Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стилистические особенности использования частей речи в художественных текстах




Имя существительное

 

Имя существительное - знаменательная (самостоятельная) часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения и именной части сказуемого. В русском языке - самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?»/ «что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это - названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость), географические положения (Россия, Байкал, Оренбург, Европа, Азия), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

Синтаксические функции существительного, как и других знаменательных частей речи, могут быть охарактеризованы с формальной и семантической точек зрения.

Формальные (собственно структурные) синтаксические функции существительного - это функции подлежащего, именного сказуемого и дополнения. Существительное синтаксически подчиняет себе согласуемое определение (Дай мне синюю ручку). Существительное-подлежащее координируется со сказуемым - глаголом или именем (Петя поёт, Петя пришёл, Друзья Пети - мои коллеги). Существительное в формах косвенных падежей (в сочетании с предлогом или без него) управляется глаголом или именем либо примыкает к нему (падежное примыкание), а также выполняет роль разнообразных определителей, в том числе как приложение (Я пишу книгу, Судьба человека, Вася-гармонист).

К семантическим функциям существительного в предложении относятся функции выражения субъекта действия или состояния, объекта действия или состояния, предикативного признака, атрибута, обстоятельственного квалификатора.

В художественной речи для имени существительного свойственны две функции: информативная и эстетическая.

Используются художниками слова в целях усиления выразительности и, конечно, действенности текста.

Функции отвлеченных существительных:

. Они вовлекаются в систему экспрессивных средств для отражения мира героя (в лирике - лирического героя), обозначение возвышенных эстетических и нравственных категорий (у А.С. Пушкина: И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь; ср. в прозе М.Ю. Лермонтова: Холодная злость овладела мною; безмерное отчаянье, неистовая храбрость, глубокое презрение, сладкие заблуждения, необъяснимое наслаждение).

.   Отвлеченные существительные придают тексту взволнованно-патетическое звучание. В целях усиления выразительности отвлеченных существительных (таких, как свобода, вера, святыня, скорбь, нищета, отчаяние, борьба, насилие и т.п.), которые в контексте часто получают политическую окраску, авторы иногда используют особый графический прием, заключающийся в их написании с прописной буквы (у Н.А. Некрасова: Через бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода она меня вела…).

. Отвлеченные существительные часто привлекаются как средство речевой характеристики героев-интеллектуалов (у Ю. Трифонова: Он искал нити, соединявшие прошлое с еще более далеким прошлым и с будущим… Человек, говорил он, никогда не примирится бесконечности нити, часть которой он сам. Не Бог награждает человека бессмертием, и не религия внушает ему идею, а вот это закодированное, передающееся с генами ощущение причастности к бесконечному ряду ). Очевидно, что данная функция самым тесным образом связана с первой.

. В художественном тексте отвлеченные существительные часто приобретают конкретное значение (у М.А. Шолохова: Смерть как будто заигрывала с казаком;… Расплескал злобу в драке с Петром; Б. Лавренева:…Жизнь бушевала в нем. Она шумела в крови, как майская гроза в кустах весеннего сада; Здоровье вытекало по каплям, как сок из подрубленной березы).

Имена существительные конкретные также заключают в себе значительный потенциал, связанный с экспрессивными возможностями. Они выполняют в художественном тексте следующие функции:

.   Способствуют созданию зримых картин (у М.Ю. Лермонтова: « Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в 5 часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер усыпает мой письменный стол их белыми лепестками ».

2. Используются для описания деталей.

« Прошу покорно закусить, - сказала хозяйка. Чичиков оглянулся и увидел, что на столе уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припёками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было »).

Экспрессивную функцию могут выполнять и имена существительные собственные. Это связано со следующими моментами:

.   Имена собственные в дореволюционной России отражали классовое расслоение общества: Ванька, Васька, Стешка, Палашка, Петрушка (о представителях социальных низов); Еремеевна (о верной служанке).

.   Многие личные имена имеют греческие корни и заключают в себе символическое значение: Митрофан - « слава матери », Елена - «избранная», «светлая»; у А.Н. Островского: Катерина - «вечно чистая», Варвара - «дикарка».

.   Редкие, «странные» имена придают тексту юмористическую окраску: Варух, Солоха, Хивря. Одним из приемов обыгрывания имен собственных является применение знаменитого имени к заурядному или комическому персонажу: сапожник Гофман, жестянщик Шиллер.

.   В русской ономастике заключены практически неограниченные возможности для словотворчества.

А) Фамилии - характеристики: Правдин, Стародум, Бескорыст, Здравосмысл (Д.И. Фонвизин); Молчалин, Скалозуб (А.С. Грибоедов).

Б) «Произвищные» фамилии: Петух, Яичница, Пробка, Колесо (Н.В. Гоголь); Прыщ, Удав, Дыба (М.Е. Салтыков - Щедрин).

В) Фамилии, окрашенные сочувствием, отражающие некоторую ущербность героев: Девушкин, Мышкин (Ф.М. Достоевский).

Г) Фамилии, обладающие комической окраской: Люлюков, врач Гибнер, шевалье Какаду, француз Куку.

Д) Фамилии с положительными эмоционально - экспрессивными оттенками: Онегин, Печорин, Ленский.

Географические наименования тоже используются с определенной целью.

. Приравнивание неизвестных к знаменитым: Москва - Васюки (И. Ильф и Е. Петров).

. Перифразы, основанные на переосмыслении географических названий (у С.А. Есенина: Нью-Йорк как Железный Миргород).

.   Создание наименований с выразительной этимологией: город Глупов (М.Е. Салтыков-Щедрин); уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Горелово, Неелово, Заплатово, Дырявино, Неурожайка (Н.А. Некрасов).

Значительными выразительными возможностями у существительных обладает категория рода.

Нарушение грамматического согласования при употреблении слов в образном значении шляпа, лиса, змея, тряпка и др. придает речи грубо просторечную окраску или ведет к возникновению комического эффекта: Она (собака), может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить (А.П. Чехов)

Источником экспрессии в художественных текстах часто являются варианты падежных форм. У писателей прошлого можно встретить устаревшие падежные окончания: я должен у вдове у докторше крестить (А.С. Грибоедов).

Это может иметь место при создании речевой характеристики, для достижения эффекта достоверности при воссоздании разговорно-просторечной стихии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...