Органы предварительного следствия. Их система, структура, полномочия.
Предварительное следствие – основной вид расследования преступления, в соответствии со ст.150, ч.2 УПК: производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел по которым производится дознание (по тяжелым и особо тяжким преступлениям). Органами предварительного следствия являются конкретные должностные лица – следователи. До 2007 г. следователи состояли при 4 ведомствах: 1)органов внутренних дел 2) ФСБ 3) федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ 4) органов прокуратуры. Несмотря на то, что следователи состоят при 4 ведомствах, они обладают равным статусом, т.е. равными правами и обязанностями (они проводят следственные действия, принимают решение, привлекают лиц в качестве обвиняемого, признают потерпевших лиц, кому причинен моральный, физический, имущественный вред, применяют к подозреваемому, обвиняемому меры пресечения такие, как подписка о невыезде и надлежащем поведении, заключение под стражу, домашний арест). После окончания предварительного следствия, которое производится в двухмесячный срок, следователь знакомит обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца и ответчика с материалами уголовного дела. И завершает предварительное следствие составлением итогового доказательства обвинительного заключения, которое вместе с уголовным делом направляется в прокуратуру для утверждения, а потом в суд. Предварительное следствие может быть завершено составлением постановления о прекращении уголовного дела, либо постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.
В тоже время различается подследственность следователей каждого ведомства, т.е. круг дел, которые может расследовать следователь каждого из 4 ведомств (эти правила предусмотрены ст.151 УПК). На протяжении 30 лет в нашем государстве обсуждается вопрос о создании единого следственного аппарата, желательно подчиненному президенту либо правительству (но не находящийся в каком-либо ведомстве из 4). Это обеспечило бы большую самостоятельность, независимость следователей от тех органов, при которых они состоят. Попытка создания единого следственного аппарата затягивается из-за ряда причин: - нужны большие финансовые средства - существовало опасение разрушения многолетних связей следователей с теми органами, при которых они состоят. Однако первый шаг в решение этой проблемы сделан. ФЗ от 5.07.2007г. создание Следственного комитета при прокуратуре РФ, состоящий из 3 звеньев: 1) следственные органы по районам. Городам 2) следственные управления по субъектам 3) главное следственное управление В других ведомствах все осталось по-старому, хотя руководят их деятельностью руководители следственных органов. Органы: 1.следственные органы Следственного комитета при прокуратуре 2. следственные органы Следственного органа при МВД 3. следственные органы в составе ФСБ 4. следственные подразделения федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Органы предварительного следствия перечислены в ст.151 УПК.
Система органов прокуратуры РФ. В соответствии со ст.129 Конституции РФ и ст.1 ФЗ «О прокуратуре», прокуратура является единой, федеральной, централизованной системой органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также иные функции, предусмотренные федеральным законодательством.
Система органов прокуратуры состоит из звеньев (ст.11 ФЗ «О прокуратуре»): 1) районные, городские прокуратуры, а также приравненные к ним военные прокуратуры гарнизонов, транспортные, природоохранные, а также прокуратуры за исполнением законов в местах лишения свободы 2) прокуратуры республик в составе РФ, областные, краевые, городов федерального назначения, автономной области, автономных округов и приравненные к ним военные прокуратуры округов (флотов), транспортные, природоохранные (для краткости прокуратуры субъектов). 3) Генеральная прокуратура РФ, в составе которой на правах самостоятельного структурного подразделения находится Главная военная прокуратура. В систему органов прокуратуры также входят: 1. Органы прокуратуры, создаваемые на режимных объектах (военные заводы). Входят во 2 звено. 2. Органы прокуратуры, создаваемые в закрытых административно-территориальных образований 3. научно-образовательные, высшие учебные заведения по подготовке прокурорских кадров 4. редакции печатных изданий, имеющих статус юридического лица (редакция журнала «Законность» - печатный орган прокуратуры) 5. Следственный комитет при Прокуратуре.
Военная прокуратура. Среди специализированных прокуратур основное внимание в Законе уделяется военной прокуратуре. Состав и полномочия органов военной прокуратуры определены в разделе VI ФЗ «О прокуратуре». Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (п.1 ст.46). Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
Военные прокуратуры, независимо от принадлежности к органам прокуратуры различных звеньев, осуществляют свои полномочия независимо от командования органов военного управления. В дополнение к общим полномочиям военные прокуроры обладают и специальными полномочиями, исчерпывающий перечень которых установлен в п.2 ст.47: 1)участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; 2)назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения; 3)по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам; 4)проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц; 5)требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органами и учреждениями внутренних дел РФ. Военными прокурорами, а также руководителями и следователями военных следственных органов назначаются граждане РФ, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское.
По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица. Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|