Развитие НБ РК в суверенном Государстве
Весь декабрь 1991 года оказался наполнен чередой важнейших для истории современного Казахстана политических событий. Все началось 8 декабря в белорусской Беловежской пуще, где собравшиеся в правительственной резиденции Вискули первые руководители России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и Белоруссии (Станислав Шушкевич) подписали соглашение об упразднении СССР и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 10 декабря подписан Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан и опубликовано постановление Верховного Совета Республики Казахстан "О вступлении в должность Президента Республики". 12 декабря в Ашхабаде состоялась консультативная встреча руководителей республик Средней Азии и Казахстана. И, наконец, 16 декабря 1991 года первый всенародно избранный Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев подписал Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан". Значительной вехой, определившей дальнейшее направление развития кредитно-банковской системы Казахстана, явилось принятие в апреле 1993 года новых законов - "О Национальном банке Республики Казахстан" и "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан". Это было обусловлено рядом факторов, среди которых первостепенное значение имело формирование суверенного государства, признание Казахстана в мировом сообществе, развитие самостоятельной национальной банковской системы. Ранее действовавший единый закон "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР" уже совершенно не отвечал новым экономико-политическим реалиям. В нем не был определен статус Госбанка Казахстана как банка суверенного государства, его функции и задачи формировались в соответствии с его статусом республиканской конторы Госбанка СССР.
Закон "О Национальном банке Республики Казахстан" закрепил независимость Нацбанка от правительства и других органов власти и сделал его подотчетным Верховному Совету Казахстана и президенту. Закон расширил и конкретизировал функции и задачи Нацбанка, сделал его более независимым в проведении единой государственной политики в области денежного обращения и кредитования, организации банков и валютных отношений. Впервые был законодательно закреплен единый собственник уставного фонда Нацбанка в лице Верховного Совета Республики Казахстан, определены фонды Нацбанка, прядок их формирования и распределения получаемой прибыли. За 16 лет суверенного существования в Казахстане очень много сделано, чтобы республика состоялась как самостоятельное и самодостаточное государство, как равноправный партнер мирового сообщества. Казахстан признан страной с рыночной экономикой как Европейским Союзом, так и США. В этих политических и экономических успехах большая заслуга принадлежит и банковскому сектору страны. Заключение Исторически сложившаяся ситуация в развитии Банковской Системы РК в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте - тенге, которая была введена в обращение 15 ноября 1993 года, и проведению Казахстаном самостоятельной денежно-кредитной политики. Это было началом третьего этапа развития банковской системы Казахстана. С принятием новых банковских законов и введением национальной валюты, Нацбанку, наконец-то, представилась возможность заняться вопросами ее внутренней и внешней стабильности, на основе приобретенного опыта продолжить совершенствование механизма косвенного контроля развития банковской системы путем расширения и ужесточения экономических нормативов, таких как минимальный размер уставного фонда, коэффициент достаточности собственных средств, коэффициент ликвидности и т.д.
Опираясь на новый закон "О Национальном банке Республики Казахстан", принятый 31 августа 1995 года, Нацбанк как уполномоченный орган банковского надзора начал осуществление реструктуризации банковской системы. Был взят курс на сокращение числа банков путем жесткой селекции, в результате которой нестабильные и слабые банки или полностью ликвидировались, или объединялись, образуя дочерние банки крупных. В соответствии с изменениями, внесенными в декабре 1996 года в закон "О банках и банковской деятельности", Нацбанк получил право по согласованию с правительством принимать решение о принудительном ограничении прав и обязанностей акционеров банков, имеющих отрицательный размер капитала. Фактически это означало право Нацбанка на принудительный выкуп акций с последующей реализацией их новым инвесторам по цене приобретения. Что и произошло с "Казагропромбанком", "Казкредсоцбанком", "Жилстройбанком" и рядом других банков, не сумевших увеличить свой собственный капитал в соответствии с темпами инфляции. Они не могли работать, придерживаясь экономических нормативов Национального банка, имели большие невыполненные (и невыполнимые!) обязательства, обусловленные большими объемами невозвращенных кредитов. В целях реализации мер, направленных на укрепление и развитие всех сегментов финансового рынка страны, Национальный Банк в дальнейшем намерен: - внедрять методы надзора на консолидированной основе в целях укрепления стабильности банковского сектора и выполнения 25 основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета, разработать рекомендации по управлению рисками банковской деятельности; - совершенствовать нормативную правовую базу для развития сектора организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе системы почтово-сберегательных учреждений; - содействовать развитию новых финансовых инструментов; - продолжить работу по совершенствованию системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня в направлении ее распространения на депозиты до востребования.
Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи: - разработка и проведение денежно-кредитной политики государства; - обеспечение функционирования платежных систем; - осуществление валютного регулирования и валютного контроля; - содействие обеспечению стабильности финансовой системы. С 2002 года ориентиры денежно-кредитной политики определяются Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением, что связано с достижением в стране относительной макроэкономической стабильности, которая позволяет осуществлять прогнозы и разработку стратегических направлений на более длительный период с учетом ситуации в экономике и на финансовых рынках. Целевые показатели устанавливаются с использованием индекса потребительских цен. Наряду с ним для внутреннего анализа с 2004 года используется индекс «базовая инфляция», который элиминирует шоковое воздействие на уровень цен немонетарных факторов и показывает основные тенденции инфляционных процессов. С 2004 года выпускается ежеквартальный инфляционный отчет – Обзор инфляции. В марте 2006 года приняты Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2006-2008 годы. Национальный Банк определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение стабильности цен. Соответственно, будет продолжена работа по переходу к принципам инфляционного таргетирования. Это предполагает построение прогнозов основных параметров денежно-кредитной политики, исходя из целевых ориентиров по инфляции. Прогнозы основных макроэкономических показателей представлены на три года (2006-2008 годы) с детализацией мер, намеченных к реализации в 2006 году, что подчеркивает среднесрочную направленность данного документа. Показатели на последующие годы будут уточняться в конце текущего года.
Список использованной литературы:
1. Деньги. Кредиты. Банки. Под редакцией Г.С. Сейткасимова. Алмаы 1999. 2. Данные Национального Банка РК. www.nationalbank.kz 3. Данные Статистического Агенства РК 4. Журнал «Банки Казахстана» №6, №7, №8 2001г. 5. Данные Агенства Cтратегического Развития РК 6. "Развитие банковской системы Республики Казахстан за 10 лет независимости". Отчет Национального банка Республики Казахстан Раева Р. "О банковской системе Казахстана" // журнал "Банки Казахстана", №6 (2001) 7.Парамонов В. "Развитие кредитно-банковской системы Казахстана" // интернет-газета "Навигатор", 6 июля 2000 г. 8. Бондарь Т. "Что происходит в банковской системе Казахстана (Становление банковской системы Казахстана обошлось без кризисов)" // ежемесячный деловой журнал "Финансист", №10 (2001) 9.Ахметжанова Г., Маханов Н. "Основные направления развития банковской системы Казахстана" // сборник "Транзитная экономика", №1 (1998). 10.Баишев Б. "Банки хотят подчинятся закону" // журнал "Аль Пари", №2 (1999) 11.Сейткасимов Г., Жамшиев Б., Воронина М. и др. "Банковская система Казахстана // сборник "Деньги, кредит, банки" (1996). 12.Жакипбеков С. "Нет дыма без огня" // журнал "Финансы Казахстана", №9 (1996) 13.Скворцов Я. "Ельдар Абдразаков: "Худший банковский менеджер - государство" (Как банкам Казахстана удалось завоевать доверие населения) // деловой еженедельник "Компания", №44 (22 июля 2002 г.) 14.Иконников А. "Очень крутой подъем" // журнал "КонтиненТ", №25 (25 декабря 2002 г.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|