Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Использование художественной литературы на уроках химии




Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний, на мой взгляд, является создание эмоционального настроя. Я глубоко убеждена, что одним из главных звеньев в цепи дидактических поисков должно быть положение о том, что "без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины".

Произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление учащихся, оказывают благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи.

В этой связи уместно привести слова известного советского химика А.Е. Арбузова: " Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…."

На мой взгляд, уроки химии оставляют эмоциональный след в душе учеников, если они включают лирическое начало.

Я не объявляю тему урока сразу, а иду от показа практического применения изучаемых веществ, их значения в жизни, быту, к знакомству с их свойствами. Лирическое начало урока, необычность вступления, использование материала, отвечающего духу времени, выступают в роли ключика по имени "интерес". Отбирая материал, который будет своего рода прологом урока, стремлюсь к тому, чтобы он воспитывал у учащихся нравственность, гуманизм, бережное отношение к природе, чувство патриотизма, сознательного выбора профессии. И на всех уроках не забываю об эстетическом воспитании, используя яркие иллюстрации, фотографии, образцы художественных изделий, альбомы, модели, макеты, приборы, рисунки. Особые требования предъявляю к образности, выразительности, грамотности речи учителя и учащихся. Даже единичные фрагменты из литературных произведений, прочитанные на уроке химии, несут обучающую нагрузку и развивают творческий потенциал учащихся. Даже самые непоседливые затихают, в глазах даже самых безразличных появляется огонек интереса, когда слышат:

 

"…И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виётся вкруг холмов,

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины.

Замолкли птиц живые голоса…..

Безмолвлен лес, беззвучны небеса!"

(Евгений Баратынский)

 

Создавая такой яркий образ, автор выразил химическую сущность явлений. В чем она? Какие химические и физические свойства лежат в основе поэтических картин?

Разве можно остаться равнодушным при встрече на уроке с любимыми книгами?

Так, в 9 классе при изучении темы " Фосфор и его соединения", зачитываю отрывок из знаменитой повести А. Конан-Дойля " Собака Баскервилей":

"...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.

Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

Фосфор, - сказал я".

Людям свойственно ошибаться. Так, А. Конан-Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.

В этом несложном задании учащиеся обобщают физические свойства фосфора и его аллотропного соединения. Такой методический прием не только вызывает интерес к изучаемой теме, но и повышает уровень усвоения и запоминания материала за счет эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей.

В 10 классе при изучении темы " Предельные углеводороды" зачитываю отрывок из повести Б. Васильева " А зори здесь тихие":

"Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так быстро и так близко от неё, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра".

Перед ребятами ставлю вопрос: " Какой газ явился причиной гибели Лизы?" Учащиеся легко справляются с ответом.

Многогранна тема "Вода", изучаемая в 8 классе. Начинаю цикл уроков всегда строками из Библии:

"… И был вечер, и было утро: день второй. И сказал бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место и да явится суша. И стало так…"

Ребята безошибочно определяют тему урока, и даже, цели и задачи. Такой нехитрый прием снимает напряженность на уроке и создает эмоциональный настрой.

Посмотрите, как поэтично можно описать физические свойства воды и льда:

 

"…Руки голы выше локтя,

А глаза синей, чем лёд…"

(А. Ахматова " Рыбак")

 

Какого цвета вода и лёд? Казалось бы, бессмысленный вопрос. Они бесцветны. Но только не в стихах поэтов.

Сложные условия Великой Отечественной войны привели, например, к новой оценке воды- вещества, которое в обыденной жизни является привычным и доступным.

 

"…Вода!... Бывало, встанешь утром рано,

И кран, с его металла белизной,

Забулькает, как соловей весной,

И долго будет течь вода из крана.

Так, словно о чуде, вспоминала о простой водопроводной воде поэтесса Вера Инбер в трагические дни блокады Ленинграда.

Или такие строки:

На войне, в пыли походной,

В летний зной и в холода,

Лучше нет простой, природной-

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа, из реки, какой угодно,

Из ручья, из-подо льда,-

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б вода."

(А. Твардовский "Василий Теркин")

 

Целесообразно использовать отрывок из романа А. Фадеева " Молодая гвардия". "Коммунисты- подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись, полопались, вся система пришла в негодность, всё нужно было начинать сначала".

Задаю учащимся вопрос: " На знании какого физического свойства воды основывались в данном случае подпольщики?"

Вдохновенные строки посвятили воде и другие поэты. А сколько создано сказок, притч и легенд о воде, нередко образно называемой " живой" и " неживой"!

 

"… Всё мне видится Павловск холмистый,

Круглый луг, неживая вода..."

(А. Ахматова из сборника " Белая стая")

 

Конечно, " неживой" воды в природе нет. Эта метафора. Но до чего же образно и точно можно выразить некоторые свойства воды поэтическими строками!

"… И бывает вода то кислой, то острой, то терпкой, то горькой, то сладкой, то густой или жидкой, то вредной или гибельной, то целебной или ядовитой…" (Леонардо да Винчи)

Даже устное народное творчество помогает химикам при изучении этой темы. Проводим конкурс " Весёлая минутка" на знание пословиц, поговорок и загадок о воде.

 

"Что видно, когда ничего не видно?" (Туман),

"Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут" (Облака),

"Темным облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человечка, постояла у крылечка, покатилась кувырком и запела ручейком!" (Зима),

"Приходил - стучал по крыше, уходил - никто не слышал" (Дождь).

 

Совершенно неожиданно помогают на уроке и сказки. Творческие задачи могут быть сформулированы в контексте жизни, связаны с историческими событиями, непосредственными интересами учеников, занимательными фактами. У школьников должно возникнуть желание работать над проблемой, иначе творческий процесс невозможен.

Задача. Прочитайте сказку "Василиса Прекрасная". Нет ли в ней проблем, с которыми часто сталкиваются химики? Если да, то попытайтесь четко сформулировать их и предложите решения.

Эта задача на первый взгляд очень проста. С ней справляются многие учащиеся, если предложить ее в 8-м классе сразу после изучения темы "Чистые вещества и смеси". Ведь искомая проблема содержится в задании Бабы Яги Василисе - отделить рожь от чернушки и мак от земли. Героине сказки помогли голуби, учащиеся должны предложить способы разделения, основанные на различных физических свойствах компонентов смеси.

Очень важно, чтобы материал урока был связан с конкретным жизненным опытом учащихся. Приведу задания, в которых идет речь о химических веществах, используемых в быту.

При изучении темы " Кислоты" вспоминаю отрывок из произведения М. Пришвина "Соляная кислота":

"…Известно ли вам, что в кормлении волчат участвует и самец-волк?

У матери в молоке не хватает необходимой для питания молодых волчат соляной кислоты, и, чтобы пополнить этот недостаток, в добавку к молоку надо отрыгнуть маленькому своей пищи с соляной кислотой. В таком кормлении принимает участие и волк-самец…"

Делаем вывод: в желудке у всех живых существ присутствует соляная кислота.

Или Агата Кристи " Наследство Лемезюрье":

"…Пуаро наклонился и осторожно извлек что-то из его правой руки. Он повернулся ко мне, и я увидел у него на ладони маленький шприц. Я содрогнулся.

 Что в нем? Яд?

 Муравьиная кислота, я полагаю.

 Муравьиная кислота?

 Да. Вероятно, полученная из муравьиного яда. Он же был химиком, как вы помните. Причиной смерти, наверное, сочли бы пчелиный укус."

 Где в природе встречается муравьиная кислота? Оказывается, не только в листьях крапивы и у муравьев(как средство защиты от врагов), но и у пчел. химия преподавание образный мышление

В " Сказках об Италии" А. М Горький воссоздал образ жестокого обывателя Тамерлана, стремившегося покорить и разрушить весь мир: " На его страшной седой голове - белая шапка с рубином на острой верхушке... А в ушах царя - серьги из рубинов Цейлона, из камней цвета губ красивой девушки". Алый рубин и синий сапфир в древности и в средние века считали целебными камнями: "Рубин врачует сердце, мозг, силу и память человека, сапфир хранит и умножает мужество, очищает глаза, укрепляет мускулы" Отмечаем, что рубин теперь не только предмет роскоши, он стал камнем-тружеником. Если открыть крышку часов, то можно увидеть крохотные красные пятнышки: это и есть опорные рубиновые камни. Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах.

Посмотрите, небольшой объем интересного дополнительного материала, не требующего специальных знаний для его усвоения. Такой подход приводит к развитию у учащихся способности мыслить нестандартно. Удивление, вызванное новым и на первый взгляд непонятным, и последующее чувство удовлетворения от понимания темы... Что может быть приятнее и для учителя, и для ученика?

Итак, умело включенные в канву урока фрагменты из литературных произведений оживляют рассказ учителя, привлекают внимание учащихся, помогают увидеть химические явления в окружающей жизни. Писатели и поэты дарят нам, учителям химии, эпиграфы, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов, знакомят с жизнью многих ученых. Ведь химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Поэтому многих писателей и поэтов побуждала эта особенность к созданию образов, навеянных размышлениями о веществе и его превращениях, сравнении и эмоциональном описании явлений и процессов. Всё это делало их произведения наиболее яркими, колоритными, образными и особенными.

Использование на уроках химии и художественного слова, и музыки, и живописи помогает наиболее успешно решать задачи формирования всесторонне развитой личности. В.А. Сухомлинский писал по этому поводу: " Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропинкой, которая должна привести к детским сердцам"

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Маслова Н.В. Ноосферное образование. М.: Новости, 2002.

. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003.

. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.

. Paivio A. Mental imagery in associative learning and memory. Psychological Review, 1969, v. 76, р. 241-263.

. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.

. Лидин К.Л., Чернышев М.Л. Проблемы учебного процесса в инновационных школах. Сборник научных трудов. Вып. 5 под ред. О.В. Кузьмина. Иркутск: Иркутский ун-т, 2000, с. 81-88.

. Коростелева И.С., Ротенберг В.С. Поисковая активность и проблема обучения и воспитания. Вопросы психологии, 1988, № 6, с. 60-70.

. С чего начинать изучать химию, или как заинтересовать химией. "Круглый стол" на Третьем Московском педагогическом марафоне учебных предметов. Химия (ИД "Первое сентября"), 2004, № 33, с. 4-10.

. Изюмцева Т.Н. Видеть мир сквозь призму искусства. Химия в школе, 2006, № 8, с. 2-3.

. Загорский В.В. Тайны педагогического искусства - 2. Модели человека в педагогике. http://www.gazeta.ru/science/.

. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: МЦНМО, 2001.

. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...