Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности воздействия на отдельные стороны личности осужденного с целью его исправления
Содержание
Задание 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера. Укажите, для решения каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствования, существующие в отечественной или зарубежной юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологии Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности воздействия на отдельные стороны личности осужденного с целью его исправления Список использованной литературы
Задание 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера. Укажите, для решения, каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствования, существующие в отечественной или зарубежной юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологи Одним из направлений творческой и экспериментальной психологии, основывающимся на схеме S-R (стимул-реакция) являются бихевиоральные теории личности. Они отличаются особым вниманием к построению экспериментальной процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом бихевиоральной теории личности являются процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением [8].
Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Работы Скиннера, который выдвинул теорию оперантного бихевиоризма, наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. Скиннер отвергал идею о внутренних «автономных» факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения. Рецепция юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера возможна в аспекте анализа причин девиантного и делинквентного поведения. Нередко асоциальное поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Особенно это касается детей, подростков, выходцев из неблагополучных семей и учреждений интернатного типа. При этом в исследованиях юридической психологии часто решается вопрос, чем предопределено такое поведение: наследственными факторами или социальным окружением. Если ссылаться на теорию личности Скиннера, то ответ однозначен - среда, предопределяет и подкрепляет поведение. Для разрешения социальных проблем общества, Б. Скиннером была выдвинута задача создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей [3]. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Данный контроль на сегодняшний день осуществляется в рамках работы с условно - осужденными и людьми, находящимися в исправительных учреждениях.
Также согласно Скиннеру, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом понять личность), нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Скиннером был сформулирован принцип оперантного обусловливания, согласно которому «поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными - живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем» [1]. Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям. Человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий, чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека. Данный факт, также находит свое отражение в юридической психологии, на этом принципе построена система наказаний за деяния, в том числе в аспекте лишения свободы, однако нельзя сказать, что действие принципа Скиннера 100%, так как если бы он был абсолютно эффективен, не было бы повторно осужденных и оступившихся людей (рецидивистов). Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности воздействия на отдельные стороны личности осужденного с целью его исправления юридический психология осужденный акцентуированный Исследование индивидуальных особенностей людей является чуть ли не основной задачей психологической науки. Стремясь к пониманию этого явления, учеными выделялись и описывались типы психологических обликов людей, объединяемые общими устойчивыми чертами психического склада и поведения, типами характера. В современной интерпретации все проявления индивидуальности - от свойств нервной системы до способов самореализации принято считать психотипом. Из большого числа психологических черт, качеств, жизненных приоритетов и способностей у каждого человека некоторые являются ведущими, доминирующими, определяющими цели, мотивы действий, образ потребного будущего. Это и есть типологические черты, форма психической жизни [2].
Психотип определяет предназначение человека, его функцию, сферу деятельности. Каждому психотипу присущи свои типологические черты: особенности чувств, настроения, паттерны эмоций, способности, интересы, жизненные ориентиры, форма психологической защиты, внутреннего планирования, комфортные и дискомфортные психологические состояния [6]. Среди психических аномалий патологического характера следует выделить акцентуации характера. Впервые понятие «акцентуации» (гипертрофированной выраженности отдельных черт характера) было введено немецким психологом и психиатром Карлом Леонгардом [4]. Помимо К. Леонгардта акцентуированным личностям посвятили свое внимание такие исследователи как П. Б. Ганнушкин, А. Е. Личко. Синтезировав представления выше обозначенных исследователей, можно выделить следующие акцентуированные типы: . Шизоид (сверхпогруженность в себя). Для представителей данного типа характерны предельно развитые аналитические способности и слабо развитые коммуникативные. Людей - шизоидов отличает мрачность, пессимизм, нелюдимость, погруженность в свои мысли и личное мировосприятие. Эмоциональная холодность, сочетается с богатством внутреннего мира, самодостаточностью, независимостью мнения. Представители данного типа сложно идут на контакт и неспособны к эффективной деятельности в условиях ограниченного времени. . Истероид (сверхдемонстративность). Для представителей данного типа характерны сильно развитые актерские способности, постоянное упорное стремление к самоутверждению в глазах окружающих. У них крайне развито воображение и жажда внимания, эпатаж во всех сферах деятельности и конфликтность. Склонны к интригам и лживости. Эмоционально черствы и не любят физический труд
. Эпилептоид (сверхимпульсивность). Для представителей данного типа характерны сильно развитые волевые характеристики и стремление доминировать как базовое. Отличаются болезненным восприятием критики и мстительностью. Способны к оперативному реагированию. При этом коммуникативные способности средние, а способности к планированию деятельности слабые. . Параноид (склонность к формированию сверхценных идей). Для представителей данного типа характерны предельно развитые волевые характеристики, четкое позиционирование окружающих на чужих и своих. Фиксируются на одной ценности, за счет игнорирования всего остального. Склонны к навязыванию своей точки зрения. Отличаются бескомпромиссностью, фанатичностью, жертвенностью, конфликтностью. . Застревающий (деятельностная сверхконцентрация). Для представителей данного типа характерны аналитический тип ума, дисциплинированность, пунктуальность, предельные способности к алгоритмизации действий, при слабой переключаемости внимания. . Сензитив (сверхчувствительность). Для представителей данного типа характерны предельно развитые эмоциональные характеристики. Отличаются чувственностью и чувствительностью, не конфликтностью, скромны и корректны. Периодически склонны к деструктивному поведению (гиперкомпенсации), имеют проблемы волевой регуляции. . Гипертим (сверхконцентрация вовне). Для представителей данного типа характерны предельно развитые экстравертные характеристики и высокоразвитые коммуникативные способности. Гипертимы отличаются повышенной активностью, оптимизмом, авантюризмом, являются прекрасными генераторами идей. Предельные способности к эффективной деятельности в условиях ограниченного времени граничат со слабой адаптированностью к монотонной деятельности. . Гипотим, дистим, астеноневротик (низкая энергетическая сбалансированность) - сложный психологический тип, характеризующийся раздражительностью, пессимизмом, склонностью к ипохондрии, неверием в себя. В целом данный тип выступает противоположностью гипертима. . Циклоид (цикличность). Для представителей данного типа характерны смены фаз гипертимности и гипотимности, болезненное стремление к независимости, цинизм, рациональность, эмоциональная неразвитость. . Психостеноид (сверхзависимость). Для представителей данного типа характерны повышенная застенчивость, чрезмерная чувствительность, мнительность. Психостеноиды бесконфликтны, имеют слабовыраженные волевые характеристики, слабую автономность. Тип представлен тревожно-боязливыми личностями.
Работая с осужденными, в целях их исправления, важно знать особенности каждого психотипа, для обоснованного выбора методов воздействия. Сегодня в исправительных учреждениях применяется целый ряд методов. Особое место занимает метод убеждения. Реализация данного метода осуществляется в ходе индивидуальных бесед. Индивидуальные беседы направлены на разъяснение того факта, что цели действия администрации исправительного учреждения совпадают с собственными интересами осужденных, в аспекте обеспечения переходного жизненного периода [5]. В ходе таких бесед специалист должен пробудить у осужденного чувство совести и стыда, создать отрицательное отношение осужденного к его прошлому поведению, которое, в конечном итоге, привело его к совершению преступления. Отсутствие таких бесед не позволит создать нового мировоозрения, нового отношения к жизни. Применение метода беседы целесообразно для представителей всех психотипов особенно для истероидов, гипотимов, циклоидов. Наряду с методом убеждения в исправительных учреждениях должен применяться метод регулирования психических общений. Он направлен на оптимизацию общения осужденного с работниками колонии, с другими осужденными, с родными ему людьми. Воспитательное воздействие существенно дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданами общества. Колоссальное исправительное значение имеет осуществление контакта осужденного с семьей, который способствует изменению его отрицательных психических состояний, выработке у него положительных качеств. Большая роль в эффективном осуществлении данного контакта принадлежит психологам исправительного учреждения, которые перед свиданием информируют родственников о тех изменениях, которые произошли в психологии осужденного, о возможных путях укрепления в нем положительных интересов, качеств, тактично подсказывают наиболее целесообразную линию их поведения при свидании для максимально возможного достижения воспитательных целей [7]. Применение данного метода особенно эффективно с представителями следующих психотипов: сензитивы, психостеноиды. Важное место в работе с осужденными занимает метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбираемая информация, поступающая к осужденным, должна способствовать восполнению их социального опыта, получению и переработке ими сведений, которые они раньше не получали. Таким образом, применение совокупности методов воздействия, условий режима, труда, должно учитывать конкретные особенности личности осужденного, для обеспечения действенности процесса перевоспитания. Список использованной литературы 1. Аминов И.И. Психологический практикум. Учебное пособие. - М.: Академия, 2001. - 215 с. . Андрюшин Г.Д. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД (часть особенная): Учебно-методическое пособие. - Орел: Символ, 1997. - 254 с. . Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология: Учебник. - Харьков, 2002. - 368 с. . Еникеев М.И. Юридическая психология. - М.: Юристъ, 2004. - 327 с. . Лабковская Е.Б. Общая психология. - СПб.: СПбГУ, 2000. - 311 с. . Психология// Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2004. - 584с. . Романов В.В. Юридическая психология. - М.: Юристъ, 2003. - 326 с. . Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. - М.: Академия, 2000. - 268 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|