Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность, в отличие от поведения не ограничивается приспособлением к окружающим условиям, а перестраивает и преобразовывает их.

Деятельность – как способ человеческого бытия.

 

Человек от природы активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда он занимается. Без активности невозможно проявить глубину ума и чувств, раскрыть свои способности, проявить лучшие черты характера.

Активность проявляется в деятельности. Деятельность же категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к среде. Герцен писал: «животное полагает, что все его дело – жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-то делать». Деятельность заключается не только в приспособлении к среде обитания, но и в преобразовании ее.

Важнейшие отличия жизнедеятельности животных от деятельности человека:

 

«деятельность» животных деятельность человека
Инстинктивно-биологическая Направляется познавательной потребностью, потребностью в общении
Не существует общества, нет совместной деятельности Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуются наглядными впечатлениями Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно закрепленные программы поведения Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков)
Зачатки орудийной деятельности не создают никаких новых операций Изготовление орудий труда

Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения человека к миру. Она имеет определенную структуру:

Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность.

Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность.

И поведение животных, и деятельность людей целесообразны. Когда хищник крадется за жертвой – его цель добыть пищу. Однако, эта цель задана его природными качествами и внешними условиями. В основе его поведения – биологическая программа поведения, инстинкты. Человек как личность ставит перед собой цели сам, осознает мотивы, побуждающие его действовать.

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Когда поставлена цель, а она непременно должна быть достижимой, необходимо подумать о средствах ее достижения.

Средства деятельности – то, что используется для воздействия на объект в ходе разных видов деятельности, так называемые орудия деятельности. Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.

Достижима ли благородная цель нечестными средствами?

 

Для достижения любые средства хороши Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные
Н. Макиавелли: «О действиях всех людей, а особенно государей…заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят…» Т. Гобс: «Цель оправдывает средства» К.Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель». Н.Лесков: «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья»

 

Средствадолжны соответствовать цели. Благородной цели нельзя добиться недостойными, недобрыми средствами, ибо результат будет иным, чем намечался.

Любая деятельность состоит из действий (например, в земледелии вспашка, посев, прополка и т.д.), в каждом из которых можно также усмотреть цель, средство и результат.

Действие – проявление волеизъявления людей.

Мотивы деятельности.

На вопрос, что же движет человеческой деятельностью, мыслители разных эпох отвечали по-разному:

  1. Влияние географической среды. Ш. Монтескье считал, что климатические условия обуславливают индивидуальные особенности человека, его характер, наклонности. В странах с плодородными почвами, считал он, люди, занятые земледелием не думают о свободе, там легче устанавливается дух зависимости. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Отсюда делался вывод о характере политической власти, законах, торговле и т.д.
  2. «Идеи правят миром». Гегель и его последователи считали, что историей правит мировой разум, а некоторые думали, что людей заставляют действовать идеи их великих современников, предлагающих идеальные проекты общественного устройства.
  3. Деятельность людей определяется материальными, экономическими интересами. К. Маркс считал, что прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны обеспечить себя необходимым: пищей, одеждой, жилищем.
  4. Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей, так считают современные ученые психологи.

Мотивами деятельности могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности. Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческого счастья.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.

Социальные установки – общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность субъекта действовать определенным образом относительно этого объекта (например, в зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя человек может быть предрасположен к созданию и сохранению семьи, а может и не стремиться создавать и беречь ее).

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения и интересы.

Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий, от которых зависит распределение благ. Они являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы всего общества в целом. По направленности они разделяются на экономические, социальные, политические, духовные.

Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Они осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют контроль своих действий.

Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь без участия сознания. В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное – это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психолог К. Г. Юнг считал, что бессознательное – источник творческой фантазии духа. Оно существует не только у личности, но и в общественной психологии.

На деятельность человека могут оказать влияние его влечения, т.е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушительных действиях. Многие ученые считают, что влечение – это начальный этап формирования мотивов поведения. Первоначальные неосознанные влечения уступают место осознанным мотивам.

Деятельность и поведение.

В обыденном словоупотреблении понятия «поведение» и «деятельность» строго не разграничиваются, используются как синонимы. Но в философии возникает необходимость в их строгом разграничении.

Академик И. Т. Фролов считает, что с понятием «поведение» связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся среде. Такая адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, основания которых не подвергаются пересмотру и перестройке. Примером такого социального поведения будет адаптация к окружающей общественной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.

Деятельность, в отличие от поведения не ограничивается приспособлением к окружающим условиям, а перестраивает и преобразовывает их.

 

Многообразие видов деятельности.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Существуют различные классификации видов деятельности:

I. 1. Практическая деятельность (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества)

  • Материально-производственная (преобразование природы)
  • Социально-преобразовательная (преобразование общества)

2. Духовная деятельность (связана с изменением сознания людей)

  • Познавательная (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях)
  • Прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности)
  • Ценностно- ориентировочная (формирование мировоззрения человека.)

 

II Деятельность образовательная, потребительская,

высшая-нервная, творческая,

трудовая, досуговая, игровая и т.д.

И в той и в другой классификации выделение видов деятельности весьма условно. Во всем многообразии видов деятельности можно выделить созидательную и разрушительную деятельность человека. Зачастую последняя порождается не злой волей человека, а ограниченностью возможностей достичь желаемого, даже положительного результата (благими намерениями вымощена дорога в ад).

 

Творческая деятельность.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат, новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Но элементы творчества включают и многие другие виды деятельности.

С этой точки зрения творческой является вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения.

Важнейшим механизмом творчества является интуиция – знание, условия получения которого не осознаются. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. Но бессознательное в творчестве тесно связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем.

Психологи считают, что на пути к верному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопление образов, четкое осознание задачи и бессознательное накопление ее решения. Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут быть реализованы или утрачены. Для развития таких способностей надо решать нестандартные задачи, искать различные варианты решения, развивать воображение, фантазию.

 

Трудовая деятельность.

Труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, прежде всего с многообразием предметов, можно говорить о труде. Трудовой деятельности присуща такая черта как проявление целесообразной активности, а также такие отличительные черты как практическая полезность и наличие результата. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов. Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимо мастерство, умения, знания.

Во всех случаях трудовой деятельности ее участники решают какую-то определенную задачу, планируют свои действия, предвосхищают результат. В целом трудовая деятельность является репродуктивной. Но в лучших своих образцах труд не может обойтись без инициативы и творчества.

Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Особенности трудовой деятельности:

  • Состоит из набора трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах;
  • Предполагает наличие профессиональных, квалификационных, должностных характеристик у работников;
  • Характеризуется материально-техническими условиями труда (средства труда – различные технические устройства, необходимые для производства; предмет труда – материалы, подвергающиеся преобразованию);
  • Требует совместных усилий и предполагает необходимость разделения труда;
  • Характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников:

1. трудовая дисциплина (производительное использование рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей работником, высокого качества работы);

2. технологическая дисциплина (строгое выполнение технологических норм для получения продукта с заданными качественными показателями);

3. договорная дисциплина (строгое следование условиям договора поставки сырья, полуфабрикатов, узлов для производства готового продукта).

 

Игровая деятельность.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях. Под словом игра ученые объединяют очень широкий спектр действий (сравните: игры детей, игра на бирже, игра со смертью…).

Ученые спорят о происхождении игры, о том, является ли она специфической для человека деятельностью или носит универсальный характер. Сторонники биологического происхождения игры утверждают, что игры свойственны многим живым организмам, причем, чем сложнее организм устроен, тем разнообразнее его игровая деятельность. В основе игр животных лежат инстинкты: инстинкт борьбы, власти, попечения и т.д.

Сторонники социального происхождения игры полагают, что игра связана с социальной сущностью человека. В жизни детей игра очень важна, она способствует процессу социализации. В ней утверждаются человеческие способности и умения, приобретаются знания, формируется духовный мир. Она представляет одну из древнейших форм самоотражения, самообучения и дальнейшего развития человека. У взрослых игры заменяются искусством, спортом и т.д.

Особенности игровой деятельности:

  • Направленность не на результат, а на сам процесс;
  • Двуплановость (С одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой – многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке).
  • Использование предметов или их заменителей, символов, условных знаков.

Игра:

  1. Направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта;
  2. Воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности;
  3. Обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности;
  4. Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность).

 

Учебная деятельность.

Обучение – это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.

Цель – освоение знаний, навыков, развитие психических процессов и способностей.

Результат: образование, формирование системы знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни.

Деятельность и общение.

Общение – обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности (усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами).

Роль общения:

  • Получение знаний об окружающем мире;
  • Обмен информацией, усвоение культурных, нравственных ценностей созданных человечеством;
  • Организация людей для какой-либо деятельности;
  • Разрешение собственных сомнений и проблем, снятие психологической напряженности и стрессов.

В современной науке можно выделить три основных подхода к проблеме соотнесения понятий «деятельность» и «общение»:

  1. Д = О. Общение то же самое, что и деятельность, поскольку ему присущи признаки деятельности.
  2. Д ≠ О. Общение есть нечто иное, чем деятельность, но оно может выступать, например, как условие деятельности, даже как неотъемлемое ее свойство.
  3. Д + О. Общение – это самостоятельный вид активности, оно существует наряду с деятельностью

В мире общения происходит взаимодействие субъекта с субъектом. Это может быть:

    • Общение между реальными субъектами в процессе труда, игры, учебы и т.д
    • Общение реального субъекта с воображаемым партнером (мысленный диалог зритель – художник, с историческими персонажами, с людьми, которых нет рядом);
    • Общение реального субъекта с иллюзорным партнером (очеловечивание материальных предметов, игрушек, общение с домашними животными)
    • Общение между воображаемыми субъектами (сценическое искусство, взаимодействие героев художественных произведений)

Общение имеет огромное значение в развитии и формировании личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания и убеждения, формируются умения и навыки, духовные потребности, эстетические чувства, складывается характер.

Общение следует отличать от коммуникации. Общение предполагает обмен информацией. Коммуникация как передача информации предполагает, что тот, кто ее передал, лишается этой информации и не получает полноценной обратной связи. В то время как общение не только не лишает информации, но и существенно ее обогащает.

Общение между людьми осуществляется посредством речи.

Речь – процесс общения людей посредством языка, особый вид деятельности.

Виды речи:

  1. Внешняя – общение между людьми при помощи разговоров или различных технических средств;
  2. Внутренняя – направлена на себя, носит свернутый, сокращенный характер;
  3. Устная – отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматических конструкций;
  4. Письменная – имеет четкий замысел, сложную смысловую программу, предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности;
  5. Диалогическая – речь, при которой активны все ее участники, возникает в ответ на вопрос, не требует специальной подготовки
  6. Монологическая – развернутая и связная речь с высокими требованиями к говорящему, она требует тщательного отбора слов, оборотов.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь - могучий фактор психического развития человека, становления его личности, формирования сознания и самосознания. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

 

Невербальные средства общения:

  1. Знаковые системы (рисунки, чертежи, условные обозначения);
  2. Сигналы (горн, свисток, светофор и т.д.)
  3. Внешний облик человека (осанка, позы, мимика, тембр голоса, манера общения и т.д.)
  4. Жесты, татуировки и т.д.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...