Основные цели использования художественной литературы на уроках истории
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание
Введение Глава 1. Методологические основы использования художественной литературы на уроках истории 1.1 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории Классификация художественных произведений 1.3 Методика работы с художественным произведением Глава 2. Использование романа А.К. Толстого "Князь Серебряный" в построении интегрированного урока по истории России и литературе на тему "Опричнина" в 6 классе Заключение Список использованных источников и литературы Введение
Художественная литература, также как и научная, является незаменимым источником знаний, именно поэтому она активно использовалась педагогами с самого начала преподавания истории. Более того, и сейчас учителя довольно продуктивно применяют беллетристику на уроках истории. Проблема работы. Проблемой работы является обоснование использования художественной литературы на уроках истории и доказательство ее эффективности на примере применения конкретного произведения. Актуальность исследования. Художественная литература - чрезвычайно ценный элемент обучения, так как способна иллюстрировать научный материал истории, комментировать его художественными сюжетами, углублять понимание, возбуждать живой интерес к явлением жизни, вызывая эмоциональное переживание. В современной школе ее применение - это неотъемлемая часть изучения истории на базовом и на углубленном уровнях обучения. Именно поэтому вопрос данного исследования можно считать актуальным. Объект исследования. Объектом исследования выступают: организация и процесс работы с художественной литературой на уроках истории на основе трудов методистов по заданной теме, а также использования романа А.К. Толстого "Князь Серебряный" для построения урока.
Предмет исследования. Предмет исследования - использование художественной литературы ("Князь Серебряный" А.К. Толстого) в обучении истории на примере изучения темы "Опричнина", на уроке по Истории России в 6 классе. Цель работы. Цель исследования - показать значимость и эффективность применения художественной литературы на уроках истории. Задачи работы. Задачами работы являются: ) раскрытие основной теоретической части проблемы на основе анализа работ педагогов и методистов ) планирование и построение конкретного урока по истории с применением художественной литературы с целью доказательства практической эффективности беллетристики Историография. По данной теме свое слово сказали множество ученых - методистов. Существует ряд статей в научных журналах, различных руководств и хрестоматий для учителя, а также целых трудов, посвященных применению художественной литературы в преподавании истории. А.В. Шестаков составил хрестоматию для учителя под названием "История СССР в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца XVIII века", где указываются отрывки из произведений, которые стоит применять по различным темам из курса Истории России. В "Художественной литературе в преподавании новой истории (1640-1917)" Вагина А.А. также отобраны части из произведений, подходящие к изучаемым событиям по курсу Новой Истории. Почти в каждом учебника по преподаванию истории существует раздел, посвященный применению художественной литературы на уроках истории, например, в учебнике М.Т. Студеникина "Методика преподавания истории в школе". Также значительный вклад в исследование данной темы внесли такие методисты, как И.З. Озерский, Е. Дворжанская, Е.М. Персанова, В.А. Классен и др.
Глава 1. Методологические основы использования художественной литературы на уроках истории Основные цели использования художественной литературы на уроках истории
Художественная литература, повествующая о событиях отечественной и зарубежной истории чрезвычайно разнообразна и обширна, поэтому учителю предоставляется огромный простор в выборе произведений для их применения на уроках. Безусловно, выбор конкретных романов, поэм, стихотворений и повестей зависит от целей, которые ставит перед собой преподаватель. М. Горький однажды отметил: "А много ли может дать ребятам учебник, - скажем школьный курс истории, - если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов, которые дали бы детям представления о различных эпохах и действующих лицах истории". Словами великого классика я хотел подтвердить важность использования художественной литературы для обучения детей истории, а также показать одну из целей ее применения: формирование научно-исторических представлений у учащихся за счет художественных образов. Широкое применение исторической беллетристики - одно из условий эффективного обучения истории. Она способствует лучшему пониманию учениками событий прошлого и в то же время помогает им почувствовать и увидеть "краски и дух эпохи". Ее использование в преподавании дает возможность сжать и конкретизировать огромный исторический материал, сформировать у учащихся яркие образы прошлого, которые составляют неотъемлемую часть их исторических представлений. "Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагмент произведений учитель привлекает, что 6ы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание". Еще одной немаловажной целью привлечения художественной литературы является эмоциональное воздействие на учеников, которое важно для создания духовно - нравственных идеалов и воспитания патриотических качеств в ребенке путем прочтения соответствующих отрывком учениками или за счет эмоционального слова учителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|