Культура как объект научного анализа.
Культура изучается многими науками, как конкретными и прикладными, так и философскими. Каждая из наук воссоздает образ культуры в соответствии со своими задачами и методов. Ведущая роль здесь принадлежит историко-филологическом цикла наук. Поэтому учение о культуре, при необходимости, выступает как комплексное междисциплинарное исследование, которое использует результаты многих гуманитарных наук как свои источники. Основными задачами и степенями этого исследования являются: 1) описание фактов культуры (прикладное культурознавство); 2) выявление закономерностей развития культуры (история культуры); 3) теоретическое объяснение культурных процессов (культурология, теория культуры); 4) построение универсальных моделей и научный прогноз перспектив культуры (философия культуры, футурология); 5) выработка рекомендаций для практической деятельности; 6) воспитание уважительного и бережного отношения к национальной и мировой культуры. Опираясь на данные археологии, этнографии, палеоантропологии, исторической географии и других вспомогательных исторических дисциплин, культурология выдвигает предположение о происхождении культуры, о первичных факты культуры и их значение. Хронологические изменения в культуре фиксируются общественной историей, историей техники, науки, искусства, религии и другими историческими науками. Культурология осмысливает сущность, движущие силы, причины и последствия этих культурных изменений. В ее задачи входит также консультирование культурных проектов, который предусматривает использование краеведческих, архивных, библиографических источников. Функции культуры. Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни общества и отдельного человека. Главной функцией культуры, по мнению многих ученых, является человекосозидательная, или гуманистическая. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Одной из важнейших функций любой культуры является передача социального опыта. Поэтому ее называют информационной. Культура выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры, общество не имеет иных способов передачи опыта, накопленного предшественниками. Именно поэтому культуру не случайно считают социальной памятью человечества, а разрыв культурных связей между поколениями приводит к ее потере (феномен "манкуртизму") со всеми негативными последствиями. Другой ведущей функцией является познавательная. Она тесно связана с первой и вытекает из нее. Культура, которая концентрирует в себе лучший социальный опыт многих человеческих поколений, приобретает способность создавать благоприятные условия для его познания и усвоения. Можно утверждать, что общество интеллектуальное настолько, насколько оно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются между собой именно по этому признаку. Одни из них демонстрируют удивительную способность через культуру вобрать все лучшее, накопленное людьми, и поставить себе на службу. Такие общества (например, в Японии) демонстрируют огромный динамизм во многих областях науки, техники, производства. Другие - не способны использовать познавательной функции культуры и все еще "изобретают велосипед", оставаясь на достаточно низкой ступени развития. Регулятивная функций культуры связана, прежде всего, с определением (регуляцией) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В труде, быту, межличностных отношениях культура так или так влияет на поведение людей и их поступки, на выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
Семиотическая или знаковая (семиотика - учение о знаках), функция также весьма важна для развития культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, без овладения которой достижения культуры становятся невозможными. Так, язык - средство общения людей; литературный язык - важное средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Ценностная (ценностно-ориентационная) функция отражает важный качественное состояние культуры. Именно система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентацию. По характеру и качеству этих потребностей и духовных ориентиров лица делают выводы об уровне его культуры. Моральные и интеллектуальные потребности и запросы выступают основным критерием соответствующей оценки среди людей. 7. Античные взгляды на культуру. Античная культура - это культура государств, сформировавшихся с 3 тысячелетия до н. н.э. по 5 век нашей эры на просторах Средиземноморья периода архаической Греции, классической Греции, эпохи эллинизма и эпохи Римской республики. Условно античную культуру можно разделить на два этапа: • Культура Древней Греции • Культура Древнего Рима В античности сравнению с древневосточным цивилизациями был сделан принципиальный шаг вперед по положению человека в обществе, осмысление художественного творчества - состоит гуманистическая традиция. Отличие состоит и в степени влияния на другие народы древности, и в том, что культура Греции и Рима никогда не забывалась и непосредственно повлияла на дальнейшее развитие культуры. Уровень развития и степень влияния на дальнейшую историю предоставляют культуре Древней Греции и Древнего Рима исключительного характера. В античном мире достигли расцвета все, без исключения, сферы культуры - образование, наука, литература, искусство. Творчество античных авторов и в науке, и в искусстве имела гуманистический характер, в ее центре был человек, его физическое и духовное жизни. Шедевры, созданные античными писателями, скульпторами и драматургами, стали в дальнейшем восприниматься как классические, как непревзойденные и достойные подражания образцы. Древнегреческий и латинский языки являются базой современной научной терминологии.
Положение свободных людей в античных государствах принципиально отличалось от других древних обществ. Возникает демократия, граждане пользуются политическими правами, участвуют в управлении государством. Хотя нельзя забывать и о том, что античное общество было рабовладельческим. Рабы играли существенную роль в экономике древнегреческих государств, делали свой вклад в их расцвет, на определенном этапе римской истории даже стали основной производительной силой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|