принципы Генуэзской валютной системы были аналогичны принципам предшествующей Парижской системы. Золото сохраняло роль окончательных мировых денег, оставались золотые паритеты. Однако были внесены и определенные изменения.

Золотодевизный стандарт представлял собой такую форму золотого стандарта, при которой отдельные национальные банкноты размениваются не на золото, а на валюту других стран (на девизы, размениваемые в свою очередь на золотые слитки). Таким образом, сформировалось два основных способа размена национальной валюты в золото:

· прямой — для валют, выполнявших роль девизов (фунт стерлингов, доллар);

· косвенный — для всех остальных валют данной системы.

В данной МВС использовался принцип свободноплавающих валютных курсов.

В соответствии с принципами Генуэзской системы Центральные банки стран-членов должны были поддерживать возможные значительные отклонения валютных курсов своих национальных денежных единиц, используя методы валютного регулирования (прежде всего валютные интервенции).

Распространение золотодевизного стандарта закрепило возможную зависимость одних стран от других — доллар США и английский фунт стерлингов стали основой ряда валют.

Однако девизная форма золотого стандарта просуществовали недолго. Мировой кризис 1929—1931 годов полностью разрушил данную систему. Кризис затронул и девизные валюты. В сентябре 1931 года Великобритания была вынуждена отменить золотой стандарт, а фунт стерлингов девальвировала. Это в свою очередь привело к краху валют Индии, Малайзии, Египта, ряда европейских государств, которые зависели от Англии в экономическом и валютном отношении. Позже он был отменен в Японии и в 1936 году — во Франции. В 1933 году в США размен банкнот на золото был прекращен, а вывоз золота за границу запрещен, доллар был девальвирован на 41%. Отмена золотого стандарта привела к тому, что стало осуществляться валютное обращение неразменных на золото денежных знаков, то есть кредитных денег.

Середина и конец 30-х годов были не стабильны для МВС — многие страны девальвировали свои валюты. Кризисные потрясения в валютной сфере в период вал

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...