Существующие классификации морфем: корни и аффиксы, типы аффиксов по отношению к корню. Трансфикс, конфикс, инфикс, интерфикс.
Основы языкознания Вопросы и задания к практическим занятиям (для студентов I курса факультета иностранных языков)
Омск 2013
Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Основы языкознания Вопросы и задания к практическим занятиям (для студентов I курса факультета иностранных языков)
Издание ОМГУ Омск 2013 Основы языкознания: вопросы и задания к практическим занятиям (для студентов I курса факультета иностранных языков) / Сост.: В.П. Завальников. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2013. 49 с.
Пособие предназначено помочь студентам систематично и детально изучить курс «Основы языкознания», познакомиться с базовыми лингвистическими понятиями и категориями, приобрести навыки начального лингвистического анализа, подготовиться к экзамену, выполнив ряд самостоятельных работ. Содержание всех заданий, их последовательность соответствуют программе по курсу «Основы языкознания». Часть упражнений подготовлена автором разработки, также были использованы упражнения из существующих сборников и методических пособий: Введение в языкознание: задания к практическим занятиям для студентов филологического факультета (специальность «русский язык и литература») / Сост. О.С. Иссерс и Б.И. Осипов. Омск, 1994. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1977. Норман Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Минск, 1989.
© Омский госуниверситет, 2013
Занятие № 1 Тема: Введение. Общие сведения о языке.
Расы. Этносы. Языки. 1. О чем свидетельствует синкретизм (совпадение) значений ‘ язык ’ и ‘ народ ’ в слове язык в старославянском, финно-угорских, турецком и некоторых других языках? (Ср. притча во языцех). Задумайтесь в этой связи над этимологией (происхождением) слов немец и варвар.
2. Что древнее: расы или языки? Существует ли связь между ними? 3. Прокомментируйте следующие данные: на Земле 2,5-5 тыс. языков, а разных народов около 1 тыс. Носители следующих диалектов не понимают друг друга: нижнесаксонского и баварского в немецком языке, закарпатского и харьковского в украинском языке, южного и северного в китайском языке; однако без переводчика общаются все тюрки, финны – эстонцы, датчане – норвежцы, сербы – хорваты. 4. Что объединяет следующие группы языков? – английский, арабский, китайский, русский, испанский, французский; – португальский в Бразилии, испанский в Мексике, шведский в Финляндии, английский в Нигерии, французский в Камеруне; – пенджаби и урду в Индии, русский на востоке Украины; – старославянский, скифский, готский, полабский, хазарский; – эсперанто, волапюк, идо, интерлингва, окциденталь.
Язык как исторически изменяющееся явление. Формы существования языка. Теории происхождения языка. Причины языковых изменений 5. Определите, по каким причинам в современном русском языке появились следующие слова: плеер, автоответчик, подписант, СНГ, СПИД, тусовка? 6. Даны слова итальянского языка. Попробуйте, не обращаясь к словарю, определить, что они значат. Как объяснить сходство некоторых итальянских слов с русскими? la fabbrica, curioso, tecnico, la tragedia, il cioccolato, la famiglia. 7. Определите формы существования языка у следующих русских слов со значением «человек, просящий милостыню»: - жебрак, клянчуга, милостяга; - бомж, ханыга; - алюсник, кондуктор, мамка; - нищий. 7. Какие исторические изменения произошли в следующих словах, если известно, что они родственны словам, приводимым в скобках? Мещанин (место), кудесник (чудо), кольчуга (кольцо), кладбище (класть), грыжа (грызть), дуло (дуть).
8. Дайте объяснение следующим фактам, встречающимся в русской разговорной речи. Как вы считаете, «ухудшают» или «улучшают» эти новообразования общую систему? Махаю (вместо машу), с обоих сторон (вместо с обеих), ухами (вместо ушами), грузинов (вместо грузин), мечт (родительный падеж множественного числа слова мечта). 9. Местоимение все и никто – антонимы. Придумайте такую ситуацию, в которой они оказались бы синонимичными. 10. Чем можно объяснить сходство ряда языков? – лат. – рус.: frater – брат, fero –беру, fiber – бобер, nebula – небо; – рус. школа, англ. school, нем. schule, венг. iskola, турец. jkul; – рус. журавль «колодец», франц. grue «журавль, подъемный кран», венг. daru «журавль, подъемный кран». 11. Объясните, почему в болгарском языке слова шейна «сани», панталон «брюки», ножица «ножницы» – существительные единственного числа. 12. Из русского языка исчезли слова деверь, уй, шурин, но появились братан, мамаша, папаша (в качестве фамильярных обращений)и т. п. Литература: 1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 2. 2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 1, 5, 6. 3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 4. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996. 5. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004.
Занятие №2 Тема: Язык как важнейшее средство человеческого общения. Теоретическая часть: 1.Понятие о языке. Языки искусственные и естественные. 2.Назвать и охарактеризовать основные функции языка (коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная, фатическая, регулятивная, экспрессивная и др.). Структура речевого акта. 3.Соотношение языка и речи как одно из ключевых в лингвистике. Антиномии языка и речи. Практическая часть: 1.Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях: · «Я изучил науку расставанья в простоволосых жалобах ночных» (О. Мандельштам) · «Равносторонний прямоугольник называется квадратом» (из учебника геометрии) · «Здравствуйте, меня зовут Иван Петрович!» (учитель, входя в класс) · «Учет» (табличка на двери магазина) 2.Прокомментируйте следующий диалог двух персонажей романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». Какие языковые функции «не срабатывают»?
–... А вот если подойдёт к тебе человек и спросит: «Парле ву франсе?» – ты, что подумаешь? – Ничего не подумаю, возьму да и тресну по башке. 3.Какие функции языка вступают в противоречие в следующем высказывании: «Играй же на разрыв аорты с кошачьей головой во рту. Три черта было – ты четвертый, последний чудный черт в цвету» (О. Мандельштам). 4.Существует неписаное правило, которого придерживаются студенты при подготовке к экзаменам: «Не понимаешь сам – объясни товарищу». Как можно объяснить действие этого правила применительно к языковым функциям? 5.Прокомментируйте следующую информацию: подчинительные союзы во всех языках появляются гораздо позже сочинительных. С чем это связано? Какое отношение это имеет к функциям языка? 6.В 1 в. до н.э. Древний Рим подчинил Грецию, однако не латынь повлияла на греческий, а наоборот. Чем это можно объяснить? О каких функциях языка можно говорить в данном случае? 7.Прокомментируйте следующие диалоги с точки зрения структуры речевого акта. Что способствует правильной интерпретации данных вопросов и ответов? «У вас спички есть?» – «Не курю». «Вы уже ложитесь?» – «Читайте, Вы мне не мешаете». «Где Петров?» – «Сейчас будет». 8.Ниже приводятся, казалось бы, совершенно однотипные высказывания. Однако коммуникативные задачи этих фраз заметно различаются. Попытайтесь восстановить более широкий контекст, определите речевой жанр высказываний (просьба, упрек, приказ и т.п.), спрогнозируйте ответную реакцию слушающего: У тебя часы есть? У тебя карандаш есть? У тебя брат есть? У тебя совесть есть? 9.В лингвистике известен феномен так называемых окказиональных слов (индивидуально-авторских неологизмов). Причём они создаются не только писателями, но и обычными людьми в обычных бытовых ситуациях. К сфере языка или речи относятся такие слова и какое свойство языка/речи они демонстрируют? Приведите соответствующие примеры. 10.Метафора может быть как явлением языка, так и явлением речи. Метафоры языка: нос (корабля), ручка (кресла), лист (бумаги) и т.п. Приведите примеры метафор речи (из газет, художественной литературы, разговорной речи).
11. В чем, по вашему мнению, заключатся когнитивная и экспрессивная функции метафоры? Прокомментируйте следующее образное определение языка: ЯЗЫК – ЭТО «КЛАДБИЩЕ» МЕТАФОР. Возможна ли подобная интерпретация метафор речи?
Литература: 1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2002. Гл.2 2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл.1. §1. 3. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. С. 64-91. 4. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Ст. Функции языка, Язык, Речь.
Занятие №3 Тема: Семиотический аспект лингвистики. Язык как система. Теоретическая часть: 1. Семиотика. Понятие о знаке. Виды знаковых систем. 2. Свойства знака (преднамеренность, двусторонность, конвенциональность, обусловленность системой). Особенности языкового знака (универсальность языка, закон асимметрии языкового знака). Понятие о нулевом знаке. 3. Понятие языковой системы. Основные свойства системы (дискретность, упорядоченность, целостность). Соотношение системы и структуры языка. Разновидности систем: гетерогенные и гомогенные системы. 4. Основные уровни языка (фонетика, морфология, лексика, синтаксис). Единицы языка и речи. Виды внутрисистемных отношений в языке: иерархические отношения; понятие изоморфизма: вариантные, парадигматические, синтагматические отношения, отношения манифестации. Практическая часть: 1. Можно ли считать знаками следующие предметы, ответ аргументируйте: а) денежные купюры, б) красные туфли, в) номерок в гардеробе, г) кольцо на пальце, д) фотографию? 2. Сравните содержание оценки «удовлетворительно» в разных системах: а ) в четырехбалльной системе вузовских оценок по предмету; б) в двухбалльной системе оценки выборного органа («удовлетворительно» – «неудовлетворительно»). На какое свойство языкового знака это указывает? От чего зависит значение слова? 3. Какое свойство языкового знака демонстрирует следующее противопоставление: рус. время, англ. time, нем. Zeit, фр. temps? 4. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: коса (женская) – коса (песчаная), пол (биологический) – пол (в доме)? 5. Какие из высказываний с позиций системного подхода к языку являются правильными? а) слова состоят из звуков; б) предложения состоят из слов; в) слова состоят из морфем; г) морфемы состоят из фонем; д) морфемы состоят из звуков. 6. Заполните пропуск предложенными вариантами. Что обеспечивает возможный выбор вариантов? Что ограничивает возможную сочетаемость? Я съел тарелку горячей … (похлебка, суп, солянка, окрошка, чай).
7. Прокомментируйте следующее высказывание: «Язык системен – речь асистемна». Согласны ли вы с ним?
Литература: 1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл.1 § 2. 2. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. С.7-63. 3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Ст. Семиотика, Система языковая.
Занятие №4 Тема: История античного и средневекового языкознания (коллоквиум)
Необходимо подготовить сообщения (5-7 минут) по нижеследующим темам.
1. Языкознание Древней Греции. Философское осмысление языка: тезеисты и фюзеисты. Грамматическое учение: аномалисты и аналогисты. Александрийская грамматика. 2. Проблемы философии языка в патристике (2--8 вв.): происхождение языка, функции языка и др. 3. Становление письменности на родных языках в западноевропейском культурном ареале. Первоначальные формы письма: руническое письмо у германских народов (Скандинавия, Германия, Англия), огамическое письмо у ирландцев и др. Формирование письменности на латинской основе (Ирландия, Дания, Чехия, Англия, Германия, Франция, Италия и др.). 4. Всеобщая грамматика Пор-Рояля. 5. Теории происхождения языка (Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. Лейбниц, И. Гердер и др.) 6. Философия языка в трудах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Г. Лейбница и др.
Литература: 1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998. 2. Амирова, Т.А., Б.А. Ольховников, Ю.В. Рождественский. История лингвистики. М.2000. 3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. (ст. руническое письмо, огамическое письмо, германские языки, происхождение языка, универсальная грамматика). 4. Сусов И.П. История языкознания. Тверь, 1999. (есть в Интернете). Занятие №5 Тема: История языкознания XIX – первой половины XX вв. (коллоквиум)
Необходимо подготовить сообщения (5-7 минут) по нижеследующим темам. 1. Лингвистическая концепция В. Фон Гумбольдта. Язык как «дух народа». Системный подход к языку. Знаковый характер языка. Разграничение языка и речи. Учение о языковых антиномиях. 2. Общее и сравнительно-историческое языкознание в Западной Европе. Основатели западноевропейского компаративизма Я. Гримм, Р. Раск, Ф. Бопп. 3. Сравнительно-историческая проблематика в работах А. Шлейхера. Натуралистическая концепция. Генеалогическая классификация. 4. Расцвет компаративизма в России (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский и др.). 5. Психологическое языкознание. Младограмматическая школа. Учение о звуковых законах и аналогии как факторах развития языка. Грамматическое учение младограмматиков. 6. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Теория языка и речи. Речевая деятельность. Язык как система. Учение о лингвистическом знаке. Противопоставление синхронии и диахронии. Разграничение внешней и внутренней лингвистики. 7. Предпосылки возникновения структурализма. Основные направления структурализма. Пражский лингвистический кружок. Глоссематика (датский структурализм). Американская дескриптивная лингвистика.
Литература: 1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998. 2. Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. История лингвистики. М.2000. 3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. (ст. руническое письмо, огамическое письмо, германские языки, происхождение языка, универсальная грамматика). 4. Сусов И.П. История языкознания. Тверь, 1999. (есть в Интернете). Занятие №6 Тема: Фонетика.Аспекты изучения звуков. Универсальная классификация звуков Теоретическая часть: 1. Определите следующие понятия «звук», «гласный», «сонант», «согласный». 2. Акустический (физический) аспект фонетики. Основные акустические характеристики звуков: тон, шум, тембр, высота (частота), длительность, сила. 3. Физиологический (артикуляционный) аспект фонетики. Устройство речевого аппарата. Активные и пассивные органы речи. 4. Классификации звуков речи. – гласные: ряд, подъем, лабиализация, долгота/краткость, напряженность, назальность и группы гласных по этим признакам. – согласные: место образования и группы согласных по этому признаку; способ образования и группы согласных по этому признаку; участие голоса и группы согласных по этому признаку. 5. Артикуляция звука. Экскурсия, выдержка, рекурсия. Понятие основной и дополнительной артикуляции. Виды дополнительной артикуляции: палатализация, назализация, аспирация, лабиализация, веляризация и др. Практическая часть 1. Определите согласные звуки по следующим признакам: а) губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий; б) заднеязычный, щелевой, глухой, твердый; в) переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый; г) переднеязычный, взрывной, зубной, глухой, мягкий; д) переднеязычный, небный, фрикативный, звонкий; е) сонорный переднеязычный, альвеолярный, дрожащий, мягкий; з) переднеязычный, зубной, аффриката, глухой. 2. Определите гласные звуки по следующим признакам: а) заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный; б) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный; в) среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный; г) переднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный; д) задний ряд, средний подъем, носовой, лабиализованный; е) средний ряд, средний подъем, лабиализованный. 3. Определите, какие получатся слова, если: а) в словах год, вон, голос, бар, злой, жить первый согласный произнести без участия голосовых связок; б) в словах боль, било, бел, байка, дам, дочка первый согласный произнести с участием небной занавески; в) в словах мать, рад, томный, сок, бодро, тук, лук первый согласный произнести с участием средней части спинки языка (поднимающейся к твердому небу); г) в словах корь, дуб, тень, тело, крен, панты первый согласный произнести как щелевой, а не как смычный. 4. Дайте полную артикуляционную характеристику следующим звукам: [d], [z], [m], [h], [n], [b], [а], [∧], [е] [о]. 5. Сравните произношения иноязычных и схожих по звучанию русских слов. Опишите артикуляционные различия. Англ. pick – пик; time – тайм, what – вот. Нем. Tisch – тишь, rot – рот, wenig – веник. Франц. côte – кот; mal – мал; net – нет 6. Затранскрибируйте предложение и опишите артикуляционные характеристики выделенных звуков: По с и ним вол н ам о к еана, лишь зв е зды б леснут в не б есах, кораб л ь один о кий несется, не с ется на все х п арусах. 7. Определите звуки по данным характеристикам: 1) два согласных являются губными мягкими, звонкими, но различаются по способу образования; 2) два согласных являются щелевыми, переднеязычными, глухими, мягкими, но различаются по месту образования; 3) два согласных являются глухими, твердыми, заднеязычными, но различаются по способу образования; 4) три согласных являются смычно-взрывными, звонкими, твердыми, но различаются по месту образования; 5) четыре согласных являются звонкими, переднеязычными, зубными, но различаются по способу образования.
Литература: 1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2002. Гл.5. 2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 2. §1-3. 3. Осипов Б.И. Справочные таблицы к практическим занятиям по фонетике современного русского языка. Ижевск, 1984. С. 3-4, 11-12. Занятие № 7 Тема: Транскрибирование (лабораторная работа)
Затранскрибируйте следующие текстовые фрагменты: Вдали показались красные огни. Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум. А у нас новость! – зашептала она. Ступай скорее в свою комнату и надень новый сюртук. С другого берега шел маленький старик. Это был городской голова, купец Еремеев. Егор Иваныч быстро огляделся и всплеснул руками. К нему подбежали артельщик и пожарный. Оно, конечно, может, и справедливо. Но прежде-то что было, вспомнить страшно. Довелось мне тогда за пятачок в день водить слепую старушку. Морозы были жестокие, злющие. Собирался в путь я не скоро. Тяжело в старости даются такие дальние поездки. Авдеев поглядел вокруг себя. В этот момент он чувствовал огорчение и досаду, ловил себя на нехороших мыслях. Степан Иваныч ходил, распахнувши шубу, ему было досадно, что никто не попадается навстречу и не видит его ордена. (из рассказов А.П. Чехова)
Занятие №8 Тема: Фонетическое членение речи Теоретическая часть: 1. Сегментные и суперсегментные единицы речи. Понятие о слоге. Типы слогов. Теории слогоделения. Ударение его виды и функции. 2. Позиционные фонетические процессы: редукция (качественная и количественная). 3. Комбинаторные фонетические процессы. Понятие коартикуляции. Ассимиляция и диссимиляция, их разновидности. Аккомодация. 4. Следствия фонетических процессов: субституция, диэреза, гаплология, эпентеза, протеза, метатеза. Практическая часть: 1. Сравните произношение следующих пар слов. Одинаков ли их звуковой состав? Какое слово в паре легче для произношения? С чем это связано? Рту – тру; льда – для; рвёт – врёт. 2. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих словах: Гора, звонить, бык, бант, вручить, бок, лифт, сосна, овца, включить, бежать, крыша, горох, крепить, борода, торт, волк, долбить, сковорода, сверлить. 3. Нижеследующие слова разделите на две группы: а) слова с полной ассимиляцией; б) слова с частичной ассимиляцией: сделать, отдать, сбруя, сшить, косьба, изжога, ложка. 4. Благодаря какому фонетическому закону возможно просторечное употребление слов: а) омман (обман), консомолец (комсомолец), шашнадцать (шестнадцать); б) асвальт (асфальт), колидор (коридор), пролубь (прорубь) 5. В результате какого фонетического явления видоизменились следующие слова: а) дикообраз > дикобраз, знаменоносец > знаменосец, минералология > минералогия; б) ватрушка < творушка, февраль < феврарь, ладонь < долонь, конституция < constitutio (лат.), восемь < осемь, тарелка < Teller (нем.) 6. Затранскрибируйте предложение, найдите результаты фонетических процессов и их следствий: Честное слово, как встречаемся, всегда песни поем, а потом плачем: прямо трагикомедия какая-то.
Подготовьтесь к контрольной работе. Примерные задания: 1) определить звук по его фонетическим характеристикам; 2) дать полную артикуляционную характеристику звука; 3) уметь находить в тексте результаты того или иного фонетического процесса.
Литература: 1.Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2002. Гл.5. 2.Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл.2. §7,8. Занятие № 9 Тема: Функциональный аспект фонетики. Понятие фонемы. Теоретическая часть: 1. Понятие фонемы. Ее функции: конститутивная (фонема как строительный материал), дистинктивная (различительная) и делимитативная (разграничительная). 2. Разногласия в определении фонемы между Петербургской фонологической школой и Московской фонологической школой. 3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Реализация фонемы. Понятие аллофона. 4. Фонемные чередования. Нейтрализация фонемных противопоставлений. Понятие сильной и слабой позиции. Специфика сильных и слабых позиций в разных языках.
Практическая часть: 1.Приведенные слова сгруппируйте попарно: а) отличающиеся друг от друга одной фонемой; б) двумя фонемами; в) более чем двумя фонемами: Русск. спор, трава, дом, век, дрова, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, гора, сени, блеск, беда, плеск, крот, клен, заря, риск, клеть. Англ. bad, fat, thin, luck, mean, sing, scene, take, dark, tail, road, broad, time, brick, look, mine, crook. Нем. Liebe, Traum, Band, braun, Last, grau, Meer, Schild, Wand, Frau, Mast, Sinn, Erde. Auge, Bild. 2.Выделите фонологические оппозиции фонемы < t’>, основанные на одном, двух, трех, четырех дифференциальных признаках: тёк - ток, тюлька – пулька, тянут – вянут, темя – семя, утес – унес, тех – цех, утюг – урюк, тюк – сук, тёзка – воска, тюк – жук. 3.В кинокомедии кинорежиссера Г. Данелия «Тридцать три» упоминается персонаж, фамилия которого звучит как [pr’ьs’t’ižn’ u k]. Как пишется эта фамилия? Какие здесь возможны варианты? 4.Решите следующие фонематические пропорции: ž: š = g:?; g: h = d:? = b:?; z: s’ = b:? =?: t’; v: p = z:? =?: k; p: t = m:? =?: š; e: i = o:? =?:?
Литература: 1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 5. 2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 2. § 4-6. Занятие № 10 Тема: Орфоэпические нормы русского языка Теоретическая часть: 1. Типы и стили произношения в современном русском языке. 2.Охарактеризуйте «слабые» участки произносительной нормы: а) переход [e] в [o]; б) произношение [чн] и [шн]; в) произношение твердых и мягких согласных перед [e]. Практическая часть: 1.Поставьте ударение в приводимых ниже словах в соответствии с нормами литературного языка. Агент, агрономия, алфавит, апостроф, арест, асимметрия, баловать(ся), бармен, бесовщина, благовест, бочковое, бравурный, валовые, вероисповедание, вечеря, генезис, гражданство, гротесковый, грунтовые, дефис, диаспора, диоптрия, диспансер, древко, духовник, жалюзи, завидно, знамение, изыск, иконопись, иконописец, исчерпать, каталог, катарсис, каучук, квартал, кладовая, колосс, крашение, кремень, кухонный, маркетинг, мастерски, мусоропровод, намерение, ненецкий, непроторенный, неуставные (отношения), нефтепровод, новорожденный, обеспечение, облегчить, ободрить, оптовый, отзыв (на рукопись), отзыв (депутата), откупорить, отчасти, памятуя, пихта, плато, повторенный, подростковый, предвосхитить, принудить, приобретение, созыв, сосредоточение, средства, столяр, статус, торги, танцовщица, углубить, украинский, уменьшить, упрочение, хвоя, хлопковое, ходатайство, ценовая, христианин, шасси, щавель.
2. Прочитайте словосочетания и предложения, обращая внимание на произношение выделенных слов. Принципы взаимовыгодных договорных отношений; приглашаем к сотрудничеству оптовых покупателей; акции крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов; специалисты по маркетингу, денежные средства акционеров работают во всех ключевых отраслях экономики; для оптовых покупателей - скидки; размер уставного фонда; разнообразие услуг фирмы приятно удивит занятых людей; вы правы. Подтвердили намерение продолжить переговоры с целью обеспечения мира; подписание договора; решение экспертной комиссии; необходимо углубить и упрочить позитивные процессы; прибытие экспертов; в результате сложных маневров самолеты наемников смогли бомбардировать военные объекты противника; Правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших. Работа с каталогом; я очень занята; большой выбор тортов; этот торт вкуснее и красивее; вчера мы были в пиццерии; раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк; хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим гостям.
3. Прочитайте следующие омографы, объясните их значение. Дайте определение омографа. Парить – парить, броня – броня, видение – видение, проклятый – проклятый, кредит – кредит, мокрота – мокрота, острота – острота, характерный – характерный, языковой – языковый, забронировать – забронировать, погруженный – погружённый, трусить – трусить, сложенный – сложённый.
4. От существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения. Блок – блокировать – блокированный Национализация – Приватизация – Экспорт – Делегация – Копия – Премия – Пломба – Норма –
5. Расставьте ударения. Отнять – отнял – отняла – отняли; понять – понял – поняла – поняли; начать – начал – начала – начали; начаться – начался – начались; создать – создал – создала – создали; класть – клала – клали, взята – взяты; занята – заняты; начат – начаты. 6. Распределите слова в две колонки: 1 – с ударным [о], 2 – с ударным [е]. Афера, расседланный, трехведерный, платежеспособный, зев, разноименный, нареченный, жердочка, предрекший, питие, преемник, безнадежный, зацветший, острие, на острие (ножа), бытие, опека, гренадер, обретший, недоуменный, бесшерстный, местоименный, иноплеменный, одноплеменный, желчь, желчный, серфинг, маневры, истекший (кровью), истекший (период).
7. Определите произношение сочетания ЧН в данных словах: Булочная,булавочный, селедочница, конечно, скучно, нарочно, пустячный, яичница, Ильинична, скворечник, порядочный, горчичник, перечница, спичечный, к шапочному разбору, молочный, горчичный, будничный, сердечный. 8. Объедините слова с твердым согласным перед Е в одну группу, с мягким согласным – в другую: Компьютер, музей, крем, эссенция, тезис, продюсер, пресса, юриспруденция, бандероль, индекс, кларнет, энергия, аннексия, декадент, сейф, сонет, фанера, шинель, шоссейный, зажжен, теннис, тембр, ателье, термин, сервис, интеграция, тенденция, депрессия, академия, бутерброд, нейрохирург, тест, термос, демарш. 9. Определите случаи «ложной» эпентезы (вставки звука в середине слова) и неоправданной метатезы (перестановки слогов): Дерма(н)тин, инци(н)дент, конъю(н)ктура, по(д)скользнуться, д(ур/ру)шлаг, о(т)дышка, о(т)цифровать, я(в)ства, ск(ур/ру)пулёзный, преце(н)дент, компроме(н)тировать, интриган(т), конста(н)тировать.
Литература: При подготовке к занятию воспользуйтесь любым орфоэпическим словарем или интернет-порталом «грамота.ру» Занятие № 11 Тема: Письмо, его виды. Принципы русской орфографии. Теоретическая часть: 1. Происхождение и основные этапы истории письма (предметное письмо, идеография, фонография). 2. Алфавиты (финикийское письмо, греческий алфавит, латиница и алфавиты на латинской основе, кириллица). 3. Графика. Дополнительные графические средства: диакритика, диграфы, полиграфы. Орфография и её основные принципы. Понятие о транскрипции и транслитерации. Практическая часть: 1.Сколько разных фонем и букв в следующих словах? Укажите одинаковые фонемы, обозначенные разными буквами. Укажите разные фонемы, обозначенные одной и той же буквой. Мята, сшитый, дед, лыжи, нянька, окно, урюк, беседа, коньки. 2.Ниже зашифрована русская фраза, расшифруйте ее: Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг, зэлэмъгый гёсрыг. 3. Как с помощью букв русского алфавита можно записать по-другому слово расчёт, чтобы запись читалась также? Какие способы орфографии для этого можно применить? 4. Приведите примеры того, как звук передается сочетанием букв в русском языке и изучаемом иностранном. 5. Попытайтесь выявить закономерность в употреблении букв е и ѣ (слова приведены в орфографии, принятой до 1918г.). Найдите слово, в котором это правило не соблюдается: Ребро, перочинный, пѣ тушиный, рѣпка, перстень, отрѣзать, пенёкъ, снѣгъ, гнѣздо, весна, вѣникъ, бѣдный, метелица. 6. Подберите примеры реализации фонетического, морфологического и традиционного принципов орфографии в изучаемом вами иностранном языке. 7. О ком идет речь в следующем высказывании? И будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов земля российская рождать (М.В. Ломоносов). Литература: 1.Вендина Т.И. Введение в языкознание. Гл.6. 2.Маслов Ю. С. Введение в языкознание. Гл. 7. 3.Лингвистический энциклопедический словарь. (ст. письмо, кириллица, латинской письмо). Занятие № 12 Тема: Лексика.Слово как основная номинативная единица языка. Теоретическая часть: 1. Определение слова с точки зрения формы, значения и функции. Почему определение слова называют одним из парадоксов лингвистики? 2. Семантика как раздел лексикологии. Концептуальный макрокомпонент семантики слова. Треугольник Огдена-Ричардса. Понятие денотата и сигнификата. 3. Прагматический компонент семантики слова. Понятие коннотации. 4. Образный компонент семантики слова. Понятие о внутренней форме слова (ВФ). Виды ВФ.
Практическая часть: 1. Определите, сколько слов в предложении: Достань-ка мне самый большой кубик из-под шкафа. Подумайте, возможно ли однозначное решение этого вопроса. 2. Можно ли считать словами следующие единицы языка? Есть ли какая-то закономерность в порядке их следования? · Заговоры, заклинания, считалки типа эне, бене, рес, квинтер, финтер, жес или как в песне ведьм из произведения В. Хлебникова «Ночь в Галиции»: Ла-ла сов! Ли-ли соб! Жун-жан-соб-ле-ле! · Образования типа знаменитого примеров Л.В. Щербы Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. · Окказионализмы художественной речи типа мритва, весничий, крылышкуя (Хлебников), обсидиане, луночь, саночь, гробокопалех (Л. Мартынов) и т.п. · Триггер, каулифлория, транш, верже, аттенюатор, джойстик; кичка, пажить. 3.В значение слова слон входят следующие семантические компоненты: а) животное, б) млекопитающее, в) большое, г) неуклюжее, д) с хоботом и бивнями, е) живущее в жарких странах, ж) используемое у себя на родине для перевозки грузов, з) выступающее в цирках и.т.д. Какие из этих компонентов следует включить в словарное определение, а какие не являются обязательными? 4.Известно, что имя собственное может со временем переходить в нарицательное. Это касается, в частности, таких примеров, как: а) наган, макинтош, ватман, галифе, ампер, вольт, кюри; б) иуда, дон-жуан, плюшкин, хлестаков, митрофанушка. Определите, как меняется при таком переходе отношение слова к обозначаемому предмету (денотату) и к понятию (сигнификату). Одинаковы ли в этом смысле группы а) и б)? Имеют ли какое-то отношение к этим группам понятия коннотации и внутренней формы. 5.Интересный пример приводит М.В. Панов в экспериментальном учебнике для школы: В этом году Вова Бутузов был на многих спортивных соревнованиях. Когда его любимая команда играла в хоккей и наступала на ворота противника, он кричал: «Шайбу! Шайбу!». Ходил Вова и на футбол. Там тоже в самые напряжённые моменты игры болельщики кричали: «Шайбу! Шайбу!». Как же так, ведь в этом виде соревнований нет никакой шайбы? Что происходит со словом? Денотатом? Понятием? Можно ли кричать «Шайбу!», если соревнуются команды КВН? Эрудиты в популярной игре «Что? Где? Когда?» 6. В чем семантическая сущность высказываний типа: а) «Женщины есть женщины»; «Мальчишки есть мальчишки»? Какое отношение к этим высказываниям имеет понятие коннотации? Возможны ли высказывания «Дерево есть дерево»; «Машина есть машина»? б) «Дай, на чем сидеть», «Дай, чем писать»? 7. Определите, какие названия дней недели в русском языке имеют внутреннюю форму, не связанную с порядком следования дней. Определите внутреннюю форму названий дней недели в изучаемом иностранном языке.
Литература: 1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 7. 2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 3. §1,2. 3. Дополнительно: Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., 1988. С. 78-86. Занятие № 13 Тема: Системные связи в лексике Теоретическая часть: 1. Микрокомпоненты семантики слова: сема, компонентный анализ семантики слова, архисема и дифференциальные семы. 2. Типы системных отношений в лексике: – вариантные отношения: понятие полисемии; виды переносных значений: метафора и метонимия, отличие полисемии от омонимии; – парадигматические отношения: синонимия, антонимия, гипонимия; – синтагматические отношения: основной закон лексической синтагматики; – мотивационные отношения: этимология как раздел лексикологии; понятие внутренней формы слова.
Практическая часть: 1. Ниже приводится ряд слов со значением ‘жилище’. Определите, какими семантическими компонентами отличается в этом ряду каждое слово. Здание, изба, строение, шалаш, халупа, покои, домишко, хижина, палатка, дворец, конура, землянка, комната, очаг. 2. Составьте синонимические ряды с каждым из следующих слов, выделите среди синонимов стилистически сниженную и возвышенную лексику. Сильный, грубо, ругать, признак, грустить, повторять, маленький. 3. Определите тип переносного значения в следующих словах (МТФ, МТН). Хворост – «кондитерское изделие», штопор –
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|