Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надо знать и отстаивать свои права

Первый год работы - самый сложный, но и самый показательный – останешься в профессии или нет? Это определенный этап, который каждый молодой специалист должен пережить. Конечно, многое зависит от него самого. Однако это не снижает роли педагогического коллектива, который может повлиять на профессиональную судьбу начинающего учителя, и ответственности профсоюзной организации, в которой начинающие учителя видят потенциального защитника своих трудовых прав и профессиональных интересов.

Надо знать и отстаивать свои права

Одна из актуальных проблем выпускников педагогических вузов - трудоустройство. Какие вопросы чаще всего возникают при заключении трудового договора? Не нарушаются ли права молодого специалиста?

Вопрос: правомерно ли заключение трудового договора с молодым учителем с прохождением испытательного срока?

Ответ: в соответствии со ст. 70 ТК РФ при заключении трудового договора в нём по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок для работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

В указанной статье чётко оговариваются случаи, когда испытание не устанавливается, в том числе для лиц, получивших среднее или высшее профессиональное образование и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение года со дня получения диплома об окончании вуза или колледжа.

Вопрос: если условие об испытании при приеме на работу не отражено в трудовом договоре, но указано в приказе о приеме на работу, будет ли считаться, что работник принят на работу с испытательным сроком?

Ответ: Н ет, не будет. В соответствии с частью 2 ст. 70 ТК РФ отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.

Вопрос: является ли основанием для заключения срочного трудового договора заочное обучение в педагогическом университете?

Ответ: нет, не является. Статья 59 ТК РФ не предусматривает такого основания. Возможно заключение срочного трудового договора по соглашению сторон с лицами, получающими высшее образование по очной форме обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ

 

1. Применение ЕКС и профессиональных стандартов при приеме на работу педагога >>>

2. Запрет на занятие педагогической деятельностью >>>

3. Особенности содержания трудового договора с педагогическими работниками >>>

4. Особенности выполнения педагогическими работниками дополнительной работы и работы по совместительству >>>

 

1. Применение ЕКС и профессиональных стандартов при приеме на работу педагога

 

Педагогической деятельностью вправе заниматься лица, которые имеют среднее профессиональное или высшее образование и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Это следует из ч. 1 ст. 331 ТК РФ, ч. 1 ст. 46 Закона об образовании.

С 1 июля 2016 г. работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).

Вместе с тем Минобрнауки России в Письме от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814, исходя из положений ч. 1 ст. 46 Закона об образовании, отмечает, что обязательность применения профессиональных стандартов для определения должностных обязанностей, наименований должностей педагогических работников в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена. В связи с этим работодатели в указанных целях вправе применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники, особенно в тех случаях, когда профессиональный стандарт содержит несколько возможных наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ (Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814).

В частности, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н; далее - ЕКС) содержит требования к квалификации работников образования, а именно к уровню их профессиональной подготовки, который удостоверяется документами об образовании, и стажу работы. Это следует из абз. 1, 4 п. 4 разд. I "Общие положения" ЕКС.

Руководствуясь положениями ЕКС, необходимо иметь в виду, что, например, кандидаты на должность учителя или преподавателя (за исключением профессорско-преподавательского состава вузов) должны соответствовать одному из следующих требований, содержащихся в разд. III "Должности педагогических работников" ЕКС:

- иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, которая соответствует преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы;

- иметь высшее образование или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации, без предъявления требований к стажу работы. Согласно разъяснениям Минобрнауки России дополнительное профессиональное образование должно быть получено по дополнительной профессиональной программе в области образования и педагогики (Письмо Минобрнауки России от 25.08.2015 N АК-2453/06).

 

См. дополнительно:

- как применяются профстандарты;

- обязательно ли указывать наименование должности в соответствии с квалификационным справочником?

 

2. Запрет на занятие педагогической деятельностью

 

К педагогической деятельности не допускаются лица (ч. 2 ст. 331 ТК РФ):

- лишенные права заниматься такой деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (абз. 2 ч. 2 ст. 331 ТК РФ);

- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (кроме случаев, когда оно прекращено по реабилитирующим основаниям) за совершение преступлений, перечисленных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ. Исключение составляют лица, указанные в ч. 3 ст. 331 ТК РФ. Они могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения о допуске их к такой деятельности, которое принято комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (далее - комиссия). Данные выводы следуют из абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ч. 3 ст. 331 ТК РФ.

Указанное решение принимается комиссией в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 N 796, и оформляется на бланке по форме, утвержденной данным Постановлением. Это следует из абз. 1, 2 п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ, п. 1, абз. 1 п. 26 названных Правил;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, которые не перечислены в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ (абз. 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ);

- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке (абз. 5 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, ст. 29 ГК РФ, гл. 31 ГПК РФ);

- имеющие заболевания, включенные в перечень, утверждаемый Минздравом России, что следует из совокупности положений абз. 6 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя. По результатам медосмотров могут быть выявлены медицинские противопоказания для осуществления педагогической деятельности, перечень которых приведен в разд. IV Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н; далее - Порядок). Дополнительные медицинские противопоказания, упомянутые в п. 49 Порядка, для лиц, занимающихся педагогической деятельностью, установлены в п. п. 18, 20 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Обязательные медосмотры (профосмотры) некоторых категорий работников

 

Ситуация из практики. Вправе ли администрация школы, института отказать в приеме на работу лицу, претендующему на должность педагогического работника, в связи с отсутствием у него профилактических прививок?

Да, вправе.

Лицо, принимаемое на должность педагогического работника, должно проходить вакцинацию в обязательном порядке. Такое требование установлено п. 12 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825) и п. 11.8 СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189).

Таким образом, администрация школы, института вправе отказать в приеме на работу лицу, которому не были сделаны профилактические прививки (абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ).

 

Работодатель также обязан не допускать к работе педагогического работника, если от правоохранительных органов получены сведения о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе за умышленные преступления категорий, не названных в абз. 3, 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ (п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

 

3. Особенности содержания трудового договора с педагогическими работниками

 

Трудовые договоры с педагогическими работниками оформляются в общем порядке.

 

См. дополнительно:

- как заключается трудовой договор.

 

Однако в трудовом договоре с педагогическими работниками нужно отражать ряд особенностей, в том числе путем:

- указания наименования должности и определения должностных обязанностей с применением профстандартов и (или) ЕКС.

Для того чтобы надлежащим образом закрепить трудовые обязанности педагогического работника, рекомендуется составить должностную инструкцию. Указание конкретного перечня обязанностей позволит избежать недоразумений в работе и также позволит привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в случае невыполнения их.

См. образец заполнения должностной инструкции для педагогического работника;

 

- указания учебной нагрузки педагогического работника (ст. 333 ТК РФ);

- указания условия о сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ). Подробнее об этом см. раздел "Рабочее время педагогических работников" настоящего материала;

- указания конкретной продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска (ст. 334 ТК РФ). Подробнее об этом см. раздел "Время отдыха педагогических работников" настоящего материала;

- включения условия о прохождении аттестации. Подробнее об этом см. раздел "Как проводится аттестация работников образования" настоящего материала.

Трудовой договор с конкретным педагогическим работником также обязательно должен содержать условия, конкретизирующие оплату его труда. Подробнее об этом см. раздел "Оплата труда педагогических работников" настоящего материала.

Примерная форма трудового договора и дополнительного соглашения к нему, которые могут быть использованы для оформления трудовых отношений с работниками образовательных учреждений, приведены в Приказе Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 424н "Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме".

 

4. Особенности выполнения педагогическими работниками дополнительной работы и работы по совместительству

 

Статьи 60.1 и 282 ТК РФ устанавливают право работника заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Эта норма распространяется и на педагогических работников. Работа по совместительству этой категории работников регулируется гл. 44 ТК РФ и Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры".

По смыслу указанного Постановления педагогические работники вправе работать по совместительству, в том числе на аналогичной должности, специальности, профессии, независимо от того, что для них установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Работа по совместительству оформляется самостоятельным трудовым договором, в котором обязательно указание на то, что обусловленная им работа является совместительством.

По общему правилу продолжительность работы по совместительству педагогических работников не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, что следует из абз. 6 пп. "б" п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41. Продолжительность работы по совместительству педагогических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, не может превышать 16 часов работы в неделю. Это следует из абз. 7 пп. "б" п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41. При этом продолжительность рабочего времени по совместительству определяется исходя из продолжительности рабочего времени, установленного для конкретной категории педагогических работников согласно Приложению N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601. Подробнее об этом см. раздел "Рабочее время педагогических работников" настоящего материала.

Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ). В общеобразовательных учреждениях практикуется почасовая оплата труда совместителей. При этом в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда совместителей производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

При работе по совместительству ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется одновременно с отпуском по основному месту работы. Продолжительность отпусков педагогических работников по основной работе и совместительству может быть различной. Если продолжительность отпуска по совместительству меньше, совместителю по его заявлению предоставляется отпуск без сохранения заработной платы (ст. 286 ТК РФ).

Пунктом 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41 определены виды работ педагогических работников, которые не являются совместительством. К их числу, в частности, относятся:

- педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

- выполняемая учителями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, преподавателями-организаторами (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки), руководителями физического воспитания, мастерами производственного обучения, воспитателями и другими педагогическими работниками учреждений начального или среднего профессионального образования, дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений общего образования, учреждений дополнительного образования детей и иных детских учреждений другая регулярная педагогическая работа в том же учреждении;

- выполнение педагогическими работниками в том же учреждении без занятия штатной должности обязанностей по заведованию кабинетами, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, руководство производственным обучением и практикой обучающихся, проверка письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию, классное руководство и др.;

- работа за дополнительную оплату в том же образовательном учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, в том числе часы замены педагогических работников, отсутствующих по болезни и другим причинам.

Эти виды работ могут выполняться с согласия работодателя в основное рабочее время.

Выполнение указанных видов работ не является совместительством, а следовательно, не требует заключения отдельного трудового договора (п. 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41). Педагогический работник, как и любой другой, имеет право отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

Подробнее о порядке поручения дополнительной работы см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Как изменить существенные условия трудового договора".

 

Выполнение работы, которая не является совместительством, может быть оформлено и иным образом. Для этого в трудовой договор по основной работе вносится условие о том, что работник принимает на себя обязанности выполнять наряду с обусловленной трудовым договором трудовой функцией дополнительную работу (указывается, какую, в каком объеме и каковы условия ее оплаты). В этом случае работник освобождается от дополнительной работы путем изменения условий трудового договора в порядке, установленном ст. ст. 72, 74 ТК РФ.

 

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 

Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается:

- учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа;

- иная педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Это определено в ч. 6 ст. 47 Закона об образовании и примечании 1 к Приложению N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, изданному в соответствии с ч. 3 ст. 333 ТК РФ и пп. 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 466.

Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом учитывается количество часов по учебному плану, специальность и квалификация работника. Это предусмотрено ч. 6 ст. 47 Закона об образовании.

 

1. Сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников

 

Для педагогических работников согласно ч. 1 ст. 333 ТК РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. При этом исходя из положений ч. 3 ст. 333 ТК РФ конкретная продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников в зависимости от должности и (или) специальности, особенностей труда определена в п. п. 2.1 - 2.7, пп. 2.8.1, 2.8.2 Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601. Такой вывод следует из положений ч. 3 ст. 333 ТК РФ, п. п. 1 - 2.8, пп. 2.8.1, 2.8.2 указанного Приложения, Письма Минобрнауки России от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849.

Например, педагогам-библиотекарям установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, а норма часов учебной (преподавательской) работы учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным), - 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Это следует из абз. 10 п. 2.1, абз. 2 пп. 2.8.1 Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601.

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, категории которых перечислены в п. п. 2.3 - 2.7 названного Приложения, установлены в астрономических часах. А для педагогических работников, категории которых перечислены в пп. 2.8.1, 2.8.2 данного Приложения, нормы часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы определены в астрономических часах с учетом, в частности, установленных для обучающихся коротких перерывов (перемен) между занятиями. Такие выводы следуют из примечания 2 к Приложению N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, абз. 1 п. 2.1, абз. 1 п. 2.2 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 (далее - Особенности режима рабочего времени педагогов).

 

2. Учебная нагрузка педагогических работников

 

В трудовом договоре педагогического работника должен быть определен объем его учебной нагрузки (п. 1.4 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (далее - Порядок определения учебной нагрузки)).

Под объемом учебной нагрузки подразумевается количество часов, предусмотренных для выполнения учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, что следует из п. 1.2 Порядка определения учебной нагрузки.

Объем учебной нагрузки определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в соответствии с п. 1.3 Порядка определения учебной нагрузки.

Названным Порядком предусмотрены (п. 1.1 Порядка определения учебной нагрузки):

- правила определения учебной нагрузки педагогических работников, относящихся к различным категориям;

- основания изменения такой нагрузки;

- случаи установления ее верхнего предела в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников и с учетом особенностей их труда.

По общему правилу временное или постоянное изменение объема учебной нагрузки, оговоренного в трудовом договоре педагогического работника, допускается только по письменному соглашению сторон. Исключением из этого правила являются случаи изменения объема учебной нагрузки по инициативе работодателя в соответствии с п. п. 1.5, 1.6 Порядка определения учебной нагрузки. Данные выводы следуют из ст. 72 ТК РФ, п. п. 1.5 - 1.7 Порядка определения учебной нагрузки.

Если предполагаются изменения объема учебной нагрузки по инициативе работодателя, то он обязан письменно уведомить работника об этих изменениях, а также о причинах, вызвавших их необходимость. Срок уведомления составляет не менее двух месяцев до начала осуществления соответствующих изменений. Такие выводы следуют из п. 1.8 Порядка определения учебной нагрузки.

Полагаем, что в остальном процедура изменения указанного условия трудового договора по инициативе работодателя должна осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, которая определяет порядок изменения условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. Правомерность применения данного порядка в отношении изменения объема учебной нагрузки педагогического работника по инициативе работодателя подтверждается, в частности, Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 14.08.2014.

Как провести процедуру изменения определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя

 

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны принимать локальные нормативные акты по вопросам определения и изменения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу. При этом должно быть учтено мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии). Данные выводы следуют из п. п. 1.3, 1.9 Порядка определения учебной нагрузки.

 

3. Особенности установления режима рабочего времени педагогических работников

 

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий. При этом должны учитываться требования трудового законодательства, а также особенности, установленные Минобрнауки России. Данные выводы следуют из ч. 7 ст. 47 Закона об образовании.

В настоящее время для педагогов, которые замещают должности согласно номенклатуре, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678, действуют Особенности режима рабочего времени педагогов. Это следует из п. 1.1 указанного документа. При установлении режима рабочего времени названных работников необходимо в том числе учитывать (п. 1.2 Особенностей режима рабочего времени педагогов):

- режим деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Такой режим может, например, предполагать круглосуточное пребывание обучающихся, пребывание их в течение определенного времени, сезона;

- продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, которые предусмотрены в Приложении N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601;

- объем фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), который устанавливается в соответствии с Порядком определения учебной нагрузки;

- время, необходимое для выполнения в рабочее время иных должностных обязанностей (в том числе воспитательной, научной, творческой работы, индивидуальной работы с обучающимися и пр.). Такие обязанности предусматриваются квалификационными характеристиками в зависимости от занимаемой работником должности;

- время, необходимое для выполнения педагогическими работниками дополнительной работы за дополнительную плату по соглашению сторон трудового договора.

 

4. Учет рабочего времени педагогических работников

 

Для учета рабочего времени педагогических работников используют следующие формы:

- унифицированную форму 0504421, утвержденную Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. Такую форму следует применять для учета рабочего времени педагогических работников государственных (муниципальных) учреждений, что следует из ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. п. 1, 2 Приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н;

- унифицированные формы N Т-12 или N Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, либо самостоятельно разработанные и утвержденные в организации формы - в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, т.е. не являющихся государственными или муниципальными учреждениями. Данные выводы следуют из ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, абз. 1 раздела "Табель учета рабочего времени" Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

 

Связанные вопросы

Комментарий об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов

Как заполнить табель учета рабочего времени

 

ВРЕМЯ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 

1. Предоставление педагогическим работникам выходных дней и перерывов в течение рабочего дня (смены)

 

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) и перерывы в течение рабочего дня (смены) предоставляются педагогическим работникам с учетом общих положений Трудового кодекса РФ (в частности, ст. ст. 108, 110, 111 ТК РФ), а также особенностей, установленных в отдельных нормативных правовых актах. Один из таких актов - Особенности режима рабочего времени педагогов. Этот документ распространяется, в частности, на педагогических работников, замещающих должности, поименованные в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678).

Так, например, с учетом ст. 100, абз. 1, 2, 4 ст. 107 ТК РФ, пп. "а" п. 1.2 названных Особенностей при определении режима рабочего времени и времени отдыха (включая выходные дни и перерывы в течение рабочего дня (смены)) таких работников необходимо учитывать режим деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность. Он может предусматривать в том числе круглосуточное пребывание обучающихся, пребывание их в течение определенного времени, сменность учебных занятий (пп. "а" п. 1.2 Особенностей режима рабочего времени педагогов).

При установлении данным работникам перерывов в течение рабочего дня (смены) необходимо иметь в виду, в частности, следующее.

По общему правилу педагогическим работникам в течение рабочего дня (смены) предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Это следует из ч. 1 ст. 108 ТК РФ и абз. 1 п. 1.5 Особенностей режима рабочего времени педагогов.

Согласно ч. 2 ст. 108 ТК РФ, абз. 1 п. 1.5 Особенностей режима рабочего времени педагогов время предоставления указанного перерыва, а также его конкретная продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. В этом случае они должны быть обеспечены возможностью приема пищи в течение рабочего времени одновременно с обучающимися (вместе с ними либо отдельно в специально отведенном для этой цели помещении). Такие выводы следуют из ч. 3 ст. 108 ТК РФ, абз. 2 п. 1.5 Особенностей режима рабочего времени педагогов.

При составлении графика работы педагогических работников следует учитывать, что перерывы в рабочем времени продолжительностью более двух часов подряд, не связанные с отдыхом и приемом пищи, не допускаются. Исключение составляют случаи, предусмотренные Особенностями режима рабочего времени педагогов (например, указанные в абз. 1 п. 3.2 данных Особенностей). Такие выводы следуют из абз. 1 п. 3.1, абз. 1 п. 3.2 указанных Особенностей.

Расписание занятий должно составляться так, чтобы не нарушалась непрерывная последовательность занятий и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для работников, ведущих преподавательскую работу, не являются рабочим временем в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся. Это следует из абз. 2 п. 3.1 Особенностей режима рабочего времени педагогов.

Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу (абз. 3 п. 3.1 Особенностей режима рабочего времени педагогов).

 

2. Какие отпуска предоставляются педагогическим работникам

 

2.1. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск педагогических работников

 

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ. Это следует из ст. 334 ТК РФ и п. 3 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании. Руководителям образовательных организаций, их заместителям, а также руководителям структурных подразделений указанных организаций и их заместителям данный отпуск предоставляется в том же порядке, что и педагогическим работникам. Это предусмотрено ч. 7 ст. 51 и ч. 4 ст. 52 Закона об образовании, п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 N 466.

В соответствии с Приложением к названному Постановлению продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска перечисленных категорий работников в зависимости от их должности, особенностей деятельности, а также вида образовательной организации составляет 42 или 56 календарных дней.

Необходимо отметить, что в упомянутом Постановлении не указано, в каких единицах предоставляются эти отпуска. Исходя из анализа ч. 2 ст. 115 ТК РФ можно сделать вывод о том, что продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, так же как и ежегодного основного оплачиваемого отпуска, определяется в календарных днях.

Руководствуясь указанной нормой, полагаем, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска и замена его части денежной компенсацией производятся в соответствии с общими правилами предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска и замены его части денежной компенсацией.

 

Связанные вопросы

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск

Замена отпуска денежной компенсацией

 

2.2. Длительный отпуск педагогических работников

 

Право педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы предусмотрено ст. 335 ТК РФ и п. 4 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании.

Правила и условия предоставления такого отпуска установлены в Порядке предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года, утвержденном Приказом Минобрнауки России от 31.05.2016 N 644 (далее - Порядок N 644) (п. 1 данного Порядка).

Так, согласно п. 2 Порядка N 644 право на указанный отпуск имеют педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.

Для предоставления длительного отпуска педагогическому работнику образовательная организация определяет продолжительность его непрерывной педагогической работы по записям в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов, которые подтверждают факт непрерывной педагоги<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...