Анализ бюджета Удмуртской Республики
Таблица 2.1 Бюджет Удмуртской Республики на 2004 год
Таблица 2.2 Источники финансирования дефицита бюджета Удмуртской Республики на 2004 год
Примечание: на основании Закона Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2004 год» от 29 декабря 2003 года №65 – РЗ [4].
Таблица 2.3 Бюджет Удмуртской Республики на 2005 год
Таблица 2.4 Источники финансирования дефицита бюджета Удмуртской Республики на 2005 год
Примечание к таблицам 2.3 и 2.4: на основании Закона Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год» от 24 декабря 2004 года №91 – РЗ [5]. Сравним приведенные выше бюджеты Удмуртской Республики.
Таблица 2.5 Сравнительный анализ бюджетов Удмуртской Республики на 2004 и 2005 года
Сравнительный анализ этих бюджетов показал, что планируется увеличить налоговые поступления и уменьшить неналоговые доходы и безвозмездные перечисления из федерального бюджета. Что касается расходов, то в значительный мере они направляются на развитие национальной экономики (это топливо и энергетика, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт и др.), социальную политику и финансовую помощь бюджетам других уровней. Следует обратить внимание на то, что из федерального бюджета Удмуртская Республика получает финансовую помощь в объеме 1 517 970 тыс. руб. (2005 г.), а в бюджеты органов местного самоуправления перечисляет 2 430 333 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что бюджет субъекта Федерации в значительной мере является своеобразным передаточным звеном бюджетной системы, потому что органы местного самоуправления практически лишены собственной налоговой базы. В 2005 г. в большей степени уделено внимание образованию. На образование направлено денежных средств на 3,4% больше по сравнению с 2004 г. Предложенный бюджет в 2004 г. имеет дефицит, находящийся на грани дозволенного федеральным законом (15%). В 2005 г. дефицит уменьшился на 3,6%. В 2004 г. 31,3% дефицита было профинансировано за счет поступлений от продажи имущества, находящегося в собственности Удмуртии. В 2005 г. поступления от продажи имущества покрывали всего 23,6% дефицита. «Традиция» закрывать бюджетный дефицит госсобственностью весьма прочно закрепилась в республике. По мнению экспертов, в последующие года у региональной власти не останется крупных предприятий, продав которые можно будет получить большие деньги. Проанализируем бюджеты Удмуртской Республики за 2004 и 2005 гг. с помощью следующих показателей: 1. Коэффициент бюджетной обеспеченности. Данный показатель свидетельствует о том, сколько на каждого человека, проживающего в регионе, было представлено товаров и услуг из бюджета.
КБО = Р / Ч, (1)
где Р – расходная часть бюджета субъекта, Ч – численность населения, проживающего на территории. 2. Коэффициент автономности. Этот показатель показывает долю собственных доходов в общей сумме бюджета региона.
КА = Дсобств / Д, (2)
где Дсобств – собственные доходы бюджета региона, Д – доходы бюджета региона. 3. Коэффициент дотационности. Этот показатель долю безвозмездных перечислений в доходах бюджета и тем самым определяет «политическую свободу» региона.
КД = С / Д, (3)
где С – сумма безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней. 4. Коэффициент соотношения регулирующих и собственных доходов бюджета. Данный показатель показывает зависимость регионального бюджета от регулирующих налогов.
КРС = Дрег / Дсобств, (4) где Дрег – регулирующие доходы бюджета субъекта Федерации. Взяв за основу вышеприведенные коэффициенты, сформулируем модель формирования устойчивого бюджета региона (см. табл. 2.5).
Таблица 2.5 Система показателей оценки степени устойчивости бюджета региона [7]
Для анализа устойчивости регионального бюджета необходимо выделить регулирующие и собственные доходы. Собственные доходы – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Регулирующие – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым установлены нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.
Таблица 2.6 Распределение регулирующих и собственных доходов бюджета Удмуртской Республики в 2004 – 2005 гг.
*Государственная пошлина была введена с 1.01.2005 г. на федеральном уровне.
**Налог с продаж отменен с 2004 г.
С помощью данных таблицы 2.6 и формул 1-4 рассчитаем коэффициенты устойчивости бюджета Удмуртской Республики. 2004 г.
КБО = 10454271 / 1616200 = 6,47 КА = 407310 / 8822430 = 0,05 КД = 1331117 / 8822430 = 0,15 КРС = 7174040 / 1648390 = 4,4 2005 г. КБО = 14124502 / 1613200 = 8,76 КА = 1254573 / 12428676 = 0,1 КД = 1517970 / 1242876 = 0,12 КРС = 11174103 / 1254573 = 8,9
Проанализировав систему показателей, можно сделать вывод о неустойчивом бюджете Удмуртской Республики. Он характеризуется недостаточной самостоятельностью в формировании доходной части, средним уровнем финансовой зависимости от Центра (дотационностью) и низким уровнем собственных источников формирования доходов. В 2005 г. планируется предоставить из бюджета на каждого проживающего в регионе на 2,29 тыс. руб. больше товаров и услуг по сравнению с плановым бюджетом на 2004 г. Зависимость Удмуртского бюджета от регулирующих налогов увеличилась в 2 раза. Доля безвозмездных перечислений в доходах бюджета уменьшилась на 3%, но осталась на среднем уровне устойчивости бюджета. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Удмуртская Республика является субъектом Российской Федерации и имеет собственный бюджет. Бюджет Удмуртской Республики относится ко второму уровню бюджетной системы РФ. Налоги являются основным элементом формирования доходной части регионального бюджета, при этом регулирующие налоги доминируют над собственными. Проанализировав бюджет Удмуртской Республики с помощью коэффициентов бюджетной обеспеченности, автономии, дотационности и соотношения регулирующих и собственных доходов, можно сделать вывод о неустойчивом бюджете региона. Для достижения устойчивого положения бюджета региона необходимо проводить мониторинг и контролинг бюджетных потоков, которые, в свою очередь, являются элементами финансовой тактики и стратегии бюджета субъекта Федерации.
Как отмечали парламентарии, по многим признакам можно сделать вывод, что сами принципы формирования бюджета неверны. Если на предприятиях просчитывается экономический эффект от любых манипуляций с деньгами, то бюджет просчитывается исходя из показателей программы социально-экономического развития региона. При этом отсутствует система поиска возможностей бюджета, не ведется работа над увеличением его доходной части. ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный кодекс РФ. 2. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 752 с. 3. Евсеев П. И., Ялбулганов А. А. Проблемы правового регулирования полномочий субъектов Российской Федерации в сфере бюджетных отношений. // Журнал российского права. – 2005. - №2 – с. 44-55 4. Закон Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2004 год» // Известия Удмуртской Республики. – 2004. - №1 – с.1-6 5. Закон Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год» // Известия Удмуртской Республики. – 2004. - №199(2617) – с. 9-16 6. Малов Д. Бюджетное расстройство. // Деловая репутация. – 2003. - №45(87) – с. 14-15 7. Осипов А. К., Конярова Э. К. Формирование устойчивого бюджета региона – субъекта Российской Федерации. – Ижевск.: Издательский дом «Удмуртский университет», 2003. – 176 с. 8. Яндиев М. И. Финансы региональных органов власти. – М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 1999. – 360 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|