Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Московской государственной юридической академии им. О.Е.Кутафина(МГЮА)

Научная статья

По теме:

Неполное соответствие некоторых норм процессуального законодательства конституции РФ. Тайна исповеди.

Студента 3 курса института права Университета им. О.Е.Кутафина(МГЮА)

Рокецкого Антона Андреевича

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук Сергеев Александр Леонидович. Доцент кафедры конституционного и муниципального права.

Московской государственной юридической академии им. О.Е.Кутафина(МГЮА)

 

 

Российская федерация, является многоконфессиональной и многонациональной страной. Согласно ст.28 Конституции Российской Федерации[1] «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

В России присутствуют, как авраамические религии (Христианство, Ислам, Иудаизм) так и индуистские религии (Буддизм, Индуизм). И законодатель защищает права и доктрины конфессий такими нормативными правовыми актами, как федеральный закон от 26.09.1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях»[2] и при помощи определенных статей в Гражданско- и Уголовно-процессуальных кодексах и Кодексе об административном судопроизводстве. Но в процессуальном законодательстве РФ, законодатель, запрещает использовать священнослужителей в качестве свидетелей п.4 ч.3 ст.56 УПК[3] РФ, п.3 ч.3 ст.69 ГПК[4] РФ и п.3 ч.3 ст.51 Кодекс административного судопроизводства РФ[5] «Не подлежат допросу в качестве свидетелей.... Священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди».

Для начала необходимо дать определение ряду определений

Священнослужитель - лицо, уполномоченное соответствующей религиозной организацией (объединением) на духовное, проповедническое служение[6].

Исповедь – признание своей вины в чем-либо и решением в дальнейшем не совершать подобные деяния нарушающие запреты конфессии к которой данное лицо себя относит. При чем исповедь характерна только авраамическим конфессиям:

 

· Иудаизм – виддуй

Вид исповеди который проводится без присутствия священнослужителя

· Ислам – тауба

Вид исповеди который проводится без присутствия священнослужителя

· Христианство – исповедь

Вид исповеди который происходит в присутствии священнослужителя и он принимает на себя тайну исповеди.

Тайна исповеди – самостоятельный вид охраняемый законом тайн, одна из гарантий свободы вероисповедания.

И здесь у нас возникает проблема. Согласно п.4 ч.3 ст.56 УПК РФ, п.3 ч.3, а так же ст.69 ГПК, п.3 ч.3 ст 61 Кодекса административного судопроизводства РФ, у нас императивный запрет на получение показаний от священнослужителя о сведениях ставших известных ему из исповеди, но согласно п.7 ст.3 Федерального закона от 26.09.1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»

«Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди». То есть законодатель подразумевает, что есть определенные исключения, когда священнослужитель может давать показания сопряженные с исповедью, но не несет ответственности за отказ от дачи таких показаний. Если посмотреть еще глубже то во внутренних церковных актах, Русской православной церкви, выделяются следущие положения.

1) «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» раздел IX: «Священнослужитель призван проявлять особую пастырскую чуткость в случаях, когда на исповеди ему становится известно о готовящемся преступлении. Без исключений и при любых обстоятельствах свято сохраняя тайну исповеди, пастырь одновременно обязан предпринять все возможные усилия для того, чтобы преступный умысел не осуществился. В первую очередь это касается опасности человекоубийства, особенно массовых жертв, возможных в случае совершения террористического акта или исполнения преступного приказа во время войны. Помня об одинаковой ценности души потенциального преступника и намеченной им жертвы, священнослужитель должен призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения. Если этот призыв не возымеет действия, пастырь может, заботясь о сохранности тайны имени исповедовавшегося и других обстоятельств, способных открыть его личность, — предупредить тех, чьей жизни угрожает опасность. В трудных случаях священнослужителю надлежит обращаться к епархиальному архиерею.»[7]

 

То есть священнослужитель вправе указать на объект, объективную и субъективную сторону состава преступления, но только не раскрывая субъект преступления.

2) Номоконон ст.120 «Духовныи отец, аще кому грех исповесть исповедавшагося. имать епитемию, три лета да есть празден, токмо да причащается в месяц единою, и да творит на всяк день поклонов сто. гражданскии же закон глаголет. ископати язык сзади сицевому.»[8]

Согласно данному положения священнослужитель будет лишен своего религиозного статуса на срок в 3 года и ограничен в праве участия в религиозных ритуалах.

В католицизме так же присутствует тайна исповеди, но в ряде определенных случаях традициями и кодексом канонического права, при исповеди может присутствовать дополнительное лицо – Переводчик.

1) Кодекс канонического права, каноны Кан. 983 «§ 1. Тайна исповеди нерушима; поэтому духовнику строжайшим образом запрещается выдавать кающегося словами или каким-либо иным способом и по какой бы то ни было причине. § 2. Хранить тайну обязан также и переводчик, если таковой наличествовал, ивсе прочие лица, тем или иным образомузнавшие о грехах из исповеди.» Кан. 990«– Никому не запрещается исповедоваться с помощью переводчика, однако здесь следует избегать злоупотреблений и соблазнов, причём остаётся в силе предписание кан. 983, § 2»[9]

Из данных канонов следует, что при исповеди может присутствовать переводчик и на него также накладывается тайна исповеди.

Но переводчик не является священнослужителем и он не охраняется нормами процессуального права. То есть за отказ переводчика от дачи показаний по уголовному, гражданскому либо административному делу к нему применяются нормы уголовного закона, а именно за отказ от дачи показаний ст. 308 УК РФ, либо если переводчик решит не раскрывать тайну исповеди и даст ложные показания чтобы сохранить в тайне то что стало известно из исповеди к переводчику будет применена ст.307 УК РФ, где в ч.2 данной статьи максимальное предусмотренное наказания за дачу заведомо ложных сведений по тяжким и особо тяжким преступлениям, составляет до 5 лет лишения свободы.

В иудаизме и исламе отсутствует исповедь при священнослужителе, но в иудаизме накладывается запрет на передачу информацию, которую прихожанин услышал или получил внутри общины. Данные традиции и устои прописанные в основных религиозных книгах.

То есть равин на равне с прихожанином не имеет права раскрыть кому-либо информацию которая стала известна ему внутри прихода, что тоже можно считать определенной религиозной тайной. И так же как и в случае с переводчиком при исповеди в католицизме к данным лицам в связи с их религиозными взглядами, за отказ от дачи показаний либо дача заведомо ложных показаний с целью скрыть религиозную тайну в соответствии с правилами и устоями их конфессии к ним будет применяться соответствующие нормы уголовного закона.

Все выше изложенное является явным противоречием п.2 ст.6 «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.», п.2 ст.19 «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.», а так же затрагивает ст.28 конституции РФ так как в связи со своими религиозными убеждениями не все лица обладают равными правами и свободами.

Анализируя приведенные мной доводы мы приходим к выводу, что данные нормы хоть и защищают религиозную тайну, но они охраняют ее не полностью и в ряде случаях религиозные убеждения гражданин РФ могут быть ущемлены федеральным законодательством. Что является явным несоответствием п.1 ст.15 конституции РФ «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Из всего выше изложенного, возникает предложение по изменению данных норм с формулировки. ч п.4 ч.3 ст.56 УПК РФ, п.3 ч.3, ст.69 ГПК, п.3 ч.3 ст 61 Кодекса административного судопроизводства РФ.

«Не подлежат допросу в качестве свидетелей:...

... священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, - об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди»

На формулировку

«Не подлежат допросу в качестве свидетелей:..

...Лица, являющиеся последователем религиозной организации, прошедшей государственную регистрацию - о сведениях на которые наложена религиозная тайна исповедуемой им религии.»

Данное положение должно более широко защищать право и свободу граждан на свободу совести, иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, а так же должно устранить несоответствие федерального законодательства и Конституции РФ.

 


[1] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/f703218d9357338507052de484404828b3da468e/

[2] Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях" http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201193#0

[3] "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ

(ред. от 06.07.2016) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/2d6f437c5056bf106c05fef784cec9ee15521d7c/

[4] ”Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации” от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. От 03.07.2016)

Изд.Проспект стр.29

[5] "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016)http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/c51176f2f4cb761163a0afc2657874043e840e02/

[6] "Модельный закон о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях (объединениях)" Принят в г. Санкт-Петербурге 28.11.2014 Постановлением 41-22 на 41-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ

[7] http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html

[8] «Ученыя записка императорскаго Московскаго университета» вып.14 изд.типография Г.Лиссенера и А.Гешеля. 1897 г. стр.245-247

[9] Кодекс Канонического права http://www.vatican.va/archive/cod-iuris-canonici/russian/codex-iuris-canonici_russian.pdf стр.386-387

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...