Современная западно-европейская религиозная философия
ЛЕКЦИЯ 7 СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (ЧАСТЬ 1) · Философия экзистенциализма или человеческого существования · Современная западно-европейская религиозная философия На рубеже 19-20 веков возникает философия, проповедующая отказ от всего абстрактного, всеобщего и близость к жизни конкретного индивида. Наиболее популярным направлением такой философии в западной Европе (30-60 г.) была экзистенциальная философия. Само название этой философии указывает на стремление заменить классическую философию сущности (essentia) на философию человеческого существования (existentia). Ранний экзистенциализм обнаруживается накануне первой мировой войны в работах отечественных философов Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова. Затем эта философия проникает в Германию, где её видимыми сторонниками становятся М. Хайдеггер и К. Ясперс. Во время второй мировой войны и после неё данная философия распространяется во Франции. Яркими представителями французского экзистенциализма были Жан Поль Сартр, Габриэль Марсель и А. Камю. Центральной проблемой философии экзистенциализма было отчуждение человека от общества. Экзистенциалисты полагают, что жизнь глубоко не разумна, страдание в любой форме в ней преобладает. Мир тем более страшен, что он бессмыслен и непостижим. Люди под масками друг для друга ради достижения собственных целей используют друг друга, чувство страха вызывается опасностью уничтожения человечества по причине отчуждения человека. Философия призвана помочь человеку преодолеть чувство страха объяснить и устранить отчуждение, трагические умонастроения, ощущение заброшенности, помочь найти смысл жизни и укрепиться духовно. Экзистенциалисты рассуждают следующим образом: испытывая ощущение покинутости, постоянной тревожности, неустроенности, беспокойства, человек вынужден философствовать, и только поэтому остается человеком. Они пытаются выявить и зафиксировать внутреннее духовное состояние личности, выражая его в категориях страха, человеческого бытия, ничто. (Ничто не является чем-то существующим, поэтому его нельзя помыслить, но ничто обнаруживается в особом настроении, когда человек испытывает страх.) По этому поводу М. Хайдеггер сказал: «Человеческое бытие есть заброшенность в ничто». Экзистенция – духовное бытие личности, её сознание. Чтобы осознать себя существующим, лучше понять мир и себя в нем, человек должен пережить пограничную ситуацию, т. е. тяжелое потрясение, душевное переживание (ситуацию на грани жизни и смерти, ситуацию борьбы, вины, угрызений совести).
Характерная черта современной эпохи есть неподлинное, циничное поведение людей. Человек, защищаясь от морально-репрессивного контроля общества, пытается остаться самим собой. Для этого он вынужден «надевать психологическую маску», выдавая себя за другого с целью устранить разрушающее его духовный мир воздействие извне. Задача философии состоит в том, чтобы застать человека в непроизвольной сиюминутности его переживаний в данном месте в данное время. Очень важной в философии экзистенциализма является проблема свободы. Свобода понимается не как свобода деятельности, а как свобода выбора или отношения человека к независящему от него социальному окружению. Человек волен принимать или не принимать своё окружение. Не объективная ситуация ограничивает свободу человека, а человек сам ограничивает свою свободу, воспринимая данную ситуацию как ограничивающую его свободу. Человек не может не стремиться к свободе. Абсолютная свобода становится для него неизбежной. Он вынужден пребывать в свободе, желает он того или нет.
«Человек осужден быть свободным», - говорил Ж-П Сартр. Иными словами, свобода превращается для человека в мучительную необходимость. Наибольшей популярностью данная философией пользовалась в середине 20 в. в среде западно-европейской молодежи. Секрет такой популярности среди молодых данной философии видится в пропагандировании возможности принципиального неучастия личности в социальной жизни, возможности выражения духовного протеста против социальных несправедливостей или несогласии с существующим порядком. Более того, молодых людей привлекали в этой философии принципы самовыражения, самопознания, самоутверждения, принципы индивидуализма и верности своему образу жизни. Например, индивидуализм не отрицает вовлеченность личности в социальную жизнь, но все социальные этические проблемы рассматриваются как индивидуальные, участие в их решении объявляется личным делом каждого, никто не может заставить личность поступать так или иначе, всё её поведение определяется свободой выбора. В целом, экзистенциальная философия акцентирует внимание на уникальности, исключительности, единственности жизни каждого человека.
Современная западно-европейская религиозная философия В основе религиозной философии всегда были и остаются проблемы соотношения веры и знания философии и богословия, бога, мира и человека. Специфика современной идеологии связана с особенностями её традиционной претензией на универсальность и с особым пониманием принципов гуманизма. Данная специфика особенно отчетливо обнаруживается в последнее время в попытках спасения теологами мира от грозящих ему ядерной, экологической и нравственной катастроф. Современный религиозный философ использует знания различных наук (естествознания, психологии, педагогики, права, культурологии, политологии, социологии)для обоснования существования и оправдания всемогущества бога. В современной западной Европе усиливаются процессы секуляризации (освобождение от церковного влияния при одновременном возрастании религиозных настроений масс людей). Религия заметно становится более мирской, светской. Религиозные символы теряют свою значимость в глазах мирян. Религиозная жизнь все теснее сближается с жизнью общества, но это не означает потери влиятельности религии на людей, о чем свидетельствуют периодические подъемы религиозности в обществе. В таких условиях философия приобретает все более модернистское обличие, все дальше отходя от стандарта католической церкви и богословской деятельности. Данная тенденция особенно заметна последние несколько десятилетий. Она обнаруживается, в частности, в возникновении таких необычных форм богословия как теология мертвого бога, теология празднества и фантазии, теология бедности, а также в выходе богословской деятельности за пределы теологических факультетов в широкую университетскую среду. Изменчивый характер религиозного настроения становится причиной разноречивых толкований христианской веры. Например, в теологии мертвого бога утверждается, что современный человек стал вполне самостоятельным и не нуждается больше в помощи от религии. Сторонники этой теологии призывают к без религиозному толкованию христианства только как культурного наследия. Они полагают, что бог мертв в сознании людей, что христианские символы утратили свой сакральный, т. е. священный смысл. «Смерть бога» не означает отсутствие его в мире, просто не верящему в бога сознанию человека познать и увидеть в мире бога нельзя. «Смерть бога» не означает его конец, а есть переход его в форму истории. В теологии празднества и фантазии говорится, что рассуждать о боге с помощью богословских и философских доводов бесполезно, только активные поиски бога в социальной и духовной жизни людей могут позволить увидеть «живой лик бога». Сущность религии не в молитве направленная на бога, а в сознании царства божьего на земле.!!!Утрата современным человеком веры в бога есть симптом болезни культуры, который работа, погоня за успехом, выгода, подавив эмоционально жизненные силы человек, накладывает ограничение на его образное мышление и воображение, с помощью которых только и возможна «встреча с богом». Эта встреча мыслится не как мистическое действие, а как праздник жизни, эйфория чувств, наслаждение существованием. В теологии бедности, напротив, утверждается, что бога не надо искать, нужно быть просто ему открытым. В наибольшей степени открыты богу и подвержены божьим чудесам, способны в полной мере оценить божьи блага так называемые бедные. Они составляют цвет и славу христианства, благодаря им не угасает сила духа в церкви, не ослабевает вера. «Бедные» - те, кто вызывает чувство жалости, сочувствия, сострадания, кому хочется помочь. Прежде всего к бедным относятся маленькие дети, немощные старики, инвалиды, калеки, тяжело больные, независимо от их принадлежности к тому или иному социальному классу или слою. Бедность понимается как особое социально-нравственное состояние человека, а не как материальное положение. Наилучшим средством решения проблем бедности провозглашается милосердие. Милосердию придается не столько христиански-традиционное понимание (любовь к ближнему), сколько социальное заключение. Прежде всего, милосердие понимается как социальная активность, направленная на благо общества. Первопричиной бедности признается первородный грех. Т. е. ничем не ограниченное стремление человека к познанию и преобразованию мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|