Рассмотрение речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Третьим принципом анализа речевых нарушений, выдвинутым Р. Е. Левиной, является связь речи с другими сторонами психического развития ребенка[11]. Как показали работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе [4, 7, 9]. Соответственно физиологическим субстратом человеческих психических свойств являются не врожденные нервные механизмы, а прижизненно формирующиеся функциональные системы. Все психические процессы у ребенка - восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются с прямым участием речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и многие другие)[4, 9]. У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется. Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцированно и специфично для каждого из компонентов речи. Так, например, развитие правильного звукопроизношения зависит как от сохранности двигательно-кинестетической функции речевого аппарата, слухового восприятия и развития взаимосвязи между ними, так и от аналитико-синтетической деятельности мозга, которая определяет возможность постоянного сравнения своего произношения с эталоном (с правильным произношением) и стремления к этому эталону. При недостаточности аналитико-синтетической деятельности мозга у ребенка отсутствует самоконтроль за своей речью.
Большую роль аналитико-синтетическая деятельность мозга играет и в процессе восприятия речи, в звуковом анализе. Благодаря аналитико-синтетической деятельности ребенок начинает обобщать признаки одних фонем и отличать их от других. Значительное место занимают мыслительные процессы и развитие лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Усвоение словарного запаса и грамматического строя происходит успешно, когда ребенок сопоставляет и связывает услышанное слово со значением предметов и действий. Таким образом, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, даже пассивное овладение речью в первые два года жизни способствует развитию у ребенка обобщенного восприятия, придаст всем сенсорным его функциям активный поисковый характер. Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с ее участием восприятие приобретает обобщенный характер, развиваются представления, совершенствуется мнестическая деятельность. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными также такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез, одновременно отражены общие и отличные признаки предметов, обозначаемых определенным звуковым комплексом, т. е. в этом смысле каждое слово уже является понятием. Специальное изучение влияния словесной системы на анализаторы показало, что словесные воздействия (в том числе инструкция) ускоряют выработку, как положительных условных реакций, так и облегчают их дифференцировку.
Ведущими психологами Л. С. Выготским, А. Р. Лурия, В. И. Лубовским речи придается большое значение в регуляции поведения, подчеркивается онтогенетически раннее влияние речи как регулятора поведения [4, 8, 9]. Одним из начальных этапов в развитии регулирующей функции речи Л. С. Выготский считал период эгоцентрической речи, когда ребенок начинает сопровождать свои действия собственной речью. Она оказывается тем более выраженной, чем более сложной является выполняемая ребенком деятельность. Таким образом, речь способствует целенаправленной деятельности ребенка. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с созреванием лобных отделов коры головного мозга. Основы речевой регуляции действий устанавливаются уже к концу первого года жизни, когда ребенок выполняет простые словесные инструкции. Первой формой словесной регуляции является побудительная функция слова. По данным В. И. Лубовского, переход к внутренней словесной регуляции (внутренней речи) начинается тогда, когда ребенок оказывается в состоянии обобщить связь сигналов и своих ответных действий. Нарушение словесной регуляции и вербализации он рассматривает как общую закономерность аномального развития психики. Это значит, что у детей с различными отклонениями в развитии словесная регуляция действий и поведения оказывается недостаточной. Деятельность многих из этих детей не всегда целенаправлена, иногда - импульсивна, они с трудом и не сразу подчиняются словесным инструкциям, у них часто отмечается двигательная расторможенность [8]. Речевые нарушения у детей могут проявляться на фоне нормального нервно-психического развития, и все представленные выше особенности могут иметь вторичный характер и быть обусловленными самим речевым дефектом. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, часто сочетаются с различными отклонениями в нервно-психическом развитии ребенка, проявляющимися больше в интеллектуальной, иногда в эмоционально-волевой сфере. Так, например, все клинические формы речевых нарушений могут отмечаться как у детей с сохранным интеллектом, так и задержкой психического развития и с олигофренией. Особенности проявления речевого дефекта, динамика его преодоления, пути и методы коррекционной работы будут определяться не только характером речевого нарушения, но и особенностями общего фона нервно-психического развития ребенка.
Многие виды речевых расстройств наблюдаются у детей с минимальной мозговой дисфункцией, в основе которой лежит нарушение созревания отдельных функциональных систем мозга и недостаточная сформированность межсинаптических связей [2]. В результате этих нарушений наблюдаются различные нерезко выраженные нарушения нервно-психической деятельности в виде двигательного беспокойства, расстройства памяти, внимания, поведения. различных речевых расстройств. При анализе речевых нарушений надо учитывать и особенности общего состояния здоровья ребенка, состояние его двигательной сферы, зрения, слуха и интеллекта, особенности темперамента, его конституцию. Многие виды речевых нарушений, особенно невротического характера, возникают у детей с врожденной детской невропатией. С раннего возраста эти дети отличаются повышенной чувствительностью ко всем внешним раздражителям, эмоциональной возбудимостью, их нервная система легко ранима, они обидчивы, плаксивы, склонны к страхам, у них наблюдаются сосудисто-вегетативные расстройства. При анализе речевых нарушений важно учитывать возраст ребенка, его социальное и семейное окружение, возможные этиологические и патогенетические факторы возникновения речевых расстройств. Таким образом, для анализа речевых нарушений на основе взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка необходим комплексный подход в изучении детей. Структурно-системная организация интеграции функций мозга предполагает многоуровневое взаимодействие вертикально-организованных (подкорково-корковых) и горизонтальных (межкорковых) систем. Несмотря на то, что каждая функциональная система имеет свою собственную программу развития и функционирования, мозг во все периоды жизни работает как единое целое. Эта интегративность определяется тесным взаимодействием и взаимосвязями как между участками мозговой коры (горизонтальными системами), так и взаимосвязями коры с нижележащими мозговыми образованиями и прежде всего подкорковыми отделами мозга (вертикальными системами). Связь речевой деятельности со структурами мозга основывается на материалистических представлениях о динамической локализации мозговых функций. Эти представления были сформулированы И. П. Павловым и в дальнейшем нашли свое развитие в исследованиях Л. Р. Лурия [9]. Динамическая локализация мозговых функций предполагает целостное и одновременно дифференцированное вовлечение мозга в любую из форм его активности. Высшие, социально опосредованные психические функции человека, к которым относится и речь, являются результатом работы целого мозга, однако отдельные его отделы, в частности корковые речевые зоны, вносят существенный, специфический вклад в осуществление речевой деятельности. В раннем детском возрасте функциональные зоны коры перекрывают друг друга, границы их диффузны, и лишь в процессе практической деятельности происходит постепенная концентрация функциональных зон в очерченные, отдаленные друг от друга центры [2].
При анализе речевых нарушений обращается внимание на нарушенные операции - мотивационность, целенаправленность, которые могут избирательно страдать у некоторых категорий аномальных детей. Это имеет значение для диагностики речевых расстройств и для определения путей и методов их коррекции. При оценке речевых нарушений необходимо выделять, с одной стороны, сформированность речевых механизмов - действий программирования речевых операций, с другой - сформированиость речевых умений, т. е. умения ребенка использовать речевые механизмы для различных целей общения. Таким образом, комплексный всесторонний анализ речевых нарушений имеет важнейшее значение для понимания структуры дефекта различных речевых расстройств, их диагностики, научно обоснованной системы их преодоления и предупреждения. Анализ речевых нарушений строится с учетом: принципа развития, системного подхода, связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Дальнейшее развитие комплексного анализа речевых нарушений на основе достижений логопедии и смежных наук откроет новые возможности для более четкой дифференциальной диагностики, классификации речевых нарушений, а также для разработки адекватных путей и методов их преодоления.
Заключение
Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций: развитие моторики, особенно речевой моторики, развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания: формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений, воздействие на социальное окружение.
Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия - воспитанию всесторонне развитой личности. Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обусловливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего, на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Л.С. Выготский отмечал, что сущность развития ребенка - это процесс его постепенного вхождения в культуру, прежде всего, через овладение "орудиями ума", т.е. словами-понятиями, формирующими человеческое сознание [4]. Ученик Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, развивая эту мысль, писал, что ребенок учится смотреть на мир сквозь "очки" человеческой культуры, через понятия, слова [12]. Речь, таким образом, дифференцирует, аккумулирует, сохраняет в сознании ребенка все впечатления. Для педагогов, логопедов и психологов речь является своеобразным "рентгеновским аппаратом", высвечивающим своеобразие становления детского интеллекта и социальные условия, способствующие этому процессу.
Библиографический список
1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975. . Бадалян Л. О. Невропатология. - М., 1987. . Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981. . Выготский JI. С. Мышление и речь//Собр. соч. - М., 1982. . Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. - М., 1982. . Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. . Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.- М., 1969. . Логопедия/Под ред. Волковой Л. С. - М., 2010. . Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973. . Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной. - М., 1985. . Основы логопедии / Под ред. Волосовец Т. В. - М., 2000. . Основы теории и практики логопеда/Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968. . Хрестоматия по логопедии /Под ред. Волковой Л. С. и Селевёрстова В. И. - М., 1997.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|