Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеалы и нормы научного познания включают:

Тема: Наука и ее социокультурный статус (4 часа)

 

1. Понятие науки. Наука как деятельность и социальный институт. Специфика научного познания

2. Проблема генезиса науки. Динамика науки и феномен научной революции

3. Границы науки. Наука и паранаука

4. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования

5. Формы научного познания (научный факт, проблема, гипотеза, теория)

6. Понятие метода и методологии. Методы научного исследования

7. Наука и нравственность. Этика науки и социальная ответственность ученого

 

Наука – специфическая форма познавательной деятельности, направ­ленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Наука – феномен культуры и социальное явление.

 

Разви­тие науки как социального института:

1 этап институализации науки – XVII в.: появляются первые сообще­ства ученых и оформляется статус науки.

2 этап институализации науки – XIX – начало XX в.: происходит соединение науки и образования, осознается экономическая эффективность науки, прогресс общества связывается с внедрением научных знаний в производство.

3 этап институализации науки – середина XX в.: в связи с разви­тием высоких технологий изменяются формы трансляции знания, а предвиде­ние последствий внедрения научных результатов становится социально необ­ходимым.

 

Наука как форма духовной деятельности людей направлена на про­изводство знаний, своей целью она ставит постижение истины и открытие объективных законов человеческого и природного мира на основе обобщения реальных фактов.

 

Со­циокультурные особенности научной деятельности:

· универсальность;

· уникальность;

· нестоимостная производительность;

· персонифицированность;

· дисциплинированность;

· демократизм;

· коммунальность.

 

 

Классификация наук

1. По предмету и методам познания выделяют:

· науки о природе;

· науки об обществе;

· технические науки.

2. По специфике изучаемого объекта выделяют:

· естественные;

· социально-гуманитарные;

· технические.

3. По «удаленности» от практической деятель­ности выделяют:

· фундаментальные;

· прикладные.

 

Философия науки исследует общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультур­ную детерминацию, логико-методологические аспекты и т. п.

Специфические особенности научного познания:

· объективная истинность;

· логическая обоснованность;

· системность;

· эссенциальность;

· опережение практики;

· общезначимость;

· специфический язык науки;

· научные средства.

 

В формировании и последующей динамике науки выделяют две стадии:

· зарождающаяся наука (преднаука);

· собственно наука (научно-теоретическое знание).

 

Собственно наука как феномен и ценность культуры оформляется к XVII в.

Начиная с XVII в., в исторической динамике науки складываются 3 типа научной рациональности и выде­ляют 3 этапа эволюции науки, характеризующих ее преемственное развитие:

 

1.Классическая наука охватывает период, ограниченный двумя научными революциями с начала XVII до середины XIX в. Классический тип рациональности акцентирует внимание на объекте исследования. Ха­рактеризует этот этап механистическая картина мира и рас­смотрение изучаемых объектов как малых систем, где свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей.

 

2. Неклассическая наука развивается с конца XIX в. до сере­дины XX в. (ее становление связано с третьей научной революцией конца XIX в.). Для этого этапа характерны революционные пе­ремены в различных областях знанияфизике, в космологии, в химии, в биологии). Создаются кибернетика и теория систем. Неклассиче­ской рациональности свойственна идея взаимосвязи объекта исследования и средств и операций исследования, новые представле­ния об активности субъекта познания.

 

3. Постнеклассическая наука формируется в середине XXв., развитие этого этапа продолжается и сегодня. В по­следнюю треть XX в. происходят новые глобальные изменения в основаниях научного знания (четвертая глобальная научная революция). Научные знания применяются практически во всех сферах со­циальной жизни, происходит революция в средствах хранения и получения знаний (компь­ютеризация, дорогостоящие приборные комплексы). В комплексных исследовательских программах принимают участие специалисты различных областей знаний. Объектами современных междисциплинарных ис­следований становятся открытые исаморазвивающиеся системы.Постнеклассическая рациональность учитывает соотнесен­ность знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности.

 

Развитие науки происходит

· остенсивным путем ( постепенное накопле­ние знаний) и

· интенсивным (научная революция)путем.

 

Научная революция это период распада господствующей парадигмы, конкуренция между альтернативными па­радигмами и победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «нор­мальной науки» – периоду спокойного, остенсивного развития научного знания, ко­гда господствует установившаяся научная парадигма.

(Т. Кун)

Первая научная революция ( XVII в.). Ее результатом было возникновение классической европейской науки (механики и физики), сформировался особый тип научной рациональности. Механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии. Принципы и идеи этой картины мира выполняли основную объяснительную функцию.

Вторая научная революция (конец XVIII – первая половина XIX в. ). Произошел переход от классической науки к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др. вносит в картину мира идею развития, возникают идеалы эволюционного объяснения.

Третья научная революция (конец XIX в. – середина XX в.). Характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности. Происходят революционные преобразования в физике – релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира.

Четвертая научная революция (последняя треть XX столетия). Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы (Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира).

Каноны рациональности:

· доказательность;

· аргументированность;

· обоснованность;

· непротиво­речивость;

· статистичность;

· воспроизводимость;

· естественность;

· причинно-следственная связность и т. д.

 

Паранаука (от греч. «para» – возле, при) отличается по своей природе и часто выполняет противоре­чащие функции – от положительного влияния на развитие науки до полного ей противостояния.

 

 

Направления паранауки:

· девиантная наука;

· «вульгарная» наука;

· околонаучная экзотика;

· лженаука.

 

Девиантная наука развивается внутри научного сообщества, рассматривает объекты, на­ходящиеся на обочине господствующих научных направлений, или использует ме­тоды, отличающиеся от общепринятых.

«Вульгарная» наука связана с «огрублением» и чрезмерным упрощением научного знания. Вульгаризация науки допускается там, где ощутимо стремление к такой точке зрения, которая диктуется не самой наукой, а внешними по отно­шению к ней причинами.

Околонаучная экзотика вообще далека от науки. Здесь утверждается, что скрытые универ­сальные принципы, которым подчиняются загадочные явления в природе и жизни общества, открываются только избранным. Кроме того, око­лонаучная экзотика не ориентирована на объективность знания, здесь приори­тетом становится вера, убежденность, роль авторитета.

Лженаука основывается на преднамеренной лжи или подтасовке фактов.

 

Наука переднего края занимается исследованием наиболее сложных и загадочных во­просов, пользуется нестандартной методикой и новыми техно­логиями. Здесь акцентируются такие свойства, как информативность, нетривиальность, эвристичность, и одновременно ослабляются требования точности, строгости, обоснованности. Главное предназначение науки переднего края – варьировать альтернативы, проигры­вать возможности, расширять горизонты науки.

Структура научного познания:

· эмпирический;

· теоретический;

· метатеоретический уровни научного исследования.

 

Объектом исследования эмпирического и теоретического уровня выступает объективная реальность. Однако эмпирический уровень выделяет то, что относится к уровню явлений, а теоретический уровеньсущностные связи объектов. Эмпирическая зависимость – результат индуктивного обобщения опыта, представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический законзнание достоверное.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Поэтому средства эмпирического исследования включают в себя приборы, установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом исследовании объект изучается только опосредованно, в мысленном эксперименте.

 

В эмпирическом исследовании применяется эмпирический язык. Эмпирические термины – это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей, это идеальные объекты, обладающие жестко фиксированным и ограниченным набором признаков.

 

Основным средством теоретического исследования выступают теоретические термины – теоретические идеальные объекты, представляющие собой идеализацию, логическую реконструкцию действительности. Кроме признаков, которые можно найти в реальном предметном мире, теоретический идеальный объект наделяется признаком, которого нет ни у одного предмета в опыте. Мы абстрагируемся от несущественных связей и признаков предмета и строим идеальный объект, выступающий носителем только сущностных связей.

Методы эмпирического исследования:

· наблюдение;

· измерение;

· описание;

· эксперимент.

 

Методы теоретического исследования:

· идеализация;

· мысленный эксперимент;

· объяснение;

· формализация;

· восхождение от абстрактного к конкретному;

· аксиоматический;

· гипотетико-дедуктивный;

· логический;

· исторический.

 

Результатом эмпирического исследования являются:

· данные наблюдения;

· эмпирические факты;

· эмпирические зависимости.

 

Результатом теоретического исследования являются:

· теоретические модели;

· теории различной степени общности;

· научная картина мира как результат обобщения фактов и взаимосвязи нескольких теорий.

На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рацио­нальный момент присутствует, но имеет подчиненное значение. Исследуемый объект отражается преимущественно со сторо­ны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Характерными признаками эмпирического уровня познания являются сбор фактов, их первичное обобщение, описание на­блюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация.

 

Эмпирическое познание непосредственно направлено на свой объект. Оно осваивает объект с помощью таких средств познания, как сравнение,измерение, наблюдение, эксперимент, анализ. Однако опыт никогда не бывает в современной науке свободным от рациональ­ных компонентов. Эксперимент представля­ет собой планируемое действие, каждый шаг которого направлен теорией.

 

Теоретический уровень научного познания характеризуется преоблада­нием рационального момента. Живое созерцание здесь не устраняется, но ста­новится подчиненным моментом познавательного процесса. Теоретическое по­знание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.

 

На основе эмпирических данных на теоретическом уровне происходит объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов сущест­вования. Важнейшая задача теоретического уровня знания – достижение объ­ективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом ши­роко используются такие познавательные приемы, как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, индукция. Характерной чертой теоретического познания явля­ется внутринаучная рефлексия – исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата. На основе теоретического объяснения осуществляется предсказание и научное предвидение будущего.

 

Метатеоретический уровень (основания научного знания):

· идеалы и нормы познания;

· научная картина мира;

· философские основания.

Идеалы и нормы научного познания включают:

· доказательность и обоснованность знания;

· объяснение и описание;

· построение и организация знания.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки.

Общая научной картиной мира включает представления о природе и о жизни общества.

Естественнонаучная картина мира – аспект общей научной картины мира, соответствующий представлениям о структуре и развитии природы.

Специальная научная картина мира обозначает тот фрагмент или аспект материального мира, который изучается в данной науке ее методами.

 

 

Перестройка («ломка») картины реальности означает изменение глубинной стратегии исследования и всегда представляет собой научную революцию.

Философские основания науки образуют философские идеи и принципы, обеспе­чивающие «состыковку» научной картины мира, идеалов и норм исследования и господствующего мировоззрения эпохи.

 

Формы научного знания на эмпирическом уровне:

· данные наблюдения;

· эмпирический факт;

· эмпирический закон.

 

Формы познания на теоретическом уровне:

· проблема;

· гипотеза;

· теория.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, получаемую непосредственно в процессе наблюдения за объектом, которая фиксируется в форме протоколов наблюдения в языковой форме.

Эмпирические факты – это достоверная, объективная информация; такое описание явлений и связей между ними, где сняты субъективные наслоения.

 

Накапливая факты и подвергая их систематизации, классификации, обобщению, ученые находят зависимости между ними – эмпирические законы (закономерности).

 

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Это вопрос, воз­никший в ходе познания и требующий ответа.

 

Гипотеза это предполагаемое решение проблемы, предположение о явлениях действительности, их фундаментальных свойствах и развитии, предположительное объяснение новых явлений, строящееся на основе ограниченного числа эмпирических данных.

 

Критерии обоснованности гипотезы:

· принципиальная проверяемость гипотезы;

· совместимость гипотезы с фактическим материалом, на основе кото­рого она выдвинута, и с утвердившимися теоретическими положениями;

· «приложимость» гипотезы к достаточно широкому классу исследуе­мых объектов.

 

Теория логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся их мысленные модели и формируются законы, объясняющие и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности.

 

К. Поппер: любая теоретическая система должна удовлетво­рять требованиям:

1) непротиворечивости;

2) фальсифицируемости;

3) должна соответствовать всем реальным фактам, а её следствия должны удовлетворять требованиям практики.

Основные элементы тео­рии:

· исходные основания;

· идеализированный объект;

· логика теории, нацеленная на прояснение структуры изменения зна­ния;

· совокупность законов и утверждений данной теории в соответствии с определенными ею принципами.

 

Функции теории в научном познании:

· объяснительная;

· систематизирующая;

· предсказательная;

· ме­тодологическая.

Объяснить факты – значит подчинить их некоторому теоретическому обобщению, которое носит достоверный или вероятный характер.

 

Систематизирующая функция – в процессе систематизации факты подводятся под теоретическое поло­жение, которое их объясняет, и включаются в более широкий теоретический контекст знания; происходит установление связей между различ­ными фактами, они приобретают определенную целостность, обосновывается их достоверность.

Предсказательная функция теории реализуется в способности к дальним и точным прогнозам.

 

Методологическая функция – теория выступает в качестве средства дальнейшего исследования.

 

Метод – совокупность правил, приемов, практического или теоретического освоения действительности, служит получению и обоснова­нию объективно истинного знания.

Методология – учение о методах (упорядочивает, система­тизирует методы, устанавливает пригодность их применения в разных областях).

 

5 основ­ных групп методов:

1) философские методы;

2) общенаучные методы исследования;

3) частнонаучные (конкретнонаучные) методы;

4) дисциплинарные методы;

5) методы меж­дисциплинарного исследования.

 

Основные научные методы эмпирического исследования:

· наблюде­ние;

· описание;

· измерение;

· эксперимент.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

 

Описание – фиксация средствами естественного и искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении.

Измерение метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом.

Эксперимент метод, при помощи которого явления действительности изучаются в контролируемых, управляемых, точно учиты­ваемых условиях. Это идеализированный опыт, дающий возможность следить за ходом изменения явления, активно воздейст­вовать на него, сравнивать полученные ре­зультаты.

 

Основные научные методы теоретического исследования:

· мысленный эксперимент;

· идеализация;

· формали­зация;

· аксиоматический;

· гипотетико-дедуктивный;

· метод восхождения от абстрактного к конкретному;

· исторический;

· логический.

Мысленный эксперимент – это особый, специальный род умственной деятельности, когда не просто продумывается ход реального эксперимента, а осуществляется такая комбинация мыслительных образов, которые в действительности вообще не могут быть реализованы.

 

Идеализация мысленное конструирование ситуации (объекта, явле­ния), которой приписываются свойства или отношения, возможные для ориги­нала в «предельных» случаях. Идеализация разновидность абстрагирования, применение которой характерно для теоретического исследования.

Формализация – построение абстрактно-математических моде­лей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

 

Аксиоматический метод – изначально задается набор постулатов (аксиом – утверждений, доказательство истинности которых не требуется). Затем из них по определенным правилам строится система выводных предположений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предположений образует аксиоматически построенную теорию. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия.

Гипотетико-дедуктивный метод основан на выведении следствий из посылок, истинностное значение которых неизвест­но. Сущность данного метода – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развитие теоретического знания развертывается сверху по отношению к эмпирическим данным. Сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется.

 

Использование этого метода подразделяется на 3 этапа:

· выдвижение гипотезы;

· выведение следствий из этой гипотезы;

· проверка полученных следствий (с точки зрения их истинности или ложности).

При истинности след­ствий обоснование истинности гипотезы может осуществляться:

· либо путем вы­ведения гипотезы из других посылок, истинность которых уже установлена;

· либо путем опровержения всех альтернативных гипотез;

· либо путем прямой опытной проверки на эмпирическом уровне познания.

Восхождение от абстрактного к конкретному – вначале исследователь находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, прослеживая, как она видоизменяется в разных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействие и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

 

Исторический метод предполагает прослеживание истории во всей ее полноте и многообразии, обобщение эмпирическогоматериала и установление на этой основе общей исторической закономерности.

 

Эту же закономерность можно выявить, не обращаясь непосредственно к реальной истории, а изучая процесс на высших стадиях его развития, что составляет основную цель логического метода.

Общелогическими (универсальными) на­зываются методы, которые в равной степени используются и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания, а также характерны и для обы­денного познания.

 

К ним относятся:

· анализ;

· синтез;

· абстрагирование;

· обобщение;

· индукция;

· дедукция;

· аналогия;

· моделирование.

Анализ мысленное «расчленение» исследуемого объекта на составные части для их детального изучения.

Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.

Абстрагирование мысленное выделение одних и от­влечение от других существенных свойств предмета, дающее возможность ис­следователю сконцентрироваться на определенной стороне (фрагменте) дейст­вительности.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов, осуществляется переход от частного или менее общего к более общему понятию или суждению.

Индукция – общийвывод строится на основе единичных и частных посылок.

Дедукция опираясь на общие знания, делается вывод частного характера.

Аналогия – на основании сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках.

Моделирование – исследования на моделях, т. е. аналогах (схемах, структурах) определенных фрагментов действительности, которые называются оригиналами. Между моделью и оригиналом обязательно должно быть сходст­во в характеристиках, функциях, структуре и т. д.

 

 

 
 
             
   
         
   
   
   

 

Этос ученого мира – это система мо­ральных норм, императивов, запретов, регулирующих научную деятельность.

 

Основные нормы этики ученого носят всеобщий ха­рактер:

· чест­ность;

· справедливость;

· добросовестность.

 

Спе­цифические требования научной этики отличаютпрофессиональные требования к ученому:

· объективность;

· обоснованность знаний;

· особые этические правила и нормы, связанные с фиксацией научных результатов (проблема авторства и публикаций научных исследований, необхо­димость точного цитирования при ссылках на другие работы, проблема соавторства, рецензирования, неприятие плагиата, фальсификация данных эксперимента).

 

С точки зрения английского социолога Р. Мертона, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей:

1. универсализм;

2. общность;

3. бескорыстность;

4. организованный скептицизм.

 

В современной науке особую остроту приобрели вопросы взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

 

Среди областей научного знания, в которых особенно остро обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека.

Современная наука вступает в эпоху своей экологизации. Перед ней ставится новая цель: обеспечение коэволюционного, совместного развития человека и природы.

 

 

Ученый несет ответственность как за цели и средства, так и за доброкачественность резуль­татов и социальные последствия своей деятельности.

 

Современная наука, включив в сферу своего ис­следования особые объекты, затрагивающие человеческое бытие, допускает и требует вклю­чения нравственных императивов и ценностей в деятельность ученого. В ходе современной ис­следовательской деятельности ставится задача социально-гуманитарной экспер­тизы научных программ, которая позволит науке развивать человече­ское познание и благотворно влиять на жизнь человека и природы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...