Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дефиниция и трактовка стиля

ИСТОРИЯ СТИЛЯ

 

Определить сущность музыкального стиля пытались музыканты и учёные ещё в начале II века нашей эры. Трактат «О музыке», написанный в 205 году, приписывают Плутарху. В связи с одноголосной природой античной музыки, автор ограничился такими признаками, как ладовая и отчасти ритмическая сторона музыки. В Средние века выделяют стили церковной музыки. Постепенно складывались предпосылки к формированию предмета, который бы изучал проблему стиля. Таким предметом (наукой) стало музыкознание.

В конце XVI века, в период активного становления и развития закономерностей музыкальной композиции, понятие стиля стало особенно востребованным в музыке. Данная проблема наряду с композицией, получила отражение в теоретической литературе. В энциклопедическом труде А. Кирхера «Музыка вселенной» (1650) помимо индивидуальных стилей выдающихся композиторов (Палестрина, Фрескобальди, Монтеверди), характеризуются и особенности национальных стилей. Таким образом, понимание стиля в искусстве окончательно утверждается в эпоху Возрождения.

В свою очередь, музыкознание, явилось реакцией на расцвет композиторской деятельности, и стало попыткой теоретически обосновать все процессы, происходящие в творческой среде первых профессиональных композиторов. В ряду прочих вопросов, которые привлекли внимание теоретиков, вопрос стиля был, пожалуй, наиболее острым. Первыми теоретиками, в самом полном смысле этого слова, являлись наиболее образованные на тот момент представители церкви. И естественно, что первостепенной задачей теоретиков стало определение качеств церковной музыки (в настоящее время более известной как духовная).

Итак, музыкознание, известное также как музыковедение, появилось в эпоху Возрождения, под влиянием религиозных трактатов, когда католическая церковь впервые пыталась дать оценку музыкальной деятельности, протекающей как в пределах церкви, так и вне её.

В XVIII веке понятие стиля в музыке не только становится общераспространённым, но уже имеет то множество значений, которые сопутствуют ему в дальнейшем, вплоть до наших дней. Определение стиля появляется в музыкально-терминологических словарях того времени. Например, немецкие авторы музыкальных трактатов применяют термин в значении национального колорита.

В XIX веке усиливается интерес к понятию стиля. Это связано, прежде всего, с возрастанием роли творческой личности в искусстве и мощным национальным движением. На протяжении эпохи романтизма понятие стиля откристаллизовалось в своих основных значениях и широко применялось. При определении стиля всегда учитывался национальный фактор, где творческая индивидуальность автора приобретает принципиальное значение.

Во второй половине XIX столетия в Германии и Австрии сформировались две противоположных тенденции в оценке музыкально-стилевых явлений. Первая тенденция заключалась в анализе непосредственно музыкальных процессов, отдельно от любых посторонних влияний. Другая тенденция рассматривала музыку в синтезе с философией, религией, поэзией, театром, изобразительным искусством и т.п. На этот период приходится б о льшая часть работ о стиле в России. Композитор Николай Римский-Корсаков предложил следующие определения: индивидуальный стиль, стиль группы композиторов.

 

ДЕФИНИЦИЯ И ТРАКТОВКА СТИЛЯ

Ниже будут рассмотрены различные характеристики музыковедения как науки, а также методы и принципы, согласно которым изучается вопрос стиля и другие аспекты музыкального искусства. Но перед этим рассмотрим непосредственно вопрос стиля.

В музыке существуют несколько фундаментальных понятий: жанр, стиль, форма и содержание. Они всегда взаимосвязаны, хоть и в различной степени. При анализе произведения всегда смотрят, как композитор пишет, для чего пишет, и что он пишет?

Исходя из этого, можно заключить, что стиль – это система выразительных средств, которая служит для выражения определённого содержания.

Если выразиться упрощённо, музыкальный стиль – это способ излагать свой разум, волю, эмоции – т. е. свою личность. Это способ воплощать свои мысли посредством музыкальных выразительных средств. Стиль – это манера выражать свои мысли.

Стиль выражения имеет место не только в музыке, но и в литературе, поэзии. Например, одна и та же мысль о любви Божией может выражаться на разном уровне, и совершенно разными средствами, в детском стишке, доступной беседе, или сложной проповеди.

Стилем называется сумма всех элементов и приёмов, использованных в музыке, её «итоговый» вид. Это совокупность черт, схожесть выразительных художественных средств, которые определяют единство какого-нибудь направления в творчестве. К примеру, это может быть национальный стиль, который отличают особые элементы данного народа. В архитектуре стили характеризуются определенным типом орнамента и формой конструкций.

Следовательно, понятие стиля применяется не только в искусстве, но и в повседневной жизни, а также в науках, её изучающих, например, в социологии или психологии. Различают стиль деятельности, как совокупность приёмов и навыков, методов работы, поведения. Например, в рамках рабочего стиля можно выделить, более узко, стиль руководства.

В понятие музыкального стиля включается гармонический, мелодический, полифонический и ритмический материал, способы его использования, а также форма, инструментовка и прочие факторы, определяющие характер музыкального произведения, впечатление, которое оно производит на слушателя.

Стили обычно классифицируются по композиторам и по эпохам. Например, мы можем говорить о «стиле Баха», имея в виду гармонический, мелодический, полифонический, ритмический и прочий материал, который характерен для большинства произведений Баха; в сравнении с этой нормой яснее выступают особенности, например, «стиля Бетховена». Кроме того, Бах был одним из крупнейших композиторов XVIII века и во многих отношениях воспроизводил нормы, свойственные другим авторам той эпохи, поэтому мы можем говорить о «стиле XVIII века», подразумевая «стиль большинства композиторов этого времени, в том числе и Баха».

Стиль творчества часто определяется по характерным чертам письма. Мы можем говорить, что для музыкального романтизма типично обильное применение хроматизированной аккордики; для музыкального импрессионизма типично применение экзотических звукорядов и гармонии, ослабленной функционально по сравнению с классической.

Таким образом, понятие стиля подразумевает общность (похожесть) стилевых признаков в музыкальных произведениях определённой эпохи или определённого композитора. В музыкальном стиле эпохи эта общность стилевых признаков обязательно коренится в социально-исторических условиях, в мировоззрении художников, в их творческом методе, в общих закономерностях исторического процесса.

В творчестве композиторов XIX и ХХ веков средства и приёмы, идущие от более ранних эпох, сочетаются с принципиально новыми средствами и приёмами. Для музыки ХХ века типично применение политональности, атональности, и других неклассических типов тональной организации. Разработана додекафония (12-тоновая техника), на базе которой строятся новые звуковые структуры. Появляется электронная музыка.

Как видим, понятие стиля может трактоваться в несколько различных плоскостях. Выделим основные их них.

 

Итак, стиль музыкальный – это:

- термин в искусствоведении, характеризующий систему выразительных средств, которая служит воплощению идейно-образного содержания.

- музыкально-эстетическая и музыкально-историческая категория. Понятие стиля в музыке отражает взаимосвязь содержания и формы, и по этой причине является сложным и многозначным. При безусловной зависимости от содержания стиль всё же относится к области формы. Последняя подразумевает всю совокупность музыкально-выразительных средств, включая элементы музыкального языка, принципы формообразования и композиционные приёмы.

 

Понятие стиля прошло длительную эволюцию, показавшую как многозначность, так и некоторую расплывчатость понимания термина. В современном музыкознании оно всё ещё является предметом дискуссий. Это объясняется разнообразием вкладываемых в него смыслов. Стиль относят:

 

- к индивидуальным особенностям композиторского письма (в этом значении он приближается к понятию творческого почерка, манеры);

- к особенностям произведений, входящих в какую-либо жанровую группу (стиль жанра);

- к общим особенностям письма группы композиторов, объединенных общей платформой (стиль школы, направления);

- к особенностям творчества композиторов одной страны (национальный стиль);

- к особенностям развития музыкального искусства в определённый исторический период (стиль эпохи).

 

Все эти аспекты понятия «стиль» вполне закономерны, но в каждом из них существуют те или иные ограничения. Они возникают из-за многообразия стилевых признаков и индивидуального характера их претворения отдельными композиторами. Поэтому во многих случаях правильнее говорить не об определённом стиле, а отмечать стилистические тенденции в музыке какой-либо эпохи или в творчестве какого-либо композитора; отмечать стилистические связи или стилевые черты и т.д. Выражение «произведение написано в таком-то стиле» является скорее обиходным, чем научным.

Следует иметь в виду, что часто слово «стиль» заменяет другие понятия, например, понятие метода или направления (романтический стиль), жанра (оперный стиль), музыкального склада (гомофонный стиль). В различных случаях необходимо учитывать как возможность сближения и взаимодействия понятий стиля и метода, стиля и жанра и т.п., так и их различие, где полное отождествление будет ошибочным.

В эпоху Возрождения, в рамках новой музыковедческой науки, в музыкальной практике возникло также понятие стиль жанра. Тогда впервые формировались индивидуальные стилистические особенности мотета, мессы, мадригала и других профессиональных жанров, выраженные применением в них различных композиционно-технических приёмов, средств музыкального языка. Использование термина стиль жанра наиболее правомерно по отношению к тем жанрам, которые (по условиям своего возникновения и бытования) не несут на себе яркого отпечатка личности композитора. Или в которых общие свойства – отчётливо выраженные – явно преобладают над индивидуально-авторскими.

 

КАТЕГОРИИ СТИЛЯ. Иерархические уровни систем стиля.

 

 

Различают несколько категорий стиля:

 

- Стиль исторический (эпохальный), наиболее крупная категория стиля. Складывается на протяжении определённого отрезка времени – от 30-50 лет до целого столетия. Формируется под воздействием исторических событий (мирное или военное время), социальных и экономических факторов. Также учитывается влияние религиозной и философской мысли.

В музыке выделяют такие исторические стили как возрождение, барокко, классицизм, романтизм и модернизм и другие. В каждом стиле отражены положение общества и человека. Например, в эпоху барокко музыка развивается преимущественно в рамках церковного богослужения; классицизм воспевал разум и благородство человека; романтизм выражал разочарование в человеке и обществе, и как противопоставление – уход в сферу сказочного; модернизм – хаос современного бытия.

 

- Стиль национальный, который выражает элементы, присущие данному народу, качества его менталитета.

 

- Стиль композиторской школы (группа композиторов, проповедников, исполнительский стиль какого-либо региона, области или объединения). Для того чтобы оформился стиль композиторской школы, необходима общая идея и цель. Помимо общей задачи, можно выделить и общий подход, общность композиционных и исполнительских средств.

 

- Стиль композитора (индивидуальный стиль одного автора), отличается набором определённых интонаций, попевок, мотивов, присущих данному автору. Это композиторская «привычка» строить мелодию. Также это гармонический язык, у некоторых композиторов сложный и развитый, у других – простой и безыскусный (комплекс характерных гармонических оборотов обычно позволяет узнавать стиль композитора); манера работать с ритмами (определённые ритмоформулы, присущие большинству сочинений).

Музыковеды, рассматривающие стиль одного композитора, нередко прибегают к фразе «стилевая константа», подразумевая комплекс постоянных, стабильных элементов, переходящих из одного произведения в другое, – при том, что основная часть материала в каждом последующем произведении обновляется.

Так или иначе, в основе любой категории стиля (будь то индивидуальный композиторский стиль или стиль целой эпохи) находится мысль. Утрированно можно выразить это следующим образом: стиль равняется мысли композитора, и в то же время является способом выражать эту мысль. Стиль – это манера мыслить.

Перед тем как двигаться дальше, затрагивая частные случаи, проанализируем более подробно каждую из перечисленных выше категорий стиля.

* * *

 

Стиль исторический (эпохальный). Существует достаточно много стилей. Если рассматривать только исторический стиль (начиная со времени И. С. Баха – XVIII век, когда сформировалась тонально-гармоническая система), то уже можно выделить более пяти пластов. Ранее всего стали выделить стили эпох.

Первые стили отличались длинным временным отрезком: Возрождение заняло три века, Барокко – один век, Романтизм – один век (включая импрессионизм, как завершение данной эпохи). Затем, в ХХ веке параллельно существуют стилевые направления и тенденции – экспрессионизм, символизм и др. К середине столетия эти стилевые направления вылились в техники (минимализм, пуантилизм, алеаторика). У многих композиторов они индивидуальны, и в то же время, наблюдается их причудливое переплетение.

Характерно, что каждый последующий стиль занимал всё меньший отрезок времени – т.е., по мере приближения к нашему времени стили всё быстрее сменяли друг друга. Согласно наблюдениям современных музыковедов, в рамках одной лишь эстрадной культуры новые (или относительно новые, производные) стили сменяют друг друга каждые 2-3 года.

Это демонстрирует тот факт, что мысль современного человека стремительно меняется, не находя ничего стабильного, достойного полноценного внимания. Его интерес перескакивает с одной идеи на другую, которые порой достаточно далеки друг от друга. Следует также учесть, что с момента появления интернета из отдалённых частей света в европейское общество хлынули восточные религии, языческие культы (наибольший ущерб нанесли африканские), оккультные идеи самопознания и самоусовершенствования.

Итак, в большинстве случаев определённому историческому отрезку соответствует стиль в искусстве, выраженный набором определённых признаков, композиционных техник и методов. Рассматривая в музыке историко-эпохальный стиль, можно выделить Классицизм или Романтизм. Но есть эпохи, где сложно выделить общий стиль – более характерны Барокко и ХХ век.

Например, у Баха (представителя Барокко) сохранились отголоски прошлого – мадригал, мотет, месса, пассионы – жанры, которые сформировались в эпоху Возрождения, и даже более ранние. К примеру, месса появилась ещё в Средневековье, но была ещё одноголосной, сходной с григорианским хоралом. Далее, в период Возрождения месса облеклась в многоголосие, полифонизировалась. И наконец, у Баха предстала в совершенном своём виде.

Но у того же Баха есть и инструментальные концерты, сюиты – здесь представлен совершенно другой стиль, расцветший в период Классицизма. Бах синтезировал в своём творчестве всё, что было до него, и в его время. Он предвосхитил стили будущего (клавесинные Голдберговские вариации – «лаборатория стилей»): гармонию и мелодизм Италии, виртуозность французских клавесинистов, полифонию и глубину немцев. В церковных жанрах он отразил достижения оперы – номера сольных арий; в сюитах (цикл из народных танцев разных стран) перетрансформировал содержание танцевальной жиги в благородную музыку; вобрал все достижения фольклора (на то время мало отличимого от других видов музыки).

Если охватить эпоху Барокко шире, то здесь сосуществуют рядом религиозная музыка (месса) и светская музыка (опера, которая появилась ровно в 1600 году).

В ХХ веке картина ещё более разнообразная. В начале века ещё существуют остаточные явления позднего романтизма, но уже появился веризм, импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм. Поэтому нельзя говорить «стиль ХХ века», т.к. в его рамках сосуществовало много стилей. Появилась даже игра слов «стиль эпохи» и «эпоха стилей» (как ХХ век). В том случае, когда стили быстро сменяли друг друга, не сформировавшись, говорят «стилистические тенденции».

В творчестве авангардных композиторов часто общепринятые композиционные приёмы сменяются искусственными техниками, изобретёнными конкретно для данного произведения. Сегодня модно называть произведение «индивидуальным проектом», в процессе создания которого композитор не прибегает к новым техникам; вся новизна состоит в том, как он выберет и соединит старые техники.

 

 

Стиль национальный. Нация (nation) – народ, который образует историческое единство, связан в языковом и мыслительном отношениях. Это народ, образованный в государство, уважаемый другими государствами. Народ обладает своим менталитетом, традицией, стилем – это лишь одна часть традиции, но наиболее важная. Национальный стиль перекликается с эпохальным и индивидуальным стилями. Важно, что в нём проявляется менталитет народа, его мироощущение. Национальный дух и душа (манера речи, характер нации и прочее) всегда отражается в музыке, причём не только музыкальными средствами, присущими фольклору.

 

Музыковеды выделяют четыре уровня национального:

1. Фольклор сам по себе, как область музыки, духовное наследие

2. Духовная религиозная музыка, также отражающая мысль народа

3. Область городской бытовой музыки (романсы, танцы и т.п.)

4. Профессиональная, композиторская музыка, созданная по мотивам фольклорного творчества. В данном случае именно композитор, выявляя и претворяя специфические черты национального в музыке, делает это очевидным для общества, выводит национальное на международный уровень.

В академических произведениях подобного рода явно ощущается использование национальных элементов (лады, мелизмы, мелодические попевки, ритмические формулы и т.д.). Но жанры и формы этих произведений часто классические, вненациональные, заимствованные у других композиторов. Ещё одна черта – использование полного симфонического оркестра (изобретённого общими европейскими усилиями, и не используемого в фольклоре).

Музыковедением рекомендуется в некоторых случаях использовать фразу «национальный элемент», а не «национальный стиль». При анализе произведения следует чётко различать приёмы претворения фольклора:

- имитация;

- цитата;

- трансформация;

- ассимиляций (общее подражание национальному стилю).

 

Следует отметить, что неофольклоризм (наследие ХХ века) уже не есть адаптация фольклора. Это совсем новое отношение к фольклору – его элементы сильно трансформируются в контексте современных техник; если даже мелодия используется целиком, то её трудно узнать.

Например, мелодия может быть разбросана в музыкальный ткани, подобно отдельным точкам (пуантилизм), или вплетена в контекст минималистического сопровождения. Сложнее всего поддаётся анализу народная мелодия, или народные мотивы, которые представлены сложными полифоническими техниками.

 

 

Стиль композиторской школы – отмечен наличием общих черт, которые объединяют группу личностей, работающих в определённый интервал времени и в одном регионе, в общих исторических условиях (конкретный пример – венская классическая школа). Выделим некоторые из условий:

1. Общее мировоззрение, концепция.

2. Общий круг художественных образов.

3. Общий круг выразительных средств, необходимых для воплощения этих идей.

Во время Советского Союза общая идея диктовалась извне для всех стран, т.е. композиторы не мыслили едино, и термин «композиторская школа» здесь можно применять лишь условно.

С понятием «композиторская школа» связан термин «композиторское направление» – движение, куда направлены интересы многих композиторов, без учета национальных и региональных факторов. Например, классическая школа развивалась в Вене, но эхо классицизма прошло по многим странам Европы (в России её представители Бортнянский и Березовский); затем волна романизма, которая также накрыла всю Европу и Россию (а позже и Штаты).

В ХХ столетии – это две волны авангарда, где общей чертой стала ломка традиций. Во второй половине века иногда выделяют «новое направление» или «третье направление», которое характеризуется сочинениями в смешанном, облегчённом стиле. Здесь сочетается три крупных стиля – классический, джаз и эстрада.

У некоторых композиторов (особенно советских) есть стилевое притяжение – т.е. подражание какому-либо другому композитору, продолжение его идей, тяготение к нему «душой».

 

Отметим, что по аналогии со стилем композиторской школой, можно выделить и стиль исполнительской школы (например, стиль игры или пения в данном объединении), стиль звукозаписывающей школы (технические признаки определённой студийной группы). Также это может быть стиль какой-либо школы проповедников, обусловленный, например, определённым методом обучения и составом преподавателей на курсах в данном регионе, или тем, что представители молодого поколения подражают опытным братьям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...