Опозиции России на 64-й сессии Генерельной Ассамблеи ООН
1. Основная задача 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоит в дальнейшей консолидации многосторонних начал в мировой политике. Россия последовательно выступает за всемерное укрепление роли ООН в формирующейся многополюсной системе международных отношений. Глобальный финансово-экономический кризис, повышение уровня конфликтогенности в ряде регионов мира, продовольственные и климатические вызовы делают востребованным согласование коллективных позиций при решении этих острых проблем под эгидой ООН. 2. Россия выступает за строгое соблюдение уставных прерогатив СБ ООН как главного органа, ответственного за поддержание международного мира и безопасности. При этом исходим из того, что потенциал ООН в этой сфере следует укреплять за счет более эффективного взаимодействия с региональными и субрегиональными партнерами в соответствии с Главой VIII Устава ООН. 3. Разделяем мнение других государств-членов относительно необходимости реформирования СБ ООН. Цель таких преобразований видим в укреплении центральной роли и повышении эффективности этого органа на основе усиления представленности в нем, прежде всего развивающихся государств. Как показывает ход межправительственных переговоров по реформе Совета Безопасности, на данном этапе ни одна из официально выдвинутых моделей реформирования Совета не пользуется широкой поддержкой. В этих условиях сдвинуть с "мертвой точки" дискуссию о реформировании Совета могла бы "промежуточная модель", которая предусматривает увеличение состава СБ только в категории непостоянных членов с более длительными сроками пребывания в Совете и с возможностью их последующего переизбрания. Однако при любом варианте расширения СБ нынешние прерогативы его постоянных членов, включая право вето, должны оставаться без изменений. Выступая в пользу достижения возможно более широкого консенсуса по реформированию СБ, считаем неприемлемым навязывание каких-либо решений через голосование в Генеральной Ассамблее ООН или установление искусственных сроков для принятия такого решения.
4. Российская Федерация уделяет приоритетное значение сотрудничеству с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Являясь членом ЮНЕСКО с 1954 года, Россия всемерно содействовала укреплению международной роли этой Организации, активно участвовала в реализации ее программных целей и многочисленных многосторонних проектов. Российская Федерация выступает за дальнейшее развитие Организации, превращение ее в действенный инструмент в рамках выполнения Целей развития ООН. В этой связи наша страна приняла решение о выдвижении заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Александра Яковенко для избрания на пост Генерального директора ЮНЕСКО на выборах в ходе 35-й сессии Генеральной конференции Организации в октябре с.г. Убеждены, что избрание российского кандидата будет способствовать повышению эффективности использования интеллектуально-культурного потенциала Организации в интересах всех стран мира. 5. Россия продолжает исходить из противоправности одностороннего провозглашения независимости (ОПН) Косово. Ожидаем объективного заключения Международного Суда на этот счет по запросу Генеральной Ассамблеи ООН. Как показало время, ОПН не способствовало решению ключевых проблем Косово. Ситуация в крае далека от стабильности, нет подвижек в примирениисербской и албанской общин. Косово фактически разделено по национальному признаку. Сохраняется потенциал возобновления межэтнического насилия. Квазигосударство остается нежизнеспособным образованием, не способным самостоятельно функционировать. Убеждены в том, что Совет Безопасности ООН и Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) должны продолжать держать под плотным контролем косовские процессы.
6. Рассматриваем вводимые по решению ООН санкции как один из важных инструментов достижения политико-дипломатического урегулирования конфликтных ситуаций. При этом исключительная прерогатива в принятии принудительных мер должна оставаться за Советом Безопасности ООН. Санкции необходимо вводить осмотрительно и использовать максимально адресно. Они не должны выходить за рамки соответствующих резолюций СБ и не должны быть предметом широкого и произвольного юридического толкования. Недопустимо принятие мер, способных привести к ухудшению социально-экономического положения широких слоев населения. 7. Будем решительно отстаивать в ООН наш подход относительно недопустимости искажения истории и пересмотра итогов Второй мировой войны. Это особенно важно с учетом проведения 64-й сессии ГА в год 65-летия Победы во Второй мировой войне. В русле этих усилий, а также в рамках борьбы с любыми формами и проявлениями расизма, дискриминации и ксенофобии Россия вновь внесет в Генассамблее проект традиционной резолюции "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости". Надеемся, что те делегации, которые ранее не поддержали эту инициативу, присоединятся к широкому кругу стран, выступающих против героизации нацистских военных преступников и противодействующих реваншистским тенденциям в мире. 8. В области социального развития Россия поддерживает дальнейшую выработку конкретных практических шагов по реализации странами концепции "глобального партнерства", заложенной в Декларации тысячелетия, Монтеррейском консенсусе, решениях Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития и 24-й спецсессии Генассамблеи. Комиссия социального развития остается главным координирующим органом в системе ООН по проблематике старения населения, обеспечения равных возможностей для инвалидов, укрепления роли семьи и улучшения положения молодежи.
9. Безусловный приоритет социально-экономической повестки дня сессии – работа по реализации решений Конференции ООН по Глобальному финансово-экономическому кризису и его последствиям для развития (Нью-Йорк, 24-26 июня). Исходим из того, что Конференция закладывает надлежащие предпосылки для формирования прочной политической основы в целях эффективной реализации согласованных, в том числе в формате "Группы двадцати", антикризисных мер, а также дальнейших усилий по перестройке глобальной финансово-экономической архитектуры на основе принципов многосторонности. 10. В ходе предстоящей сессии ГА ООН настроены на продуктивную работу по выявлению дополнительных возможностей финансирования развития. Считаем принципиально важным сохранить наметившиеся в последние годы поступательные тенденции в этом вопросе и обеспечить адекватное финансовое содействие бедным странам в условиях кризиса. Несмотря на негативное воздействие мирового кризиса на финансово-экономическую ситуацию в нашей стране мы подтверждаем свои обязательства по оказанию помощи нуждающимся странам. В качестве одного из приоритетов российского содействия международному развитию рассматриваем укрепление региональных фондов и механизмов финансирования экономического развития и преодоления кризисов, в частности на пространстве ЕврАзЭС. Взнос России в антикризисный Фонд Евразийского экономического сообщества составит 7,5 млрд. долл. США. 11. При рассмотрении проекта бюджета ООН на 2010-2011 гг. будем исходить из необходимости сдерживания роста расходов Организации. Любые дополнительные потребности в ресурсах должны быть четко обоснованы с точки зрения достижения конкретных результатов. В связи со стремительным ростом запрашиваемых Секретариатом ресурсов на финансирование миротворческой деятельности ООН полагаем целесообразным добиваться разумной экономии средств, строгого соблюдения процедур по представлению бюджетных предложений и их четкого обоснования.
Всего таких позиций 45 я представил самые интересные и важные для рассмотрения моего вопроса. Право вето в Совете Безопасности ООН — право вето, которым обладают только пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (СБ): Великобритания, Китай, Россия, США и Франция. Право вето позволяет постоянным членам СБ отвергать проект любой содержательной резолюции ООН, вне зависимости от уровня поддержки, которой пользуется данный проект. Право вето не распространяется на голосования по процедурным вопросам. Вето считается наложенным, если какой-либо из постоянных членов подает голос «против» той или иной резолюции. Воздержание от голосования не считается наложением вето[1]. Устав ООН не содержит прямых упоминаний о праве вето. Однако п. 3 статьи 27 Устава определяет, что решения по всем вопросам, кроме процедурных, считаются принятыми, если за них поданы «совпадающие голоса всех постоянных членов Совета»[2]. Следовательно, голос постоянного члена Совета, поданный против рассматриваемого решения, является в сущности наложением вето. Цель механизма вето (как и постоянных членов Совета Безопасности) состоит в том, чтобы предотвратить действия ООН против интересов членов-основателей с учётом уроков Лиги Наций, где вето имел каждый член Совета и где отсутствие учёта консенсуса стран, без согласия между которыми практическое достижение безопасности невозможно, привело к неработоспособности организации[3]. Вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности рассматривался на конференции четырёх держав — Великобритания, Китай, СССР и США — в Думбартон-Оксе, проходившей с 21 августа по 7 октября 1944. За основу обсуждения был принят проект, подготовленный США, в котором предусматривалось обязательное единогласие всех постоянных членов Совета при принятии решений, касающихся поддержания международного мира и безопасности. США настаивали на своём проекте и соглашались войти во вновь учреждаемую организацию лишь при условии действия правила единогласия постоянных членов Совета. На конференции принцип единогласия был одобрен, но часть разногласий осталась непреодолённой[4]. В дальнейшем правительство США подготовило новый проект положений о процедуре голосования в СБ. Проект, впоследствии получивший наименование «ялтинская формула», был рассмотрен и одобрен тремя державами на Ялтинской (Крымской) конференции союзных держав (4—11 февраля 1945). В итоговом протоколе работы конференции были зафиксированы принятые на ней предложения для подготовки Устава Всеобщей Международной Организации, предусматривающие в частности следующее[5]:
1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. 2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры принимаются большинством в семь голосов членов. 3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам принимаются большинством в семь голосов членов, включая совпадающие голоса постоянных членов, причём сторона, участвующая в споре, воздерживается от голосования при принятии решений… Окончательный текст Устава ООН был принят на Сан-Францисской конференции 50 государств, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года. Вопрос о праве держав «большой пятерки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности вызвал на конференции наиболее острые и длительные прения[6]. В частности, малые страны опасались, что в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов СБ Совет не сможет принимать надлежащие решения. В общей сложности к четырём державам-инициаторам конференции были обращены 23 вопроса, касающиеся применения права вето. Разъяснения были представлены 7 июня 1945 года в Декларации делегаций четырёх приглашающих правительств, к которой присоединилась также и Франция[прим. 1]. В итоге малые страны сняли свои возражения, и Конференция Объединенных Наций приняла текст статьи 27 Устава ООН, в основу которой были положены решения Ялтинской конференции[4][6]. Действующая в настоящее время статья 27 Устава ООН сформулирована в следующем виде[2]: 1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. 2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. 3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании Главы VI и на основании пункта 3 статьи 52. Современный вид статья 27 приняла после того, как 17 декабря 1963 года Генеральная Ассамблея приняла поправки, вступившие в силу 31 августа 1965 года. До внесения поправок решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считались принятыми, когда за них поданы голоса семи членов, и по всем другим вопросам — когда за них поданы голоса семи членов, включая совпадающие голоса пяти постоянных членов Совета Безопасности[7]. Великобритания [править | править вики-текст] Лондон воспользовался своим правом вето 32 раза, причем в 23 случаях одновременно с США и в 14 — с Францией. В последний раз это произошло в 1989 году, когда Великобритания и Франция заблокировали резолюцию с осуждением вмешательства США во внутренние дела Панамы. В одностороннем порядке Лондон использовал право вето в семи случаях[9]. Китай (КНР и Тайвань) [править | править вики-текст] Основная статья: Китай и ООН С 1946 по 1971 место Китая в Совете безопасности принадлежало не КНР, а Китайской Республике (КР), с 1949 года расположенной на Тайване. Эта делегация наложило вето лишь один раз — в 1955 г., возражая против вступления в ООН Монголии, поскольку КР считала Монголию частью Китая. Вето было снято лишь в 1960 г. после того, как СССР пригрозил заблокировать принятие в ООН всех новых независимых стран Африки. Китайская Республика сняла вето, но выразила протест. В 1971 место Китайской Республики в ООН было передано КНР (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758). В 1972 году КНР наложила вето, возражая против принятия в ООН Бангладеш. Всего с момента вступления в Совет безопасности по июль 2015 КНР использовала право вето 9 раз[10]: · 2014 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с РФ) · 2012 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с РФ) · 2012 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с РФ) · 2011 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с РФ)[прим. 2]. · 2008 — Мир и безопасность в Африке [Зимбабве] (совместно с РФ) · 2007 — Положение в Мьянме (совместно с РФ) · 1999 — Положение в Македонии · 1997 — Центральная Америка, усилия по установлению мира · 1972 — Приём новых членов ООН (Бангладеш) СССР/Россия [править | править вики-текст] В начальный период деятельности ООН представитель СССР В. М. Молотов настолько часто прибегал к праву вето, что стал известен как «господин Вето»[11]. По статистике, за первые 10 лет существования ООН СССР накладывал вето 79 раз, что составило половину всех наложенных запретов. В частности, Молотов регулярно запрещал принятие в ООН новых членов, поскольку США отказывались принять все советские республики в качестве самостоятельных членов ООН[12][прим. 3]. Начиная с 1970-х годов вследствие увеличения числа стран, которые поддерживали позицию СССР, применение вето стало редким. После того, как Россия в 1991 году заняла в Совете Безопасности место, ранее принадлежавшее СССР, она прибегала к использованию права вето в общей сложности 13 раз[прим. 4][13]: · 2015 — Письмо Постоянного представителя Украины при ООН от 28 февраля 2014 года на имя Председателя СБ · 2015 — Ситуация в Боснии и Герцеговине · 2014 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с Китаем) · 2014 — Письмо Постоянного представителя Украины при ООН от 28 февраля 2014 года на имя Председателя СБ · 2012 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с Китаем) · 2012 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с Китаем) · 2011 — Положение на Ближнем Востоке [Сирия] (совместно с Китаем) · 2009 — Положение в Грузии · 2008 — Мир и безопасность в Африке [Зимбабве] (совместно с Китаем) · 2007 — Положение в Мьянме (совместно с Китаем) · 2004 — Положение на Кипре · 1994 — Ситуация в Республике Босния и Герцеговина · 1993 — Положение на Кипре США [править | править вики-текст] С 1970 по 2011 год США использовали право вето 79 раз[14]. Франция [править | править вики-текст] После 1989 года Франция не использовала право вето ни разу[15].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|