Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И скучно и грустно, и некому руку подать

КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА №1 (тест)

За каждый ответ – 2 балла

1. Что такое «текстово-дискурсивная категория»?

2. Какая из этих категорий не относится к содержательным?

а) антропоцентричности; б) информативности; в) оценочности; г) интертекстуальности.

3.. Какой тип информации обычно не требует расшифровки:

а) фактуальная, б) концептуальная, в) подтекстовая

4. О каком термине идет речь в дефиниции?

Общее свойство текстов, выражающееся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга: «текст в тексте» или текст о тексте.

5. Какой из этих терминов не обозначает тип имплицитной информации?

а) фоновые знания; б) «вертикальный контекст» (интертекстуальность); в) референтность; г) пресуппозиция.

6. Какой термин стоит за дефиницией? Вольный пересказ, переложение первоисточника

а) аллюзия; б) парафраз; в) реминисценция, г) цитата.

7. Какой термин стоит за дефиницией? Стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Обычно имя собственное (антропоним, топоним, поэтоним, мифоним и пр.).

а) аллюзия; б) парафраз; в) реминисценция, г) цитата.

8. Какой термин стоит за дефиницией? Присутствующие в художественных текстах отсылки к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям и их авторам. Неявная цитата, цитирование без кавычек

а) аллюзия; б) парафраз; в) реминисценция, г) цитата.

9. Найдите аллюзию. Укажите источник.

«Семейство — вздор, семейство — блажь», —

Любили здесь промолвить гневно.

А в глубине души все та ж

«Княгиня Марья Алексевна» (А. Блок)

10. Найдите реминисценцию. Укажите источник.

Я вас любил. Любовь еще (возможно,

что просто боль) сверлит мои мозги.

Все разлетелось к черту на куски.

Я застрелиться пробовал, но сложно

с оружием. <...> (И. Бродский)

11. Восстановите структуру исходного выражения (каждый правильный ответ – 0,5 балла).

1) Язык до киллера доведет

2) Папарацци на выдумку хитра.

3) Свой бизнес карман не тянет.

4) Не боевая техника красит воина, а воин боевую технику.

 

12. Какие изменения произошли с исходным высказыванием? Напишите исходную форму. Каждый правильный ответ – 0,5 балла.

Паремия Ответ и исходная форма
  1. Безвизывиноватые
 
  1. Седина в бороду, Импаза в... Для многих людей слово «старость» является не только синонимом завершения активной, яркой жизни, но и ассоциируется с физической и умственной слабостью»
 
  1. Ты пришел к тебе с приветом
 
  1. Судьба показала ему зубы, а он ей кузькину мать
 

а) лексическая замена, б) грамматическое варьирование структуры; в) сокращение состава; г) контаминация.

13. Кто не является создателем теории интертекстуальности?

А) Ю. Кристева, б) Ж. Женнетт, в) Ф. де Соссюр, г) О.С. Ахманова.

14. Палимпсесты – это …

а) собрание сочинений одного автора; б) рукопись, написанная поверх другого текста; в) особенности идиостиля одного автора.

15. Что такое оценка?

 

16. Какой термин стоит за дефиницией? Логическая, интеллектуальная оценка говорящим высказывания в его соотношении с действительностью.

а) рациональная оценка; б) аксиологическая оценка; в) количественная оценка

17. Какая оценка не является рациональной?

А) утилитарная; б) тактильная; в) нормативная; г) эпистемическая (познавательная)

18. Какой тип рациональной оценки содержится в высказываниях.

Высказывание Тип оценки
  1. Она признала их благоразумие и тотчас со мной согласилась» (П.)
 
2. Нормальному, здоровому человеку кажется, что он понимает всё, что слышит (Чехов)    
3. Выбор Николая Петровича оказался удачным (Тург.).    
  1. Надо ли было так рисковать?
 

а) телеологическая (эффективности); б) утилитарная (прагматическая); в) нормативная; г) деонтическая (долженствования)

19. Соотнесите высказывание и тип аксиологической оценки. Подчеркните слово с оценочным значением.

Высказывание Тип оценки
1. Служенье муз не терпит суеты. Прекрасное должно быть величаво (П.)    
2. Недавно черных туч грядою / Свод неба глухо облекался;    
3. Суховатой липой пахнет от колес (Ес.)    
4. Но вас я не виню: в тот страшный час / Вы поступили благородно (П.)  

А) сенсорная (органов обоняния); б) этическая; в) эстетическая; г) сенсорная (зрительная)

20. Что такое синестезия?

 

21. Что изучает фоника?

 

22. Какой прием фоники в этом стихотворении? Подчеркните средства создания звукообраза.

И шальной, шевелюру ероша,

В замешательстве смысл темня,

Ошарашит тебя нехорошей

Глупой сказкой своей про меня (Б. Пастернак)

23. Прием фоники?

У наших у шки на мак у шке!

Ч у ть у тро осветило п у шки

И леса синие верхушки -

Франц у зы т у т как т у т.

М.Ю.Лермонтов

24. Можно ли назвать неблагозвучие стилистическим приемом?

а) да; б) нет

25. Какими средствами НЕ создается неблагозвучие?

А) слишком короткие одно/двусложные слова: эффект «лая»; б) слишком длинные слова (больше 3 слогов); в) ономатопеи; г) консонантные сочетания.

26. Какой тип стихотворения, отраженный в приведенном ниже примере, построен на неблагозвучии?

Бей

тех,

чей

смех!

Вей,

рей,

сей

снег! (Н. Асеев)

а) элегия; б) марш; в) брахиколон; г) сонет

27. Что такое инструментовка?

 

 

28. Подчеркните средства инструментовки, соотнесенные с именем П Е ТР.

Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

29. Что такое фонетизмы?

А) средства фоники; б) слова, отражающие индивидуальные особенности человеческой речи; в) звуки речи.

30. Какой тип фонетизмов отражен в речи персонажей А.Т. Твардовского?

– Попрошу,– сказал военный,–

Ваш инстр у́ мент взять с собой (Ленин и печник)

А рик всё пр о́ центу требовал, / Пр о́ цент ему был мал... (Вступление)

А) солецизм; б) граффон; в) шибболет; г) макароническая речь

 

31. Какой тип фонетизмов отражен в речи персонажа?

Я был бы просто швайн, когда б я сделал то,

Что я не поднимать платок Ваш, битте фрау,

А Вы подумать, майн готт, что Вы никогда

Немецкий храбрый зольдат не есть мародер.

Дас ист нихт Бухенвальд. Их бин нихт аккупант.

Их бин гость страна чернозем.

Я люблю эта русская матка зима,

А партизанин рядом за рекой... (Д. Самойлов)

А) солецизм; б) граффон; в) шибболет; г) макароническая речь

32. Найдите / подчеркните синестезию и определите ее тип (по прилагательному).

Белый, как белая птица, далеко

Мерит и выси и глуби - и вдруг

С первой стрелой, прилетевшей с востока,

Сонный в морях пробуждается звук (А. Блок).

А) вкусовая, б) зрительная, в) обонятельная, г) осязательная

33. Подчеркните звуки, создающие сцепление гласных. Какой звукообраз создается?

А зайдешь в лесную даль и глушь,

Муравьиным спиртом пахнет суш ь (С.Я. Маршак)

34. Кто формирует «образ автора»?

А) читатель; б) писатель

35. Кто формирует образ лирического героя и рассказчика?

А) читатель; б) писатель

36. Может ли лирический герой присутствовать в тексте имплицитно?

А) да, б) нет

37. Найдите / подчеркните средства экспликации (выражения вербальными средствами) лирического героя.

И всюду клевета сопутствовала мне.

Ее ползучий шаг я слышала во сне

И в мертвом городе под беспощадным небом,

Скитаясь наугад за кровом и за хлебом. А. Ахматова

38. Подчеркните средства реализации категории антропоцентричности. Какой антропоцентр НЕ представлен в строфе?

Ты прав, что не взял меня с собой

И не назвал своей подругой,

Я стала песней и судьбой,

Сквозной бессонницей и вьюгой... А. Ахматова

А) лирический герой; б) оппонент-адресат; в) объект ситуации

39. Какими языковыми средствами представлено эмоциональное состояние лирического героя в двух первых стихах?

И скучно и грустно, и некому руку подать

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...