уроков на повышение знаний учащихся 7 класса
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Констатирующий эксперимент С целью проверки знаний у учащихся за первую и вторую четверть проводилась полугодовая контрольная работа в 7 «Б» и 7 «В» классах Ординской средней общеобразовательной школе. В 7 «Б» контрольную работу писали 23 ученика [приложение 3] Ответы учеников показали следующие результаты:
В 7 «В» контрольную работу выполняли 21 ученик [приложение 4] Ответы учащихся дали следующие результаты:
Сравнивая результаты контрольных работ двух классов, видим, что уровень качества знаний практически на одном уровне. Ученики хорошо овладели темами, прошедшими за первую и вторую четверть. Но все же уровень качества знаний в 7 «Б» классе чуть выше, чем в 7 «В» классе. Выбираем экспериментальный и контрольный класс. Экспериментальным будет 7 «Б», а контрольным 7 «В» Формирующий эксперимент Формирующий эксперимент состоял из трех зачетных уроков. Зачетные уроки проводились в экспериментальном классе (7«Б»). В контрольном классе (7«В») были проведены только контрольные работы, взятые из зачетных уроков. Первый зачетный урок Тема: «Степень с натуральным показателем» [приложение 5] Ученики должны знать: свойства степеней, определения по данной теме, действия со степенями; уметь: применять свойства степеней на конкретных примерах. Зачетную работу выполняли 23 ученика. Проводился в 4 этапа: - опрос по билету (мини – экзамен); - математический диктант; - устный счет; - контрольная работа. На первом этапе зачетного урока у ребят был мини – экзамен (опрос по билету) по вопросам: умножении степеней с одинаковыми основаниями, делении степеней с одинаковыми основаниями, возведении степени в степень, возведении произведения в степень, возведении дроби в степень, нулевая степень. Можно сделать вывод, что из 23 учеников с этим этапом справились все:
Вторым этапом зачетного урока был математический диктант по теме «Степень с натуральным показателем». Здесь ученики должны были дать определения терминам по данной теме и написать основные формулы свойств степени. Ответы учеников показали следующие результаты:
Можно сделать вывод о том, что ученики хорошо знают формулы, но плохо знают определения терминов по теме. [Приложение 6]
Третьим этапом урока был устный счет с применением математических формул по теме «Степень с натуральным показателем» в примерах. Ответы учеников показали следующие результаты:
Можно сделать вывод о том, что ученики хорошо знают формулы и могут применять их на практике. [Приложение 7] И последним этапом зачетного урока была контрольная работа. Контрольная работа проверила знания по всей теме. За контрольную работу было получено:
У многих учеников были затруднения в таких заданиях как: упростите выражение и вычислите пример, используя свойства степени, путают свойства степени (вместо сложения – умножение и т.п.). [Приложение 8] В 7 «В» вместо зачетного урока проводилась только контрольная работа, такая же, как и в 7 «Б». После проверки контрольной работы были получены следующие результаты:
Трудности в контрольной работе вызвали такие номера, как: упростить выражение, упростите выражение и вычислите пример, используя свойства степени. Путают свойства степени (вместо сложения – умножение и т.п.). [Приложение 9] Данный анализ зачетного урока показал, что теоретический материал учащимися по данной теме усвоен хорошо. Практическая часть вызвала затруднение у многих учащихся. В связи с этим учителю рекомендуется провести определенную работу по отработке и коррекции знаний учащихся, и обратить внимание на некоторые ее моменты, а именно: - закрепить свойства степени; - сокращение алгебраических дробей; - повторить действия над числами. Таким образом, данный зачетный урок показал высокий уровень знаний теоретического и практического материала учащихся, выявил недочеты в работе по определенным моментам и определил пути их устранения. Второй зачетный урок Зачетный урок проводился в 7 «Б» классе средней общеобразовательной школе. Учитель математики Поспелова Людмила Ивановна. Тема: «Многочлены» [Приложение 10] Ученики должны знать: формулы сокращенного умножения, определения по данной теме, действия с многочленами; уметь: применять формулы сокращенного умножения на конкретных примерах. Зачетную работу выполняли 23 ученика. Зачетный урок занимал по времени 2 часа. Проводился в 4 этапа: - опрос по билету (мини – экзамен); - словарный диктант; - тест; - контрольная работа. На первом этапе зачетного урока у ребят был мини – экзамен (опрос по билету), по вопросам: сложение и вычитание многочленов; умножение многочлена на одночлен; умножение многочлена на многочлен; формулы сокращенного умножения; деление многочлена на одночлен; разложение многочлена на одночлен; вынесение общего множителя за скобки; способы группировки; разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения; сокращение алгебраических дробей. Можно сделать вывод, что из 23 человек с этим этапом справились все:
Вторым этапам урока был словарный диктант по математическим терминам связанных с темой «Многочлены». С этим заданием справились все ученики. При проверке словарного диктанта был получен 100% результат. Все ученики написали на отметку «5».
На следующем этапе урока ученики решали тест. Тест дал такие результаты:
Большинство учеников не справились с таким заданием как, сокращение дроби с использованием формул сокращенного умножения. [Приложение 11] И последним этапом зачетного урока была контрольная работа. Контрольная работа проверила знания по всей теме. За контрольную работу было получено:
У многих учеников были затруднения в таких заданиях, как: вычислите дробь, используя формулу разности квадратов и решение уравнения. То есть ученики не могут применить формулы на конкретных примерах, так же упускают знаки или буквы. [Приложение 12] В 7 «В» вместо зачетного урока проводилась только контрольная работа, такая же, как и в 7 «Б». После проверки контрольной работы были получены следующие результаты:
Трудности в контрольной работе вызвали такие номера, как: вычислите дробь, используя формулу разности квадратов, решение уравнения и доказательство тождеств. Не внимательность, упускают знаки или буквы. [Приложение 13] Данный анализ зачетного урока показал, что теоретический материал учащимися по данной теме усвоен хорошо. Практическая часть вызвала затруднение у многих учащихся. В связи с этим учителю рекомендуется провести определенную работу по отработке и коррекции знаний учащихся, и обратить внимание на некоторые ее моменты, а именно: - закрепить формулы сокращенного умножения; - сокращение алгебраических дробей; - повторить действия над числами. Таким образом, данный зачетный урок показал высокий уровень знаний теоретического и практического материала учащихся, выявил недочеты в работе по определенным моментам и определил пути их устранения.
Третий зачетный урок Зачетный урок проводился в 7 «Б» классе средней общеобразовательной школе. Учитель математики Поспелова Людмила Ивановна. Тема: «Линейная функция» [Приложение 14] Ученики должны знать: определения по данной теме, расположение четвертей на координатной плоскости; уметь: строить графики, выражать переменные. Зачетную работу выполняли 22 ученика. Зачетный урок занимал по времени 2 часа. Проводился в 3 этапа: - опрос по билету (мини – экзамен); - устный счет; - контрольная работа. На первом этапе зачетного урока у ребят был мини – экзамен (опрос по билету), по вопросам: координатная прямая; координатная плоскость; линейное уравнение с одной переменной; количество корней уравнения; линейное уравнение с двумя переменными; график линейного уравнения с двумя переменными; линейная функция и ее график; прямая пропорциональность и ее график. Результаты получились следующие:
Вторым этапам урока был устный счет. При проверке устного счета были получены следующие результаты:
Большинство ошибок было допущено в задании выражение одной переменной через другую. [Приложение 15] И последним этапом зачетного урока была контрольная работа. Контрольная работа проверила знания по всей теме. За контрольную работу было получено:
У многих учеников были затруднения в таких заданиях, как: найдите наибольшее и наименьшее значения линейной функции; найдите точку пересечения графиков линейных уравнений. [Приложение 16] В 7 «В» вместо зачетного урока проводилась только контрольная работа, такая же, как и в 7 «Б». После проверки контрольной работы были получены следующие результаты:
Трудности в контрольной работе вызвали такие номера, как: найдите наибольшее и наименьшее значения линейной функции; найдите точку пересечения графиков линейных уравнений и построение графиков. [Приложение 17] Данный анализ зачетного урока показал, что теоретический и практический материал по данной теме учениками усвоен хорошо. Учителю нужно еще работать над заданиями на построение графиков, пересечение графиков, нахождение наибольших и наименьших значений функции. Таким образом, данный зачетный урок показал высокий уровень знаний теоретического и практического материала учащимися, выявил недочеты в работе по определенным моментам и определил пути их устранения.
Контрольный эксперимент С целью проверки знаний у учащихся за первую, вторую и третью четверть проводилась итоговая контрольная работа в 7 «Б» и 7 «В» классах Ординской средней общеобразовательной школе. [Приложение 18] Контрольная работа показала следующие результаты: В 7 «Б» писало 23 ученика. [Приложение 19] Результаты получились следующие:
В 7 «В» писало 21 ученика. [Приложение 20] Результаты показали следующее:
Сравнивая результаты итоговых контрольных работ экспериментального и контрольного классов, видим, что уровень качества знаний у экспериментального класса выше, чем у контрольного класса. Ученики экспериментального класса, с которыми проводились зачетные уроки, справились с итоговой контрольной работой лучше. Ученики меньше допускали ошибок в контрольной работе по вопросам темы, которых входили в зачетные уроки. Значит, поставленная гипотеза подтвердилась. Зачетные уроки влияют на повышение качества знаний учащихся по математики. Заключение
В последние годы в теории и практике обучения математике вопрос об использовании зачетной системы в оценке уровня усвоения знаний становится все более актуальным. Чаще рассматривается возможность применения зачета только при обучении старшеклассников. Однако, как показывают наблюдения работы, использование зачетной системы должно включать в работу педагога с первых шагов систематического изучения математики. Главной фигурой процесса обучения является личность ученика, так как переход к зачетной системе невозможен без его активного участия. Чтобы процесс изучения математики проходил осознанно, для этого необходимо: - переходить от конкретного к абстрактному; - ставить и решать задачу выработки навыков и достижения необходимого уровня владения или вполне осознанными приемами; - учить размышлению и рассуждению; - проявлять постоянное внимание к течению математической мысли учащихся; - поощрять индивидуальные способы выражения мысли учащихся, даже пусть не всегда точные; - побуждать учащихся к собственным формулировкам и выводам; - отдавать предпочтение точности и результативности математических вычислений; - избегать перехода к изучению новых тем при наличии пробелов в ранее изученных. Важным моментом зачетной системы является свободное оперирование полученными знаниями, что достигается в результате блокового изучения теоретического и практического материала. Применение зачетной системы контроля выявила ряд положительных моментов для эффективного достижения положительных результатов обучения, а именно: - позволяет проверить знания при завершении изучения темы, когда новая информация усвоена и ученики установили взаимные связи и отношения между рассмотренными вопросами; - имеет возможность продемонстрировать результаты усвоения темы в целом, показать, на сколько осмысленно и систематично овладели они изученным материалом; - позволяет разносторонне проверить математическую подготовку учащихся; - помогает вести строгий учет знаний и умений каждого ученика, выявляя пробелы в его подготовке. Этому способствовало проведение разнообразных форм проверки, позволяющих проверить глубину знаний. Таким образом, конечной целью зачетной системы является достижение всеми учащимися уровня программных требований по математической подготовке и обеспечение дальнейшего их развития, активизация учащихся на протяжении всех уроков и осуществление контроля и учета знаний, умений и навыков. Это влияет на дальнейшее обучение: в том числе сдачу экзаменов. Зачетная система доказала свою актуальность как одна из форм проверки знаний, умений и навыков. Гипотеза, использование зачетной формы контроля учебных достижений школьников в данной предметной области, положительно сказывается на качестве знаний в данной предметной области, подтвердилась. Список литературы 1. Бабинский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К. Бабинский – М.: 1981. – 281 с. 2. Бантова, Н.А. Методика преподавания математики: учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / Н.А. Бантова, Т.В. Бельтюкова; под ред. М.А. Бантовой. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с. 3. Берсенова, Т.А. Зачетные формы организации контроля знаний старшеклассников.// Математика в школе / Т.А. Берсенова – 1988. – №6. – с.21 – 24 4. Глейзер, Г.Д. Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. Для учителей / Г.Д. Глейзер – М.: Просвещение, 1989. – 240 с. 5. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. Кн. для учителя: из опыта работы / Я.И. Груденов – М.: Просвещение, 1990. – 147 с. 6. Звавич, Л.И. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / Л.И. Звавич – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 159 с. 7. Иванов О. Уроки – зачеты в 5 классе./ Математика. – 1998. – №18. – с. 13–14 8. Кметюк, С.В. Нестандартные формы закрепления знаний. // Математика в школе / С.В Кметюк – 1993. –№4. – с. 28– 30 9. Кожабаев, К.Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе: Кн. Для учителя / К.Г. Кожабаев – М.: Просвещение, 1988. – 80 с. 10. Крамор, В.С. О совершенствовании методов обучения математике. Пособие для учителей / В.С. Крамор – М.: Просвещение, 1988. – 160 с. 11. Манвелов, С. Современный урок математики: основы методики преподавания // Математика в школе / С. Манвелов – 1998. –№41. – с.13 – 16 12. Мордкович, А.Г. Контрольные работы по алгебре 7 класс / А.Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 1997. – 64 с. 13. Новые области применения математики / Д.Х. Пайтхилл и др.; под ред. Дж. Пайтхилла, пер. с англ. А.Ф. Якубова. – Мн.: Высшая школа, 2000. – 490с. 14. Оганесян, В.А. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. Пособие для студентов физ.– мат. фак. пед. ин–тов. / В.А. Оганесян, Ю.М. Комегин – М.: Просвещение, 1980.–160с. 15. Ожерельев, Д. Зачеты по алгебре в 7 классе. / Д. Ожерельев – Математика – 2000 – №24 – с. 17-20 16. Письмо Мин. общего и проф. образования от 19.11.98 17. Программы для общеобразовательных учреждений. Математика – М.: Просвещение, 1996 18. Скаткин, Л.Н. Методы начального обучения математике / Л.Н. Скаткин – М.: Просвещение, 2005. – 276с. 19. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 512с. 20. Сорокин, Н.А. Дидактика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Н.А. Сорокин – М.: Просвещение, 1994. – 222с. 21. Стефанов, Н.Л. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / Н.Л. Стефанов, Н.С. Подходов – М.: Дрофа, 2005. – с. 154 – 156 22. Тесты. Математика. 5–11 кл. М.: «Олимп», «Издательство Апрель», 1999. – 432с. 23. Яковлев, Н.М. Методика и техника урока в школе. В помощь начинающему учителю. Изд. 2-е доп. и переработ / Н.М. Яковлев – М.: Просвещение, 1970. – 286с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|