Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обслуживание учащихся в общеобразовательных школах




Организация общественного питания учащихся общеобра­зовательных школ является одним из факторов, оказываю­щих влияние на физическое развитие школьников, сохране­ние их здоровья и работоспособности. Питание школьников организуется в столовых — доготовочных и раздаточных. Планирование развития сети общественного питания осуще­ствляется с учетом норматива — 350 мест на 1000 учащихся первой смены. В общеобразовательных школах с числом уча­щихся до 320 человек общественное питание организуют че­рез столовые-раздаточные, а при большей численности — через столовые-доготовочные. По принципу размещения сто­ловые могут быть встроенными, пристроенными к зданию школы или отдельно стоящими, соединенными утепленным коридором.

Рациональное питание учащихся должно предусматри­вать обеспечение организма всеми необходимыми для жиз­недеятельности и роста пищевыми веществами в количест­вах, соответствующих возрастным физиологическим потреб­ностям. Оно должно быть сбалансированным по содержанию основных пищевых веществ. Оптимальное соотношение бел­ков, жиров, углеводов в рационе питания должно состав­лять 1:1:4.

Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в те­чение дня является четырехразовый прием пищи с интерва­лами 3,5—4 ч. Завтрак в школе должен составлять 25%, обед — 35% соответствующей возрастной суточной потреб­ности в пищевых веществах и энергии.

Для детей б-летнего возраста в общеобразовательных школах рекомендуется трехразовое питание (горячий зав­трак, обед, полдник). При этом полдник составляет 10% су­точной калорийности рациона. Учащиеся, посещающие груп­пы продленного дня, должны обеспечиваться двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пре­бывании в школе — и полдником. В школах, где нет группы продленного дня, должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей всем уча­щимся может предоставляться и обед.

Завтрак в школах состоит из закуски, горячего блюда, горячего напитка; обед — из закуски, первого, второго и сладкого блюд. На полдник рекомендуется 200 г молока или кисломолочных продуктов с хлебом или булочкой, фрукты. При наличии первых блюд, содержащих крупу и картофель, гарнир ко второму блюду не должен приготовляться из этих продуктов. Хлеб включается в рацион питания в каждый при­ем пищи. В целях организации щадящего питания в рецепту­рах полностью исключен костный бульон, уксус заменен ли­монной кислотой, кулинарный жир и маргарин заменены на масло сливочное; не используются острые приправа, горчи­ца, майонез; изделия, жаренные во фритюре; полностью исключаются. Для обеспечения организма школьников необ­ходимым количеством витаминов и минеральных веществ ре­комендуется включать в рационы разнообразные салаты, свежие фрукты, ягоды, овощи. В зимне-весенний период, когда ассортимент овощей и фруктов ограничен, необходимо проводить С-витаминизацию блюд, а также больше вклю­чать в меню холодных блюд и гарниров из картофеля, свек­лы, моркови, свежей и квашеной капусты, консервирован­ных овощей, сладких блюд из сушеных фруктов, повидла, джема, варенья, плодово-ягодных соков.

Примерное двенадцатидневное меню рационов питания учащихся общеобразовательных школ целесообразно разра­батывать для двух возрастных групп: 7—10 и 11—17 лет. В меню обычно включают одни и те же блюда, которые отли­чаются только меньшим выходом.

Обслуживание в школьных столовых организуют путем предварительного накрытия столов (для младшей возрас­тной группы) или через линию раздачи. В предварительном накрытии столов принимают участие школьники под руко­водством дежурного преподавателя. Они сервируют столы посудой, приборами, бумажными салфетками, расставляют на столе хлеб, закуски, сладкие блюда. Первые блюда пода­ют в четырех-, шестипорционных суповых мисках. Вторые блюда привозят на тележках и устанавливают на столы в последнюю очередь незадолго до прихода школьников. Уча­щиеся старших классов получают блюда через линию разда­чи. В школах с численностью учащихся 800 и более человек в первую смену применяются механизированные линии раз­дачи пищи. Школьники посещают столовую по заранее раз­работанному графику.

В школьных столовых используется абонементная сис­тема расчета за питание. Классные руководители или вос­питатели групп продленного дня получают под расписку групповые абонементные книжки. В процессе расчета за питание заполняется отрывной бланк и корешок с указани­ем класса, даты, количества полученных видов питания, це­ны и общей стоимости. В ряде школ внедрена система безна­личных расчетов за питание с использованием пластиковых карт.

В последнее время получила распространение форма оп­латы за питание через сберегательные кассы. Учащимся из многодетных и малообеспеченных семей предоставляется полноценное бесплатное двухразовое питание.

Особое внимание уделяется организации диетического питания в школьных столовых. Организация лечебно-про­филактического питания осуществляется за специально от­веденными столами по абонементам с указанием даты, вида питания и номера диеты. На столы устанавливают таблички и за каждым учащимся закрепляется постоянное место.

Перспективным направлением организации школьного питания в городах является централизованное производство полуфабрикатов высокой степени готовности в комбинатах школьного питания и комплексное снабжение ими доготовочных предприятий, а также готовых блюд, в том числе охлажденных, для столовых-раздаточных. В столовых-раз­даточных учащиеся получают пищу в индивидуальной упа­ковке многоразового использования. Вторые блюда комплек­туют на базовом предприятии в передвижные термоемко­сти, сохраняющие заданную температуру в течение 6 ч, и специальным транспортом с грузоподъемным бортом достав­ляют прямо на раздачу.

В тех школах, где для организации питания детей име­ются небольшие площади, применяется новая технология об­служивания готовыми рационами. Их комплектуют на базо­вом предприятии в индивидуальную упаковку с использова­нием одноразовой посуды и последующим разогревом в СВЧ-аппаратах, установленных в школьных столовых или буфетах.

В ряде школ установлены линии раздачи по типу швед­ского стола с использованием передвижных тележек: охла­ждаемой и с подогревом. На основном производстве пищу го­товят в многофункциональной таре — гастроемкостях, в них же доставляют в школу и устанавливают их на раздаче. Это способствует увеличению ассортимента блюд: холодных, вторых блюд и гарниров. Пища всегда горячая. Школьники сами выбирают блюда. Увеличивается пропускная способ­ность столовой.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.