Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальные задания и отчет

Основы автоматизированного проектирования: Тема № 2

Построение и исследование математических моделей систем управления

Практика

Часть 1.

Оглавление

Объект исследования

Этап № 1. Описание функциональной схемы объекта

Этап № 2. Описание функциональных элементов и создание их субмоделей средствами пакета МВТУ

2.1.Уравнения, описывающие процессы в двигателе постоянного тока с независимым возбуждением

2.2. Описание параметров

2.3. Способы описания моделей и их реализация в пакете МВТУ

2.4. Создание отладочной модели № 1 (на базе структурной схемы)

Контрольные цифры

2.5. Создание отладочной модели № 2 (при представлении в виде системы дифференциальных уравнений в форме Коши и использовании блока типа «новый» в библиотеке «Динамические»)

2.6. Создание отладочной модели № 3 (при использовании блока типа «переменные состояния» в библиотеке «Динамические»)

3. Индивидуальные задания и отчет

 

Объект исследования: двигатель постоянного тока независимого возбуждения

Этап № 1. Описание функциональной схемы объекта

Выделяется единственный функциональный элемент:

- двигатель постоянного тока независимого возбуждения;

На рис. 1.1 приняты обозначения

qд, qд', qд"- угол поворота, скорость и ускорение вращения вала двигателя;

u - напряжение, приложенное к якорю двигателя;

Mв - возмущающий момент, на валу двигателя;

i я - ток в цепи якоря двигателя

 

 


Рис.1.1

Этап № 2. Описание функциональных элементов и создание их субмоделей средствами пакета МВТУ

2.1.Уравнения, описывающие процессы в двигателе постоянного тока с независимым возбуждением:

Ток в цепи якоря

(1.1)

Момент, развиваемый на валу двигателя

(1.2)

Ускорение поворота вала двигателя

(1.3)

Здесь приняты обозначения

u д[В]- напряжение приложенное к якорю двигателя;

i я [А]- ток в цепи якоря двигателя;

q д [рад], q' д [рад/c]– угол и скорость поворота вала двигателя;

M д [Нм]– момент, развиваемый на валу двигателя;

M в[Нм]– возмущающий момент на валу двигателя;

k W=Umax/Wmax[Вс/рад]- коэффициент противо-ЭДС;

k м=1 /k д=Mд max/ i я max [Нм/А]– моментный коэффициент;

R я [Ом], L я [Гн] - сопротивление и индуктивность цепи якоря двигателя;

J д [кгм2]- момент инерции ротора двигателя.

При абсолютно жесткой механической передаче без люфта вместо момента инерции ротора двигателя следует рассматривать приведенный момент инерции J д+ J н/ i 2, где J н- момент инерции нагрузки, в этом случае передаточной функцией редуктора является интегрирующее звено с коэффициентом усиления равным обратной величине коэффициента передачи редуктора.

2.2. Описание параметров

В табл.1.1 приведены основные параметры, которые далее используются при построении модели двигателя.

Таблица № 1.1

Имя в проекте Переменная в описании определение тип
u uд Напряжение, приложенное к якорю двигателя вход
Md Mд Момент двигателя выход
Mв Возмущающий момент, на валу двигателя вход
q qд Угол поворота вала двигателя выход
q'= pq q'д Скорость (частота) вращения вала двигателя выход
i iя Ток в цепи якоря двигателя выход
R Rя Сопротивление цепи якоря двигателя глобальный параметр макроблока
L Lя Индуктивность цепи якоря двигателя глобальный параметр макроблока
Jd Jд (или J+Jн/i^2, где Jн- момент инерции нагрузки) Момент инерции ротора двигателя (При абсолютно жесткой механической передаче без люфта вместо момента инерции ротора двигателя следует рассматривать приведенный момент инерции J+Jн/i^2, где Jн- момент инерции нагрузки). глобальный параметр макроблока
km kм Моментный коэффициент;   глобальный параметр макроблока
kv kW коэффициент противо-ЭДС глобальный параметр макроблока

 

2.3. Способы описания моделей и их реализация в пакете МВТУ

Представление математической модели объекта возможно следующими способами:

- в виде структурной схемы, для получения которой используются известные преобразования по Лапласу;

- в виде системы дифференциальных уравнений;

- в матричной форме для системы линейных дифференциальных уравнений;

- в виде систем дифференциальных и алгебраических уравнений, логических элементов, табличных данных и.т.п.

- в общем виде, с использованием описания функционирования модели на языке программирования.

Для простого объекта в виде модели ДПТ, описываемой уравнениями (1.1-1.3) целесообразно использование первых трех форм описания с использованием типовых блоков пакета.

 

2.4. Создание отладочной модели № 1 (на базе структурной схемы)

Порядок действий

1. Создать отладочную схему (проект) следующего вида

Рис.1.2

2. Двигатель постоянного тока описывается блоком «Макроблок» (см. библиотеку «Субструктуры»)

Вставив блок этого типа в новую схему, следует дать название блоку (см. рис. 1.2), сохранить его в файле с расширением и двойным щелчком открыть блок для заполнения его схемы

3. Нанести Порты входов и выходов модели в соответствии с рис. 1.3:

Рис.1.3

На рис. 1.3 показаны блоки Порты входа и Порты выхода (см. библиотеку «Субструктуры»)

4. Заполнить окно Глобальных параметров Проекта (субмодели) в соответствии с рис. 1.4:

Рис.1.4

5. Самостоятельно построить схему в соответствии с уравнениями для двигателя постоянного тока, используя идентификаторы параметров из таблицы № 1.1. Построение схемы основано на преобразованных по Лапласу уравнениях (1.1-1.3) и использовании типовых блоков пакета.

Далее предлагается один из способов представления модели.

1. Рассмотреть уравнение (1.1), преобразованное по Лапласу (далее для обозначения переменной Лапласа используем символ s). Оно имеет вид (1.4):

(1.4)

Очевидно, ему будет соответствовать схема с двумя последовательно соединенными блоками:

Весовой сумматор с двумя входами и коэффициентами усиления +1 и соответственно;

Апериодическое звено 1-го порядка с коэффициентом усиления и постоянной времени соответственно.

Фрагмент схемы приведен на рис. 1.5

Рис. 1.5

Параметры блоков следующие:

коэффициенты Весового сумматора: 1 –kv;

коэффициент усиления и постоянная времени Звена 1 порядка: k1, T (расчет и описание параметров см.выше, рис.1.4).

В соответствии с общим подходом к составлению схемы входы и выходы блоков можно пока не соединять, однако целесообразно подписать сигналы входов-выходов. Для указанного фрагмента схемы входами будут напряжение u, которое является Портом входа (рис. 3) и сигнал угловой скорости вращения двигателя , пока не определенный, выходом будет ток якоря . Сигнал выхода используется не только для последующих блоков, но и как Порт выхода (см. рис.1.3).

Модификация схемы ( для усиления наглядности ):

Блок Весовой сумматор имеет коэффициенты: +1 -1. Сигнал проходит через Усилитель с коэффициентом усиленияkv.

Фрагмент схемы в таком варианте представлен на рис. 1.6 (подключен сигнал с порта u).

Рис.1.6

2. Рассмотреть уравнение момента, развиваемого на валу двигателя

(1.2), преобразованное по Лапласу:

(1.5)

Этому уравнению соответствует блок Усилитель с коэффициентом усиления (идентификатор km).Так как входом является сигнал – ток якоря , очевидно, блок включается последовательно после Звена 1 порядка (см. п.1.). Выходом будет .

3. Для расчета правых частей уравнения (1.3) вычислить разность момента двигателя и возмущающего момента , для чего использовать Весовой сумматор с коэффициентами (+1 -1). Входами для блока будут сигнал с блока для расчета (см. п.2) и сигнал с Порта входа

Фрагмент схемы теперь выглядит так:

4. В соответствии с уравнением (1.3), преобразованным к виду:

(1.6)

для получения углового ускорения необходимо сигнал с выхода блока Сумматора (см.п.3) пропустить через Усилитель с коэффициентом усиления (идентификатор k2 - см. рис. 1.4).

5. Для расчета угловой скорости использовать блок Интегратор в соответствии с формулой преобразования по Лапласу:

(1.7)

Входом будет сигнал с блока п.4, выходом – скорость , которая используется и как Порт выхода (см. рис. 1.3), так и вход для блока Сумматора (усилителя) из п.1.

6. Для расчета угла поворота использовать аналогично блок Интегратор в соответствии с формулой преобразования по Лапласу:

(1.8)

Выходной сигнал используется как Порт выхода (см. рис. 1.3).

7. Соединить между собой блоки в соответствии с указанными входами и выходами для каждого блока (не забыть подать сигналы на три порта выхода).

8. Провести моделирование отладочной схемы двигателя постоянного токаи сравнить с тестами рис.1.5 (приведено для Мв=1 на отрезке времени от 0 до 1 сек.)

Контрольные цифры на 1 секунде

qд= -0.819234 q’д= -0.864189 iя= 2.77777

 

 

2.5. Создание отладочной модели № 2 (при представлении в виде системы дифференциальных уравнений в форме Коши и использовании блока типа «новый» в библиотеке «Динамические»)

Порядок действий

1. Привести исходную систему к нормальной форме Коши, т.е. так, чтобы она имела вид:

 

(1.9)

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

Вводится новая переменная для обозначения угловой скорости поворота вала двигателя wД= q'д

 

Отсюда получается первое уравнение в форме Коши:

(1.10)

Второе уравнение получается из (1.6) после очевидной подстановки (1.10):

(1.11)

Третье уравнение берется из (1.4) после подстановки в него (1.10) и разрешения относительно выражения

2. Запустить МВТУ и открыть проект с отладочной моделью № 1 (п.2.4 и рис.1.4) для субмодели двигателя постоянного тока

 

3. Скопировать блоки схемы (результат представлен на рис.1.6)

Рис.1.6.

4. Отредактировать 2-ую субмодель, расширив подпись под блоком («ОДУ») и заменив в ней структурную схему на блок типа «Новый» из библиотеки «Динамические»

Рис.1.6.

 

 

Содержимое блока Новый

input Mv,u,q,wd,i;

q'=…;

wd'=…;

i'=…;

output q',wd',i';

 

Формулы дописать самостоятельно в соответствии с вышеописанными уравнениями: в правой части записываются выражения для производных.

Входами являются возмущающий момент и управляющий сигнал (напряжение) – как и ранее, кроме того, появляются дополнительные 3 входа – по числу переменных в системе дифференциальных уравнений (ключевое слово input). Производные этих переменных служат выходными сигналами (ключевое слово output)

РЕКОМЕНДАЦИЯ. При составлении системы дифференциальных уравнений рекомендуется рассчитывать внутри блока производные, подавать их на выход, а уже вне блока интегрировать систему с помощью блока «Интегратор» из библиотеки «Динамические».

Начальные условия интегратора соответствуют задаваемым для 3 неизвестных (в нашем случае берем все начальные условия нулевыми).

 

5. Провести моделирование. Результаты должны совпасть с отладочной моделью № 1

 

2.6. Создание отладочной модели № 3 (при использовании блока типа «переменные состояния» в библиотеке «Динамические»)

 
 

Порядок действий

1. Преобразовать систему в нормальной форме Коши из п.2.4, к представлению системы в пространстве состояний. Тогда она имеет вид

(1.12)

 

В нашем случае вектор независимых координат

(1.13)

Вектор управляющих ()и возмущающих () воздействий

(1.14)

 

Преобразуем исходную систему, выделив в ней указанные компоненты.

(1.15)

Выделив теперь коэффициенты при неизвестных и управляющих воздействиях, получим матрицы A,B

(1.16)

 

Предположив, что все координаты измеряемы (наблюдаемы), запишем также

 

(1.17)

 

2. Скопировать схему из отладочной модели № 2 (п.2.4) – см. рис.1.6.

3. Сохранить ее под другим именем

4. Отредактировать вторую субмодель двигателя (заменив блок типа «Новый» на блок «Переменные состояния» из той же библиотеки). Подпись под субмоделью изменить на «Двигатель ПТ:состояния». Содержимое новой субмодели представлено на рис. 1.7


Рис.1.7.

5. В редакторе глобальных параметров сформировать матрицы A,B,C,D

Матрица А, при ее задании в диалоговом окне блока Переменные состояния, должна представляться как «особая» вектор-строка, содержащая элементы, каждый из которых является числовым вектором и содержит соответствующее число элементов (числовые или символьные значения соответствующего столбца матрицы А)

Аналогично представляются и другие матрицы, а именно

 

Анализ размерностей показывает, что:

число переменных состояний Nx=3;

число входных воздействий Nu=2;

число выходов Ny=3;

Вид окна глобальных параметров представлен на рис.1.8

Рис.1.8

 

6. Используя сформированные вектор - столбцы, следует заполнить параметры блока «Переменные состояния»

РЕКОМЕНДАЦИЯ.

Задаются

В 1-ой диалоговой строке – число переменных состояний Nx;

Во 2-ой диалоговой строке – число входных воздействий Nu;

В 3-ей диалоговой строке – число выходов Ny;

В 4-ой диалоговой строке – матрица системы А, [Nx*Nx];

В 5-ой диалоговой строке – матрица входа В, [Nu*Nx];

В 6-ой диалоговой строке – матрица выхода С, [Nx*Ny];

В 7-ой диалоговой строке – матрица обхода D, [Nu*Ny];

В 8-ой диалоговой строке – вектор начальных условий хi(0) при t = 0, [Nx].

Матрицы A, B, C и D задаются по СТОЛБЦАМ, а не по СТРОКАМ.

Каждый столбец записывается в КРУГЛЫХ скобках, внутри элементы отделяются друг от друга пробелами. С учетом использования обозначений для вектор - столбцов, заданных в Редакторе глобальных параметров, имеем, например, для матрицы A:

(A1)(A2)(A3)

Вектор начальных условий задается БЕЗ СКОБОК, через пробелы. В нашем случае: 0 0 0

 

7. Так как входы и выходы блока «Переменные состояния» должны быть векторными, следует дополнить схему модели двигателя блоками «Мультиплексор» и «Демультиплексор» соответственно (из библиотеки «Векторные»). На рис.1.7 показ вид субмодели, причем порядок входов «Мультиплексор» изменен в соответствии с порядком переменных в векторе управляющих воздействий (1.14).

8. Провести моделирование и убедиться в том, что все три варианта дают одинаковый результат (см. 1.5).

 

Индивидуальные задания и отчет

Создать модели объекта № 1 (двигателя постоянного тока) в пакете МВТУ с помощью следующих представлений математической модели:

- в виде структурной схемы, для получения которой используются известные преобразования по Лапласу (см. раздел 2.4);

- в виде системы дифференциальных уравнений в нормальной форме Коши (см. раздел 2.5);

- в матричной форме для системы линейных дифференциальных уравнений (представление в пространстве состояний – см. раздел 2.6);

Индивидуальными являются параметры двигателя, заданные в таблице 2 (см. также табл. 1.1):

Вариант R L Jd km kv
    СМ7-61      
Базовый 0.5 0.01 0.04 0.36 0.45
  0.2 0.1 0.02 0.008 0.072
  0.4 0.2 0.04 0.016 0.144
  0.6 0.3 0.06 0.024 0.216
  0.8 0.4 0.08 0.032 0.288
  1.2 0.6 0.12 0.048 0.432
  1.4 0.7 0.14 0.056 0.504
  1.6 0.8 0.16 0.064 0.576
  1.8 0.9 0.18 0.072 0.648
      0.2 0.08 0.72
  2.2 1.1 0.22 0.088 0.792
  2.4 1.2 0.24 0.096 0.864
  2.6 1.3 0.26 0.104 0.936
  2.8 1.4 0.28 0.112 1.008
    1.5 0.3 0.12 1.08
  3.2 1.6 0.32 0.128 1.152
  3.4 1.7 0.34 0.136 1.224
  3.6 1.6 0.32 0.128 1.152
  3.8 1.7 0.34 0.136 1.224
  4.0 1.8 0.35 0.138 1.152
  4.2 1.9 0.36 0.140 1.224
    СМ7-62      
           
           
  0.2 0.1 0.36 0.112 0.072
  0.4 0.2 0.38 0.12 0.144
  0.6 0.3 0.40 0.128 0.216
  0.8 0.4 0.42 0.136 0.288
  1.2 0.6 0.44 0.128 0.432
  1.4 0.7 0.46 0.136 0.504
  1.6 0.8 0.36 0.112 0.576
  1.8 0.9 0.38 0.12 0.648
      0.40 0.128 0.72
  2.2 1.1 0.42 0.136 0.792
  2.4 1.2 0.44 0.128 0.864
  2.6 1.3 0.46 0.136 0.936
           
           

 

В отчете должны содержаться:

1. Заголовок и Номер варианта

2. Содержимое блоков глобальных параметров для заданного варианта

3. Краткое описание представления модели (для КАЖДОГО из 3 представлений) и Рисунок схемы модели и субмоделей (если есть), содержимое блоков типа Новый или Переменные состояния (скопированы в документ WORD со схемы МВТУ через буфер обмена). Для копирования в буфер содержимого активного окна следует нажать одновременно клавиши ALT+Prt Scr. Описание дается для КАЖДОГО из 3 представлений.

4. Графики и контрольные цифры на 1 сек. для КАЖДОГО из 3 представлений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...