Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категория адаптации в онтогенезе




 

Проблема взаимодействия личности и среды является чрезвычайно важной при анализе процесса психического развития. Особое место занимает в решении этой проблемы анализ не только активности личности, но и особенностей ее адаптации.

Понятие «адаптация» является ключевым в научном исследовании живого организма, так как именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность приспособления организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Благодаря процессу адаптации достигается гомеостатическое равновесие между организмом и средой. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношение меняется постоянно, и так же постоянно осуществляется процесс адаптации.

Существуют различные подходы к изучению психологических аспектов адаптации. Анализ адаптированной и дезадаптированной психической деятельности человека проводится в отечественной науке с двух различных точек зрения: вопервых, с чисто биологических позиций (биохимическое, генетическое, нейрофизиологическое направления), вовторых, с социальной и психологической позиции. Второе направление характерно для психологии личности, педагогической, юридической и медицинской психологии, акмеологии и др.

Являясь центральным понятием биологии, понятие «адаптация» стало широко использоваться в последние годы в качестве теоретического понятия в психологических концепциях. Так, оно часто применяется при описании адаптационных реакций организма к экстремальным факторам среды (Г. Селье). В психологии оперируют понятием «социальнопсихологическая адаптация» (Бушурова, 1986; Реан, 1995 и др.), означающим психические феномены адаптации на уровне личности или индивида. В медицинской психологии и психофизиологии используется понятие «психическая адаптация» (Березин, 1988; Воробьев, 1993).

Наиболее полный и дифференцированный подход к проблеме психической адаптации представлен в работах Ф. Б. Березина. Автор рассматривает психическую адаптацию как процесс оптимального соотношения личности и окружающей среды в процессе осуществления деятельности индивидом. Это дает возможность индивиду удовлетворить актуальные потребности и реализовать себя, а также обеспечивает соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды.

Подход к проблеме адаптации как гомеостатическому уравновешиванию между индивидом и окружающей средой впервые был раскрыт в работах Жана Пиаже. В центр своей теоретической концепции Пиаже поставил определение природы интеллекта. Он рассматривал интеллект как определенную форму когнитивного поведения, функциональное назначение которого — структурирование отношений между средой и организмом. «Интеллект — это определенная форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, образующиеся на базе восприятия, навыков и элементарных сенсомоторных механизмов. <...> Интеллект играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Гибкое и одновременно устойчивое структурное равновесие поведения — вот что такое интеллект, являющийся по своему существу системой наиболее жизненных и активных операций» (Пиаже, 1969, с. 65). Рассматривая интеллект как самую совершенную форму психической адаптации, автор подчеркивает, что «в своих истоках он (интеллект) неотделим от сенсорномоторной адаптации в целом, так же как за ее пределами — от самых низших форм биологической адаптации» (там же, с. 66). Пиаже отмечал, что не только интеллект, но и все остальные биологические процессы и функции обладают адаптивной природой.

Рассматривая процесс адаптации как равновесие между организмом и средой, Пиаже выделяет внутри его два процесса — это ассимиляция и аккомодация. «Психическая ассимиляция есть включение объектов в схемы поведения, которые сами являются не чем иным, как канвой действий, обладающих способностью активно воспроизводиться» (там же). Аккомодацию автор рассматривал как приспособление схем поведения к определенной ситуации. «Можно было бы определить адаптацию как равновесие между ассимиляцией и аккомодацией или, что, по существу, одно и то же, как равновесие во взаимодействии субъекта и объекта» (там же, с. 67).

Принцип уравновешивания, адаптации субъекта и среды, введенный в психологию Пиаже, имеет существенное значение для психологического анализа онтогенеза и психического дизонтогенеза.

В дальнейших работах психологов и психиатров разрабатывалось и уточнялось понятие психической адаптации с позиции комплексного и системноструктурного подходов.

Анализ процесса психической адаптации в онтогенезе необходимо проводить в рамках комплексного подхода к человеку, успешно разработанного Б. Г. Ананьевым. Индивидный уровень анализа психической адаптации включает в себя изучение психофизиологических характеристик индивида. Личностный уровень анализа сопряжен с изучением структуры личности, мотивационной сферы, развития самосознания. На уровне индивидуальности исследуется гармония структурных характеристик личности как субъекта деятельности.

Ф. Б. Березин (1988) выделяет три уровня психической адаптации: социальнопсихологический, психологический и психофизиологический.

Использование комплексного подхода к анализу проблемы психической адаптации позволяет глубже исследовать закономерности ее формирования в онтогенезе, выделить значение внешних факторов в процессе индивидуального развития личности, показать роль каждого фактора в эффективности адаптационного процесса личности, проанализировать соотношение выявленных факторов на всех уровнях анализа (психофизиологическом, психологическом и социальнопсихологическом). Кроме того, исследование общих закономерностей адаптационного процесса позволяет углубить наши представления о психологических механизмах формирования психических функций при нормальном и аномальном развитии ребенка. Кроме комплексного подхода к проблеме психической адаптации важное значение имеет системноструктурный анализ ее составляющих. В системном анализе, широко используемом в отечественной психологии начиная с работ Л. С. Выготского, основной упор делается на целостное понимание исследуемых объектов и раскрытие механизмов их интеграции. Принцип такого подхода требует выделения уровней в сложных системах. Являясь своеобразным методологическим инструментом изучения, системный подход позволяет объяснить качественные механизмы свойств целого (системы) и его частей (подсистем).

Система, обеспечивающая адаптированную психическую деятельность, как и любая другая функциональная система, представляет собой определенную совокупность подсистем, соединенных достаточно жесткими связями. Ю. А. Александровский (1993) рассматривает психическую адаптацию человека как результат деятельности целостной саморегулирующей системы, активности которой способствует не просто совокупность отдельных компонентов (подсистем), а их взаимодействие и «содействие», порождающее новые интегративные качества, не присущие отдельным образующим подсистемам. Принципиальным отличием функционирования системы психической адаптации человека от всех других самоуправляемых систем является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуальноличностная оценка природных и социальных воздействий на человека. Интеллектуальная активность человека направляет и оказывает решающее влияние на саморегулирующие процессы адаптации. Адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором физического и психического здоровья.

Системноуровневый подход к психической адаптации позволяет выделить ее основные характеристики — четкую иерархичность и динамичность. Иерархическая система психической адаптации состоит из нескольких определяющих подсистем. Ориентируясь на концепцию А. Р. Лурия (1973), мы выделяем три основные подсистемы, необходимые для психологического анализа психического дизонтогенеза: активирующую подсистему, включающую в себя активацию и регуляцию психического тонуса; когнитивную подсистему, обеспечивающую поиск, восприятие и переработку информации; программирующую подсистему, отражающую программирование, самоконтроль и саморегуляцию. Выделенные подсистемы тесно связаны между собой и принимают непосредственное участие в любом психическом акте человека.

Система психической адаптации отличается динамичностью и постоянно находится в развитии. Функциональные возможности ее различных подсистем и звеньев изменяются в связи с влиянием факторов как биологического, так и социального характера.

 

В исследованиях Л. С. Выготского и его учеников показана «межфункциональная» переорганизация всей структуры психической деятельности в онтогенезе, вследствие которой изменяется и адаптивная активность. На ранних этапах онтогенеза психическая деятельность человека имеет относительно элементарную основу и зависит от основной, базальной функции, затем она усложняется и начинает осуществляться при участии более высоких в структурном отношении форм деятельности. Например, в период младенчества деятельность ребенка в значительной степени зависит от регуляции психического тонуса, на последующих этапах определяющее значение в регуляции психической деятельности приобретают информационный и программирующий блоки.

Важным методологическим принципом при изучении процесса дезадаптации в онтогенезе и при различных вариантах психического дизонтогенеза является необходимость исследовать не только содержательные характеристики каждой подсистемы психической адаптации, но и динамику развития подсистем, иерархию их взаимосвязей в онтогенезе.

Психическую адаптацию как процесс оптимального соотношения личности и окружающей среды необходимо рассматривать как важный фактор личностного развития. Введение понятия психической адаптации в категориальный аппарат психологического исследования способствует углублению наших представлений о детерминирующих факторах и механизмах формирования личности в онтогенезе. На основании вышеизложенного можно сделать несколько общих выводов.

Категория развития, являющаяся центральной в отечественной и зарубежной психологической науке, выступает как важный методологический принцип психологии. Понятие развития уточняется при онтогенетическом изучении психики, анализируется в зависимости от содержания и структуры деятельности субъекта.

Процесс развития в психологии рассматривается как сложный кумулятивный процесс. Каждая последующая стадия психического развития включает в себя предыдущую, трансформируясь при этом. Количественное накопление изменений подготавливает качественные изменения в психическом развитии.

Сам процесс психического развития включает в себя две противоречивые, но вместе с тем взаимосвязанные тенденции: дифференциацию и интеграцию психических процессов, состояний и свойств. Процесс психического развития представляет собой целостное, системное и динамическое образование. Его специфика определяется тем, что он является биосоциальным процессом. В результате развития происходит смена его детерминант, связанная с изменением взаимосвязей биологических и социальных факторов.

Неравномерность и гетерохронность развития различных систем и регуляторов психики представляет собой не только проявление противоречий, но и важный фактор эволюции. При нормальном психическом развитии асинхронность развития отдельных функций способствует формированию сензитивных периодов.

Выделение стадий психического развития требует комплексного подхода, при этом необходимо учитывать как мотивационнопотребностные и операциональнотехнические аспекты деятельности, так и «отношенческий» аспект развития.

При анализе содержательной характеристики психического развития необходимо опираться не только на категории «сознание», «деятельность» и «общение» как фундаментальные категории в психологии, но и на категории «активность» и «адаптация». Это позволит углубить наши представления о закономерностях и специфических механизмах развития как особого психического явления.

 

Перечисленные выше основные методологические положения анализа онтогенетического развития являются важной теоретической базой при изучении психологических закономерностей и механизмов психического дизонтогенеза.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...