Запрет на ввоз и вывоз отдельных видов товаров и транспортных средств
По некоторым основаниям ввоз в Россию и вывоз из нее отдельных товаров и транспортных средств может быть запрещен. К таким основаниям относятся соображения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов потребителей и другие интересы РФ. Вывоз или ввоз товаров может быть запрещен на основании установлений российского законодательства и международных договоров. В соответствии со ст. 13 Таможенного кодекса товары, запрещенные законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено действующим таможенным законодательством России. Вывоз указанных товаров производится перевозчиком за свой счет. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля (ст. 362 ТК). Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Распоряжение указанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с гл. 41 Таможенного кодекса. Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации. Законодательный акт может предусматривать определенные ограничения в отношении реализации права на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств. Как правило, такие ограничения направлены на защиту публичного порядка и нравственных устоев общества.
Осуществление гражданином права на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Статья 20 ТК устанавливает правовые основы запрещения ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных средств. В ТК приводится перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства: 1) соображения государственной безопасности; 2) защита общественного порядка; 3) защита нравственности населения; 4) защита жизни и здоровья человека; 5) охрана окружающей природной среды; 6) защита животных и растений; 7) защита художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран; 8) защита права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности; 9) защита интересов российских потребителей ввозимых товаров. Перечень оснований для запрещения ввоза в Россию и вывоза из нее товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных интересов Российской Федерации, обозначенных в российских законодательных актах и международных договорах Российской Федерации. К предметам, запрещенным к ввозу, отнесены: 1) оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему; 2) наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для курения опия и гашиша; 3) произведения печати, клише, негативы, заснятые пленки, фотографические - снимки, киноленты, видеокассеты и видеодиски с записью кинофильмов и других
- видеопрограмм, рукописи, грампластинки и другие звукозаписи, рисунки и иная - печатная и изобразительная продукция, содержащие сведения, могущие причинить - вред политическим, экономическим интересам страны, государственной безопасности, - общественному порядку, охране здоровья, нравственности населения; 4) предметы, ввоз которых запрещен в соответствии с действующим законодательством. Положения "общего" списка могут быть уточнены путем принятия соответствующих ведомственных актов. Под особый режим перемещения через российскую таможенную границу попадают отдельные виды продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. В этот список входят: · Драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них. · Драгоценные камни и изделия из них. · Стратегические материалы. · Вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, порох, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию. · Ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию. · Боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно - техническая документация на их производство и использование. · Уран, другие делящиеся материалы и изделия из них. · Рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием i радиоактивных веществ и изотопов. · Результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники. · Шифровальная техника и нормативно-техническая документация на ее производство и использование. · Яды и наркотические вещества. · Спирт этиловый. · Отходы взрывчатых веществ. · Отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни. · Лекарственные средства, за исключением лекарственных трав. · Лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (патенты и эндокринное сырье).
В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 19) установлен общий порядок наложения запрета на осуществление экспортных и/или импортных операций, исходя из национальных интересов, в понятие которых включаются: 1. Соблюдение общественной морали и правопорядка. 2. Охрана жизни и здоровья людей, охрана животного и растительного мира и окружающей среды в целом. 3. Защита культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них. 4. Необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления. 5. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. 6. Защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации. 7. Выполнение международных обязательств Российской Федерации. В том же законе устанавливается запрет на ввоз на российскую территорию товаров, которые: 1. Не соответствуют техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. 2. Не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных в Законе РФ "О сертификации продукции и услуг" и иных российских нормативных актах. 3. Запрещены к использованию как опасные потребительские товары. 4. Имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" перечисленные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Запрет экспорта и/или импорта, устанавливаемый исходя из национальных интересов, оформляется принятием соответствующего федерального закона, который вступает в силу не ранее 30 дней со дня его официального опубликования.
Товары, ввоз и/или вывоз которых запрещен, подлежат соответственно незамедлительному вывозу за пределы территории Российской Федерации либо возврату на российскую территорию, если не предусмотрена конфискация таких товаров. Расходы по вывозу или возврату товаров возлагаются на лицо, перемещающее товары, либо на перевозчика. При невозможности вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров на складах временного хранения составляет трое суток. Таможенный кодекс РФ в статье 21 предусматривает, что наряду с полным запретом в отношении ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут быть предприняты различные ограничения: ограничения в торговле отдельными товарами (товарные ограничения), с отдельными странами или группами стран (географические ограничения), ограничения, действующие в течение определенного срока (ограничения по времени). Ограничения могут устанавливаться в актах российского, а также в источниках международного права: международных договорах, решениях международных организаций (о режиме международных санкций и т.д.). О существовании последних (и содержащихся в них ограничений на ввоз и вывоз) ГТК доводит до сведения территориальных таможенных органов путем рассылки писем-разъяснений и указаний. Что же касается актов российского законодательства, устанавливающих ограничения, то они подлежат официальному опубликованию не менее чем за десять дней до их введения в действие, за исключением законов, в отношении которых предусмотрен иной порядок вступления в силу. ТК перечисляет важнейшие основания для принятия решения об ограничении на ввоз и вывоз: соображения экономической политики; выполнение международных обязательств Российской Федерации; защита экономической основы суверенитета России; защита внутреннего потребительского рынка ответная мера на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и др. Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения. Правительство РФ принимает временные меры по защите внутреннего рынка Российской федерации, вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами. Непосредственную реализацию задач государственной внешнеторговой политики по защите экономических интересов Российской Федерации, ее субъектов, российских лиц, а также разработку и проведение мер, связанных с регулированием внешнеторговой деятельности, обеспечивает Министерство внешних экономических связей РФ (МВЭС) (ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
МЮС является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление импортных и экспортных операций, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок. Количественные ограничения экспорта вводятся Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств России с учетом состояния на внутреннем товарном рынке и др.), поскольку в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений. Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие. Количественные ограничения могут применяться и как защитная мера в отношении импорта товара, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). В целях защиты национальных интересов России при осуществлении экспорта и импорта вооружений, военной техники и товаров двойного назначения действует система экспортного контроля. Номенклатура попадающих под экспортный контроль товаров и услуг определяется перечнями и списками, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Такие указы Президента РФ вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|