Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советский авангард 20-30х годов. Причины его появления, основные напрвления.

Промышленные выставки и их влияние на развитие дизайна.

В 1851 году в Гайд-парке Лондона состоялась Первая всемирная промышленная выставка, именуемая “великой”, в которой приняли участие 32 страны. За время работы выставки, с мая по октябрь месяцы, ее посетили свыше 6 млн. человек. Специально для выставки было сооружено грандиозное архитектурное сооружение из стекла и металла “Хрустальный дворец”. После лондонской Всемирные промышленные выставки проходили одна за другой во многих столицах мира. С 1855 г крупнейшим выставочным центром становится Париж.

Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия впервые были представлены на всеобщее обозрение как экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий. собранные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали безнадежно дурной вкус. В результате чего необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах, отвечающего особенностям технологии машинного производства, стала очевидной

 

4 Стиль «Модерн», его разновидности. Модерн - (франц. moderne от лат. modernus – новый, современный) – период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX в. Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. Хотя модерн просуществовал всего 20 - 30 лет, влияние его в то время на все виды художественной деятельности было огромно. Следы модерна мы находим во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. Самыми интересными образцами московского модерна, безусловно, считаются особняки Рябушинского и Дерожинской. Другая характерная деталь — смелое смешение разных материалов в одном предмете интерьера: гипс, мозаика, листовое и кованое железо, натуральный камень и кирпич. Самое почетное место среди художественной продукции модерна занимает рекламная графика. Все признаки модерна - это развитие свободной внутренней планировки наружу, выявление ее на фасадах, отсутствие симметрии, активное включение живописных фрагментов, использование цвета на поверхности стен.

5 Американский функционализм. Чикагская школа. Чикагская школа, развившаяся в г. Чикаго в 80-х годах XIX в. После пожара 1871 г., уничтожившего город почти целиком, Чикаго стал отстраиваться с лихорадочной быстротой. В чикагской архитектурной школе применяли новый принцип строительства с использованием нового легкого стального каркаса и больших остекленных плоскостей – это было индустриальное строительство. Гармония достигалась в пропорциях, ритмом окон, совершенством отделки. 5 признаков функционализма: 1.Использование лапидарных прямоугольных форм. 2.Основной материал – монолитный и сборный железобетон, стекло, реже кирпич. 3.Использование крупных нерасчлененных плоскостей одного материала. 4.Преобладающая цветовая гамма – серый (цвет неоштукатуренного бетона), желтый и белый. 5.Отсутствие орнаментации. 6.Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. Также использовалось ленточное остекление (расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос) – характерно для промышленных и, частично, жилых и общественных зданий

6 Петер Беренс, его значение в развитии дизайна. 1868-1940 Работал как живописец, график и мастер декоративного искусства в Мюнхене 1891-99. Руководил Художественно-промышленной школой в Дюссельдорфе. Был художественным директором фирмы AEG, где проектирует электрические чайники, вентиляторы, увлажнители воздуха, осветительное оборудование, часы. Беренс разработал для фирмы AEG стиль оформления ее продукции, упаковки, рекламы. Разработанная им для AEG программа явилась по сути одной из первых программ "фирменного стиля", получивших впоследствии широкое распространение. Помимо фирменного стиля Беренс проектировал для АЕГ производственные здания. Турбинный завод, построенный им для АЭГ в 1909 г., стал намеренным олицетворением промышленности как одного из наиболее важных составляющих современной жизни. Беренс пытался сделать завод похожим на ферму, сообщить фабричному сооружению смысл общей цели, присущий сельскохозяйственным постройкам. В здании фабрики высоких напряжений в Берлине четко организованная сложная функция ясно выражена в симметричном построении масс. Архитектор получил заказ на строительство здания Посольства Германии в Петербурге, которое было построено на Исаакиевской площади в 1912 году.

 

7 Баухауз, его значение в развитии дизайна. Баухауз — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933. Основатель - молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус. В программе Баухауза он поставил цель создать содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества (арх-ры, скульпторы, живописцы и т.д.). Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными. Присутствовала возможность научиться обращению с материалами, формой, цветом. Преподавали:Герхард Маркс (скульптор) и Лайонел Файнинтер (живописец) - курсы полиграфии и керамики.1921-Пауль Клее - была поручена мастерская художественного стекла, вел семинары для учащихся по текстилю; Оскар Шлеммер преподавал художеств. текстиль. 1922-Василий Кандинский(художник)-вел курс основ формирования, цветоведение. 1923-Ласло Маголи-Надь(венгерский живописец)-вел курс о свойствах различных материалов. Известные работы: само здание Баухауз, биржа труда, поселок Тортен,дом «Ам Хорм» в г. Вайхме. Вначале новые здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы нового стиля.

Советский авангард 20-30х годов. Причины его появления, основные напрвления.

Русский авангард - общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшего в России с 1890 по 1930 год, хотя некоторые ранние его проявления относятся к 1850-м, а поздние - к 1960-м годам. Феномен искусства 20 в., определяемый термином "русский авангард", не соотносится с какой-либо конкретной художественной программой или стилем. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями, складывающимися в русском искусстве в предвоенные - 1907-1914 гг., выходящие на авансцену в годы революции и достигающие зрелости в первое послереволюционное десятилетие. Различные течения художественного авангарда объединяет решительный разрыв не только с академическими традициями и эклектической эстетикой 19 в., но и с новым искусством стиля модерн - господствующим в это время повсеместно и во всех видах искусства от архитектуры и живописи до театра и дизайна. Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.

В понятие "авангард" условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм).

Основные представители этого течения в России - В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и другие.

Всем течениям авангардистского искусства действительно свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности - трезвым расчетом, художественной образности - простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции - конструкцией, больших идей - утилитарностью. Традиционный русский максимализм, ярко проявившийся еще в движении передвижников и "шестидесятников" 19 столетия, был лишь усилен русской революцией и привел к тому, что во всем мире Советская Россия считается родиной авангардного искусства.

Новое искусство покоряет безудержной свободой, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о деградации, разрушении целостности содержания и формы. Присущая некоторым течениям авангардного искусства атмосфера иронии, игры, карнавальности, маскарада не столько маскирует, сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в душе художника. Идеология авангардизма несет в себе разрушительную силу. В 1910-х гг., по словам Н.

Направления: Футуризм, Супрематизм, Конструктивизм.

Футуризм (от лат. futurum-будущее) - направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигал идею paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa как глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.

Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. В своем эстетическом проектировании футуристы опирались на новейшие научные и технологические достижения. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки - физику, математику, филологию - отличало футуризм от других модернистских течений. Так, например, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".

Мироздание во всей безбрежности пространства и времени воспринималось футуристами как аналог грандиозной сценической площади. Грядущая революция (а футуристы сочувствовали левым политическим партиям и движениям) была желанна потому, что воспринималась как своего рода массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир. После Февральской революции 1917 года футуристы "Гилеи " и близкие к ним художники авангарда образовали воображаемое "Правительство Земного Шара".

 

Супрематизм. (ТАНЯ,САША)

10 Конструктивизм. — (лат. - построение) советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Общество советских архитекторов, существовавшее в 1924—1930 годах и выступавшее под лозунгами конструктивизма и функционализма, пропагандировало использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства. Основано в 1924 году членами ЛЕФа, считается одной из первых групп, исповедующих конструктивизм в архитектуре. Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции. Первый и самый известный конструктивистский проект был представлен в 1919 году для Коминтерна в Санкт-Петербурге футуристом Владимиром Татлином. Этот проект часто называют Татлинской башней.

11 ДАС - понятие о среде и об архитектурной среде. Эмоц. составляющая – определяется тем, что происходит в среде. Каждый функциональный процесс накладывает свой отпечаток на её эмоционально-психологический климат. Магазины, музеи, спортзалы – места различных форм общения с очень широким диапазоном эмоций – от делового обмена товарами или информацией до накала страстей во время спортивных состязаниях. В жилище эмоции приглушены, окрашены личными интересами. Несколько по другому ощущаются настроения в городских ансамблях — «эффектом толпы», где каждый занят своим делом, отделяя себя от тех, кто случайно оказался рядом. Огромную роль играют визуальные характеристики второго плана, вне связи с их содержанием. Таковы яркость и пластика ограждений, формы и цвет элементов предметного комплекса, варианты их комбинаций и группировок. Не менее важны ощущения контекста средового объекта — даже одинаково задуманные фрагменты городской среды в исторических или современных кварталах воспринимаются неоднозначно из-за представлений, навязанных зрителю характером города или района. А облик элементов мобильных — машины, мебель, одежда посетителей кафе или музея — уточняют эмоциональные характеристики объектов.

12 Различные виды классификации средовых объектов. Среда (состояние, событие) Средовой объект – это самостоятельный интерьер или тесно связанный комплекс интерьеров с общим назначением и художественным замыслом. Главное свойство - активная эмоционально-зрительная связь находящихся рядом пространственных предметов или взаимодействия средовых объектов. Средовые системы - состоят из близких по облику или по функциям средовых объектов, разделённых значительными объёмными или пространственными преградами иного назначения или худож. содержания.1.Интерьер жилища складывается обликом образующих его вещей — мебели, цветов, посуды, привязанных к архитектурно-пространственной основе (стенам, расположению проемов и т.д.). Главной мерой всех вещей и их комбинаций является личность проживающего.2. Это осевое построение: 1. обеспечивающее показ зрителю, 2. широкий спектр условий для его реализации. Также делится и оборудование. Вывод: оба типа среды составляют единство пространственных и вещных компонентов, их образные, смысловые, масштабные, тектонические характеристики расходятся во всем. Микро-жилая среда (помещ, раб.место, зона). Мезо-обществ среда (зд-ие или комплекс зд-ий). Макро-промышлен(вещи больше, чем группы зд-ий). Гипер-городская, ландшафт(вся городская среда.

13 Функциональные и масштабные критерии классификации средовых объектов. классификация делится на: значения пространственных параметров средовых объектов и их назначение. В первой - размер архитектурно-дизайнерского образования (зоны и градостроительные средовые системы). Раскрывается и динамика строения средового комплекта (от интерьерных, внутренних пространств к открытым, городским), смена отношений «объект—зритель», рассказывает о специфических формах оборудования объектов разного уровня. Во втором случае, который составляет объекты жилые и предназначенные для отдыха, общественного и производственного назначения и городские пространства - говорит о характере включенности потребителя в данный вид деятельности, о коллективности или индивидуальности их действий, о целях и особенностях их поведения. Потребитель понимает, где он находится, осознает свою роль и свое место в этом конкретном фрагменте среды. Воспринимает то, что в теории архитектуры носит название «масштабность» и является одной из базовых категорий. Масштабность-самочувствие человека в среде, которая определяет размеры и строение средового простоанства:1Среда состояния - ситуации при нормальной эксплуатации: в магазине торгуют, в школе идут уроки и т.д.2Среда события - предусматривает работу тех же объектов в других вариациях: во время презентаций, праздников, в день выпускного бала и т.п. Интерьер украшается плакатами и цветами.

 

14 Эмоциональная составляющая образа среды. Эмоц. составляющая – определяется тем, что происходит в среде. Каждый функциональный процесс накладывает свой отпечаток на её эмоционально-психологический климат. Магазины, музеи, спортзалы – места различных форм общения с очень широким диапазоном эмоций – от делового обмена товарами или информацией до накала страстей во время спортивных состязаниях. В жилище эмоции приглушены, окрашены личными интересами. Несколько по другому ощущаются настроения в городских ансамблях — «эффектом толпы», где каждый занят своим делом, отделяя себя от тех, кто случайно оказался рядом. Огромную роль играют визуальные характеристики второго плана, вне связи с их содержанием. Таковы яркость и пластика ограждений, формы и цвет элементов предметного комплекса, варианты их комбинаций и группировок. Не менее важны ощущения контекста средового объекта — даже одинаково задуманные фрагменты городской среды в исторических или современных кварталах воспринимаются неоднозначно из-за представлений, навязанных зрителю характером города или района. А облик элементов мобильных — машины, мебель, одежда посетителей кафе или музея — уточняют эмоциональные характеристики объектов.

15 Видеология. Это область знания о взаимодействии человека с окруж видимой средой. Гомогенная среда – видимая среда в кот зрительных эл-ов недостаточно, либо они вообще отсутствуют. Агрессивная визуальная среда- видимая среда сост из множества одинаковых равномерно-распределенных зрительных эл-ов. Пектограмма: 1 светлая гладкоокрашен комната(большая,просторная)2вертик полосы делают помещен выше 3горизонт полосы делают помещ ниже, приземестей 4пестрота в отделки стен и пола беспокойство беспорядок меньше объем комнаты 5клетчатый потолок делает помещ ниже и психологич давит, а пол придает ему статичность 6клетчатый или линейный узор на всей пов-ти оказыв постоянное раздражающее воздействие на зрение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...