Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

по выполнению контрольной работы

для студентов направления 080500.62 (521500) «Менеджмент»

 

Санкт-Петербург


 

Одобрены на заседании кафедры «Управление качеством и экспертизы товаров и услуг», протокол № 6 от 15.05.2008 г.

 

Утверждены Методическим Советом института МТиМ, протокол
№ 6 от 27.03.2008 г.

 

 

Исследование систем управления. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов направления 080500.62 (521500) «Менеджмент» / сост. В.И. Лавский, А.П. Бравцев. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2008. – 15с.

 

 

Составители: канд. техн. наук, доц. В.И. Лавский;

канд. экон. наук, доц. А.П. Бравцев

 

Рецензент: д-р экон. наук, проф. В.П. Рябов

 

© Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2008 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ.. 4

2. ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.. 5

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 7

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 8

5. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 9

6. ЛИТЕРАТУРА.. 12

 

 


1. ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования студенты специальности 080500.62 «Менеджмент» изучают дисциплину «Исследование систем управления». В рамках федерального компонента специальности 080500.62 изучаются субъекты управления экономическими системами – государственные, региональные, корпоративные, предпринимательские структуры, а так же менеджеры как субъекты управления. Объектом исследования являются экономические системы различного масштаба, уровня, сферы действия, форм собственности. Предметом исследования являются управленческие отношения (коммуникации и решения), возникающие в процессе формирования, развития, функционирования и совершенствования предпринимательских организаций в условиях бизнес-среды. Исследование систем управления позволяет выявить ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и способы его коммерческого использования; установить факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг; определить механизм повышения качества и доступности услуг населению.

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам.раб. студентов (в час.)
лекции пр.зан. итого
1. Предмет, метод и задачи дисциплины. Введение. Основные понятия исследования систем управления.   -    
2. Основные направления и принципы исследования систем управления. Методы и процедуры системного анализа.   -    
3. Процесс и основные методы исследования систем управления. Модели и моделирование.        

 

4. Структуризация проблем для принятия решений. Построение дерева целей. -      
5. Методы прогнозирования в исследовании систем управления.        
6. Исследование эффективности систем управления.   -    
7. Новые технологии исследования систем управления.   -    
  Всего:        

 

2. ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Введение. Предмет, метод и задачи дисциплины. Основные понятия исследования систем управления.

Предмет, метод и задачи дисциплины. Исследования и их роль в научно-практической деятельности человека. Понятие научного исследования. Понятие системы. Уровни исследования систем управления. Структура системы, функциональное представление элементов и системы. Свойства сложных систем.

 

Тема 2. Основные направления и принципы исследования систем управления. Методы и процедуры системного анализа.

Основные направления исследования систем управления. Виды систем управления. Принципы исследования систем управления. Гипотеза и её роль в исследовании систем управления. Основные задачи системного анализа. Стратегия системного проектирования систем управления. Методы и процедуры системного анализа: диагностика, декомпозиция, синтез и экспертиза, прогнозирование. Основные принципы и этапы построения «дерева целей». Морфологический и сценарный методы исследований.

 

Тема 3. Процесс и основные методы исследования систем управления. Модели и моделирование.

Процесс и основные методы исследования систем управления. Модели и моделирование. Основные этапы процесса теоретико-эмперического исследования. Разработка рабочих гипотез и планов исследования. Схемы процессов и описания организации управления. Построение модели и моделирование системы. Методы сбора и обработки информации. Методы прикладной социологии исследования систем управления. Аналитические, экономико-статистические, логические и информационные методы исследования.

 

Тема 4. Структуризация проблем для принятия решений. Построение дерева целей.

Структуризация проблем для принятия решений. Построение дерева целей. Структура исследования управленческих проблем. Осознание и определение проблемы. Характеристика этапов структуризации проблемы. Диагностика проблемы. Принцип генерации устранения проблемы. Принципы постановки и формирования целей. Процедуры формирования цели. Изменение цели. Критерии и ограничения цели. Оптимизация как выражение целевого принципа управления.

 

Тема 5. Методы прогнозирования в исследовании систем управления.

Методы прогнозирования в исследовании систем управления. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования. Основные задачи, принципы и общая процедура прогнозирования. Нормативный и генетический подход к прогнозированию. Методы прогнозирования: метод экспертных оценок, методы экстраполяции и регрессионные. Прогнозирование управления на основе «дерева решений».

 

Тема 6. Исследование эффективности систем управления.

Научная и практическая эффективность исследования; диагностика систем управления. Понятие эффективности систем управления. Критерии и измерители эффективности. Интегральные показатели эффективности систем управления. Построение динамических нормативов и расчет оценок эффективности. Рефлексионное исследование систем управления.

 

Тема 7. Новые технологии исследования систем управления.

Методы анализа систем управления в технологиях консалтинга. Инструменты исследования изменений систем управления. «Жесткие» и «мягкие» подходы к исследованию управления организацией. Метод системной стратегии вмешательства. Технология диагностического анализа субъекта управления.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих знаниями эффективного управления организацией в соответствии с тенденциями социально-экономического развития, практическими навыками совершенствования систем управления комплексами, отраслями и предприятиями в условиях рыночных отношений.

Задачи дисциплины – научить студентов:

-общенаучным и специфическим методам исследования систем управления организациями (предприятиями);

-методам формализованного представления систем управления, в том числе основанные на использовании знаний и интуиции специалистов;

-проектированию систем управления, как заключительному этапу системного исследования, направленного на совершенствование действующей системы управления.

Полученные при изучении дисциплины знания студента позволяют сформировать наиболее рациональный стиль работы руководителя, будущего специалиста, объектами профессиональной деятельности которого являются организации экономической, производственной и социальной сферы.

Студенты должны овладеть навыками анализа и исследования систем управления:

· уметь:

-производить моделирование процессов и объектов предпринимательской деятельности в условиях бизнес среды;

-обладать приемами анализа и перспективного обоснования тенденций развития современного рынка;

-использовать аналитический подход к определению резервов повышения эффективности систем управления;

-анализировать конъюнктуру и состояние рынка в условиях нестабильности внешней среды;

· получить навыки:

-поиска, сбора и систематизации коммерческой информации с использованием средств организационной и вычислительной техники;

-прогнозирования развития социально-экономических процессов в объектах управления;

-антикризисного управления и экономической безопасности в чрезвычайных условиях;

-применения методов специфических для практики менеджмента – анкетирование, интервью, экспертных оценок; проверки гипотез, профильного и матричного анализа.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Данные методические указания содержат задания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Исследование систем управления» для студентов заочной формы обучения специальности 080507.65.

Контрольная работа должна быть зарегистрирована не позднее, чем за три дня до даты зачета. В случае неверного выполнения или ее отсутствия студент не может быть допущен до сдачи зачета.

На титульном листе указывается название университета, кафедры, дисциплины, номер варианта, специальность, форма обучения, курс, номер группы, год, ФИО выполнившего работу и номер зачетной книжки, а так же ФИО преподавателя.

Контрольная работа включает в себя 2 части:

1 часть – теоретическая,

2 часть – практическая (на конкретном объекте, проблеме, процессе).

При выполнении контрольной работы студент должен показать свое умение:

· применять полученные знания для самостоятельного анализа предложенных проблем в рамках курса;

· теоретически грамотно и логически последовательно излагать ответы на поставленные в работе вопросы;

· формулировать обоснованные предложения и собственную точку зрения на поставленный вопрос;

· подкреплять свои выводы примерами и расчетами.

Задания на контрольную работу составлены по вариантной системе. Номер варианта заданий выбирается по последней цифре номера зачетной книжки.

Работа может быть представлена как в машинописном, так и в рукописном виде (объемом не менее 20-25 страниц). При выполнении контрольной работы необходимо пользоваться учебной литературой, указанной в списке. В качестве дополнительной, можно использовать другую современную литературу по изучаемому вопросу, а так же Интернет-ресурсы.

 

5. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

1. Проблемы системного исследования предпринимательских структур.

2. Основные принципы системного подхода исследования систем управления.

3. Особенности предпринимательских структур (организаций) как объекта исследования.

4. Научная и практическая эффективность исследования систем управления.

5. Анализ системы управления и его применение в совершенствовании в предпринимательской деятельности.

6. Структуризация и диагностика проблемы (процесса).

7. Метод экспертных оценок в решении проблем.

8. Формулирование концепции исследования системы управления и построение гипотез.

9. Оптимизация управления на основе исследования системы управления (процессы).

10. Метод социально-экономического экспериментирования как средство усовершенствования системы управления.

11. Тестирование в исследовании системы управления (исследование персонала управления и продуктивности рабочих групп).

12. Прикладное социологическое исследование как способ оптимизации управления (разработка программы для исследования конкретной проблемы, процесса).

13. Сценарный метод исследования системы управления (применение на конкретном объекте, процессе).

14. Оптимизация как выражение целевого принципа управления (применение метода «дерева целей»).

15. Организационная структура в предпринимательских организациях и её влияние на эффективность управления.

16. План и организация прикладного исследования системы управления.

17. Основные методы сбора и обработки информации в исследовании системы управления (анкетирование, аналитические отчеты, стат. данные).

18. Технология системного анализа системы управления.

19. Внедрение результатов исследования в режиме управленческого консультирования.

20. Проектирование организационных структур управления как способ оптимизации управления объектом.

21. Реализация исследовательских рекомендаций как инновационный метод.

22. Основные особенности предпринимательской организации и их учет в процессе исследования.

23. Особенности проведения социально-экономического эксперимента при решении конкретной проблемы.

24. Субъективные и объективные факторы в исследовании систем управления.

25. Параметрическое исследование и факторный анализ системы управления (проблемы, процесса).


6. ЛИТЕРАТУРА

1. Анташев В., Уварова Т. Экономический советник менеджера. Пособие по управлению предприятием. – Минск: Финансы, учет, аудит, 1996.

2. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология. – М., 2000.

3. Бовыкин В. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов. – М.: Экономика, 1997.

4. Бойдел Т. Как улучшить управление организацией / пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1995. – 204с.

5. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. – М.: Инфра-М, 1996.

6. Грейсон Д. О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М., 1995.

7. Гроув В.С. Высокоэффективный менеджмент. – М.: Филин, 1996.

8. Джонс Д. Методы проектирования. – М.: Экономика, 1992.

9. Джонсон Р., Каст Д., Розенцвейг Д. Системы и руководство (теория систем и руководство системами). – М.: Сов. радио, 1974.

10. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – М.: Дело, 1999.

11. Долятовский В.А., Сергеенко Г.С. Построение активных интеллектуальных систем для управления предприятиями / ВКН.: Управление большими системами. – М.: ИПУРАН, 1997.

12. Долятовский В.А., Долятовский В.Н., Исследование систем управления. – М.: ИКЦ «Март», 2003.

13. Долятовский В.А., Сергеенко Г.С. Введение в активные интеллектуальные системы для менеджеров. – Ростов-на-Дону: Март, 2000.

14. Долятовский В.А., Толстых Т.Н., Гамалей Я.В. Моделирование процессов управления региональной экономики: монография. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.

15. Игнатьев А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: учеб. пособие. – М., 2000.

16. Игнатьев А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. – М.: «ЮНИТИ», 2002. – 157с.

17. Кинг Р., Клиланд Д. Системный анализ и целевое управление / Пер. с англ. – М.: Сов. радио, 1984. – 279с.

18. Коротков Э.М. Исследование систем управления: учебник. – М., 2000.

19. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: Дека, 2004. – 254с.

20. Кунц Г., O’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981.

21. Курс для высшего управленческого персонала / Пер. с англ., в 2 т. – М.: Экономика, 1997.

22. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М.: Дело, 1995.

23. Ларин А.А. Теоретические основы управления. Часть 1. Процессы и системы управления: учеб. пособие. – М.: РВСН, 1995.

24. Ли Якокка. Карьера менеджера. – М., 1990.

25. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 400с.

26. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: Инфра-М, 1996.

27. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М. 2007. – 480с.

28. Мухин В.И. Исследование систем управления: учебник. – М.: 2002.

29. Мыльник В.В. Теория управления: учеб. пособие. – М.: Академический проспект. 2003. – 372с.

30. Окрепилов В.В. Управление качеством: учебник для вузов. – СПб.: ОАО «Изд-во наука». 2004. – 912с.

31. О’Шоннеси Д. Управление фирмой. – М.: Экономика, 1996.

32. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. – М.: Экономика, 1986.

33. Риггс Д. Производственные системы: планирование, анализ, mn контроль. – М.: Прогресс. 1975.

34. Санталайнен Т.И. Управление по результатам. – М.: Прогресс, 1993.

35. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. – М.: Прогресс, 1990.

36. Теория и практика антикризисного управления: учебник для вузов. – М.: Мысль, 1996.

37. Теория организации: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2002. – 495с.

38. Теория управления: учебник / общ. ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС. 2002. – 488с.

39. Уколов В.Ф. Теория управления: учебник. – М.: «Экономика». 2003. – 576с.

40. Уотсон Л., Мейон У. Управление изменением. Кн.3. Системные концепции и стратегия вмешательства. Жуковский: МЦДО «Линк», 1994.

41. Уотсон Л., Уотсон Н. Управление изменением. Кн.2. Продолжение сложности / Пер. с англ. Жуковский: МЦДО «Линк», 1994.

42. Управление организацией / Под редакцией А.Г. Поршнева,
З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М., 1999.

43. Хохлачев Е.Н. Теоретические основы управления. Часть 2. Анализ синтеза систем управления: учебное пособие. – М.: РВСН, 1996.

44. Янченко В.Ф. Управление качеством в сфере услуг. – СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2003. – 241с.

45. Журнал «Приборы и системы управления».

46. Журнал «Стандартизация и качество».

 

 

 

Лавский Вячеслав Иванович

Бравцев Анатолий Петрович

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

методические указания

по выполнению контрольной работы
для студентов направления 080500.62 (521500) «Менеджмент»

 

 

  Подп. к печати 10.09.2008 г. Формат 60´84 1/16
Усл. печ. л. 0,41 Уч.-изд. л. 1,0 Тираж 100 экз.
Изд. № 002 Заказ № 1322  

 

РИО СПбГУСЭ, лицензия ЛР № 040849

Член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России

Государственный регистрационный номер 2047806003595 от 06.02.2004 г.

СПб государственный университет сервиса и экономики

192171, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...