Система и источники административного права. Соотношение административного права с другими отраслями российского права.
Понятие и признаки государственного управления. Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих политических процедур. В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления: · правовой подход; · политический подход; · управленческий подход. Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции. Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп. Согласно управленческому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (англ. public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».
Признаки государственного управления. 1. Решение, оформленное в форме нормативного правового акта: Конституции, закона и т. п.; 2. Решение, оформленное в форме ненормативного правового акта, действия (бездействия), принятое в соответствии с нормативным правовым актом; 3. Решение, оформленное в форме ненормативного правового акта, во исполнение которого принимается решение первого вида.
Исполнительная власть: понятие, признаки и соотношение с государственным управлением. Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Структура: · Министерства России; · Федеральные службы; · Федеральные агентства. Региональные органы · Министерства; · Комитеты Органы:
Признаки: · является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти; · является проводником государственной политики в жизнь; · подзаконна по своему характеру и задачам; · объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти; · её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер; · является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
Функции: · подзаконодательное регулирование; · осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества; · административное правоприменение; · осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации; · административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил; · охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества; · информационное обеспечение органов государственной власти
Понятие и предмет административного права. Административное право — совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления.
Функции: 1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти. 2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству. 3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права. 4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления. 5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений. Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.
Система и источники административного права. Соотношение административного права с другими отраслями российского права.
Система административного права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты. Система административного права как отрасли права: · Общая часть · Предмет · Формы и методы · Субъекты административного права · Ответственность по административному праву · Административный процесс · Особенная часть · Экономическая сфера · Социально-культурная сфера · Административно-политическая сфера · Межотраслевая В наши дни существует идея кодификации административного права, куда вошли бы следующие разделы: 1. Общая часть 1. Основные начала административного законодательства 2. Государственная служба 3. Государственные органы (федерального, регионального, местного уровня) 4. Исполнительно-распорядительная деятельность (административное регулирование, административный акт, административный договор, административный надзор, право обращения в государственные и муниципальные органы) 5. Специальные административно-правовые режимы (чрезвычайного положения, военного положения, особого положения) 2. Особенная часть. Исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти 1. Подчинённых Президенту 1. Оборона 2. Государственная безопасность 3. Внутренние дела 4. Иностранные дела 5. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации 6. Юстиция 2. Подчинённых Правительству 1. Экономика 2. Финансы 3. Здравоохранение 4. Образование 5. Транспорт 6. Связь и информация 7. Культура, спорт, туризм 8. Социальная сфера 3. Прочей подчинённости 1. Счётная палата 2. ЦБ 3. Специальная часть. Право индивидуальных субъектов 1. Физические лица 1. Граждане РФ 2. Иностранные граждане 3. Лица с двойным гражданством 4. Беженцы 5. Вынужденные переселенцы 6. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности 7. Вынужденные мигранты
2. Негосударственные (неправительственные) организации 1. Общественные объединения 2. Религиозные объединения 3. Международные организации. 3. Административная ответственность
Источники:
На федеральном уровне: 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации — России 2. Конституция России 3. Постановления Конституционного Суда России 4. Федеральные конституционные законы 5. Федеральные законы, включая законы России и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства России 6. Нормативные указы Президента России 7. Нормативные акты палат Федерального Собрания России 8. Нормативные постановления Правительства России 9. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)[3] 10. Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк России) На региональном уровне: 1. Конституции (уставы) субъектов России 2. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов России 3. Законы субъектов России 4. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов России 5. Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов России 6. Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов России 7. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов России отраслевой и функциональной компетенции На муниципальном (местном) уровне: 1. Уставы муниципальных образований 2. Нормативные акты представительных органов муниципального образования 3. Нормативные акты главы муниципального образования 4. Нормативные акты местной администрации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|