Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности
Средства защиты от несанкционированного доступа (НСД): -Средства авторизации; -Мандатное управление доступом; -Избирательное управление доступом; -Управление доступом на основе ролей; -журналирование (называется еще и аудит). Системы анализа и моделирования информационных потоков (CASE‑системы). Системы мониторинга сетей: -Системы обнаружения и предотвращения вторжений (IDS/IPS). Системы предотвращения утечек конфиденциальной информации (DLP‑системы). Анализаторы протоколов. Антивирусные средства. Межсетевые экраны. Криптографические средства: -Шифрование; -Цифровая подпись. Системы резервного копирования. Системы бесперебойного питания: -Источники бесперебойного питания; – Резервирование нагрузки; -Генераторы напряжения. Системы аутентификации: -Пароль; -Сертификат; -Биометрия. Средства предотвращения взлома корпусов и краж оборудования. Средства контроля доступа в помещения. Инструментальные средства анализа систем защиты: – Программный мониторинговый продукт. Основа информационной безопасности (в фирме, большой аудитории, бизнесе) Основа информационной безопасности в организации – это внутрифирменный контроль и достоверность. Система информационной безопасности (СИБ) является одним из основных элементов организационного менеджмента. От эффективности функционирования СИБ зависит большинство сторон деятельности и успешность организации в целом. Исходными условиями создания полноценной основы системы информационной безопасности должны быть четкие представления о ее целях и структуре, о видах угроз и их источниках, и о возможных мерах противодействия. Среди перечня угроз безопасности фирмы наиболее существенной считается утечка конфиденциальной информации. Изучение механизма движения информации в организациях разного профиля показывает, что особое внимание следует уделять контролю данных, передаваемых по слаботочным информационным сетям, в частности телефонным линиям. Однако, для построения системной работы необходимы четкие процедуры при работе с информацией, а эффективность внедряемой СИБ будет во многом зависеть от соблюдения сотрудниками установленных в организации правил защиты информации. Касаясь организационной структуры, способной воплотить основы программы информационной безопасности и донести их до широкого круга общественности, следует обратить особое внимание на создание и функционирование региональных центров общественной информации, как важнейших элементов непосредственного взаимодействия с различными целевыми аудиториями.
Заключение
В заключении, хочу отметить и сделать вывод из основной части и прочитанной литературы. Я не касалась темы характеристики информационной системы. Ведь ее связь с государством и ее характер – все это, играет самую главную роль в нашей жизни. Ведь, даже сходить в магазин – и то, получение информации о цене и качестве. Информационная безопасность Российской Федерации характеризуется уровнем защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Информационная сфера Российской Федерации является важной составляющей жизнедеятельности общества и государства. Вследствие этого обеспечение безопасности национальных интересов Российской Федерации в этой сфере способствует укреплению национальной безопасности Российской Федерации. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере определяются следующими темами: информационная сфера играет ключевую роль в реализации многих конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства; информационная сфера становится все более важным фактором развития экономики промышленно развитых стран мира, мировой экономики в целом, развития мирового сообщества; нормальная жизнедеятельность человеческого общества во все большей степени зависит от состояния информационной сферы, которая, в связи с этим, все активней используется для оказания «силового» давления на государственную политику тех или иных стран, как со стороны иностранных государств, так и организованной преступности, международных и национальных террористических групп. Выделяются три основные группы национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Первую группу составляют национальные интересы, связанные с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, духовным обновлением России. Эти интересы, направлены на обеспечение государственных гарантий: свободу получения информации в интересах сохранения здоровья, неприкосновенности частной жизни и недопустимости произвольных посягательств на честь и репутацию человека. Свободу мысли, убеждений и следования своим убеждениям, свободу выражения убеждений в общении с другими лицами, свободу участия в культурной жизни общества, защиту интересов человека, связанных с использованием результатов его интеллектуальной деятельности другими лицами. К числу национальных интересов этой группы относятся: обеспечение гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в области информационной деятельности, свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, свободы массовой информации и запрета цензуры; обеспечение гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в области политической, интеллектуальной и духовной деятельности, включая свободу совести, вероисповедания, мысли и слова, литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, участия в культурной жизни, пользования учреждениями культуры, доступа к культурным ценностям; обеспечение гарантий, конституционных прав человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защиту своей чести и доброго имени, гарантий неприкосновенности частной жизни, запрещения сбора, хранения, использования и распространения информации. О частной жизни лиц без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством. Соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, к другим охраняемым законом сведениям, а также ограничений прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, в интересах защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обеспечение гарантий недопущения пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Охрана интеллектуальной собственности, развитие, сохранение, рациональное использование информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации. Вторую группу составляют национальные интересы, связанные с развитием отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникаций и связи, обеспечением ею потребностей внутреннего рынка, выходом ее продукции на мировые рынки, а также обеспечением накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. К числу национальных интересов этой группы относятся: развитие и совершенствование инфраструктуры единого информационного пространства Российской Федерации, а также повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов, развитие отечественного рынка информационных услуг, повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах прогрессивного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации. Развитие отечественной индустрии информационных услуг и повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов, как на внутреннем и международном информационных рынках. Развитие отечественного производства, конкурентоспособных средств и систем информатизации и связи, расширение участия Российской Федерации в международной кооперации производителей этих средств и систем; обеспечение государственной поддержки отечественных фундаментальных и прикладных исследований и разработок в сфере информатизации. Третью группу составляют национальные интересы, связанные с обеспечением безопасности информационных и телекоммуникационных систем как развернутых, так и создаваемых на территории России. К числу национальных интересов этой группы относятся: повышение безопасности информационных систем, включая сети связи и, прежде всего, первичные сети связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием. Экологически опасными и экономически важными производствами, интенсификация развития отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля их эффективности, расширение международного сотрудничества Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов. Достижение этих интересов позволит сбалансировать государственную политику по обеспечению возможности использования прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, повышению эффективности развития и использования информационной инфраструктуры Российской Федерации, ее информационных ресурсов, а также обеспечению их безопасности. Защита национальных интересов Российской Федерации, реализуемых в информационной сфере, от угроз внешнего и внутреннего характера составляет основное содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации. Безопасность-это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития. Безопасность – состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз. Международный день защиты информации отмечается 30 ноября (а началось все с 1988 года). В 1988 году произошла первая массовая компьютерная эпидемия – эпидемия «червя Морриса». В 1988 году, американская ассоциация компьютерного оборудования, объявила – 30 ноября международным Днем защиты информации (Computer Security Day). По инициативе «Ассоциации компьютерного оборудования», в этот день проводятся международные конференции по защите информации. «По-настоящему безопасной можно считать лишь систему, которая выключена, замурована в бетонный корпус, заперта в помещении со свинцовыми стенами и охраняется вооруженным караулом, – но и в этом случае сомнения не оставляют меня» – Юджин Х. Спаффорд.
Список использованной литературы
1. Национальный стандарт РФ «Защита информации. Основные термины и определения» (ГОСТ Р 50922–2006). 2. Национальный стандарт РФ «Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью» (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799–2005). 3. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. 2‑е изд., доп. и перераб. – М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. 4. Информационная безопасность (2‑я книга социально-политического проекта «Актуальные проблемы безопасности социума»). М.: «Оружие и технологии», 2009. 5. Национальный стандарт РФ «Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 1. Концепция и модели менеджмента безопасности информационных и телекоммуникационных технологий» (ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335–1 – 2006). 6. Рекомендации по стандартизации «Информационные технологии. Основные термины и определения в области технической защиты информации» (Р 50.1.053–2005). 7. Словарь терминов по безопасности и криптографии. Европейский институт стандартов по электросвязи. 8. http://www.glossary.ru/cgi- 9. Рекомендации по стандартизации «Техническая защита информации. Основные термины и определения» (Р 50.1.056–2005). 10. Государственный стандарт РФ «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» (ГОСТ Р 51898–2002). 11. Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. Системный подход – К.: ООО ТИД Диа Софт, 2004. – 992 с. 12. Лапина М.А., Ревин А.Г., Лапин В.И. Информационное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. 13. Фролов С.С. Социология. М., 1998 г. 14. Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 1994 г. 15. Кравченко А.И. Социология. М., 1999
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|