Дознание как форма предварительного расследования
Контрольная работа По предмету «Уголовный процесс» На тему «орган дознания как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения» 2009 Содержание
ВВедение. 3 1. ДОЗНАНИЕ КАК ФОРМА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.. 5 2. Органы дознания: основные понятия, учреждения, являющиеся органами дознания.. 8 3. Основные должностные лица органа дознания.. 13 3.1 Начальник органа дознания. 13 3.2 Дознаватель. 15 Заключение. 17 Библиография.. 19 ВВедение
Уголовно-процессуальная деятельность является неотъемлемой частью работы органов дознания Российской Федерации. Зачастую ситуация складывается таким образом, что орган дознания оказывается государственным учреждением, куда поступает первичная информация о преступлении. Решая непосредственные задачи по охране общественного порядка, безопасности личности и борьбе с преступностью, сотрудники этих органов обязаны немедленно отреагировать на поступившую информацию, в том числе принять уголовно-процессуальные меры, то есть начать действовать в качестве органа дознания. Любой человек, по тем или иным обстоятельствам подвергшийся уголовному преследованию, попадает первоначально к органам дознания, на которые законом возлагается обязанность разобраться в происходящем. П.В. Макалинский правильно подчеркивал: «Дознание и розыск употребляются часто в одном значении, но понятие о дознании обширнее понятия о розыске...»[1]. В Уставе уголовного судопроизводства А.К. Вульферт, следуя задачам уголовного процесса даже в современном их понимании — расследование и раскрытие преступления, изобличение виновных, применение к ним норм материального закона, более чем за 100 лет до настоящего момента отводил дознанию важную роль в уголовном процессе.
Современная трактовка дознания выглядит следующим образом. Дознание - форма предварительного расследования преступлений наряду с предварительным следствием подразделяется на дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Вся уголовно-процессуальная деятельность осуществляется специальными уполномоченными государственными органами и должностными лицами, среди которых отдельное место отводится органам дознания. Орган дознания - это учреждение или должностное лицо, ни которое законом возложена обязанность производить направленную на обеспечение расследования уголовно процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у неё информации о возможном совершении преступления. Дополнения, внесенные в УПК РФ в июне - июле 2003 г., изменили отдельные законодательные положения касательно субъектов производства дознания, а также самого порядка производства расследования в данной форме. В этой связи возникла необходимость в теоретическом переосмыслении и уточнении некоторых вопросов относительно производства дознания в органах дознания. Дознание как форма предварительного расследования
Согласно п. 8 ст. 5 УПК РФ[2] под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном УПК РФ. Дознание осуществляется с момента возбуждения уголовного дела в срок 20 суток. Если дознание необходимо продлить, его срок может быть продлен прокурором на 10 суток.
Дознание как вид процессуальной деятельности и форма предварительного расследования по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу в отношении конкретных лиц и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решения на дознании, но распространяет на них правила производства предварительного следствия за некоторым исключением. УПК РФ определяет орган дознания как государственный орган и должностное лицо, уполномоченное осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Дознание осуществляется различными органами и связано с их основными функциями. Органы дознания принимают необходимые оперативные решения и меры, которые требуются для предупреждения и пресечения преступлений. Дознаватель возбуждает дело с согласия прокурора и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Исключения из общих положений о следствии упрощают процессуальную форму расследования: отдельная процедура привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления обвинения отсутствует. Для дознания установлен более короткий срок, чем для следствия. Особенности дознания обусловлены тем, что в этой форме расследуется дело, когда оно возбуждается в отношении конкретного лица, а установление обстоятельств преступления не представляет сложности. Дознание - это упрощенная форма следствия по определенным категориям уголовных дел. Дознаватель обязан при соблюдении общих условий предварительного следствия произвести все необходимые следственные действия, собрать, проверить и оценить доказательства для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, принять меры к устранению и возмещению причиненного вреда, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.[3] В соответствии с порядком избрания меры пресечения дознаватель может возбудить перед судом ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу определенного подозреваемого при обязательном согласии прокурора. Когда подозреваемый находится под действием уже избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт составляется в десятидневный срок. Если обвинительный акт по каким-либо причинам не составлен и обвинение подозреваемому не предъявлено в установленный срок, избранная мера пресечения отменяется.
Согласно ст. 158 и 225 УПК РФ дознание заканчивается составлением обвинительного акта, в котором определяется обвиняемое лицо и на основе которого государственный обвинитель поддерживает обвинение в суде. Дознание также может быть закончено прекращением уголовного дела или уголовного преследования. Таким образом, дознание - форма предварительного следствия, выполняющая те же задачи, что и следствие, но в упрощенной форме и по определенной категории дел. Дознание в уголовном процессе - это вид предварительного следствия, осуществляемый уполномоченными на то законом должностными лицами и органами.[4] Оно состоит: - в совершении неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, выполнении поручений и указаний следователя о производстве следственных действий по делам, по которым проводится предварительное следствие; - в полном расследовании по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. 2. Органы дознания: основные понятия, учреждения, являющиеся органами дознания
Орган дознания - это учреждение или должностное лицо, на которое законом возложена обязанность производить направленную на обеспечение расследования уголовно процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у нее информации о возможном совершении преступления. К органам дознания относятся государственные органы, которые перечислены ст. 40 УПК РФ. Полный перечень органов дознания - учреждений следующий: органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенных органы Российской Федерации, органы Службы внешней разведки Российской Федерации, органы Министерства юстиции Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы внешней разведки Министерства обороны РФ, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения): командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, капитаны морских судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок и глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания. Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания осуществляется сотрудниками милиции.[5] Милиция в РФ - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст.ст. 1, 7 Закона РФ "О милиции")[6]. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (Структура криминальной милиции, утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 года N 925 "О подразделениях криминальной милиции")[7]. 9. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной инспекции безопасности дорожного движения, милиции вневедомственной охраны, участковые уполномоченные милиции, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач (Структура милиции общественной безопасности, утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 года N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности").[8] 10. К органам федеральной службы безопасности относятся:
- федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности; - управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); - управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); - управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы); - другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности; - авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения. К органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ относятся: Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; региональные управления ФСКН России; управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации.[9] Таможенными органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ)[10]. Органами Федеральной службы судебных приставов являются: ФССП России и ее территориальные органы. Федеральная служба судебных приставов - это орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Территориальных органов Федеральной службы судебных приставов восемьдесят три. Это управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующий на территории субъекта Российской Федерации. В системе Федеральной службы судебных приставов имеются также районные, межрайонные и специализированные отделы. Они именуются не органами Федеральной службы судебных приставов, а структурными подразделениями территориального органа ФССП России. Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - это соответствующие подразделения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. К органам государственного пожарного надзора относятся: 1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 2) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора; 3) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.[11]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|