Идеалы и нормы научного познания включают:
Тема: Наука и ее социокультурный статус (4 часа)
1. Понятие науки. Наука как деятельность и социальный институт. Специфика научного познания 2. Проблема генезиса науки. Динамика науки и феномен научной революции 3. Границы науки. Наука и паранаука 4. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования 5. Формы научного познания (научный факт, проблема, гипотеза, теория) 6. Понятие метода и методологии. Методы научного исследования 7. Наука и нравственность. Этика науки и социальная ответственность ученого
Наука – специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Наука – феномен культуры и социальное явление.
Развитие науки как социального института: 1 этап институализации науки – XVII в.: появляются первые сообщества ученых и оформляется статус науки. 2 этап институализации науки – XIX – начало XX в.: происходит соединение науки и образования, осознается экономическая эффективность науки, прогресс общества связывается с внедрением научных знаний в производство. 3 этап институализации науки – середина XX в.: в связи с развитием высоких технологий изменяются формы трансляции знания, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым.
Наука как форма духовной деятельности людей направлена на производство знаний, своей целью она ставит постижение истины и открытие объективных законов человеческого и природного мира на основе обобщения реальных фактов.
Социокультурные особенности научной деятельности:
· универсальность; · уникальность; · нестоимостная производительность; · персонифицированность; · дисциплинированность; · демократизм; · коммунальность.
Классификация наук 1. По предмету и методам познания выделяют: · науки о природе; · науки об обществе; · технические науки. 2. По специфике изучаемого объекта выделяют: · естественные; · социально-гуманитарные; · технические. 3. По «удаленности» от практической деятельности выделяют: · фундаментальные; · прикладные.
Философия науки исследует общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т. п. Специфические особенности научного познания: · объективная истинность; · логическая обоснованность; · системность; · эссенциальность; · опережение практики; · общезначимость; · специфический язык науки; · научные средства.
В формировании и последующей динамике науки выделяют две стадии: · зарождающаяся наука (преднаука); · собственно наука (научно-теоретическое знание).
Собственно наука как феномен и ценность культуры оформляется к XVII в. Начиная с XVII в., в исторической динамике науки складываются 3 типа научной рациональности и выделяют 3 этапа эволюции науки, характеризующих ее преемственное развитие:
1.Классическая наука охватывает период, ограниченный двумя научными революциями – с начала XVII до середины XIX в. Классический тип рациональности акцентирует внимание на объекте исследования. Характеризует этот этап механистическая картина мира и рассмотрение изучаемых объектов как малых систем, где свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей.
2. Неклассическая наука развивается с конца XIX в. до середины XX в. (ее становление связано с третьей научной революцией конца XIX в.). Для этого этапа характерны революционные перемены в различных областях знания (в физике, в космологии, в химии, в биологии). Создаются кибернетика и теория систем. Неклассической рациональности свойственна идея взаимосвязи объекта исследования и средств и операций исследования, новые представления об активности субъекта познания.
3. Постнеклассическая наука формируется в середине XXв., развитие этого этапа продолжается и сегодня. В последнюю треть XX в. происходят новые глобальные изменения в основаниях научного знания (четвертая глобальная научная революция). Научные знания применяются практически во всех сферах социальной жизни, происходит революция в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация, дорогостоящие приборные комплексы). В комплексных исследовательских программах принимают участие специалисты различных областей знаний. Объектами современных междисциплинарных исследований становятся открытые исаморазвивающиеся системы.Постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности.
Развитие науки происходит · остенсивным путем ( постепенное накопление знаний) и · интенсивным (научная революция)путем.
Научная революция – это период распада господствующей парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки» – периоду спокойного, остенсивного развития научного знания, когда господствует установившаяся научная парадигма. (Т. Кун) Первая научная революция ( XVII в.). Ее результатом было возникновение классической европейской науки (механики и физики), сформировался особый тип научной рациональности. Механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии. Принципы и идеи этой картины мира выполняли основную объяснительную функцию. Вторая научная революция (конец XVIII – первая половина XIX в. ). Произошел переход от классической науки к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др. вносит в картину мира идею развития, возникают идеалы эволюционного объяснения.
Третья научная революция (конец XIX в. – середина XX в.). Характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности. Происходят революционные преобразования в физике – релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Четвертая научная революция (последняя треть XX столетия). Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы (Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира). Каноны рациональности: · доказательность; · аргументированность; · обоснованность; · непротиворечивость; · статистичность; · воспроизводимость; · естественность; · причинно-следственная связность и т. д.
Паранаука (от греч. «para» – возле, при) отличается по своей природе и часто выполняет противоречащие функции – от положительного влияния на развитие науки до полного ей противостояния.
Направления паранауки: · девиантная наука; · «вульгарная» наука; · околонаучная экзотика; · лженаука.
Девиантная наука развивается внутри научного сообщества, рассматривает объекты, находящиеся на обочине господствующих научных направлений, или использует методы, отличающиеся от общепринятых. «Вульгарная» наука связана с «огрублением» и чрезмерным упрощением научного знания. Вульгаризация науки допускается там, где ощутимо стремление к такой точке зрения, которая диктуется не самой наукой, а внешними по отношению к ней причинами. Околонаучная экзотика вообще далека от науки. Здесь утверждается, что скрытые универсальные принципы, которым подчиняются загадочные явления в природе и жизни общества, открываются только избранным. Кроме того, околонаучная экзотика не ориентирована на объективность знания, здесь приоритетом становится вера, убежденность, роль авторитета.
Лженаука основывается на преднамеренной лжи или подтасовке фактов.
Наука переднего края занимается исследованием наиболее сложных и загадочных вопросов, пользуется нестандартной методикой и новыми технологиями. Здесь акцентируются такие свойства, как информативность, нетривиальность, эвристичность, и одновременно ослабляются требования точности, строгости, обоснованности. Главное предназначение науки переднего края – варьировать альтернативы, проигрывать возможности, расширять горизонты науки. Структура научного познания: · эмпирический; · теоретический; · метатеоретический уровни научного исследования.
Объектом исследования эмпирического и теоретического уровня выступает объективная реальность. Однако эмпирический уровень выделяет то, что относится к уровню явлений, а теоретический уровень – сущностные связи объектов. Эмпирическая зависимость – результат индуктивного обобщения опыта, представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический закон – знание достоверное. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Поэтому средства эмпирического исследования включают в себя приборы, установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом исследовании объект изучается только опосредованно, в мысленном эксперименте.
В эмпирическом исследовании применяется эмпирический язык. Эмпирические термины – это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей, это идеальные объекты, обладающие жестко фиксированным и ограниченным набором признаков.
Основным средством теоретического исследования выступают теоретические термины – теоретические идеальные объекты, представляющие собой идеализацию, логическую реконструкцию действительности. Кроме признаков, которые можно найти в реальном предметном мире, теоретический идеальный объект наделяется признаком, которого нет ни у одного предмета в опыте. Мы абстрагируемся от несущественных связей и признаков предмета и строим идеальный объект, выступающий носителем только сущностных связей. Методы эмпирического исследования: · наблюдение; · измерение; · описание; · эксперимент.
Методы теоретического исследования: · идеализация; · мысленный эксперимент; · объяснение; · формализация; · восхождение от абстрактного к конкретному; · аксиоматический;
· гипотетико-дедуктивный; · логический; · исторический.
Результатом эмпирического исследования являются: · данные наблюдения; · эмпирические факты; · эмпирические зависимости.
Результатом теоретического исследования являются: · теоретические модели; · теории различной степени общности; · научная картина мира как результат обобщения фактов и взаимосвязи нескольких теорий. На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент присутствует, но имеет подчиненное значение. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Характерными признаками эмпирического уровня познания являются сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация.
Эмпирическое познание непосредственно направлено на свой объект. Оно осваивает объект с помощью таких средств познания, как сравнение,измерение, наблюдение, эксперимент, анализ. Однако опыт никогда не бывает в современной науке свободным от рациональных компонентов. Эксперимент представляет собой планируемое действие, каждый шаг которого направлен теорией.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента. Живое созерцание здесь не устраняется, но становится подчиненным моментом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.
На основе эмпирических данных на теоретическом уровне происходит объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов существования. Важнейшая задача теоретического уровня знания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом широко используются такие познавательные приемы, как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, индукция. Характерной чертой теоретического познания является внутринаучная рефлексия – исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата. На основе теоретического объяснения осуществляется предсказание и научное предвидение будущего.
Метатеоретический уровень (основания научного знания): · идеалы и нормы познания; · научная картина мира; · философские основания. Идеалы и нормы научного познания включают: · доказательность и обоснованность знания; · объяснение и описание; · построение и организация знания. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. Общая научной картиной мира включает представления о природе и о жизни общества. Естественнонаучная картина мира – аспект общей научной картины мира, соответствующий представлениям о структуре и развитии природы. Специальная научная картина мира обозначает тот фрагмент или аспект материального мира, который изучается в данной науке ее методами.
Перестройка («ломка») картины реальности означает изменение глубинной стратегии исследования и всегда представляет собой научную революцию. Философские основания науки образуют философские идеи и принципы, обеспечивающие «состыковку» научной картины мира, идеалов и норм исследования и господствующего мировоззрения эпохи.
Формы научного знания на эмпирическом уровне: · данные наблюдения; · эмпирический факт; · эмпирический закон.
Формы познания на теоретическом уровне: · проблема; · гипотеза; · теория. Данные наблюдения содержат первичную информацию, получаемую непосредственно в процессе наблюдения за объектом, которая фиксируется в форме протоколов наблюдения в языковой форме. Эмпирические факты – это достоверная, объективная информация; такое описание явлений и связей между ними, где сняты субъективные наслоения.
Накапливая факты и подвергая их систематизации, классификации, обобщению, ученые находят зависимости между ними – эмпирические законы (закономерности).
Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.
Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы, предположение о явлениях действительности, их фундаментальных свойствах и развитии, предположительное объяснение новых явлений, строящееся на основе ограниченного числа эмпирических данных.
Критерии обоснованности гипотезы: · принципиальная проверяемость гипотезы; · совместимость гипотезы с фактическим материалом, на основе которого она выдвинута, и с утвердившимися теоретическими положениями; · «приложимость» гипотезы к достаточно широкому классу исследуемых объектов.
Теория – логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся их мысленные модели и формируются законы, объясняющие и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности.
К. Поппер: любая теоретическая система должна удовлетворять требованиям: 1) непротиворечивости; 2) фальсифицируемости; 3) должна соответствовать всем реальным фактам, а её следствия должны удовлетворять требованиям практики. Основные элементы теории: · исходные основания; · идеализированный объект; · логика теории, нацеленная на прояснение структуры изменения знания; · совокупность законов и утверждений данной теории в соответствии с определенными ею принципами.
Функции теории в научном познании: · объяснительная; · систематизирующая; · предсказательная; · методологическая. Объяснить факты – значит подчинить их некоторому теоретическому обобщению, которое носит достоверный или вероятный характер.
Систематизирующая функция – в процессе систематизации факты подводятся под теоретическое положение, которое их объясняет, и включаются в более широкий теоретический контекст знания; происходит установление связей между различными фактами, они приобретают определенную целостность, обосновывается их достоверность. Предсказательная функция теории реализуется в способности к дальним и точным прогнозам.
Методологическая функция – теория выступает в качестве средства дальнейшего исследования.
Метод – совокупность правил, приемов, практического или теоретического освоения действительности, служит получению и обоснованию объективно истинного знания. Методология – учение о методах (упорядочивает, систематизирует методы, устанавливает пригодность их применения в разных областях).
5 основных групп методов: 1) философские методы; 2) общенаучные методы исследования; 3) частнонаучные (конкретнонаучные) методы; 4) дисциплинарные методы; 5) методы междисциплинарного исследования.
Основные научные методы эмпирического исследования: · наблюдение; · описание; · измерение; · эксперимент. Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Описание – фиксация средствами естественного и искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Измерение – метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом. Эксперимент – метод, при помощи которого явления действительности изучаются в контролируемых, управляемых, точно учитываемых условиях. Это идеализированный опыт, дающий возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него, сравнивать полученные результаты.
Основные научные методы теоретического исследования: · мысленный эксперимент; · идеализация; · формализация; · аксиоматический; · гипотетико-дедуктивный; · метод восхождения от абстрактного к конкретному; · исторический; · логический. Мысленный эксперимент – это особый, специальный род умственной деятельности, когда не просто продумывается ход реального эксперимента, а осуществляется такая комбинация мыслительных образов, которые в действительности вообще не могут быть реализованы.
Идеализация – мысленное конструирование ситуации (объекта, явления), которой приписываются свойства или отношения, возможные для оригинала в «предельных» случаях. Идеализация – разновидность абстрагирования, применение которой характерно для теоретического исследования. Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.
Аксиоматический метод – изначально задается набор постулатов (аксиом – утверждений, доказательство истинности которых не требуется). Затем из них по определенным правилам строится система выводных предположений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предположений образует аксиоматически построенную теорию. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия. Гипотетико-дедуктивный метод основан на выведении следствий из посылок, истинностное значение которых неизвестно. Сущность данного метода – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развитие теоретического знания развертывается сверху по отношению к эмпирическим данным. Сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется.
Использование этого метода подразделяется на 3 этапа: · выдвижение гипотезы; · выведение следствий из этой гипотезы; · проверка полученных следствий (с точки зрения их истинности или ложности). При истинности следствий обоснование истинности гипотезы может осуществляться: · либо путем выведения гипотезы из других посылок, истинность которых уже установлена; · либо путем опровержения всех альтернативных гипотез; · либо путем прямой опытной проверки на эмпирическом уровне познания. Восхождение от абстрактного к конкретному – вначале исследователь находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, прослеживая, как она видоизменяется в разных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействие и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.
Исторический метод предполагает прослеживание истории во всей ее полноте и многообразии, обобщение эмпирическогоматериала и установление на этой основе общей исторической закономерности.
Эту же закономерность можно выявить, не обращаясь непосредственно к реальной истории, а изучая процесс на высших стадиях его развития, что составляет основную цель логического метода. Общелогическими (универсальными) называются методы, которые в равной степени используются и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания, а также характерны и для обыденного познания.
К ним относятся: · анализ; · синтез; · абстрагирование; · обобщение; · индукция; · дедукция; · аналогия; · моделирование. Анализ – мысленное «расчленение» исследуемого объекта на составные части для их детального изучения. Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Абстрагирование – мысленное выделение одних и отвлечение от других существенных свойств предмета, дающее возможность исследователю сконцентрироваться на определенной стороне (фрагменте) действительности. Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов, осуществляется переход от частного или менее общего к более общему понятию или суждению. Индукция – общийвывод строится на основе единичных и частных посылок. Дедукция – опираясь на общие знания, делается вывод частного характера. Аналогия – на основании сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках. Моделирование – исследования на моделях, т. е. аналогах (схемах, структурах) определенных фрагментов действительности, которые называются оригиналами. Между моделью и оригиналом обязательно должно быть сходство в характеристиках, функциях, структуре и т. д.
Этос ученого мира – это система моральных норм, императивов, запретов, регулирующих научную деятельность.
Основные нормы этики ученого носят всеобщий характер: · честность; · справедливость; · добросовестность.
Специфические требования научной этики отличаютпрофессиональные требования к ученому: · объективность; · обоснованность знаний; · особые этические правила и нормы, связанные с фиксацией научных результатов (проблема авторства и публикаций научных исследований, необходимость точного цитирования при ссылках на другие работы, проблема соавторства, рецензирования, неприятие плагиата, фальсификация данных эксперимента).
С точки зрения английского социолога Р. Мертона, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей: 1. универсализм; 2. общность; 3. бескорыстность; 4. организованный скептицизм.
В современной науке особую остроту приобрели вопросы взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.
Среди областей научного знания, в которых особенно остро обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. Современная наука вступает в эпоху своей экологизации. Перед ней ставится новая цель: обеспечение коэволюционного, совместного развития человека и природы.
Ученый несет ответственность как за цели и средства, так и за доброкачественность результатов и социальные последствия своей деятельности.
Современная наука, включив в сферу своего исследования особые объекты, затрагивающие человеческое бытие, допускает и требует включения нравственных императивов и ценностей в деятельность ученого. В ходе современной исследовательской деятельности ставится задача социально-гуманитарной экспертизы научных программ, которая позволит науке развивать человеческое познание и благотворно влиять на жизнь человека и природы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|