Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место художественной литературы




КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.

 

 

Кафедра гуманитарного образования

 

ТЕМА:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

 

Выполнила:Иванова

Нина Григорьевна,

Учитель истории

Шевелевской о/о школы

Руководитель:

Кандидат исторических наук, доцент Зубков Ю.И.

 

 

Г.

План.

Введение.

1. Основные цели использования художественной литературы на уроках истории.

2. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора.

3. Классификация произведений художественной литературы для уроков истории.

а) литературные памятники

б) историческая беллетристика

4. Методика использования художественной литературы на уроке истории:

 

5. Игровые моменты на уроке истории с использованием художественных произведений.

6. Роль художественной литературы в раскрытии темы Великой Отечественной войны на уроках и во внеурочное время.

Заключение.

 

Введение.

Когда-то давно, в годы учебы в школе, я никак не могла определиться с выбором своего жизненного пути. Что стану учителем, я знала еще с детства. Учила сначала кукол, потом соседних малышей, работала няней в детском саду, вожатой в пионерских лагерях. Но у меня было две страсти: история и литература. Благодаря И.А.Болотову, который вел у меня историю в Рыльском педагогическом училище выбор был сделан в пользу истории. А вот любовь к литературе сохранилась.

Волей судьбы я стала учителем в сельской основной общеобразовательной школе. Веду историю, уроки музыки, рисования. И на каждом из них я пытаюсь осуществить синтез истории с этими предметами и, конечно же, с литературой. Ведь история с литературой вообще идут рука об руку. Литература решает те же задачи исторического познания, но иными, только свойственными ей средствами – средствами образного, картинного отображения прошлого и настоящего. Используя этот синтез, я работаю уже 28 лет над темой: «Воспитание нравственно-ответственной личности педагогикой сотрудничества».

К преподаванию истории я привлекаю разнообразные по форме и жанрам произведения: романы, повести, поэмы, стихотворения. При отборе внимательно оцениваю историческую достоверность материала, воспитательную значимость, доступность языка и формы.

Как учитель истории я не могу не быть пропагандистом исторической книги. Я приучаю детей к домашнему чтению, чтобы оно стало их повседневной потребностью. Чтение исторической литературы дает навыки самостоятельного анализа событий и документов, учит умению делать простые сопоставления и обобщения, пробуждает к активности на уроках, развивает воображение, помогает закрепить и повторить пройденное. Оно формирует политические убеждения, воспитывает нравственно.

 

“Чтобы быть хорошим преподавателем,

Нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.”

В.О.Ключевский

Основные цели использования

Художественной литературы

На уроках истории.

 

Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Вы спросите: “Почему?” Да потому, что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся.

Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. Остановимся на конкретном примере. Есть в курсе истории 5 класса тема “Брестская крепость”. На уроке мы с ребятами говорим о начале Великой Отечественной войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но материал учебника, как мне кажется, предельно сух и недостаточно эмоционален. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, я зачитываю отрывок из повести Бориса Васильева “В списках не значился” о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.

 

“Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости… Он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки… Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.” 1

 

Мне никогда не забыть широко раскрытых детских глаз, в которых в этот момент можно было прочитать все: восхищение, страх, ненависть, гордость. И я спрашиваю себя в этот момент: “Разве бы мог школьный учебник вызвать у ребят такую бурю чувств, такой интерес к теме, такое понимание?” И сама себе отвечаю: “К сожалению, нет”.

Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Ну, как здесь обойтись без примера? И в пятом, и в седьмом классах есть тема петровских преобразований, строительства Петербурга, значения этого города для исторического будущего России. На эту тему можно долго и пространно говорить. Но зачем? Ведь есть Пушкин.

 

“На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел…

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва…” 1

В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся седьмого класса более четко представили себе облик Емельяна Пугачева, я зачитываю отрывок из “Капитанской дочки” Пушкина.

 

“…мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательная: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…” 2

Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.

 

 

Место художественной литературы

На уроке истории

И принципы ее отбора.

 

Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов.

Отбирая произведения художественной литературы для уроков истории, я учитываю два момента. Во-первых, познавательно-воспитательную ценность материала (т.е. правдивое изложение исторических явлений). С.П.Бородин подчеркивал, что вымысел “должен находиться в пределах исторической и бытовой достоверности” 1. Во-вторых, его высокую художественную ценность.

Отрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках истории, должны в себе содержать:

1. живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой;

2. образы исторических деятелей и изображение народных масс;

3. картинное описание обстановки, в которой разворачиваются события прошлого.

Т.е. художественная литература помогает лучше усваивать исторические события. Но не каждое произведение художественной литературы может быть использовано на уроке истории. Нужен тщательный отбор.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...