высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала
_______________ А.А. Осипов
17 ноября 2011 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Направление подготовки: 081100.62 «Экономика»
Профиль подготовки: Общий
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Заочная форма обучения
Тверь, 2011
Составитель: _ к.б.н., доцент Поташкин С.П.__________________________
ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.
Рецензент: _________________________________
ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.
__________________________________________________________________
(наименование организации, где работает рецензент)
Дисциплина относится к вариативной части математического цикла (Б.2.В.ДВ)
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол № 7 от «01» сентября 2011 г.
Заведующий кафедрой ________________________ С.П. Поташкин
(подпись)
Содержание
1. Организационно-методический раздел (цели, задачи)……………………...4
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО …………………………..…4
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины ………....5
4. Структура и содержание дисциплины (модуля).………………………….6
5. Образовательные технологии…………………………………………….14
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………….14
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины..38
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………….39
9. Методические рекомендации студентам по организации самостоятельного изучения дисциплины, выполнения самостоятельной работы…………………………………………………………………………….45
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Концепции современного естествознания» включена в структуру гуманитарного высшего образования для придания ему многоуровневого характера. Данная дисциплина не является механическим соединением курсов физики, химии и биологии, а представляет собой продукт междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию.
Главная цель дисциплины «Концепции современного естествознания» – знакомство студентов, изучающих гуманитарные науки, с неотъемлемыми для культуры элементами, которые формируются при изучении природы и картины мира естественнонаучными методами. Освоение концептуальных сведений из области естествознания будет способствовать формированию у студентов целостного представления об окружающем мире.
Основные задачи учебной дисциплины:
– изучение принципиальных различий и сходства гуманитарной и естественнонаучной вариантов культуры;
– формирование представления о необходимости воссоединения их на основе целостного взгляда на мир;
– обоснование общности основных методов изучения и построения картины мира в гуманитарной и естественнонаучной культуре;
– доказательство общности истории и периодизации развития науки как части общей культуры человечества;
– изучение общенаучных принципов развития естествознания и доказательство их методологического содержания и общенаучного значения;
– знакомство с основными концепциями естествознания и выяснения их наднаучного философско-гуманистического, мировоззренческого и морально-этического смысла;
– изучение возможных перспектив и приоритетных направлений в развитии научной мысли вообще и естествознания в частности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина относится к вариативной части математического цикла (Б.2.В.ДВ). Для освоения дисциплины студенты должны иметь базовую подготовку по основным естественнонаучным дисциплинам, иметь навыки работы с учебной литературой для подготовки индивидуальных заданий. Студенты должны иметь начальные умения и навыки компетенции:
ОК-1- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК-2- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы).
ПК-9- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный и/или аналитический отчёт.
Таблица 1
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
п/п
| Наименование
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
| №№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Философия
| +
|
|
| +
|
|
|
2.
| Культурология
|
| +
|
|
|
|
|
3.
| Социология
|
|
|
| +
|
|
|
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОК-1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ОК-2 - способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные методы научного познания, этапы развития естествознания (ОК-1);
основные модели научных картин мира; основные концепции современного естествознания (ОК 2);
основные направления влияния естествознания на социальную жизнь общества (ОК-1);
влияние естественнонаучных открытий на социальные процессы в обществе (ПК-2).
Уметь:
анализировать содержание прежних картин мира и их влияние на мировоззрение общества (ОК-1);
обосновывать выбор теоретико-методологических основ исследования явлений и процессов в профессиональной деятельности в контексте различных моделей научных картин мира (ОК 2);
анализировать концепции современного естествознания и учитывать их при решении задач социального развития; учитывать перспектив развития естествознания с учётом их возможного воздействия на социальную сферу (ОК -1);
оценивать достижения естественных наук на основе анализа различных источников информации (ПК-2).
Владеть:
навыками верификации и фальсификации для оценки естественнонаучных сведений (ОК-1);
методиками анализа явлений и процессов в профессиональной деятельности в соответствии с выбранной моделью научной картин мира (ОК 2);
основными представлениями об историческом развитии и содержании базовых концепций современного естествознания; способностью прогнозировать и оценивать перспективы развития современного естествознания (ОК- 1);
навыками поиска и оценки естественнонаучной информации (ПК-2).
4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Всего учебным планом на изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» отводится 3 з.е. (108 часов). Промежуточная форма контроля – зачет.
Распределение отведенного времени по видам занятий представлено в приведенной ниже таблице 2.
Таблица 2
Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
|
|
|
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
|
|
В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
|
Лекции
|
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
|
Занятия, проводимые в интерактивной форме
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
|
|
|
В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
|
Курсовой проект (работа)
|
| -
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
| -
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
Индивидуальные задания
|
|
|
|
|
|
Рабочая тетрадь
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации - зачёт
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3
Учебно-тематический план дисциплины
№
п/п
| Наименование
раздела дисциплины
| Лекции
| Практические
занятия
| Семинары
| Самостоя-тельная
работа
| Всего
|
1.
| Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
|
|
|
|
|
|
2.
| Пространство, время, симметрия
|
|
|
|
|
|
3.
| Структурные уровни и система организации материи
|
|
|
|
|
|
4.
| Порядок и беспорядок в природе
|
|
|
|
|
|
5.
| Панорама современного естествознания
|
|
|
|
|
|
6.
| Биосфера и человек
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| Компе-
тенции
|
1.
| Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
| Гуманитарная и естественнонаучная культуры. Отличия и сходство в выборе объектов изучения, характерных признаках объектов двух направлений научного знания, трактовке полученных результатов. Понятие концепции и её определение. Особенности гуманитарных и естественнонаучных концепций.
Понятие картины мира. Донаучная, вненаучная (религиозная), научная картины мира. Мистическая, религиозная, научная картины мира. Особенности картины мира: индивидуальность, фрагментарность, неполнота картины мира. Гуманитарная и естественнонаучная картины мира, их принципиальное сходство.
Различия и сходства методов двух наук. Методы изучения и описания мира. Наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, систематизация и классификация как общие методы гуманитарных и естественных наук. Моделирование и системный метод как новые направления в развитие научной методики. Объяснение – назначение методов в естествознании. Достоинства и недостатки методов науки при составлении картины мира.
Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в античные времена, в механической картине мира, в электромагнетизме и релятивизме.
| ОК-1
ОК-2
ОК-1
ОК-2
ОК-1
|
2.
| Пространство, время, симметрия
| Понятие симметрии в физике. Симметрия как основа инвариантности законов физики при любых преобразованиях системы. Теорема Э. Нётер как обоснование законов сохранения. Законы сохранения. Универсальный характер законов сохранения и их философский смысл. Законы сохранения, симметрия и мировой баланс (глобальный баланс). Эволюция представлений о времени и пространстве в разных картинах мира. Представление о времени как последовательности событий в античной картине мира. Представление о пространстве как первичных местах, которые не могут двигаться. Абсолютные пространство и время в динамике И. Ньютона. Современные представления о времени и пространстве как атрибутах материи.
Специальная теория относительности (СТО) и её предпосылки. Пространственно-временной континуум и зависимость пространства и времени от состояния материи и энергии.
Релятивистские эффекты: относительность одновременности и расстояний, инвариантность причинно-следственных связей, эквивалентность массы и энергии (Е=Мс2), совместимость СТО и классической механики при малых скоростях движения.
Общая теория относительности (ОТО) и её основные выводы: эквивалентность гравитация и ускоренное движение, обусловленность гравитации искажением пространства, ответственность физических тел за геометрию пространства, равноценность систем отсчёта для описания физического мира.
| ОК-1
ОК-2
ОК-1
ОК-1
ОК-1
ОК-1
|
3.
| Структурные уровни и система организации материи
| Понятие микро-, макро- и мегамира. Атомно-молекулярная концепция материи и развитие квантовой физики. Парадоксы микромира и статистический характер описания микрообъектов. Принципы неопределенности, дополнительности и относительности. Значение принципов для гуманитарной и естественнонаучной культур. Понятие микро-, макро- и мегамира. Особенности физических миров по типу элементов и по проявлению физических законов.
Мегамир и его основные элементы. Структурные составляющие космоса: понятия вакуума, типы небесных тел и систем небесных тел. Солнечная система и её общая характеристика.
Концепция Вселенной. Донаучные представления о Вселенной в некоторых культурах. Понятие «ничто», хаос как предшественники современного представления о первичном состоянии мира. Внешние силы в донаучном и научном представлении. Модель возбужденного хаоса и сингулярной точки. Гипотеза Большого взрыва и особенности первых материальных объектов. Звездная последовательность. Гипотеза Канта-Лапласа и ее достоинства. Работы А.А. Фридмана и их влияние на создание новых вариантов концепции Вселенной. Эволюция Вселенной и ее варианты: схлопывающаяся Вселенная и расширяющаяся Вселенная.
| ОК-1
ОК-2
ОК-2
ОК-2
|
4.
| Порядок и беспорядок в природе
| Понятия жёсткого детерминизма и индетерминизма. Влияние детерминизма на культуру модернизма. Понятие динамических теорий. Примеры динамических теорий. Возвращение в науку понятия хаоса в термодинамике XIX века. Энтропия как мера беспорядка. Энтропия в природных объектах (энтропия газа, жидкости, кристаллов). II принцип термодинамики, его универсальное значение и проявления в неживом мире, социальных, экономических и политических процессах. Негэнтропийные процессы в живых организмах. Особенности живого как способность противостоять беспорядку (энтропии).
Статистические теории и понятие вероятностности. Примеры вероятностных теорий. Эволюционизм, квантово-волновой дуализм, принцип неопределённости Гейзенберга.
Открытые системы и их неравновесное состояние. Универсальность открытых систем в природе. Примеры открытых систем и способы вымывания беспорядка. Законы открытых систем и их универсальный характер: принцип эмерджентности, закон необходимого разнообразия, закон иерархии систем, правило диссипации, принцип Ле-Шателье-Брауна.
Понятие самоорганизации. Самоорганизация как способ понижения энтропии (беспорядка). Универсальность эволюционизма. Синергетика как теория самоорганизации сложных систем. Примеры самоорганизации в природных, социальных и иных открытых системах. Понятия бифуркации и флюктуации и их значение для биологических, социальных, политических систем и для индивида.
| ОК-2
ОК-1
ОК-2
ОК-2
ОК-1
ОК-1
ОК-2
|
5.
| Панорама современного естествознания
| Понятие фундаментальных и частных естественных наук. Примеры фундаментальных и частных наук. Дифференциация и интеграция наук. Примеры интегральных наук. Пограничные проблемы естественных и гуманитарных наук.
Космология и космогония как обязательная часть любой культуры. Примеры космологических и космогонических представлений в некоторых культурах. Современная космология и космогония.
Планета Земля и её особенности. Геологическая история Земли. Эволюция Земли, её коры и тектонических плит. Геологические оболочки Земли (атмосфера, литосфера, гидросфера).
Гипотезы о происхождении жизни. Гипотеза биохимической эволюции (гипотеза Опарина-Холдейна). Особенности живого. Адаптация и дезадаптация в природной и социальной средах. Опасности дезадаптации и способы её преодоления медико-социальными технологиями. Понятие анаэробов-прокариот. Возникновение автотрофии и особенности автотрофов. Аэробы и эукариоты как важный этап эволюции живого. Эволюция живого и её механизмы: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Универсальность эволюции в природных и социальных системах. Филогенез и онтогенез как исторический и индивидуальный пример эволюции.
| ОК-1
ОК-2
ОК-1
ОК-2
ОК-2
ОК-1
ОК-2
|
6.
| Биосфера и человек
| Надорганизменные системы и их типы: популяции, сообщества, экосистемы. Экологические факторы и их значение для биосистем. Экологические связи и их мутуалистический эффект.
Понятие биосферы как суперэкосистемы. Значение биосферы для эволюции Земли и для поддержания жизни на планете. Структурные элементы биосферы и их значение для живого. Геохимические циклы как механизм существования биосферы. Понятие незамкнутости геохимических циклов и его значение для хозяйственной деятельности человека.
Человек в биосфере. Гипотезы происхождения человека и их место в культуре. Антропогенез как основная гипотеза естествознания. Предполагаемые этапы антропогенеза и их последствия. Гипотезы о появлении интеллекта: гипотеза трудовой деятельности, коммуникативная гипотеза, гипотеза «эффекта Маугли». Понятие негенетического наследования культуры в форме обучения и его значение для общества.
Понятие экологического кризиса как последствия воздействия человека на биосферу. Понятие неолитической революции как первого экологического кризиса. Глобализация воздействия человека на природу. Понятие глобальных экологических проблем и их примерный перечень.
Понятие экологического кризиса как обратимого состояния в системе «общество-природа». Предполагаемые способы выхода из экологического кризиса и их последствия для культуры, общества, экономики и политики.
Понятие ноосферы как перспективы во взаимоотношениях человека и биосферы. Идея коэволюции: её культурные, социальные, биологические и другие последствия. Универсальный эволюционизм как общекультурное и эволюционное понятие. Коэволюционно-синергетичекая парадигма как вероятная картина мира в будущем.
| ОК-1
ОК-2
ОК-1
ОК-2
ОК-2
ОК-1
ОК-1
|
Таблица 5
Содержание практических занятий, семинарских занятий и др.
№ п/п
| Номер раздела
дисциплины
| Тема практического занятия, семинарского занятия и др., содержание занятия
| Задания для подготовки студентов к занятию
|
1.
| 1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
| Групповое тестирование по разделу дисциплины.
| Работа с учебной литературой, рабочей тетрадью и другими рекомендованными источниками информации.
Подготовка к тестированию по приведённым ниже тестам.
|
2.
| 2,3,4,5. Пространство, время, симметрия.
Структурные уровни организации материи. Порядок и беспорядок в природе. Панорама современного естествознания
| Защита индивидуальных работ.
| Подготовка индивидуальных заданий в печатном виде и устного доклада на 3-5 минут.
|
3.
| 6. Человек и биосфера
| Дискуссия о социально-значимых последствиях некоторых направлений естествознания: о возможностях синергетики в социально-экономической сфере; о содержании и путях решения глобальных экологических проблем.
| Использование Интерент-ресурсов для поиска полемических материалов по теме дискуссии
|
5. Образовательные технологии
1. Лекции-инструкции по освоению программы в межсессионный период.
2. Лекции с использованием слайдов для разъяснения основных концепций естествознания.
3. Дискуссия о социально-значимых последствиях некоторых направлений естествознания: о возможностях синергетики в социально-экономической сфере; о содержании и путях решения глобальных экологических проблем.
4. Групповая работа по выполнению компьютерных заданий (тестов) с использованием информационно-поисковых ресурсов Интернета.
5. Видеоролики по дисциплине: my.mail.ru/ bk/potashkin или video.mail.ru/bk/potashkin.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Формы контроля
6.1. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Курсовые работы (проекты) н е предусмотрены.
Примеры контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности компетенций
н/п
| Шифр и название компетенции
| Примеры контрольно-измерительных материалов для оценки результатов освоения дисциплины
|
1.
| ОК-1- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
| Тесты, контрольные вопросы, рабочая тетрадь, индивидуальные задания.
|
2.
| ОК-2- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.
| Индивидуальные задания, дискуссия, работа в группе (тестирование).
|
3.
| ОК-3- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире.
| Индивидуальные задания, собеседование на практических и лекционных занятиях.
|
4.
| ПК-9- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный и/или аналитический отчёт.
| Рабочая тетрадь, индивидуальные задания, конференция, индивидуальные сообщения на практических занятиях.
|
6.2. Контрольные вопросы для текущего контроля к темам №№ 1, 2, 3.
При подготовке к ответу можно использовать рекомендованные и иные информационные ресурсы.
(Количество начисляемых баллов – 5).
1. Чем отличается естественнонаучная культура от культуры гуманитарной?
2. Какие методы являются общими для гуманитарных и естественных наук?
3. Почему протонауки сохранились до наших дней и иногда приобретают популярность?
4. Чем отличаются картины мира в мировоззрениях обществ в разных цивилизациях прошлого?
5. Абсолютна или относительна научная истина в гуманитарном и естественнонаучном знаниях?
6. Какова роль физики, химии, биологии в познании мира?
7. Универсальны ли герменевтические методы гуманитарной науки и метод объяснения и понимания в естествознании?
8. Что означает дифференциация наук для создания картины мира?
9. Приведите примеры синтетических (интегральных) наук в наше время.
10. Почему наука должна развиваться на основе принципов?
11. Почему общие принципы являются определяющими в отличие от частных?
12. Какая наука лидировала в естествознании с 17-го века по 20-й?
13. Что такое парадигма науки?
14. В чем преимущества каузального объяснения природы?
15. Как становление и бытие согласуются друг с другом в законе экспоненты?
16. Чем поле отличается от привычного состояния материи?
17. Какие парадоксы квантовой физики способствовали развитию науки?
18. Что такое система?
19. Чем отличается системный принцип исследований от остальных?
20. Что нового внесла механистическая картина мира в понимание и объяснение природы?
21. В чем проявились недостатки механистической картины мира?
22. Почему сформулированные наукой законы природы не могут быть вечными?
6.3. Тест №1 для промежуточной аттестации по итогам групповой работы на практических занятиях.
При тестировании рекомендуется воспользоваться основной, дополнительной, справочной литературой и Интернет-ресурсами.
(Количество зачисляемых баллов – 10).
Тема теста: «История формирования концепций естествознания»
Подтемы:
1. Научный метод познания.
2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
3. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития).
4. Развитие представлений о материи.
5. Развитие представлений о движении.
6. Развитие представлений о взаимодействии.
(Знак • означает, что надо выбрать один вариант ответа, знак •• - не менее двух)
• 1. Установите соответствие между типами фундаментального взаимодействия и объектами, стабильность которых оно обеспечивает:
а) гравитационное,
б) электромагнитное,
в) сильное.
| 1) ядра, тяжёлые элементарные частицы,
2) планетарные, галактические системы,
3) клетки, микроорганизмы,
4) атомы, молекулы.
|
• 2. Движение в электромагнитной картине мира рассматривается как…
| 1) перемещение тел в пространстве, которое фиксируется по отношению к системе отсчёта,
2) любые изменения, происходящие с материальным объектом в результате взаимодействия,
3) перемещение заряженных частиц и изменение создаваемых ими электромагнитных полей,
4) изменение взаимного расположения тел.
|
•• 3. В основе современной картины мира лежат принципы…
| 1) дополнительности,
2) дальнодействия,
3) универсального эволюционизма,
4) относительности Галилея.
|
• 4. В теоретическом исследовании…
| 1) применяются метод абстрагирования и мысленный эксперимент с идеализированным объектом,
2) законы, управляющие природными процессами, изучаются по их проявлению в непосредственно наблюдаемых эффектах,
3) в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение,
4) возможно фиксирование только внешних общих признаков объектов и явлений, а их существенные внутренние признаки можно только угадать.
|
• 5. Концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы, называется…
| 1) объективностью,
2) индетерминизмом,
3) фатализмом,
4) детерминизмом.
|
• 6. Для редукционизма, как одного из подходов к взаимоотношениям системных уровней организации материи, свойственно…
| 1) стремление свести сложное в многообразных явлениях природы к совокупности простых элементарных процессов,
2) признание системной организации природы, где взаимосвязаны и зависимы друг от друга все уровни,
3) отрицание возможности объяснить сложное многообразие явлений природы,
4) объяснение сложных многообразных явлений природы присутствием в них особой нематериальной силы.
|
• 7. Расположите представления о движении в порядке их возникновения:
| 1) источник «естественного» движения – стремление, присущее самому телу,
2) кроме механического, существуют и другие, более сложные формы движения, например, биологическая форма движения материи,
3) существует один вид движения – механическое перемещение тел в пространстве и времени.
|
• 8. Примером интеграции естественных наук является…
| 1) физика ядра,
2) ботаника,
3) механика,
4) астробиология.
|
• 9. Материя в электромагнитной картине мира – это…
| 1) только непрерывное поле,
2) только дискретные частицы,
3) непрерывное поле и электрические заряды,
4) корпускулярно-волновые объекты.
|
• 10. Силы межмолекулярного взаимодействия в жидкостях обусловлены ______взаимодействием:
| 1) слабым,
2) электромагнитным,
3) гравитационным,
4) сильным.
|
• 11. Укажите определение, которое верно отражает суть детерминизма:
| 1) это состояние физической системы, полностью определяющее её дальнейшее поведение,
2) это концепция жёстких причинно-следственных связей между всеми явлениями природы и общества,
3) это теория, описывающая поведение системы с динамическим хаосом,
4) это теория, описывающая системы, устойчивые по отношению к внешним воздействиям.
|
• 12. В общечеловеческой культуре современного времени естествознание и гуманитарные науки…
| 1) являются несовместимыми друг с другом способами освоения человеком реальности,
2) чужды друг другу, каждая из составляющих обладает своей особой культурой,
3) не имеют общих методов познания, поэтому строго разделены,
4) имеют массу «пограничных» проблем, решение которых приводит их к сотрудничеству друг с другом.
|
• 13. Для редукционизма, как одного из подходов к взаимоотношениям системных уровней организации материи, свойственно…
| 1) отрицание возможности объяснить сложное многообразие явлений природы,
2) стремление свести сложное в многообразных явлениях природы к совокупности простых элементарных процессов,
3) объяснение сложных многообразных явлений природы присутствием в них особой нематериальной силы,
4) признанием системной организации природы, где взаимосвязаны и зависимы друг от друга все уровни.
|
• 14. Выберите верное суждение о наблюдении как методе познания:
| 1) наблюдение позволяет устранить побочные факторы, затрудняющие процесс исследования,
2) при наблюдении природные процессы изучаются в естественных условиях с учётом воздействия факторов окружающей среды,
3) в ходе наблюдения человек играет активную роль, он не случайный зритель, а сам что-то делает для получения результата,
4) наблюдение предполагает создание особых условий, в которых изучаемый процесс максимально свободен от посторонних воздействий.
|
15. Расположите представления о движении в порядке их возникновения:
| 1) «естественное» движение небесных тел, где всё вечно, совершенно и неизменно, равномерное, круговое,
2) движение – не только перемещение частиц, но и изменение электромагнитного поля,
3) существует один вид движения – механическое перемещение тел в пространстве и времени.
|
• 16.Верифицируемость, как основной критерий знания, характерна для ____________ познания:
| 1) псевдонаучного,
2) лженаучного,
3) научного,
4) ненаучного.
|
• 17. Научной революцией называют…
| 1) изменение в структуре научного сообщества,
2) переворот в государственном управлении наукой,
3) трансформацию средств и инструментов научного познания,
4) скачок, переход от одной научной картины мира к другой.
|
• 18. Наличие строгой последовательности действий, приводящей к определённому результату, характерно для…
| 1) теории,
2) метода,
3) гипотезы,
4) концепции.
|
• 19. Естественные науки характеризуются…
| 1) совпадением субъекта и объекта познания,
2) преобладанием качественных оценок,
3) затруднённостью эксперимента,
4) упором на строго объективную количественную оценку изучаемых объектов.
|
20. Расположите представления о движении в порядке их возникновения:
| 1) движение мельчайших частиц подчиняется законам квантовой механики,
2) материи чуждо движение: сама по себе она может пребывать лишь в покое,
3) атомы движутся по законам классической механики, и это движение позволяет объяснить все происходящие в мире явления.
|
• 21. Наука, наряду с философией, религией, искусством и другими областями человеческого знания, является частью единой духовной культуры. Выберите верное утверждение:
| 1) наука, как и идеология, отражает интересы определённых слоёв общества,
2) наука, как и религия, опирается на веру, а не на чувственную реальность и разум,
3) наука, как и искусство, описывает мир через авторские позиции,
4) наука отличается от идеологии тем, что её истины общезначимы и не зависят от интересов определённых слоёв общества.
|
• 22. К характеристикам научного знания относится…
| 1) бездоказательность,
2) фальсифицируемость,
3) несоответствие фактам,
4) фрагментарность.
|
• 23. В современной научной картине мира материя и движение…
| 1) дополняют друг друга,
2) связаны друг с другом,
3) заменяют друг друга,
4) исключают друг друга.
|
• 24. Совокупность тел, относительно которых рассматривается движение, и выбранный способ измерения времени, называются…
| 1) системой отсчёта,
2) системой координат,
3) телом отсчёта,
4) точкой отсчёта.
|
• 25. Основные виды материи – это…
| 1) пространство и время,
2) атомы и молекулы,
3) вещество, поле и физический вакуум,
4) движение и взаимодействие.
|
• 26. В классической механике состояние системы задаётся…
| 1) координатами и скоростями составляющих её материальных точек,
2) волновой функцией системы,
3) температурой, давлением и объёмом,
4) распределением зарядов и физических полей в системе.
|
• 27. Универсальным языком науки, на котором «написана великая книга природы», является…
| 1) география,
2) история,
3) математика,
4) физика.
|
• 28. Методологической основой учебного курса «Концепции современного естествознания» служит представление о том, что…
| 1) процесс дальнейшей дифференциации наук неизбежен и будет продолжаться бесконечно,
2) методология естествознания становится общенаучной,
3) законы биологии, физики и химии позволяют объяснить все закономерности развития как природы, так и общества,
4) грани между частными науками будут стёрты уже в 21 веке.
|
• 29. Особенностью гуманитарного знания от естественнонаучного, является…
| 1) экспериментальное обоснование теоретического знания,
2) обязательная фальсификация и верификация данных,
3) высокая степень объективности и достоверности,
4) нестрогий образный язык.
|
• 30. На теоретическом уровне научного познания частные следствия из научной теории получают методом…
| 1) интуиции,
2) дедукции,
3) индукции,
4) интерпретации.
|
• 31. Гуманит |
|
|