Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные цели использования художественной литературы на уроках истории




Содержание

 

Введение

Глава 1. Методологические основы использования художественной литературы на уроках истории

1.1 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории

Классификация художественных произведений

1.3 Методика работы с художественным произведением

Глава 2. Использование романа А.К. Толстого "Князь Серебряный" в построении интегрированного урока по истории России и литературе на тему "Опричнина" в 6 классе

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

 

Художественная литература, также как и научная, является незаменимым источником знаний, именно поэтому она активно использовалась педагогами с самого начала преподавания истории. Более того, и сейчас учителя довольно продуктивно применяют беллетристику на уроках истории.

Проблема работы. Проблемой работы является обоснование использования художественной литературы на уроках истории и доказательство ее эффективности на примере применения конкретного произведения.

Актуальность исследования. Художественная литература - чрезвычайно ценный элемент обучения, так как способна иллюстрировать научный материал истории, комментировать его художественными сюжетами, углублять понимание, возбуждать живой интерес к явлением жизни, вызывая эмоциональное переживание. В современной школе ее применение - это неотъемлемая часть изучения истории на базовом и на углубленном уровнях обучения. Именно поэтому вопрос данного исследования можно считать актуальным.

Объект исследования. Объектом исследования выступают: организация и процесс работы с художественной литературой на уроках истории на основе трудов методистов по заданной теме, а также использования романа А.К. Толстого "Князь Серебряный" для построения урока.

Предмет исследования. Предмет исследования - использование художественной литературы ("Князь Серебряный" А.К. Толстого) в обучении истории на примере изучения темы "Опричнина", на уроке по Истории России в 6 классе.

Цель работы. Цель исследования - показать значимость и эффективность применения художественной литературы на уроках истории.

Задачи работы. Задачами работы являются:

) раскрытие основной теоретической части проблемы на основе анализа работ педагогов и методистов

) планирование и построение конкретного урока по истории с применением художественной литературы с целью доказательства практической эффективности беллетристики

Историография. По данной теме свое слово сказали множество ученых - методистов. Существует ряд статей в научных журналах, различных руководств и хрестоматий для учителя, а также целых трудов, посвященных применению художественной литературы в преподавании истории.

А.В. Шестаков составил хрестоматию для учителя под названием "История СССР в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца XVIII века", где указываются отрывки из произведений, которые стоит применять по различным темам из курса Истории России. В "Художественной литературе в преподавании новой истории (1640-1917)" Вагина А.А. также отобраны части из произведений, подходящие к изучаемым событиям по курсу Новой Истории. Почти в каждом учебника по преподаванию истории существует раздел, посвященный применению художественной литературы на уроках истории, например, в учебнике М.Т. Студеникина "Методика преподавания истории в школе". Также значительный вклад в исследование данной темы внесли такие методисты, как И.З. Озерский, Е. Дворжанская, Е.М. Персанова, В.А. Классен и др.


Глава 1. Методологические основы использования художественной литературы на уроках истории

Основные цели использования художественной литературы на уроках истории

 

Художественная литература, повествующая о событиях отечественной и зарубежной истории чрезвычайно разнообразна и обширна, поэтому учителю предоставляется огромный простор в выборе произведений для их применения на уроках. Безусловно, выбор конкретных романов, поэм, стихотворений и повестей зависит от целей, которые ставит перед собой преподаватель.

М. Горький однажды отметил: "А много ли может дать ребятам учебник, - скажем школьный курс истории, - если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов, которые дали бы детям представления о различных эпохах и действующих лицах истории". Словами великого классика я хотел подтвердить важность использования художественной литературы для обучения детей истории, а также показать одну из целей ее применения: формирование научно-исторических представлений у учащихся за счет художественных образов.

Широкое применение исторической беллетристики - одно из условий эффективного обучения истории. Она способствует лучшему пониманию учениками событий прошлого и в то же время помогает им почувствовать и увидеть "краски и дух эпохи". Ее использование в преподавании дает возможность сжать и конкретизировать огромный исторический материал, сформировать у учащихся яркие образы прошлого, которые составляют неотъемлемую часть их исторических представлений.

"Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагмент произведений учитель привлекает, что 6ы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание".

Еще одной немаловажной целью привлечения художественной литературы является эмоциональное воздействие на учеников, которое важно для создания духовно - нравственных идеалов и воспитания патриотических качеств в ребенке путем прочтения соответствующих отрывком учениками или за счет эмоционального слова учителя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...