Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность биографического метода




Введение

 

Россия в последнем десятилетии ХХ века во многом заново открыла для себя социологическое образование. Открытием стала и социальная работа во всех ее составляющих - научном обеспечении, образовании, практической деятельности. Осваивая свое историческое развитие, зарубежный опыт, российское общество выстраивает стратегию развития социальной сферы, культуры социальной жизни.

Для современного специалиста социальной работы, для всех тех, кто работает в учреждениях социальной сферы и управления сегодня стало особенно важным знания социологии и ее методы исследования. Именно социологические методы исследования помогают осуществлять помощь человеку, социальной группе, национально - этнической и др., нуждающихся в поддержке, имеющих те или иные проблемы. Социологические исследования в социальной работе опираются на достоверные знания, достоверные факты, полученные в ходе исследования.

Изучая общество в целом, все виды общественных отношений, социологические исследования исследуют, прежде всего, социальные аспекты общественных процессов, социальные явления. Это позволяет социальным работникам ориентироваться, то есть помогают помнить, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены.

Методы социологического исследования включают в себя эксперимент, метод включенного наблюдения, биографический метод, массовый опрос[1]

Целью данной работы является изучение биографического метода и его использование в практике социальной работы.

Задачи в соответствии с целью, предполагают:

теоретическое изучение биографического метода, его определение и истоки;

на основе генеалогического исследования рассмотреть способы его применения в практике социальной работы.

 


Сущность биографического метода

 

Биографические данные в социологических исследованиях - это основной источник детальных и мотивированных "историй" отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение " с точки зрения деятеля". Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т.д.), либо материалы интервью и бесед.

Лишь в очень редких случаях исследователь имеет дело с жизнеописанием, включающим в себя все события. Обычно основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни - карьере, межличностным отношениям и т.п.

В 1920-40-х гг. биографический метод широко применялся представителями Чикагской школы. Так, например, в 1920-е годы чикагский социолог К. Шоу изучая подростковую преступность, используя написанные по его просьбе автобиографические заметки юного правонарушителя, дополненные полицейским и судебными документами, результатами медицинских освидетельствований и т.п. Всю совокупность этих данных он рассматривал как "историю случая"[2]

Н. Дензи дал одно из самых популярных определений биографического метода (метода "историй жизни", "жизнеописаний"): "…Биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретирует эти переживания. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая "истории случая" социальных организаций, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп. Такие материалы могут варьировать от писем до автобиографий, от газетных сообщений до протоколов судебных заседаний". [3]

Различные виды биографического метода, такие как истории жизни, рассказы очевидцев, дневники, письма, исповеди, фотографии и т.п., дают возможность услышать реальные голоса людей и приблизить социологию к описанию жизненных путей вне формальных, табличных и прочих данных. Отсутствие жестких " количественных рамок" позволяет при глубинном методе историй жизни строить теоретические заключения, как на анализе отдельных случаев, так и на анализе общностей.

Метод жизненной истории чаще всего оказывается своеобразной разновидностью глубинного интервью и потому несет в себе все недостатки подобного социологического исследования.

Только ренифицированные, овеществленные свидетельства жизненных биографий, не предназначавшиеся для исследования, могут служить более надежным источником для анализа жизненных путей, чем материалы опросов.

Опыт показывает, что подлинные жизненные истории складываются, если приобретают форму эпического романа и рассказчику удается в разных контекстах придерживаться общей модели. Непрерывность рассказа и прерывность жизненной линии лучше всего сосуществует в форме беллетризованного повествования.

Сообщая о своем жизненном пути, человек избавляется от неудобной жизненной ситуации, изживает неприятности.

Таким образом, история жизни возникает, видимо, как результат экзистенциональных трудностей. [4]

Нельзя забывать, что история жизни рождается из взаимодействия двух усилий - из результата воспоминаний рассказчика о своем детстве, этом введении в основную историю жизни, и из того, что существует в настоящем времени в рассказывании, что и создает историю жизни как повествовательную форму.

История жизни - это единственный материал, который может послужить основой исследования того, как индивид строит социальный образ самого себя, в результате жизненного взаимодействия нескольких сил. Начав со "вступительной сцены детства" до последнего момента помогает рассказчику найти единственную точку зрения на сменяющие друг друга этапы жизни - жизни, рассматриваемой как долгое путешествие. Побуждение рассказывать историю своей жизни возникает из ощущения, что такая длительность…находится под угрозой.

Принято различать три основных типа "историй жизни": полные тематические отредактированные. Полная "история жизни" в идеале очерчивает весь жизненный опыт субъекта.

Выделяют следующие виды биографического интервью:

лейтмотивное интервью: респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и придерживаться ее впоследствии;

нарративное интервью: собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий;

открытое интервью: интервьюер выступает в роли любопытного знакомого, который задает наводящие вопросы по ходу повседневного разговора. [5]

интенциональные - это проекты, жизненные цели, намеренно сделанные шаги, которые должны выводить из нежелательной ситуации, формы действий, нацеленные на то, чтобы узнать новое;

институциональные - это посещение школы, последовательность образовательных шагов, семейный цикл, профессиональная карьера.

Основная особенность метода - ведущая роль исследователя в соответствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего и интерпретирующего исходный рассказ субъектов для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы. Нередко множество отредактированных "историй жизни" становится иллюстративным или доказательным материалом в теоретическом, по сути, исследовании. Примером может служить знаменитая работа И. Гофмана "Стигма". Под "стигмой" понимается свойство, рассматриваемое как порочащее, неуместное для представителя определенной социальной категории и отмечающее его от социально определяемой "нормы". Так, в главе, посвященной типам "духовной карьеры" стигматизированных людей, Гофман использует десяток различных автобиографических источников, мемуаров, "жизненных историй", чтобы показать, как влияют на личностную идентичность время и обстоятельства осознания субъектом своей стигмы, ее очевидность для окружающих. Субъектами "жизненных историй" здесь оказываются и человек, заболевший в юности полиомиелитом, и профессиональная проститутка, и слепая девушка, и гомосексуал. [6]

Одной из разновидностей биографического метода является реконструкция истории семьи на протяжении нескольких поколений в рамках меняющегося социального контекста. Этот способ назван методом социальных генеалогий в комментариях и сравнениях. Данная техника состоит во включении в поле опроса нескольких поколений родственников, в том, числе пожилых людей, открывших благодаря их семейной памяти доступ к истории своих родителей, рожденных в начале века. Информация о родственниках позволяет наблюдать историю параллельных и неперекрещивающихся линий родства. Основанный на анализе биографических тестов, метод социальных генеалогий впервые был применен в 80-е годы во Франции, Англии и Канаде, где дал интересные результаты. Исследования продемонстрировали богатство жизни простых людей, их надежды, поступки, особенности вербального взаимодействия, то есть раскрыли малоизвестную повседневную историю народной жизни.

В заключении данного вопроса рассмотрим общую схему анализа и описание "истории жизни" (авт. Н. Днезин), которая послужит ориентиром в работе с биографическими данными рациональному работнику. [7]

Шаг 1. Отобрать исследовательские проблемы и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни.

Шаг 2. Отобрать субъекта или субъектов и определить, в какой форме будут собраны биографические данные.

Шаг 3. Описать объективные события и переживания из жизни субъекта, имеющие отношения к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив (триангуляции) таким образом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность стали очевидны.

Шаг 4. Получить от субъекта его интерпретации этих событий, следуя естественному, или хронологическому порядку.

Шаг 5. Проанализировать все утверждения и сообщения с точки зрения их внутренней и внешней валидности (проверить достоверность источников)

Шаг 6. Принять окончательное решение о достоверности вышеупомянутых источников и установить приоритетные источники для последующей проверки гипотез.

Шаг 7. Начать проверку предварительно сформированных гипотез, поиск опровергающих параметров. Продолжать модифицировать эти гипотезы, выдвигать новые и проверять их.

Шаг 8. Составить черновой набросок всей "истории жизни" и ознакомить с ним исследуемых, чтобы узнать их реакцию.

Шаг 9. Переработать исследовательский отчет, изложив события в их естественной последовательности и учтя замечания исследуемых субъектов. Представить в отчете те гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. В заключении остановиться на теоретической значимости своих выводов и перспективах дальнейшего исследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...